Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетн6ое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12 имени В.Г. Распутина "
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМС от 30 августа 2019г Руководитель ШМС Журихина И.В._______ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по истории
для учащихся 5 классов на 2019-2020 учебный год
«Граждановедение»
г. Братск 2019
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2016. – 111с, в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель и задачи программы.
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Формы и режим занятий.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
-Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
-Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ.
-Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
-Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Условия и ресурсы реализации программы.
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» можно выделить несколько этапов:
знакомство школьников с темой занятия;
выполнение заданий, создание собственных продуктов;
обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, чтение, просмотр кинофильма, видеофильма, телефильма, презентации;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; изготовление поделок, выполнение проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Календарно – тематическое планирование
5 класс.
№ п/п | Тема | Содержание деятельности | Оборудование и инструменты урока | Дата |
Тема «Я – ученик» - 3 часа |
1 | Я - пятиклассник! | Тренинг | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
2 | Мои права и обязанности | Час общения | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
3 | Я в школе, я – дома, я – среди людей | Ролевая игра | ПК, слайды, тетрадь, карандаши, альбом | |
Тема «Моя семья» - 7 часов |
4 | Я один из рода | Беседа | Альбом, цветные карандаши | |
5-6 | Моя родословная | Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи. | Фотографии, альбом, ножницы, клей, цветные карандаши | |
7 | Я и моё имя | | ПК, слайды, тетрадь, ручки | |
8 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом | | ПК, слайды, тетрадь, ручки, карандаши, альбом | |
9 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью | Беседа | ПК, слайды, тетрадь, ручки | |
10 | Семейные праздники | Сюжетно – ролевая игра | ПК, слайды, тетрадь, ручки | |
Тема «Правила дорожного движения» - 2 часа |
11 | ПДД знать каждому положено | Викторина, просмотр презентации | ПК, проектор, презентации | |
12 | Элементы улиц и дорог | Беседа с просмотром презентации | ПК, проектор, презентации | |
Тема «Моя Родина» - 8 часов |
13 | Моя страна. Гордость моей страны | | ПК, проектор, презентации | |
14 | Символы государства | | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
15-16 | Москва – столица Родины | Заочное путешествие | ПК, проектор, презентации | |
17-18 | Историческая столица страны город Санкт- Петербург | Просмотр презентации | ПК, проектор, презентации | |
19-20 | Чем богат наш край | Просмотр презентации | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
Тема «Толерантность» - 5 часов |
21 | Доброта в стихах | Чтение, инсценирование отрывков | Костюмы из школьного театра | |
22 | Давайте жить дружно | Беседа по правилам поведения в школе | ПК, слайды | |
23 | Как мы разрешаем конфликты | Анкетирование | Блокнот, ручка | |
24 | Учимся сотрудничать | | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
25 | Культура разных народов мира | Просмотр презентации | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
Тема «Выбор профессии»-2 часа |
26 | Чем пахнут ремёсла | Беседа | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
27 | Кем я хочу быть | Рисование на тему «Моя будущая профессия» | Альбом, краски, кисти | |
Тема «Моё здоровье» - 2 часа |
28 | Если хочешь быть здоров! | Беседа | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
29 | Здоровые и вредные привычки. | Просмотр презентации | ПК, слайды | |
Тема «Я – Гражданин России» - 5 часов |
30 | За что я люблю Родину | Диспут | Блокнот, ручки | |
31 | Рисунки о России | Выставка рисунков | Альбом, краски, кисти | |
32 | Я – Гражданин России | | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
33-34 | Итоговое занятие. Коллективный рисунок «Я – Гражданин России | | Альбом, краски, кисти | |
Список учебно-методической литературы.
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л. Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок [Текст] / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www. ipkps. bsu. edu. ru
6. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О. Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О. Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.