СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я и география"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности "Я и география" для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я и география"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Орловская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

«Согласовано» и «Принято»

«Утверждаю»

на заседании МО учителей

на заседании педсовета

директор МКОУ

___________________________

протокол №______

«Орловская СОШ»

протокол №______

от «_____»____________ 2020___г.

_________ ФИО

от «_____»___________ 2020___г.


приказ №______

____________________


от «____»____________2020___г.

(подпись руководителя МО)















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я и география»

для обучающихся 5 а,б классов











Разработал:

учитель Власова Г.С.,ВКК









2020 год


Пояснительная записка


Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время.

Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.

Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.

Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.

Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Актуальность.


Изучение географии в школе позволяет сформировать комплекс, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволят обучающимся не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы «Я и география» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Занимательная география», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются: развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: различными картами, энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ.

Содержание программы курса «Я и география» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии и за его пределами



Общая характеристика курса


Программа курса внеурочной деятельности «Я и география» рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-го класса. Возраст учащихся: 11-12 лет. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.



Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности « Я и география»


В результате освоения внеурочного курса обучающиеся получат возможность научиться:

Личностные результаты освоения курса

  • осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

    • осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

    • уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

    • эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

    • патриотизму, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

    • уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и образ жизни других народов, проявлять толерантность;

    • быть готовым к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • овладевать на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам


Метапредметные результаты освоения программы:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

  • учиться планировать учебную деятельность на занятии.

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.

  • делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • слушать и понимать речь других.

  • выразительно читать и пересказывать текст.

  • вступать в беседу на занятии и в жизни.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням


Первый уровень результатов (получение школьниками социальнозначимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, почвовед, антрополог).

Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.


Формы контроля

Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:

  • тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль);

  • индивидуальные консультации (подготовка проекта, контроль с целью коррекции);

  • самостоятельное выполнение обучающимися проектных и творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);

  • участие в научно-практических конференциях, краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль);

  • участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль);

  • презентации и защита проектов учащихся на итоговой конференции (итоговый контроль).

  • самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для создания и защиты творческих, исследовательских проектных и творческих работ.















Содержание программы внеурочной деятельности

«Я и география»

1 час в неделю – 34 часа


Вводное занятие (1 час) 

Организация занятий внеурочной деятельности. Определение требований к учебной организации обучающихся в ходе реализации программы «Я и география».

Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа)

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. Карта – величайшее творение человечества. Имена на карте мира.

Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа)

История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности.

Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа)

Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности. Минералогия.

Тема 4. Голубая планета (5 часа)

Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. В мире падающей воды.

Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа)

Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.

Тема 6. Зеленая планета (4 часа)

Удивительные растения и животные. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Рекордсмены животного мира. Рекорды растительного мира. Красная Книга России и Ульяновской области. Крупные заповедники и охраняемые природные территории.

Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов)

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Тема 8. Чудеса России (3 часа) 

Знакомство с географическими чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Тема 9. Особо охраняемые природные территории Воронежской области (4 часа)

Хрипунская степь, Каменная степь

Озера: Лебяжье, Кременчуг, Погоново, Ильмень

Костёнки – Борщево

Река Усманка


Итоговое занятие (1 час)

Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной деятельности. Презентация лучших проектов.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел темы

Общее количество часов

Введение. Вводное занятие 1час

Карта – величайшее творение человечества 2часа

Карта – величайшее творение человека.

1

Имена на карте мира

1

Ориентирование на местности 2 часа

История изобретения компаса.

1

Способы ориентирования на местности.

1

Жизнь земной коры 3 часа

Вулканы и Землетрясения.

1

Рельеф своей местности

1

Минералогия.

1

Голубая планета 5 часов

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

1

Растительный и животный мир океанов и морей.

1

Тайны Мирового океана

1

Крупнейшие реки и озера Земли. Озера-диковинки.

1

В мире падающей воды.

1

Воздушное покрывало 4 часа

Современные методы изучения атмосферы.

1

Погода и ее капризы

1

Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления

1

Местные признаки и приметы для предсказания погоды.

1

Зеленая планета 3 часа


Удивительный и уникальный органический мир.

1

Рекордсмены органического мира.

1

Крупные заповедники и охраняемые природные территории.

1

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты 6 часов

Загадочный мир материков

1

Рекорды материков

1

Составления визитных карточек материков.

1

Океаны Земли в рубрике «самый».

1

Загадочный мир океанов.

1

Составление визитных карточек океанов.

1

Чудеса России 3 часа


Чудеса России – великие природные объекты страны.

1

Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми).

1

Визитные карточки, коллажи чудес России.

1

Особо охраняемые природные территории Воронежской области 4часа

Хрипунская степь, Каменная степь

1

Озера Лебяжье,Кременчуг, Погоново, Ильмень

1

Костёнки - Борщево

1

Река Усманка


Итоговое занятие

1

Презентация лучших проектов

1

Итого

34



Содержание курса с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности


Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

Тема 1. Карта – величайшее творение человечества.

Беседа, практикум. Знакомство с различными картами

Тема 2. Ориентирование на местности

Практикум

Тема 3. Жизнь земной коры

Беседы, виртуальные экскурсии, экскурсии

Тема 4. Голубая планета

Беседы, практикум, урок – загадка, виртуальные экскурсии

Тема 5. Воздушное покрывало

Беседы, сообщения

Тема 6. Зеленая планета

Беседы, виртуальные экскурсии

Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты

Беседы, виртуальные экскурсии, практикумы, урок - презентация

Тема 8. Чудеса России

Виртуальные путешествия, беседы, практикумы, подготовка проектов, изготовление лэпбуков

Тема 9. Особо охраняемые природные территории Воронежской области

Виртуальные экскурсии, экскурсии, составление коллажей, защита проектов

Календарно - тематическое планирование

5а класс

№ п/п

Раздел темы

Дата по плану

Дата факт.

Примеч.

1

Введение. Вводное занятие 1час


Карта – величайшее творение человечества 2часа

2

Карта – величайшее творение человека.




3

Имена на карте мира





Ориентирование на местности 2 часа

4

История изобретения компаса.




5

Способы ориентирования на местности.





Жизнь земной коры 3 часа

6

Вулканы и Землетрясения.




7

Рельеф своей местности




8

Минералогия.





Голубая планета 5 часов

9

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.




10

Растительный и животный мир океанов и морей.




11

Тайны Мирового океана




12

Крупнейшие реки и озера Земли. Озера-диковинки.




13

В мире падающей воды.





Воздушное покрывало 4 часа

14

Современные методы изучения атмосферы.




15

Погода и ее капризы




16

Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления




17

Местные признаки и приметы для предсказания погоды.





Зеленая планета 3 часа


18

Удивительный и уникальный органический мир.




19

Рекордсмены органического мира.




20

Крупные заповедники и охраняемые природные территории.





Путешествие по материкам и океанам.

Рекорды планеты 6 часов

21

Загадочный мир материков




22

Рекорды материков




23

Составления визитных карточек материков.




24

Океаны Земли в рубрике «самый».




25

Загадочный мир океанов.




26

Составление визитных карточек океанов.





Чудеса России 3 часа


27

Чудеса России – великие природные объекты страны.




28

Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми).




29

Визитные карточки, коллажи чудес России.





Особо охраняемые природные территории

Воронежской области 4часа

30

Хрипунская степь, Каменная степь




31

Озера Лебяжье,Кременчуг, Погоново, Ильмень




32

Костёнки - Борщево




33

Река Усманка




34

Итоговое занятие. Урок - презентация лучших проектов





Итого: 34 часа





Календарно - тематическое планирование

5 б класс

№ п/п

Раздел темы

Дата по плану

Дата факт.

Примеч.

1

Введение. Вводное занятие 1час


Карта – величайшее творение человечества 2часа

2

Карта – величайшее творение человека.




3

Имена на карте мира





Ориентирование на местности 2 часа

4

История изобретения компаса.




5

Способы ориентирования на местности.





Жизнь земной коры 3 часа

6

Вулканы и Землетрясения.




7

Рельеф своей местности




8

Минералогия.





Голубая планета 5 часов

9

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.




10

Растительный и животный мир океанов и морей.




11

Тайны Мирового океана




12

Крупнейшие реки и озера Земли. Озера-диковинки.




13

В мире падающей воды.





Воздушное покрывало 4 часа

14

Современные методы изучения атмосферы.




15

Погода и ее капризы




16

Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления




17

Местные признаки и приметы для предсказания погоды.





Зеленая планета 3 часа


18

Удивительный и уникальный органический мир.




19

Рекордсмены органического мира.




20

Крупные заповедники и охраняемые природные территории.





Путешествие по материкам и океанам.

Рекорды планеты 6 часов

21

Загадочный мир материков




22

Рекорды материков




23

Составления визитных карточек материков.




24

Океаны Земли в рубрике «самый».




25

Загадочный мир океанов.




26

Составление визитных карточек океанов.





Чудеса России 3 часа


27

Чудеса России – великие природные объекты страны.




28

Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми).




29

Визитные карточки, коллажи чудес России.





Особо охраняемые природные территории

Воронежской области 4часа

30

Хрипунская степь, Каменная степь




31

Озера Лебяжье, Кременчуг, Погоново, Ильмень




32

Костёнки - Борщево




33

Река Усманка




34

Итоговое занятие. Урок - презентация лучших проектов





Итого: 34 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!