ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Юный натуралист»
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Составитель: Омельченко А.А.,
учитель биологии высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2020 год
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): как любящий свой край и свое Отечество … осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Личностные результаты должны отражать:
«…формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».
Пояснительная записка.
Реализация элективного курса «Юный натуралист» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету «Биология» в 9 классах, а также в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» и основной образовательной программы МБОУ СШ №34. Рабочая программа курса, рецензированная в ФГПУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» О.А. Шестопаловой, кандидатом педагогических наук, учитывает требования ФГОС ООО и основные задачи развития образования в ХМАО-Югре.
Учебный процесс курса строится с учетом следующих методов обучения: информационно-коммуникационные, учебно-исследовательские, игровые. Использование в практике преподавания современных педагогических технологий (развитие критического мышления, создание диалогового пространства) предполагает активизацию школьников в процессе обучения, позволяя им проявлять инициативу, творческие способности, развивать речевую и диалоговую деятельность. Благодаря научно- исследовательской деятельности курс поможет сориентироваться в участии в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах.
Общая характеристика учебного курса.
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Необходимо научить обучающихся понимать себя и все что происходит вокруг, осознанно вести себя в природе и среди людей. В связи с этим возникает необходимость сделать учебную и воспитательную работу привлекательной для детей. Вот почему в данной программе наряду с учебным материалом удачно сочетается краеведческий материал, вызывающий познавательный интерес учащихся, а также исследовательская и практическая деятельность. Данная программа носит интегративный характер, она объединяет биологию и экологию. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы исследовательских работ. Программа рассчитана на обучающихся 9 класса.
Цель:
Вовлечение школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края.
Основные задачи курса:
Образовательные:
Ознакомление с видовым составом местной флоры и фауны окрестностей;
с редкими и исчезающими растениями и животными местности;
с правилами поведения в природе.
Расширение кругозора, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие:
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общения и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные:
Формирование экологического сознания и экологической культуры школьников;
Включение школьников в коллективную и индивидуальную деятельность
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса учебным планом МБОУ СШ №34 отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты изучения курса.
Изучение курса должно быть направлено на овладение учащимися следующих умений и навыков.
Обучающийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей - оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Личностные результаты обучения:
формирование познавательной мотивации- готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;
развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;
воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия.
Метапредметные результаты обучения:
формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности;
овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;
формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметными результатами являются:
формирование практических учебных действий: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;
развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);
понимание роли растений, животных, грибов и бактерий в биосфере как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества;
раскрытие средообразующего значения живых организмов при рассмотрении процессов их жизнедеятельности;
формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Формы организации деятельности обучащихся на занятиях:
Формы и методы, используемые в работе по программе курса:
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом), работа над проектами.
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Содержание элективного курса «Юный натуралист».
I Введение (1 ч)
Теоретическая часть:
Что изучает экология.
Практическая часть: Организация фенологических наблюдений. Создание электронного дневника фенологических наблюдений.
II Изучение флоры родного края ( 16 ч)
Теоретическая часть:
Правила поведения в природе. Редкие и исчезающие растения ХМАО-Югры. Растения хвойного леса. Распространенные растения Нижневартовского района . Водные и прибрежные растения. Анатомо-морфологические и биологические особенности водных и прибрежных растений. Флора болот. Болото как растительное сообщество. Народнохозяйственное значение болот. Заповедники ХМАО-Югры.
Практическая часть: Распознавание растений различных экологических групп на гербарии. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Сбор природного материала. Изготовление поделок из природного материала.
Уход за растениями в кабинете биологии. Черенкование комнатных растений. Хранение и систематизация гербария в кабинете биологии. Паспортизация комнатных растений. Составление и оформление экологических листовок.
Экскурсия в зимний сад ЦДТ.
III Изучение фауны родного края ( 12 ч)
Теоретическая часть:
Птицы темнохвойного леса. Приспособления к условиям обитания. Птицы болот и пресных водоемов. Приспособления к условиям обитания. Млекопитающие темнохвойного леса, болот и пресных водоемов.
Приспособления к условиям обитания. Земноводные и пресмыкающиеся Нижневартовского района. Приспособления к условиям обитания. Местная энтомофауна. Приспособления к условиям обитания. Местная ихтиофауна.
Практическая часть: Распознавание животных различных экологических групп на рисунках. Паспортизация природного материала кабинета биологии. Оформление витрин. Составление и оформление экологических листовок.
Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СШ №32
IV Работа над проектами ( 5 ч)
Выбор тем экологических проектов. Работа над проектами.
Знакомство с краеведческой литературой. Оформление презентаций. Консультации.
Тематическое планирование курса «Юный натуралист».
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во час | Основные виды деятельности |
план | факт |
1 | | | Техника безопасности. Противопожарная защита, охрана труда. Введение. Что изучает экология. Организация фенологических наблюдений. | 1ч | Создание электронного дневника фенологических наблюдений. |
2 | | | Правила поведения в природе. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных. | 1ч | Экскурсия в окрестности школы Сбор природного материала. |
3 | | | Изготовление поделок из природного материала | 1ч | Работа в группах, индивидуально. |
4 | | | Создание презентации «Правила поведения в природе» | 1ч | Работа в группах, индивидуально. |
5 | | | Хранение и систематизация гербария в кабинете биологии. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. |
6 | | | Паспортизация комнатных растений. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. |
7-8 | | | Экскурсия в зимний сад ЦДТ. | 2ч | Экскурсия. Творческий отчет о экскурсии |
9 | | | Уход за растениями в кабинете биологии. Выбор тем экологических проектов. | 1ч | Индивидуальные консультации. |
10 | | | Экологические викторины, ребусы, кроссворды. Знакомство с краеведческой литературой. | 1ч | Библиотечный урок. |
11 | | | Путешествие по заповедникам. Заповедники ХМАО-Югры. | 1ч | Просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов. Создание презентации. |
12 | | | Редкие и исчезающие растения ХМАО-Югры. | 1ч | Просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов. Оформление экологических листовок. |
13 | | | Растения хвойного леса. Распространенные растения нашей местности. | 1ч | Распознавание растений на гербарии. |
14 | | | Устройство светового цифрового и электронного микроскопа. Правила пользования световым и цифровым микроскопом. | 1ч | Приготовление микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом. |
15 | | | Водные и прибрежные растения. Анатомо-морфологические и биологические особенности водных и прибрежных растений. | 1ч | Распознавание растений на гербарии. |
16 | | | Работа над экологическими проектами. Уход за растениями в кабинете биологии. | 1ч | Индивидуальные консультации. |
17 | | | Составление и оформление экологических листовок. | 1ч | Работа в группах, индивидуально. |
18 | | | Флора болот. Болото как растительное сообщество. Народнохозяйственное значение болот. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание растений на гербарии. |
19 | | | Птицы темнохвойного леса. Приспособления к условиям обитания. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание на рисунках и в природе. |
20 | | | Птицы болот и пресных водоемов. Приспособления к условиям обитания. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание на рисунках и в природе. |
21-22 | | | Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СШ №32 | 2ч | Экскурсия. Творческий отчет о экскурсии. |
23 | | | Паспортизация природного материала кабинета биологии. | 1ч | Оформление витрин, стендов. |
24 | | | Млекопитающие темнохвойного леса, болот и пресных водоемов. Приспособления к условиям обитания. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание на рисунках и в природе. |
25 | | | Земноводные и пресмыкающиеся Нижневартовского района . Приспособления к условиям обитания. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание на рисунках и в природе. |
26 | | | Приготовление микропрепаратов. Работа над экологическими проектами. | 1ч | Приготовление микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом. Индивидуальные консультации. |
27 | | | Местная энтомофауна. Приспособления к условиям обитания. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание на рисунках и в природе. |
28 | | | Местная ихтиофауна. Приспособления к условиям обитания. | 1ч | Работа с биологической литературой, определителями. Распознавание на рисунках и в природе. |
29 | | | Уход за растениями в кабинете биологии. | 1ч | Черенкование комнатных растений. |
30 | | | Составление и оформление экологических листовок. | 1ч | Работа в группах, индивидуально. Отчетная выставка. |
31 | | | Работа над экологическими проектами. | 1ч | Индивидуальные консультации. Создание презентаций. |
32 | | | Работа над экологическими проектами. | 1ч | Работа в группах, индивидуально. Оформление презентаций. |
33 | | | Работа над экологическими проектами. | 1ч | Работа в группах, индивидуально. |
34 | | | Защита экологических проектов. | 1ч | Защита экологических проектов. |
| | | Итого | 34ч | |
Планируемые результаты изучения курса:
Обучающиеся научатся:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;
работать с определителями растений;
находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
оценивать свой ответ, свою работу а также работу одноклассников.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
сформировать положительную динамика социальной и творческой активности, подтверждаемую результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
ведению здорового образа жизни;
приобретут профориентационные знания в ходе эколого- краеведческой работы.
Формы организации контроля и оценки качества знаний:
1. Тестирование.
2. Занятия по контролю знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиады, викторины, конкурсы, конференции, интеллектуальная разминка).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Положительная динамика социальной и творческой активности, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:
Литература для учителя:
Н.П.Чернова «Основы экологии». М. «Дрофа». 2014.
Н.Ю. Мухина «Экосистемные экскурсии для учащихся 5-8 классов». Учебно- методическое пособие. Нижневартовск. 2014.
Е.С.Овечкина Е.Л.Шор «Полевые методы изучения экосистем Нижневартовского района. Учебно- методическое пособие. Нижневартовск. 2014.
Экологические игры и конкурсы. Методический сборник сценариев. Нижневартовск. 2016.
Литература для обучающихся:
Энциклопедия для детей. М. «Аванта +». 2000.
Рохлов В. «Занимательная ботаника». М. «АСТ-ПРЕССС». 2010.
Рохлов В. «Занимательная зоология». М. «АСТ-ПРЕССС». 2010.
Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. М. «Просвещение». 1996.
«Живой мир». Электронный учебник. Нижневартовск. 2014.
Дополнительная литература:
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2017.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.
5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2013.
8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 2015.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2013.