СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Юный натуралист»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): как любящий свой край и свое Отечество … осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Личностные результаты должны отражать:

«…формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

 

Пояснительная записка.

Реализация элективного курса «Юный натуралист» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету «Биология» в 9 классах, а также в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» и основной образовательной программы МБОУ СШ №34. Рабочая программа курса, рецензированная в ФГПУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»  О.А. Шестопаловой, кандидатом педагогических наук, учитывает требования ФГОС ООО и основные задачи развития образования в ХМАО-Югре.

Учебный процесс курса строится с учетом следующих методов обучения: информационно-коммуникационные, учебно-исследовательские, игровые. Использование в практике преподавания современных педагогических технологий (развитие критического мышления, создание диалогового пространства) предполагает активизацию школьников в процессе обучения, позволяя им проявлять инициативу, творческие способности, развивать речевую и диалоговую деятельность. Благодаря научно- исследовательской деятельности курс поможет сориентироваться в участии в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах.

 

Общая характеристика учебного курса.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Необходимо научить обучающихся понимать себя и все что происходит вокруг, осознанно вести себя в природе и среди людей. В связи с этим возникает необходимость сделать учебную и воспитательную работу привлекательной для детей. Вот почему  в данной программе наряду с учебным материалом удачно сочетается краеведческий материал, вызывающий познавательный интерес учащихся, а также исследовательская и практическая деятельность. Данная программа носит интегративный характер, она объединяет биологию и экологию. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы исследовательских работ. Программа  рассчитана на обучающихся 9 класса.

Цель:

Вовлечение школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края.

Основные задачи курса:

Образовательные:

  • Ознакомление с видовым составом местной флоры и фауны окрестностей;
  • с редкими и исчезающими растениями и животными местности;
  • с правилами поведения в природе.
  • Расширение кругозора, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие:

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общения и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные:

  • Формирование экологического сознания и экологической культуры школьников;
  • Включение школьников в коллективную и индивидуальную деятельность
  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Место курса в учебном плане:

На изучение курса  учебным планом МБОУ СШ №34 отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Юный натуралист»»





ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Юный натуралист»



Срок реализации: 2019-2020 учебный год







Составитель: Омельченко А.А.,

учитель биологии высшей квалификационной категории












г. Нижневартовск

2020 год


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): как любящий свой край и свое Отечество … осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Личностные результаты должны отражать:

«…формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».


Пояснительная записка.

Реализация элективного курса «Юный натуралист» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету «Биология» в 9 классах, а также в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» и основной образовательной программы МБОУ СШ №34. Рабочая программа курса, рецензированная в ФГПУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» О.А. Шестопаловой, кандидатом педагогических наук, учитывает требования ФГОС ООО и основные задачи развития образования в ХМАО-Югре.

Учебный процесс курса строится с учетом следующих методов обучения: информационно-коммуникационные, учебно-исследовательские, игровые. Использование в практике преподавания современных педагогических технологий (развитие критического мышления, создание диалогового пространства) предполагает активизацию школьников в процессе обучения, позволяя им проявлять инициативу, творческие способности, развивать речевую и диалоговую деятельность. Благодаря научно- исследовательской деятельности курс поможет сориентироваться в участии в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах.


Общая характеристика учебного курса.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Необходимо научить обучающихся понимать себя и все что происходит вокруг, осознанно вести себя в природе и среди людей. В связи с этим возникает необходимость сделать учебную и воспитательную работу привлекательной для детей. Вот почему в данной программе наряду с учебным материалом удачно сочетается краеведческий материал, вызывающий познавательный интерес учащихся, а также исследовательская и практическая деятельность. Данная программа носит интегративный характер, она объединяет биологию и экологию. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы исследовательских работ. Программа рассчитана на обучающихся 9 класса.

Цель:

Вовлечение школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края.

Основные задачи курса:

Образовательные:

  • Ознакомление с видовым составом местной флоры и фауны окрестностей;

  • с редкими и исчезающими растениями и животными местности;

  • с правилами поведения в природе.

  • Расширение кругозора, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие:

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общения и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные:

  • Формирование экологического сознания и экологической культуры школьников;

  • Включение школьников в коллективную и индивидуальную деятельность

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Место курса в учебном плане:

На изучение курса учебным планом МБОУ СШ №34 отводится 1 час в неделю (34 часа в год).


Планируемые результаты изучения курса.


Изучение курса должно быть направлено на овладение учащимися следующих умений и навыков.

Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности строения и про­цессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практиче­скую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить на­блюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты, описывать биологи­ческие объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследователь­ской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказатель­ства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей - оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.



Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательной мотивации- готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;

  • развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;

  • воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия.


Метапредметные результаты обучения:


  • формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности;

  • овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;

  • формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.


Предметными результатами являются:


  • формирование практических учебных действий: работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;

  • развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);

  • понимание роли растений, животных, грибов и бактерий в биосфере как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества;

  • раскрытие средообразующего значения живых организмов при рассмотрении процессов их жизнедеятельности;

  • формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.



Формы организации деятельности обучащихся на занятиях:

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе курса:

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом), работа над проектами.

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.


Содержание элективного курса «Юный натуралист».

I Введение (1 ч)

Теоретическая часть:

Что изучает экология.

Практическая часть: Организация фенологических наблюдений. Создание электронного дневника фенологических наблюдений.

II Изучение флоры родного края ( 16 ч)

Теоретическая часть:

Правила поведения в природе. Редкие и исчезающие растения ХМАО-Югры. Растения хвойного леса. Распространенные растения Нижневартовского района . Водные и прибрежные растения. Анатомо-морфологические и биологические особенности водных и прибрежных растений. Флора болот. Болото как растительное сообщество. Народнохозяйственное значение болот. Заповедники ХМАО-Югры.

Практическая часть: Распознавание растений различных экологических групп на гербарии. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Сбор природного материала. Изготовление поделок из природного материала.


Уход за растениями в кабинете биологии. Черенкование комнатных растений. Хранение и систематизация гербария в кабинете биологии. Паспортизация комнатных растений. Составление и оформление экологических листовок.

Экскурсия в зимний сад ЦДТ.


III Изучение фауны родного края ( 12 ч)

Теоретическая часть:

Птицы темнохвойного леса. Приспособления к условиям обитания. Птицы болот и пресных водоемов. Приспособления к условиям обитания. Млекопитающие темнохвойного леса, болот и пресных водоемов.

Приспособления к условиям обитания. Земноводные и пресмыкающиеся Нижневартовского района. Приспособления к условиям обитания. Местная энтомофауна. Приспособления к условиям обитания. Местная ихтиофауна.

Практическая часть: Распознавание животных различных экологических групп на рисунках. Паспортизация природного материала кабинета биологии. Оформление витрин. Составление и оформление экологических листовок.

Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СШ №32


IV Работа над проектами ( 5 ч)

Выбор тем экологических проектов. Работа над проектами.

Знакомство с краеведческой литературой. Оформление презентаций. Консультации.


Тематическое планирование курса «Юный натуралист».



п/п

Дата

Тема занятия


Кол-во час

Основные виды деятельности

план

факт

1



Техника безопасности. Противопожарная защита, охрана труда.

Введение. Что изучает экология. Организация фенологических наблюдений.




Создание электронного дневника фенологических наблюдений.

2





Правила поведения в природе.

Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных.



Экскурсия в окрестности школы

Сбор природного материала.


3



Изготовление поделок из природного материала

Работа в группах, индивидуально.

4



Создание презентации «Правила поведения в природе»


Работа в группах, индивидуально.

5




Хранение и систематизация гербария в кабинете биологии.



Работа с биологической литературой, определителями.

6



Паспортизация комнатных растений.



Работа с биологической литературой, определителями.

7-8



Экскурсия в зимний сад ЦДТ.

Экскурсия.

Творческий отчет о экскурсии

9



Уход за растениями в кабинете биологии.

Выбор тем экологических проектов.


Индивидуальные консультации.

10



Экологические викторины, ребусы, кроссворды.

Знакомство с краеведческой литературой.



Библиотечный урок.

11



Путешествие по заповедникам. Заповедники ХМАО-Югры.


Просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов.

Создание презентации.

12



Редкие и исчезающие растения ХМАО-Югры.


Просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов.

Оформление экологических листовок.


13



Растения хвойного леса. Распространенные растения нашей местности.


Распознавание растений на гербарии.

14



Устройство светового цифрового и электронного микроскопа. Правила пользования световым и цифровым микроскопом.

Приготовление микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом.

15



Водные и прибрежные растения. Анатомо-морфологические и биологические особенности водных и прибрежных растений.

Распознавание растений на гербарии.

16



Работа над экологическими проектами.


Уход за растениями в кабинете биологии.



Индивидуальные консультации.

17



Составление и оформление экологических листовок.


Работа в группах, индивидуально.

18



Флора болот. Болото как растительное сообщество. Народнохозяйственное значение болот.

Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание растений на гербарии.

19



Птицы темнохвойного леса. Приспособления к условиям обитания.





Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание на рисунках и в природе.


20



Птицы болот и пресных водоемов. Приспособления к условиям обитания.

Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание на рисунках и в природе.



21-22



Экскурсия в краеведческий музей МБОУ СШ №32


Экскурсия.

Творческий отчет о экскурсии.

23



Паспортизация природного материала кабинета биологии.



Оформление витрин, стендов.

24



Млекопитающие темнохвойного леса, болот и пресных водоемов.

Приспособления к условиям обитания.

Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание на рисунках и в природе.

25



Земноводные и пресмыкающиеся Нижневартовского района . Приспособления к условиям обитания.


Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание на рисунках и в природе.


26



Приготовление микропрепаратов.

Работа над экологическими проектами.




Приготовление микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом.

Индивидуальные консультации.

27



Местная энтомофауна. Приспособления к условиям обитания.

Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание на рисунках и в природе.


28



Местная ихтиофауна. Приспособления к условиям обитания.


Работа с биологической литературой, определителями.

Распознавание на рисунках и в природе.


29



Уход за растениями в кабинете биологии.

Черенкование комнатных растений.

30



Составление и оформление экологических листовок.


Работа в группах, индивидуально.

Отчетная выставка.


31



Работа над экологическими проектами.


Индивидуальные консультации.

Создание презентаций.

32



Работа над экологическими проектами.



Работа в группах, индивидуально.

Оформление презентаций.

33



Работа над экологическими проектами.

Работа в группах, индивидуально.

34



Защита экологических проектов.

Защита экологических проектов.




Итого

34ч



Планируемые результаты изучения курса:

Обучающиеся научатся:


    • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

    • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;

    • работать с определителями растений;

    • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

    • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

    • проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

    • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

    • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, разви­тие, размножение);

    • оценивать свой ответ, свою работу а также работу одноклассников.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

    • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

    • обосновывать взаимосвязь процессов жизне­деятельности между собой;

    • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

    • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

    • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

    • сформировать положительную динамика социальной и творческой активности, подтверждаемую результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

    • ведению здорового образа жизни;

    • приобретут профориентационные знания в ходе эколого- краеведческой работы.

Формы организации контроля и оценки качества знаний:

1. Тестирование.

2. Занятия по контролю знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиады, викторины, конкурсы, конференции, интеллектуальная разминка).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Положительная динамика социальной и творческой активности, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.


Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:

Литература для учителя:

  1. Н.П.Чернова «Основы экологии». М. «Дрофа». 2014.

  2. Н.Ю. Мухина «Экосистемные экскурсии для учащихся 5-8 классов». Учебно- методическое пособие. Нижневартовск. 2014.

  3. Е.С.Овечкина Е.Л.Шор «Полевые методы изучения экосистем Нижневартовского района. Учебно- методическое пособие. Нижневартовск. 2014.

  4. Экологические игры и конкурсы. Методический сборник сценариев. Нижневартовск. 2016.

Литература для обучающихся:

  1. Энциклопедия для детей. М. «Аванта +». 2000.

  2. Рохлов В. «Занимательная ботаника». М. «АСТ-ПРЕССС». 2010.

  3. Рохлов В. «Занимательная зоология». М. «АСТ-ПРЕССС». 2010.

  4. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. М. «Просвещение». 1996.

  5. «Живой мир». Электронный учебник. Нижневартовск. 2014.


Дополнительная литература:

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2017.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2013.

8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 2015.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!