СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Югра - моё наследие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Югра – моё наследие» для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Югра - моё наследие"»

Программа внеурочной деятельности

«Югра – моё наследие» для 3 класса



I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности курса «Югра – мое наследие»» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).

  • Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».

  • Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

  • Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях ".

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 на 2017-2018 учебный год.

  • Положения о рабочих программах СОШ №2;

  • Авторской программы по экологическому и этнокультурному образованию «Югра – моё наследие» Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. – М.: Центр «Образование и экология, 2014.

  • Приказ № 762 от 02.06.2015г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации регионального учебника «Югра – моё наследие» по экологическому и этнокультурному образованию для обучающихся начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2015 – 2018 годы».

Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа курса «Югра – моё наследие» соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам основной образовательной программы начального образования и рекомендациям к внеурочной деятельности.

Данная программа помогает формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, формирует деятельностные средства их познания. Учащиеся мотивируются на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края.

Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах предметов, связанных с изучением экологии и истории ХМАО-Югры.

Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Главная цель курса «Югра – моё наследие»: формирование у обучающихся первоначальных представлений об окружающей природе, социальной среде югорского края и месте человека в ней.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  1. Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

  2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор обучающихся, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.

  3. Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, родной природе на основе познания её ценностей.

4.Формировать у обучающихся ответственность за сохранность природных богатств югорского края.

5. Формировать знания о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.

Программа данного курса реализуется через:

  • моделирование занятий с учетом возрастных особенностей младших школьников;

  • проектную деятельность;

  • обеспечение взаимосвязи игровой и внеучебной деятельности;

  • ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;

  • использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);

  • организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной, самостоятельной).

Педагогическая технология формирования у младших школьников экологического и этнокультурного воспитания строится на основании следующих подходов:

      • системно-деятельностного (принятие ребенком нравственных ценностей происходит через его собственную деятельность);

      • аксиологического (передача ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку);

      • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, сюжетно-ролевая).

При разработке программы курса использовались следующие дидактические принципы:

1. Экологический принцип. Экологический отбор учебного материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа – человек», выявить правовые нормы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность. Реализация этого принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

2. Художественно-эстетический принцип. На основании данного принципа в качестве дополнительного материала рекомендованы художественные тексты для семейного чтения, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих отношений.

3. Принцип исторического подхода. В качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяния жителей Югры.

4. Принцип практической направленности. Реализация этого принципа заключается в том, что отбор содержания и конструирования занятий осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, рисование и т.д.).

III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности школы на данный курс в 3 классе отводится один час в неделю. Программа рассчитана на один год обучения, что составляет 34 часа в год.

IV.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате освоения программы курса «Югра – моё наследие» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные результаты: - обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, историю коренных народов Севера, осознают свою этническую и национальную принадлежность, как гражданина многонационального российского общества;

  • осознают свои возможности в учении, сформируют умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и других, верить в успех;

  • разовьют значимые мотивы учебной деятельности, интерес к новому содержанию и способам решения проблем;

  • овладеют навыками коммуникации и социального взаимодействия.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - овладеют способностью решать учебные и жизненные задачи;

  • научатся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

  • освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • сформируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД: - освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии; научатся использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

  • овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Коммуникативные УУД: - приобретут готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • сформируют умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • овладеют умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

  • выработают умение работать в материальной и информационной среде образовательной организации.

Предметные результаты: Учащиеся научатся:

  • различать природное и культурное наследие;

  • узнавать и отличать флаг и герб Югры от государственной символики РФ от флагов и гербов других стран мира;

  • выявлять связи живых организмов в природных сообществах Югорского края;

  • объяснять, как действуют запреты природы в разных природных сообществах;

  • анализировать влияние человека на природу, оценивать правильность поведения людей в природе;

  • стремиться беречь богатства природы в повседневной жизни.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • разбираться в языке символов;

  • объяснять символический смысл цветных полос флага Ханты-Мансийского автономного округа;

  • воспитывать у себя полезные для экомира привычки;

  • новым полезным правилам поведения в разных природных сообществах Югорского края;

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

  • участвовать в природоохранной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 часа)

Введение. Входная диагностика.

Раздел 1. Моя экологическая зоркость( 5 часов)

Наука о Табу природы.

Подсказки культур разных народов.

Мои экологические линзы.

Учусь управлять собой.

Примерные темы практических работ. 1. Управляем вместе (игра). 2. Отношения для Экомира. 4. Экономлю электроэнергию. 5. Сохраним дерево. 6. Знаки на упаковке.

Раздел 2. Мудрость югорской природы. (6 часов)

Целесообразность в природе. Сообщество в среде – одно целое. Сохранить северную природу.

Примерные темы практических работ. 1. Особенности таежных лесов. 2. Зеленая реклама. 3. Экологическое расследование.

Раздел 3. Моя культура – учусь у природы. (14 часов)

Приспособления человека к жизни в Приполярье. История заселения Югры. Учимся у природы разнообразию. Питание как способ приспособления к окружающей среде.

Традиционные жилища и промыслы народов Югры. Югра – регион «зеленых» технологий.

Примерные темы практических работ (1. Исследуем продукты питания; 2. Экологический магазин; 3. Народные рецепты; 4. Северный дизайн одежды.)

Раздел 4. Спасти и сохранить. (7 часов)

Акция «Спасти и сохранить». Цели акции «Спасти и сохранить».

Итоговое проектное задание.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности

- с уроками изобразительного искусства (оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов);

-с уроками окружающего мира (работа с картами и др.);

-с уроками технологии (работа с компьютером; участие в выставках поделок)

Возможные результаты проектной деятельности обучающихся: презентация, альбом, газета, плакат, серия иллюстраций, справочник, сценарий праздника; фотоальбом).

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами учащихся третьего класса при изучении регионального курса являются:

- осознание сопричастности к природному и многонациональному культурному достоянию края;

- значимость нравственных ограничений, следующих из Табу природы и культурных запретов;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями экологически безопасного и благополучного экомира;

- ценность совместных усилий представителей разных народов и религий в интересах общего для всех Экомира;

- установка на развитие у себя и своего окружения полезных привычек зеленого потребления.

Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:

- применять специфические для образования в интересах устойчивого развития (ОУР) средства познания (экологические линзы) к изучению культурного и природного наследия (правило трех «П», правило трех «О», правило «Изучай живое вместе с его средой», правило «Изучай культуру народа вместе со средой его жизни и историей»;

- понимать мыслеобразы опорных понятий ОУР, выраженные на языке когнитивных метафор;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своими мнениями с одноклассниками и приходить к общему выводу;

- задавать вопросы на понимание и уточнение, выслушивать ответ, вести диалог;

- находить ошибки в своем поведении и исправлять их. Предметными результатами являются первичные представления об особенностях югорской природы, способах приспособления растений и животных к северным условиям; - проявлениях разнообразия в природе и его роли в устойчивости природных сообществ; -

сетях связей в сообществах, возможностях их перестройки при изменении условий среды (сезонных изменениях, изменении количества питательных веществ);

- целесообразности приспособлений в природе;

- отражении мудрости природы (целесообразности, разнообразия, экономности) в образе жизни и материальной культуре народов Югры, в современных зеленых технологиях, практике зеленого потребления;

- истории Югорского края; умения - приводить примеры приспособлений растений и животных к северным условиям жизни;

- описывать традиции одежды, жилищ, народных промыслов народов Югры;

- приводить примеры использования современным человеком природного принципа разнообразия:

- приводить примеры полезных привычек зеленого потребления;

- приводить примеры зеленых технологий в повседневной жизни.

VII. СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Функции и виды диагностики

Отметки при изучении курса не выставляются. Тем не менее, программа отводит время на проведение входящего и итогового контроля (Сайт МБОУ СОШ №2- пилотная площадка «Югра - моѐ наследие») в целях отслеживания у учащихся динамики развития опорных культурных концептов и полезных привычек; освоения деятельностных средств их развития; изменения отношения и личностной значимости объектов изучения, готовности к практическим действиям для своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Критерии оценивания работ, обучающихся по курсу

Предусматривает использование в процессе обучения современных оценочных средств: портфолио, онлайн-тестирование, компьютерное тестирование. Формами подведения итоговой работы могут быть открытые уроки, защита проектов, выставки, самооценка, коллективное обсуждение. Итоговая оценка осуществляется в форме защиты проектов, лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами и подарками. Предусматривает использование современных образовательных технологий в преподавании предмета.

Формы контроля

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме: викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта; создания презентаций - представлений по изученной теме; конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня.

Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает текущий контроль (тестирование, беседы, анкетирование, наблюдение, диагностические задания, опросы); контроль с целью коррекции (индивидуальные консультации); текущий контроль (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу); итоговый контроль (участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города); участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль).

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (фрагмент)

Количество учебных часов по программе 34, количество учебных часов в неделю 1

Дата*

Тема урока

Элементы содержания

занятия


Формируемые УУД


Примечание *(уроки здоровья, интерактивное обучение, ИКТ технологии, интегрированные уроки, экскурсии)

Введение (2 часа)

1

02.09.

Введение

Прошлое, настоящее и будущее Югорского края. Люди, дарящие свой труд и талант всем жителям края; уникальная культура края, которая создаётся людьми разных национальностей. Уникальная природа Югры; культура жителей Югры как условие сохранения её уникальной природы. Роль Югры для благосостояния Родины и народов мира; о путях сохранения общего культурного и природного наследия.

Личностные

осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края,

Коммуникативные

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Познавательные

первичные представления (на уровне ознакомления)


2

09.09

Входная диагностика

Раздел 1. Моя экологическая зоркость( 5 часов)

3

16.09

Наука о Табу природы.

Экологическая зоркость. Первое условие ЭЗ – знать, что нам запрещает природа. Это знание даёт наука. Природа запрещает сокращать естественные сообщества и снижать природное разнообразие. Образ взаимодействия общества и природы. Роль сотрудничества людей разных народов и стран по согласованному управлению «лодкой»

Познавательные

осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, собственного жизненного опыта, фильмов), используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов,

Регулятивные

овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства ее осуществления.

Коммуникативные

работают в группе, слушают собеседника, признают возможность различных точек зрения

Личностные

Раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир, на основы российской гражданской идентичности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; определяют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

Виртуальная экскурсия

4

23.09

Подсказки культур разных народов

ЭЗ как понимание наказов, наставлений и подсказок народной мудрости о том, как нужно жить, чтобы следовать Табу природы. Пословицы и поговорки разных народов Югры, отражающие Табу природы. Роль культуры угорских народов в сохранении первозданной природы Югры в течение тысячелетий. Примеры развития современной промышленности края без ущерба для природы.

Квест-экскурсия

5

30.09

Мои экологические линзы: правило трёх «О»

ЭЗ как умение пользоваться Экологическими Линзами. ЭЛ как способы изучения культурного и природного наследия. Правило трёх «П». Правило трёх «О». Применение правила трёх «О», представление о мере. Полезные привычки зелёного потребления.

Виртуальная экскурсия

6

07.10

Мои экологические линзы: зелёное потребление


7

14.10

Учусь управлять собой

Мера как способность к самоограничению. Нравственный вопрос: умеренность или потребительство? Экологический бумеранг как ответ природы на характер потребления.

Видеолекторий

Раздел 2. Мудрость югорской природы (6 часов)

8

21.10

Целесообразность в природе: особенности югорской природы.

Значение изучения приспособлений растений и животных к особенностям местной природы. Способы приспособления растений и животных югорского края к короткому летнему периоду.

Особенности плодородия северных почв. Приспособление растений и животных к длительному холодному периоду. Закаленность северных растений и животных к ветрам и резкой смене погоды. Экономный образ жизни северных растений и животных. Экологическая линза «Изучай природу вместе с ее средой».

Познавательные

используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, полученной из дополнительных источников

Регулятивные

проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развивают навыки сотрудничества в группе.

Коммуникативные

самостоятельно формулируют вопросы, ставят их членам своей группы, обращаются за помощью к учителю и одноклассникам, формулируют свои затруднения

Личностные

Развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций; определяют личностный смысл учения; развивают этические потребности и чувства

Интегрированный урок

9

28.10

Целесообразность в природе: «Изучай живое вместе со средой»


10

11.11

Сообщество в среде. Летний и зимний лес.

Тесная связь растений и животных сообщества

между собой (пищевые и пространственные связи) и со средой. Сеть связей в сообществе. Пищевые связи смешанного леса летом. Разнообразие в природе как основа ее иммунитета, защиты от неблагоприятных условий. Их перестройка в

зимний период. Изменение сообщества по мере

истощения основного источника питания (на

примере пищевых и пространственных связей

природного сообщества на основе выворотня).

Последствия разрыва сети связей в сообществе.

Примеры специального заселения человеком

«чужих» видов в сообщество и его последствия. Примеры случайного заноса «чужих» видов в сообщество и его последствия. .Примеры восстановления «своего» вида в сообществе.

Азиатский бобр и особо охраняемые территории

Югорского края.

Экскурсия

11

18.11

Сообщество в среде. Сообщество вокруг

выворотня.


12

25.11

Сообщество в среде. Что ему угрожает.

Творческая мастерская