СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"»

















Программа внеурочной деятельности

«Юный эколог»

5 класс































Содержание

Пояснительная записка


Планируемые результаты освоения программы


Основные направления содержания программы


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Описание материально-технического обеспечении внеурочной деятельности





































Пояснительная записка


Общая характеристика и актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.


Цель и задачи программы

Цель программы

  • формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Задачи

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

  • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.


Предметные результаты

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», проекты экологического стартапа в любом творческом формате « Экотренд», создание экологических отрядов и участие в конкурсе всероссийского, муниципального и школьного этапа «На старт, экоотряд!».

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Метапредметным результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Основные направления содержания программы

Представленная целостная программа разработана для учащихся школы на 34 часа. Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Вводное занятие (2часа.)

Собеседование с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.

Тема: Что такое экология.(5ч.)

Тема: Энергия - основа основ.(5ч.)

Тема: Суша как часть биосферы.(5ч.)

Тема: Атмосфера. (4ч.)

Тема: Вода - важнейший компонент окружающей среды.(3ч.)

Тема: Живая природа.(8ч.)

Тема: Природоохранная деятельность.(2ч.)

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Что такое экология.

5

4

1

3

Энергия-основа основ.

5

3

2

4

Суша как часть биосферы.

5

4

1

5

Атмосфера.

4

2

2

6

Гидросфера.

3

2

1

7

Живая природа.

8

6

2

8

Природоохранная деятельность

2

2

-


Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся


№ п/п

Тема

Решаемые проблемы учеником

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

УУД

Личностные результаты

1

Введение. Правила поведения в природе

Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии.

Формировать адекватную самооценку собственного здоровья.

2

Осенние явления в жизни природы.

Как правильно вести фенологический дневник?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: определять назначение физкультурно - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.

К.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности.

Формировать экологическое мышление.

3

Что такое экология ? Наука экология.

Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: давать оценку экологии в жизни человека.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.

Формировать экологическое мышление.

4

Биосфера – живая оболочка Земли.

Как согласовать действия с возможностями ученика?

Р.: – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: давать оценку населенности биосферы.

К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками.

Формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе.

5

Экологические системы

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку экологических систем.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний.

Формирование основ экологической грамотности.

6

Цепи питания.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников.

7

Природные зоны родного края.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

8

Энергия – основа основ. Значение Солнца для жизни на Земле.

Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: давать оценку значения Солнца.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.

Формирование основ экологической грамотности.

9

Фотосинтез.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

10

Семена – аккумуляторы солнечной энергии.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности?

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.


11

Распознавание плодов и семян деревьев.

Как правильно применять на практике теоретические знания?

Р.: применять теорию на практике.

П.: давать оценку практическим знаниям.

К.: соблюдать правила безопасности.

Организовывать совместные занятия вне аудитории со сверстниками.

12

Различные источники энергии.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

Р.: уважительно относиться к сверстнику.

П.: давать оценку различным источникам энергии.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий.

Формирование адекватной самооценки учащихся.

13

Суша как часть биосферы. Геологическое строение Земли.

Как согласовать действия с возможностями ученика?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование адекватной самооценки учащихся.

14

Горные породы и минералы.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку горных пород и минералов.

К.: соблюдать правила безопасности.

Формирование адекватной самооценки учащихся.

15

Механический состав почвы, типы почв.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование адекватной самооценки учащихся.

16

Представители почвенной фауны.

Выбор действия с возможностями ученика.

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку представителей почвенной фауны.

К.: использование проблемных ситуаций, споров дискуссий.

Формирование уважительного отношения к живым организмам.

17

Охрана почв.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование адекватной самооценки учащихся.

18

Атмосфера. Значение атмосферы.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

Формировать адекватную самооценку здоровья занимающихся

19

Наблюдение за жизнью растений и животных зимой.

Как правильно вести фенологический дневник?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

20

Загрязнение атмосферы человеком.

Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку загрязнению атмосферы.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

21

Гидросфера. Значение воды для всего живого.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: давать оценку значения воды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности

22

Обитатели водной среды.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку обитателей водной среды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе.

23

Источники загрязнения воды.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

П.: давать оценку загрязнения воды.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности

24

Живая природа. Многообразие растений.

Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку многообразия растений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе.

25

Сообщества леса, парка, луга.

Как согласовать действия с возможностями ученика?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку природных сообществ.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе.

26

Наблюдение за весенними явлениями.

Как правильно вести фенологический дневник?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку весенних явлений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе

27

Лекарственные растения.

Как правильно применять на практике теоретические знания?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку лекарственных растений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе

28

Комнатные растения.

Как правильно применять на практике теоретические знания?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку комнатных растений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

29

Фауна нашего края.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку фауне родного края.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование положительного отношения к живой природе

30

Экологические группы животных.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П.: давать оценку экологических групп животных.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

31

Влияние человека на флору и фауну.

Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку фауне родного края.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование основ экологической грамотности.

32

Природоохранная деятельность. Охрана природы в России.

Как согласовать действия с возможностями ученика?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку охраны природы в России.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование активной жизненной позиции.

33

Памятники природы нашего края.

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: использовать теорию на практике.

П.: давать оценку памятникам природы.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

Формирование активной жизненной позиции

34

Итоговое занятие: «Что мы узнали за год?»

Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: систематизировать полученные знания.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний

Формирование экологического мышления.


Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности


Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, создание экоотрядов: изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.


Учебные пособия для реализации программы


  • Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.

  • Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

  • Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.


Список используемой литературы для учащихся:

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

  4. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

  5. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

  6. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.

  7. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон», 2009.


Скачать

© 2022, 48 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!