Программа внеурочной деятельности
«Юный эколог»
5 класс
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Основные направления содержания программы
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Описание материально-технического обеспечении внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Общая характеристика и актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Цель и задачи программы
Цель программы
Задачи
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Предметные результаты
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», проекты экологического стартапа в любом творческом формате « Экотренд», создание экологических отрядов и участие в конкурсе всероссийского, муниципального и школьного этапа «На старт, экоотряд!».
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметным результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Основные направления содержания программы
Представленная целостная программа разработана для учащихся школы на 34 часа. Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Вводное занятие (2часа.)
Собеседование с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.
Тема: Что такое экология.(5ч.)
Тема: Энергия - основа основ.(5ч.)
Тема: Суша как часть биосферы.(5ч.)
Тема: Атмосфера. (4ч.)
Тема: Вода - важнейший компонент окружающей среды.(3ч.)
Тема: Живая природа.(8ч.)
Тема: Природоохранная деятельность.(2ч.)
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое экология. | 5 | 4 | 1 |
3 | Энергия-основа основ. | 5 | 3 | 2 |
4 | Суша как часть биосферы. | 5 | 4 | 1 |
5 | Атмосфера. | 4 | 2 | 2 |
6 | Гидросфера. | 3 | 2 | 1 |
7 | Живая природа. | 8 | 6 | 2 |
8 | Природоохранная деятельность | 2 | 2 | - |
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы учеником | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) |
УУД | Личностные результаты |
1 | Введение. Правила поведения в природе | Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии. | Формировать адекватную самооценку собственного здоровья. |
2 | Осенние явления в жизни природы. | Как правильно вести фенологический дневник? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: определять назначение физкультурно - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. К.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности. | Формировать экологическое мышление. |
3 | Что такое экология ? Наука экология. | Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: давать оценку экологии в жизни человека. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы. | Формировать экологическое мышление. |
4 | Биосфера – живая оболочка Земли. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: давать оценку населенности биосферы. К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками. | Формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе. |
5 | Экологические системы | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку экологических систем. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний. | Формирование основ экологической грамотности. |
6 | Цепи питания. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников. |
7 | Природные зоны родного края. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе. |
8 | Энергия – основа основ. Значение Солнца для жизни на Земле. | Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: давать оценку значения Солнца. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы. | Формирование основ экологической грамотности. |
9 | Фотосинтез. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе. |
10 | Семена – аккумуляторы солнечной энергии. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности? | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. |
11 | Распознавание плодов и семян деревьев. | Как правильно применять на практике теоретические знания? | Р.: применять теорию на практике. П.: давать оценку практическим знаниям. К.: соблюдать правила безопасности. | Организовывать совместные занятия вне аудитории со сверстниками. |
12 | Различные источники энергии. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач? | Р.: уважительно относиться к сверстнику. П.: давать оценку различным источникам энергии. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий. | Формирование адекватной самооценки учащихся. |
13 | Суша как часть биосферы. Геологическое строение Земли. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование адекватной самооценки учащихся. |
14 | Горные породы и минералы. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку горных пород и минералов. К.: соблюдать правила безопасности. | Формирование адекватной самооценки учащихся. |
15 | Механический состав почвы, типы почв. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний? | Р.: использовать теорию на практике. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование адекватной самооценки учащихся. |
16 | Представители почвенной фауны. | Выбор действия с возможностями ученика. | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку представителей почвенной фауны. К.: использование проблемных ситуаций, споров дискуссий. | Формирование уважительного отношения к живым организмам. |
17 | Охрана почв. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование адекватной самооценки учащихся. |
18 | Атмосфера. Значение атмосферы. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний. | Формировать адекватную самооценку здоровья занимающихся |
19 | Наблюдение за жизнью растений и животных зимой. | Как правильно вести фенологический дневник? | Р.: использовать теорию на практике. П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. |
20 | Загрязнение атмосферы человеком. | Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку загрязнению атмосферы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. |
21 | Гидросфера. Значение воды для всего живого. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: давать оценку значения воды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности |
22 | Обитатели водной среды. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку обитателей водной среды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе. |
23 | Источники загрязнения воды. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. П.: давать оценку загрязнения воды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности |
24 | Живая природа. Многообразие растений. | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку многообразия растений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе. |
25 | Сообщества леса, парка, луга. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку природных сообществ. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе. |
26 | Наблюдение за весенними явлениями. | Как правильно вести фенологический дневник? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку весенних явлений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе |
27 | Лекарственные растения. | Как правильно применять на практике теоретические знания? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку лекарственных растений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе |
28 | Комнатные растения. | Как правильно применять на практике теоретические знания? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку комнатных растений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. |
29 | Фауна нашего края. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку фауне родного края. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование положительного отношения к живой природе |
30 | Экологические группы животных. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: давать оценку экологических групп животных. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. |
31 | Влияние человека на флору и фауну. | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку фауне родного края. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование основ экологической грамотности. |
32 | Природоохранная деятельность. Охрана природы в России. | Как согласовать действия с возможностями ученика? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку охраны природы в России. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование активной жизненной позиции. |
33 | Памятники природы нашего края. | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: использовать теорию на практике. П.: давать оценку памятникам природы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний | Формирование активной жизненной позиции |
34 | Итоговое занятие: «Что мы узнали за год?» | Как выполнить коллективное обсуждение проведенных занятий, личное участие каждого ученика? | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: систематизировать полученные знания. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний | Формирование экологического мышления. |
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, создание экоотрядов: изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Учебные пособия для реализации программы
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.
Компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Список используемой литературы для учащихся:
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон», 2009.