СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Юный историк»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана основе требований Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучаю­щихся в 6 классе.

Программа «Юный историк» (Путешествие в Средневековье) имеет научно­познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет со­бой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школь­ников

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Юный историк»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа с.Русский Мелекесс МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Ямкина Зоя Петровна,

Учитель истории и обществознания


Программа внеурочной деятельности «Юный историк»

Название программы: «Юный историк» (Путешествие в Средневековье).


Количество часов по учебному плану: всего 34 часов, в неделю1 час


Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид внеурочной деятельности: кружок

Возраст школьников: 12-13 лет

Пояснительная записка

Данная программа разработана основе требований Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучаю­щихся в 6 классе.

Программа «Юный историк» (Путешествие в Средневековье) имеет научно­познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет со­бой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школь­ников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятель­ности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художе­ственного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще­учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для даль­нейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; усло­виями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребно­стями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных дей­ствий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими истори­ческого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «Исто­рия Родного края» разработана на основе Федерального государственного обра­зовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное обра­зование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011, Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс. М. : Просвещение, 2010 г., Всеобщая история : 5-9 классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. : Просве­щение, 2011 г. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

Вид программы - авторская.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья че­рез изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществля­ется через использование таких форм организации познавательной деятельно­сти, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путе­шествие.



Цель:

создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирова­ния его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, раз­витие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную дея­тельность;

способствовать пониманию средними школьниками особенностей разви­тия средневековых обществ;

познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;

формировать универсальные исторические понятия;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спек­тра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

приобщать к общечеловеческим ценностям;

способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в со­трудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, лич­ная и взаимная ответственность);

прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории

Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязатель­ного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности со­временных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного харак­тера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:

«Становление средневековой Европы.», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XIIXIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.». Это позволяет интегрировать знания, по­лученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.



Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в со­держание тем и использование приемов.

Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю).

Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.

Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем по­знавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возмож­ность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, роди­тели, педагоги).

Особенность набора детей - свободная.

Сформирована группа из обучающихся 6 в класса, в составе 15 человек

Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 34 часа в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуаль­ные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенно­сти. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизнен­ного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимо­действовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фанта­зии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, ком­муникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.) На ос­нове театрализованной деятельности можно реализовать практически все зада­чи воспитания, развития и обучения детей. •

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить об­разы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает воз­можность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образ­ное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помога­ет школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формиро­вать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории осно­вана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Веду­щей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игро­вого обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учеб­ный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.

Место проведения занятий.

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зави­сит от соблюдения следующих условий:

добровольность участия и желание проявить себя,

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

эстетичность всех проводимых мероприятий;

четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных ме­роприятий;

наличие целевых установок и перспектив деятельности;

широкое использование методов педагогического стимулирования актив­ности обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные:

формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через орга­низацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также че­рез творческую деятельность;

осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

толерантное отношение к истории других стран;

познавательная, творческая, общественная активность;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

личная и взаимная ответственность;

готовность действия в нестандартных ситуациях;

творчество.

Метапредметные :

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни:

понимать смысл адаптированного текста;

уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

участвовать в диалоге;

инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуа­ции межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в раз­личных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, ро­дина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоя­тельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагно­стика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно­педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.













№ п/п


Наименование раздела


Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Становление средневековой Европы.

10

3

Восточные славяне

2

4

Русь в IХ-первой половине XII в

6

5

Русь во второй половине XIIXIII в

5

6

Образование централизованного государства

5

7

Московское государство XVI в.

3

8

Резерв

2


Итого

34












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводный урок 1 ч

Тема1. Средневековая Европа 10 ч.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 4. Восточные славяне (2 ч)

Про­исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою­зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 5. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярос­лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Муд­рого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 6. Русь во второй половине XIIXIII в. (5 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Пос­ледствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут­ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци­альной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. По­ходы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе­ниях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—сере­дине XV в

Конец ордын­ского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской влас­ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические ус­ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль­туры великорусской народности. «Задонщина.

Тема 8. Московское государство XVI в. (3 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астра­ханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливон­ской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской вой­ны. Борьба с набегами крымского хана.

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие науч­ных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публи­цистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зод­чество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Повторение- 2 часа



Календарно-тематическое планирование




Дата

Раздел,

урок

Кол-во часов

Планируемые результаты

Методы

Виды деятельности

Примечания

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные




1

03.09


Вводный урок

1

Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени

Умение  определять понятия, создавать обобщения,

Формирование осознанного, уважительного отношения к истории

Беседа

Участие в диалоге


2

10.09


СредневековаяЕвропа.

Образование варварских королевств

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;


Творческая мас­терская

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)


3


17.09


СредневековаяЕвропа.

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая мас­терская

Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации


4

24.09


СредневековаяЕвропа.


Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;


Формирование

личной и взаимной ответственности;


Творческая мас­терская

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мас­терская ремесленника»,


5


01.10


СредневековаяЕвропа.


Англия в раннее Средневековье

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;



Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;


Творческая лабо­ратория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.


6

08.10


СредневековаяЕвропа.

В рыцарском замке

1

Умение понимать законы «Рыцарской чести»

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Игра-путешест­

вие,

творческая мастерская

Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона )


7

15.10


СредневековаяЕвропа.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;


Практикум

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина»


8

22.10


СредневековаяЕвропа.

Формирование средневековых городов

1

Умение характеризовать условия , описывать архитектурные памятники средневековых городов

Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;



Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения;

коммуникабельность; формирование

личной и взаимной ответственности;


Творческая лабо­ратория

Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона )


9

29.10


СредневековаяЕвропа.

Горожане и их образ жизни

1

Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Заочное путеше­ствие

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина


10

12.11


СредневековаяЕвропа.

Крестовые походы Католическая церковь и еретики

1

Умения работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками


Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Творческая ла­боратория

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь».

«Духовно-рыцарские ордена «


11

19.11


СредневековаяЕвропа.

Культура Западной Европы

1

Умения работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории


Толерантное отношение к истории других стран;


Творческая ла­боратория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.


12

26.11


Восточные славяне. Про­исхождение восточных славян


1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства

Заочное путе­шествие

Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)


13



.Восточные славяне: строй занятия, соседи



Уметь правильно читать не

сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.


Осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства

Творческая ла­боратория

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов


14


03.12


Русь в IХ-первой половине XII в

Формирование древнерусского государства

1

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Творческая ла­боратория

Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)»


15

10.12


Первые киевские князья

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о в истории матери­альной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Ролевая игра

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги»


16

17.12


Князь Владимир Святославович Принятие христианства


1

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого

Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории матери­альной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Устный журнал (выступления с презентациями)

Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты»


17

24.12


Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности

Способность регулировать собственную деятельность.

владение основами нравственного поведения.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Игра-путе­

шествие

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особен­ности архитектуры Древней Руси»,


18

14.01


Культура Древней Руси IX – XII вв.




1

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание

Практикум

Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников


19

21.01


Русь во второй половине XIIXIII в

Начало раздробления Древнерусского государства


1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия»,


20


28.01


Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества


1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Беседа

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.



21

04.02


Нашествие с Востока

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Сообщения

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани;

«Подвиг Е..Коловрат»

Оборона Козельска

«Битва на Сити»



22

11.02


Борьба Руси с западными завоевателями

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая ла­боратория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»



23


18.02


Русь и Золотая Орда

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Ордыы

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Презентация

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде»,


24

25.02


Культура русских земель в XII - XIII вв.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Путешествие в новгород»

«Золотое кольцо Рос сии»



25

03.03


Образование централизованного государства.

Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Творческая ла­боратория

Сбор, анализ и представление информациив в виде схем


26

10.03


. Куликовская битва.


1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая ла­боратория

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска»


27

17.03


Московское княжество и Литва


1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Диспут

Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации.


28

24.03


Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.


1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Интеллектуальная игра

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д


29


07.04


Московское государство в конце XV- начале XVIвв

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Викторина, презентация

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисун­ков» Герба, стягов , аппликаций, макетов из пластилина).



30

14.04


Московское государство XVI в

Реформы Избранной рады.




1

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Сообщения

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д


31


21.04


Опричнина








1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Дискуссия

Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников.


32

28.04


Внешняя политика Ивана IV.

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

презентация

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ливонская война»

«Присоединение Казани»

«Покорение Сибири Ермаком «


33

12.05



1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Викторина, интерактивная экскурсия

. Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др.


34

19.05



1

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Защита проектов

Участие в обсуждении , аргументированное выступление,



Учебно-методическое обеспечение

  1. ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru

  2. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

  3. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

  4. 3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной  деятельности школьников. Игра. Досуговое общение [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев Д.В. , Куприянов Б.В.) М. Просвещение 2011.

  5. Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru

  6. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая программа - М., Просвещение, 2009 г.

  7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.

  8. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.

  9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.

  10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.

  11. Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Москва , «Просвещение», 2012 г.

  12. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.

  13. Интерактивное наглядное пособие по истории России .6 класс.

  14. Интерактивное пособие истории России

  15. DVDдиск. по истории средних веков и истории России

  16. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.

  17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru


http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!