Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
с углубленным изучением японского и английского языков
Выборгского района Санкт-Петербурга
| Утверждаю: |
Программа рассмотрена на педагогическом совете протокол № __ от _______ | Директор ГОУ школа №83 __________ Полякова Н.А. «__» ________ 2009 год |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Акулы пера»
для детей 12-16 лет
рассчитана на 1 год обучения
Автор-составитель:
Герасимова Татьяна Анатольевна
Санкт-Петербург
2009
Пояснительная записка Направленность
Образовательная программа издательского кружка «Акулы пера» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа реализуется с 1997 года. В 2001 году корректировалась в разделе «Материально-техническое обеспечение», в 2008 году – в разделе «Содержание», в 2009 году корректировалась в разделе «Пояснительная записка».
На занятиях дети знакомятся с этапами подготовки современного печатного издания – журнала или газеты, учатся красиво и грамотно оформлять страницы, подбирать материал, отражающий яркие, актуальные события окружающей жизни. Важно, что деятельность детей имеет практический выход не только в электронном, но и в печатном виде.
Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что она не только дает учащимся практические умения и навыки в работе с компьютерной техникой и формирует начальный опыт издательской деятельности, но и стимулирует интерес к событиям современной общественной жизни.
Педагогическая целесообразность
Занятия в издательском кружке:
способствуют повышению информационной культуры,
развивают коммуникативные навыки,
способствуют повышению речевой культуры,
положительно влияют на развитие устной и письменной речи,
в целом оказывают положительное действие на развитие творческой личности ребенка.
Цель
Формирование информационной культуры учащихся и готовности к активной жизни в современном информационном обществе.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с современными профессиями людей, создающих газеты и журналы.
Дать детям начальные знания об основах издательской деятельности.
Познакомить учащихся с этапами подготовки печатных документов с помощью компьютерной техники.
Научить создавать оригинал-макет.
Сформировать систему знаний, умений, навыков обработки текстов и фотографий (рисунков) на компьютере.
Развивающие:
Расширить кругозор учащихся в области компьютерной техники и ее применений.
Развить элементы информационной культуры в работе с текстами, фотоматериалами.
Развить творческие способности учащихся в подборе материалов для оригинал-макета.
Развить речевую и письменную грамотность учащихся.
Научить представлять коллективную работу.
Воспитательные
Воспитать чувство личной ответственности.
Воспитать нравственные качества – доброжелательность, любознательность, отзывчивость.
Стимулировать интерес детей к событиям окружающей жизни.
Воспитать готовность к сотрудничеству.
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 6-9 классов, изучающих предмет «Информатика и ИКТ» по школьной программе и имеющих начальный пользовательский уровень владения компьютером. Перед приемом дети проходят собеседование.
Программа рассчитана на один год обучения.
Наполняемость группы
До 12 человек (по числу рабочих мест в компьютерном классе).
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа (72 часа в год).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
На занятиях используются коллективная форма работы и работа малыми группами (звеньями).
Формы проведения занятий
Беседа
Выставка
Защита проекта
Конкурс
Лекция
Практическое занятие
Презентация
Диспут
Методы проведения занятий
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники:
узнают об этапах подготовки печатных документов с помощью компьютерной техники,
получат начальные знания об основах издательской деятельности,
приобретут систему знаний, умений, навыков обработки текстов и изображений на компьютере,
научатся создавать страницы макета школьного журнала или газеты,
научатся представлять коллективную работу в виде презентации,
получат опыт участия в районном конкурсе «Мы и компьютер»,
расширят кругозор в области применения компьютерной техники,
повысят свою информационную культуру,
разовьют творческие способности,
повысят речевую и письменную грамотность,
повысят интерес к событиям школьной жизни,
осознают личную ответственность в создании школьной летописи, разовьют нравственные качества – доброжелательность, усидчивость, любознательность.
Формы подведения итогов реализации программы
Презентация готового номера журнала или газеты в школе.
Участие в районном конкурсе «Мы и компьютер».
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
| Издательство на столе. | 4 | 1 | 3 |
| Объекты печатного издания. Дизайн. | 10 | 2 | 8 |
| Подготовительная работа с текстами. | 16 | 5 | 11 |
| Работа с иллюстрациями. | 10 | 2 | 8 |
| Макет номера. Заголовки и колонтитулы. | 4 | 1 | 3 |
| Макетирование страниц. | 10 | 2 | 8 |
| Коррекция и печать макета. | 2 | - | 2 |
| Подготовка презентации журнала в школе. | 6 | - | 6 |
| Подготовка к конкурсу. | 6 | - | 6 |
| Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 72 | 15 | 57 |
Содержание обучения
Вводное занятие. Правила поведения на занятиях. Цель и задачи кружка. Демонстрация ранее напечатанных экземпляров журнала, отдельных страниц. Рассказ о людях, создающих газеты и журналы.
Издательство на столе. Интерфейс пользователя. Знакомство с аппаратными и программными средствами настольного издательства.
Объекты печатного издания. Дизайн. Примеры оформления печатных изданий. Практическая работа с материалами будущего журнала.
Подготовительная работа. Анализ материалов из редакционного портфеля. Анализ событий школьной жизни. Обсуждение содержания журнала. Ввод, редактирование и форматирование текстов. Знакомство с характеристиками текстовых единиц. Практическая работа с параметрами шрифта, абзаца, страницы. Понятие стиля.
Работа с иллюстрациями. Форматы графических файлов. Характеристики изображений. Практическая работа с иллюстрациями.
Макет номера. Заголовки и колонтитулы. Обсуждение вариантов для подобранных материалов. Практическая работа по оформлению страниц.
Макетирование страниц. Предварительный просмотр макета. Обсуждение, коррекция страниц.
Коррекция и печать макета. Обсуждение. Оценка формы и содержания страниц.
Подготовка презентации номера. Проведение презентации в актовом зале.
Подготовка к конкурсу. Выступление на конкурсе.
Итоговое занятие. Чему научились, что узнали, что сделали.
Методическое обеспечение
Педагогические разработки
Презентация кружка «Акулы пера в школе № 83»
Презентации по технологии работы с текстовыми и графическими материалами
Памятка «Правила ввода текста с клавиатуры ПК»
Электронный практикум
Программное обеспечение
Компьютерные программы для работы с текстом Ms Word, IBM Lotus Symphony
Компьютерная программа для обработки фотографий Gimp
Компьютерная программа верстки страниц Scribus
Материально-техническое обеспечение
Компьютерный класс в составе 12 рабочих мест учеников
Компьютер учителя с лазерным принтером, фотопринтером, сканером
Проектор и экран
Цифровая фотокамера
Программное обеспечение
Бумага, картриджи для принтеров
Кадровое обеспечение
Учитель литературы, учитель информатики
Литература
Для учителя
Вовк Т.Е., Школьная стенгазета и издательские технологии в школе // газета “Информатика”, 2004.
Горюнов В.А., Подготовка и вёрстка публикаций в среде Scribus, М., 2008
Ковган Т.В., Журналистика для начинающих. 8-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2019.
Для учеников
Справочник для начинающего журналиста. М.: Просвещение, 1987.
Босова Л.Б., Информатика 7 кл. Бином, 2014.
Приложение к программе
Оригинал-макет журнала.
Дипломы и грамоты за участие в конкурсе «Мы и компьютер».