Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Рассмотрена» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО ______________Пядышева О.Н. Протокол № ______ от _______ 2018 | «Рассмотрена» на заседании педагогического совета протокол № 9 от 30.08.2018 | «Согласована» Заместитель директора по воспитательной работе О.Р.Шарапова «______»_____________________2018 | «Утверждена» Директор школы ____________________ Т.Н.Барашкова Приказ № 245 От «30» августа 2018 |
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 10 классе
«К тайнам слова: основы риторики»
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
Направление: обще-интеллектуальное
Количество часов: всего 34 часа
в неделю 1 час
Учитель: Пядышева Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.
Риторика как курс практической грамотности в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.
На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.
Курс практической грамотности (риторика) даёт возможность учащимся 10 класса овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика — единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.
Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы ещё не можем уделить должного внимания в рамках программы, поэтому возникланеобходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Цель
предоставить учащимся современное риторическое образование
способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.
Задачи
привитие интереса учащихся к русскому языку;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
воспитание коммуникативной культуры школьников;
приобщение учеников к истории отечественной риторической культуры, включение каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: основы риторики» для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
Сборника рабочих программ «Русский язык и литература. Риторика 10-11 классы. Базовый уровень»; Москва: Дрофа, 2014. Автор: А.К. Михальская.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:
аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);
контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);
творчески-риторической (создания риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях);
коммуникативно-риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).
Данная программа отражает содержание курса риторики в средней (полной) общей школе.
Вводная часть курса знакомит с риторикой как современной теоретической дисциплиной. Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого идеала в контексте мировой риторической культуры. Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элементами общериторического мастерства, причём наибольшее внимание уделяется формированию способности к публичному ораторскому выступлению. Третий раздел посвящён формированию способности к диалогическим формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах). Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
Введение
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.
Источники курса и истоки современной риторики.
РАЗДЕЛ I
История и особенности русского речевого идеала
1.У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
2.Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалогов. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона.
Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.
Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА I (УУД)
Личностные:
понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.
Метапредметные:
осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включённость в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики.
Предметные:
умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому общению с представителями иных национально-речевых культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.
РАЗДЕЛ II
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
1.Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.
Категория монолога и диалога и формы речевого общения,
2.Оратория: мастерство публичного выступления.
1)Принципы подготовки к публичной речи.
2)Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.
3)Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.
4)Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.
5)Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.
6)Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.
7)Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.
8)Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.
9)Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.
10)Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.
11)Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.
12)Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА II (УУД)
Личностные:
обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении.
Метапредметные:
включённость в деятельность по освоению раздела II и активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории.
Предметные:
умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.
РАЗДЕЛ III
Мастерство беседы
1.Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.
2.Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.
3.Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции.
4.Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
5.Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА III (УУД)
Личностные:
понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности к национально-культурной речевой традиции партнёрами; успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника, владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре.
Метапредметные:
практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные объекты; различать формально-логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых.
Предметные:
освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
РАЗДЕЛ IV
Основы риторики делового общения
1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.
2.Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.
3.Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА IV (УУД)
Личностные:
развитие умений успешного прохождения собеседования при приёме на работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его с помощью усвоенных в курсе техник.
Метапредметные:
развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать их и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости.
Предметные:
владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции.
Тематическое планирование.
10 класс
Тема | Количество часов | Содержание | Виды деятельности учащегося |
Традиционное определение риторики | 1 | Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни. Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинного красноречия | Слушать, конспектировать и анализировать сообщаемые учителем сведения. Находить в собственной жизненной практике, в текстах художественной ли- тературы и в истории доказательства силы слова по образцам, предложенным в учебнике, и анализировать их. Участвовать в диалоге в риторическом классе. Создавать на уроке краткие высказывания с обоснованием доказательности найденных самостоятельно примеров. Выполнять задания учителя |
Риторика в современном мире | 1 | Особенности и сущность современного красноречия Слово в современном мире: утраты и перспективы | Знать понятие красноречия, основные особенности современного красноречия и его отличие от такового середины — конца XX столетия. Участвовать в диалоге с учителем и классом по поставленной проблеме. Анализировать сообщаемое учителем и приводить собственные примеры и доводы |
Предмет риторики в античной Греции | 1 | Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля Поэмы Гомера. Платон | Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника, сопоставления противоположных моделей красноречия, овладевать активной и культурной диалогической речью в ситуации урока и умением строить лаконичные монологические высказывания с выражением собственного мнения и его кратким обоснованием |
Предмет риторики в России (VII—XIX вв.) | 1 | «Краткое руководство к красноречию » М. В. Ломоносова. «Общая риторика» Н. Ф. Кошанского Изменение предмета русской риторики в XIX — начале XX в. | Знать время создания и понимать особую ценность двух указанных источников в отечественной словесной культуре, их сходство и различие. Уметь анализировать материалы учебника и сообщаемое учителем в аспекте оценки роли источников в современной речевой среде |
Определение современной риторики | 1 | Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики Необходимость риторического мастерства для гражданина современного общества | Знать понятие «предмет научной дисциплины» и понимать социальные корни становления риторики и особенностей её предмета. Овладевать диалектическим и аналитическим подходами к пониманию сущности риторики как дисциплины, её двойственной и неоднозначной роли в обществе и истории. Учиться анализировать собственный жизненный опыт и степень коммуникативной, речевой и риторической компетенций. |
Современная общая и частные риторики | 1 | Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторик Оратория, мастерство беседы, применение риторики в повседневном общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юридическая, педагогическая | Анализировать под руководством учителя взаимосвязь и взаимозависимость этапов классического риторического канона (пути от мысли о предмете — к речи (тексту) о нём), ценностную иерархию этих этапов и их роль в риторических трактатах, с одной стороны, и в создании текста — с другой. Различать общее и частное на примере сопоставления общей риторики и частных риторических дисциплин. Знать области повышенной речевой ответственности профессионала и гражданина |
Речевое событие, дискурс, речевая ситуация | 1 | Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты Риторика и лингвопрагматика. Речевое поведение и картина мира | Овладевать антропоцентрическим подходом к анализу речи и общения. Понимать взаимосвязь речевой компетенции и полноценной жизненной (личной, социальной, профессиональной) реализации человека. Знать терминологическое значение слова «дискурс» в риторике, овладевать структурным и ситуативным мышлением; знать основные элементы структуры речевой ситуации |
Структура речевой ситуации | 1 | Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации | Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтоло- гической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения |
Словесный поступок (речевой акт) | 1 | Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие линг- вопрагматики Типы речевых актов и типы дискурса. Речевые акты в поведении человека | Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтологической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения |
Виды сообщений: прямое и косвенное | 1 | Прямые и косвенные сообщения. Формы мета сообщений | Учиться анализу конкретных речевых ситуаций. Овладевать диалектическим и диалогическим подходом к оценке фактов и ситуаций коммуникации — живого речевого общения. Знать психологические результаты взаимопонимания и риторические (поведенческие) причины возникновения ситуаций его нарушений |
Гармония речевого общения и образ говорящего | 1 | Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего | Знать содержание и проявления общей категории гармонии и её конкретной риторической реализации. Овладевать пониманием образа как структурной совокупности отдельных признаков. Анализировать реальные и идеальные образы-имиджи человека, вырабатывать адекватное представление о собственном реальном и желаемом образе. Учиться корректным высказываниям о себе и других, в глаза и за глаза. Понимать сущность и природу личностного обаяния и артистизма и их роли в успешном речевом общении и риторической деятельности. Учиться проявлениям обаяния и артистизма |
Важнейшие качества говорящего. Уверенность | 1 | Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнениеСтресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении | Знать причины и проявления стресса. Овладевать техниками борьбы со стрессом. Понимать различия страха и волнения. Тренировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля. Развивать уверенность как одно из важнейших свойств оратора, необходимых для продуктивного речевого поведения. Анализировать приведённый в учебнике материал по проблеме, учиться соотносить полученные сведения со своим поведением |
Другие необходимые качества говорящего | 1 | Дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость предметом речи как риторические категории. Способы их развития и проявления в речевом поведении | Овладевать техническими приёмами проявлений указанных свойств говорящего. Понимать их ценностную иерархию в структуре образа ритора. Знать и учиться применять способы развития этих свойств. Выполнять задания и упражнения |
Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации | 1 | Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики | Знать структурную организацию системы общериторических законов. Понимать диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость законов общих и частных. Овладевать аналитико-синтетическими способностями соотносить многообразие жизненных проявлений и отвлечённых законов, обобщающих их разнообразие. Понимать первенствующую роль диалога (двустороннего отношения равноправных и равноценных партнёров) как речевой практики, психологического состояния и мировоззрения личности, определяющую статус человека в обществе и линию его судьбы |
Принципы близости и конкретности речи | 1 | Близость содержания и речевого поведения к потребностям и возможностям адресата как реализация принципа внимания к адресату. Конкретность речи — необходимое свойство хорошей речи, стимулирующее и поддерживающее внимание адресата | Анализировать приводимый в учебнике материал, выполняя задания и упражнения, учиться видеть в партнёре себя и в себе — партнёра, овладевать психологическим состоянием эмпатии. Учиться отбирать темы, примеры, способы речи в соответствии с особенностями партнёра и аудитории, руководствуясь принципами близости и конкретности. Учиться различать уровни обобщённости явлений, понимать степень их конкретности применительно к речи о предмете |
Второй закон риторики | 1 | Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи. Способы создания движения в речи | Развивать умения аналитического слушания и чтения. Понимать процесс речи и её текст как ментальную карту продвижения от начала к концу по последовательным «пунктам» — микротемам (топосам) маршрута. Понимать необходимость последовательного и неуклонного продвижения как основную задачу говорящего и способ демонстрации адресату процесса перемещения по ментальной карте речи и конкретного местонахождения на ней в узловых позициях речи (ориентации) |
Третий закон риторики | 1 | Третий закон риторики — закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения этого закона | Знать понятие «эмоция» и способы демонстрации эмоций в речевом поведении. Овладевать разными (в зависимости от речевой ситуации) степенями эмо-циональности речи. Понимать необходимость меры в демонстрации эмоций и нужной степени эмоциональности для восприятия речи и управления вниманием адресата |
Четвёртый закон риторики | 1 | Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи | Знать исторические риторические открытия в области управления вниманием адресата: получить общие представления о «приятном» в риторике софистов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля. Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере использования «приятного» адресату в речевом общении в различных речевых ситуациях. Представлять себе риторические и поведенческие приёмы созданияудовольствия от речевого общения |
Единство общериторических законов | 1 | Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики | Уметь диалектически соотносить общериторические законы в их иерархии. Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об общериторических законах и о важностикаждого из них для самого ученика. Анализировать свои речевые проблемы и находить тот закон риторики, на который целесообразно обратить особое внимание в целях самосовершенствования |
Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата | 1 | Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничестваАристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике XX в. | Знать современное лингвопрагматическое обобщение изученного о законах риторики и их античных истоках — принцип коммуникативного сотрудничества Хуго Грайса. Понимать относительность «новизны» современной линг- вистики в свете знания риторики античной Греции. Анализировать, сопоставлять, высказывать публично своё мнение в диалоге и кратких выступлениях в риторическом классе |
Этика современного речевого поведения | 1 | Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения) | Знать сущность этики как науки и системы общих нравственных норм, особенности речевой и риторической этики. Понимать различия этики и этикета. Знать различия традиционной риторической этики и иного подхода к этике речи, сформулированного во второй половине XX в. Соотносить эти сведения с собственной жизненной практикой. Совершенствовать навыки аналитического чтения и творческого выполнения заданий и упражнений учебника |
Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса | 1 | Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики | Находить реальные соответствия теоретическим обобщениям на основании анализа собственных наблюдений и опыта. Аналитически читать материалы учебника. Слушать учителя, создавая структурную схему его сообщения. Повторить содержание понятия «дискурс». Знать содержание понятия «коммуникативная стратегия» и сущность трёх видов коммуникативных стратегий. Выявлять причинно-следственные связи особенностей речевого поведения, особенностей психологической направленности личности. Самоанализ и самооценка |
Развитие «чувства аудитории» | 1 | «Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три способа развития коммуникативности | Знать конкретные проявления принципа коммуникативного сотрудничества в речевом поведении оратора / ритора. Уметь анализировать поведенческие особенности окружающих и свои собственные (навыки самоанализа, самооценки, самоконтроля) по трём указанным в теме параметрам. Учиться корректно выражать в публичном комментарии свои наблюдения и оценки. Уметь корректировать своё речевое поведение в соответствии с оценками его учителем и одноклассниками. Понимать важность развития нужных умений и пути этого развития |
Классический риторический канон и его этапы | 1 | Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесениеРиторический канон и современность. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры | Слушать объяснения учителя, письменно фиксировать основные его моменты. Аналитически работать с данной в учебнике информацией. Понимать взаимосвязь основных этапов канона как последовательных шагов на пути от мысли к тексту. Оценивать относительную важность каждого из этапов и на основании объяснений учителя, текста учебника и собственного жизненного опыта понимать культурную обоснованность «порядка» при создании речи, а также особенности современного воплощения античной классической модели |
Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части» | 1 | Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риторической практике топов — «определение», «род и вид», «разновидности», « целое—части » Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов мышления — дедукции и индукции, анализа | Овладевать основными логическими операциями восхождения от конкретного к общему (индукция), нисхожденияот общего к конкретному (дедукция), анализа и синтеза на примере топов античной системы — топики. Знать основные 10—11 топов и понимать реальность их проявления в речи и мысли о любом предмете. |
Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия» | 1 | Топы «свойства» («признаки», «качества»,функции»). Топ «со-поставление» как закон мышления. Топ «причины и следствия», его видыПрименение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргументирующей речи | Понимать аналогию (сопоставление и противопоставление) как проявление индукции и один из основных способов мыслительной и речевой разработки предмета (речи). Овладевать умением выделять сущностные (важнейшие) свойства предмета; уметь видеть при- чинно-следственные связи между явлениями и отличать их от прочих. Уметь находить подлинные (сущностные) аналогии и отличать их от ложных. Уметьне только находить аналогии, свойства, причины и следствия предметов и явлений, но и применять в речи о них |
Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя» | 1 | «Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи | Знать особенности и сущность топов «обстоятельства», «пример» и «свидетельство». Уметь обращаться к источникам этих топов и использовать нужные в речи. Работать с информацией, полученной в учебнике, относительно особенностей этих топов в судебной речи, в быту. Понимать роль топа «имя» и знать источники получения информации об этом топе и применять её в речи о предмете. |
Смысловая схема речи | 1 | Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста | Овладевать схематическим восприятием и представлением содержания объяснений учителя и текста учебника. Овладевать методом смысловой схемы для синтеза текста (речи). Знать исторически сложившиеся традиции схематического анализа и разработки содержания (источники: «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова и учебник) |
Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи? | 1 | Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговыйпринцип расположениясодержания в хорошем современном описанииМетод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф. Кошанского | Знать содержание и сущность второго этапа риторического канона — расположения. Понимать важность расположения для управления вниманием адресата и успеха речи. Знать различные схемы (модели) расположения топосов в описании предмета в зависимости от риторической ситуации. Понимать цели и задачи описания предмета речи и уметь отличать удачное и целесообразное описание от риторически несовершенного. Уметь описывать предмет в соответствии с требованиями риторической ситуации |
Мастерство описания: импровизация | 1 | Импровизированные выступления — описания конкретных предметов | Импровизированная речевая деятельность: краткие выступления в риторическом классе с описаниями произвольно заданных предметов под руководством учителя. Самоанализ, самооценка, самоконтроль. Анализ, оценка выступлений одноклассников и корректные публичные высказывания с обоснованием своих суждений в риторическом классе |
Как рассказывать истории? | 1 | Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуациейСпособы расположения содержания, направленные на привлечение и удержание внимания адресата | Читать материалы учебника по теме, выбирать под руководством учителя задания и упражнения для выполнения в риторическом классе и для домашней подготовки. Овладевать основнымистратегиями повествования, понимать их зависимость от риторической ситуации, а также способами управления вниманием адресата |
Мастерство повествования: импровизация | 1 | Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуждённые заранее темы по образцу расположенияИмпровизированные выступления по различным образцам рас- | Уметь выбрать сообразную речевой ситуации тему, использовать соответствующий образец расположения содержания в повествовании при речевой импровизации, развивать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля, а также умение кратко и корректно, продуктивно и обоснованно оценивать выступления одноклассников |
Как говорить, рассуждая? Классическая хрия | 1 | Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение | Знать происхождение хрии как учебного образца. Понимать её ценность в истории речевой европейской культуры, историю и современное использование в различных сферах практики. Знать этапы классической восьмичастной хрии, их роль и последовательность. Практически уметь: выбрать тезис для доказательного рассуждения по хрии, отобрать необходимый материал, лаконично и содержательно выразить словесно каждый этап. Понимать, почему именно хрия- образец полного доказательствауметь анализировать тексты доказательных рассуждений, обнаруживать в них этапы хрии |
Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация Нестрогие модели хрии | 1 | Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезисСоставление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии на противоречащие друг другутезисы, предложенные ученикамиИмпровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса напроизвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем учителя. Импровизированныевыступления-рассуждения учеников в риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя Особенности ситуаций использования «обратной» хрии, построенной по индуктивному образцу | Уметь участвовать в общем диалоге класса с учителем, вносить собственные продуктивные предложения, выполняя задание под руководством и контролем учителя, принимать возражения, выбирать лучшее из предложенного — участвовать в совместной коллективной речевой и мыслительной разработке тезиса в каноне хрии. Уметь создавать импровизированные высказывания, соответствующие общей (коллективной) риторической задаче: созданию доказательного рассуждения на произвольно предложенную учителем тему-тезис, продолжая начатое, наодном из этапов, в соответствии с определённым речевым стилем, не превышая заданный объём высказывания и его общую тональность Знать специфику «обратной» хрии и принципиальное различие индуктивного и дедуктивного («прямая» хрия) образцов рассуждения на заданный тезис. Уметь под руководством учителя и само- стоятельно, с подготовкой и импровизированно создавать доказательные рассуждения индуктивного образца. Знать специфику ситуаций, предполагающихиспользование последнего |