СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: основы риторики»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: основы риторики»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева

(МБОУ Мирновская СШ)


«Рассмотрена»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

______________Пядышева О.Н.

Протокол № ______ от _______ 2018


«Рассмотрена»

на заседании педагогического совета

протокол № 9 от 30.08.2018


«Согласована»

Заместитель директора по воспитательной работе

О.Р.Шарапова

«______»_____________________2018


«Утверждена»


Директор школы


____________________ Т.Н.Барашкова


Приказ № 245

От «30» августа 2018





Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 10 классе

«К тайнам слова: основы риторики»


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)


Направление: обще-интеллектуальное

Количество часов: всего 34 часа

в неделю 1 час


Учитель: Пядышева Ольга Николаевна




Пояснительная записка


Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.

Риторика как курс практической грамотности в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—16 годам возрастные особен­ности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и са­моконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обуче­ния риторике на качественно новый, значительно более вы­сокий уровень.

На завершающих этапах школьной гуманитарной под­готовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, фило­логии, лингвистики, психологии общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подгото­виться к будущей профессиональной деятельности или про­должению образования в вузе.

Курс практической грамотности (риторика) даёт возможность учащим­ся 10 класса овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­торика — единственная дисциплина, изучение которой по­зволяет познать законы порождения словесных произведе­ний и воплотить эти знания на практике, используя ритори­ческие техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.

Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы ещё не можем уделить должного внимания в рамках программы, поэтому возникланеобходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.


Цель

  • предоставить учащимся современное риторическое образование

  • способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.

Задачи

  • привитие интереса учащихся к русскому языку;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;

  • приобщение учеников к истории отечественной ритори­ческой культуры, включение каждого из них в русло отечест­венной речевой традиции как самостоятельной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культур­ного и свободного слова;

  • помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жан­ров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для ус­пешной социализации компетенции.


Данная рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: основы риторики» для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

  3. Сборника рабочих программ «Русский язык и литература. Риторика 10-11 классы. Базовый уровень»; Москва: Дрофа, 2014. Автор: А.К. Михальская.


Планируемые результаты освоения программы.

Программа предполагает развитие у учащихся следую­щих компетенций:

аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров рече­вое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитическо­го слушания; риторического анализа текста);

контролирующе-риторической (способности к само­контролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);

творчески-риторической (создания риторических про­изведений различных жанров в различных речевых ситу­ациях);

коммуникативно-риторической (способности устанав­ливать и поддерживать коммуникативный контакт, проти­востоять нарушениям понимания и разрыву контакта).

Данная программа отражает содержание курса риторики в средней (полной) общей школе.

Вводная часть курса знакомит с риторикой как современ­ной теоретической дисциплиной. Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого иде­ала в контексте мировой риторической культуры. Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элемента­ми общериторического мастерства, причём наибольшее вни­мание уделяется формированию способности к публичному ораторскому выступлению. Третий раздел посвящён форми­рованию способности к диалогическим формам речевого об­щения (беседе и спору в их различных видах). Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 КЛАСС

Введение


Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в совре­менном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного обра­зования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладе­ния элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, са­моанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.


РАЗДЕЛ I


История и особенности русского речевого идеала


1.У истоков отечественной речевой традиции. Поня­тие речевого (риторического) идеала — исторически сложив­шегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетиче­ского и нравственного идеалов, принятых в данной культу­ре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

2.Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Ритори­ческий идеал Цицерона. Противоположность софистическо­го (агонистического) и сократического (эвристического) диа­логов. Основные общеэстетические категории, определяю­щие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона.

Риторический идеал раннего христианства. Речевой об­разец евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории ритори­ческого образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика отечественного речевого иде­ала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы рекон­струкции и развития.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА I (УУД)


Личностные:

понимание историко-культурной ценности русского рито­рического идеала как прототипа риторического идеала буду­щего (соединяющего требования гармонии в общении, ува­жения к мнению и личности собеседника и пр.), личной от­ветственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дис­циплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной граждан­ской позиции.

Метапредметные:

осознание исторического характера русского риториче­ского идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависи­мости с античной и русской историей; включённость в рито­рическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древне­русских литературных памятников, отразивших судьбу ри­торики.


Предметные:

умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому обще­нию с представителями иных национально-речевых куль­тур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике об­щей и частных, структуре, особенностях и источниках оте­чественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.


РАЗДЕЛ II


Основные риторические категории и элементы речевого мастерства


1.Понятие эффективности речевого общения. Разли­чие принципов определения эффективности речи в зависи­мости от особенностей контекста культуры: информацион­ное и дискурсивное определения.

Категория монолога и диалога и формы речевого обще­ния,

2.Оратория: мастерство публичного выступления.

1)Принципы подготовки к публичной речи.

2)Законы эффективного речевого общения: от Аристоте­ля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуника­тивность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

3)Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слу­шающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия рече­вого общения.

4)Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диа­лога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как ритори­ческая категория. Речевая этика в риторическом понима­нии. Механизм стресса, способы его преодоления и исполь­зования.

5)Фактор аудитории. Построение речи «по законам адре­сата». Социология и психология аудитории. Стратегия и так­тика речевого поведения оратора.

6)Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особен­ности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

7)Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. По­за оратора. Основные принципы жестикуляции и оратор­ские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским дви­жением.

8)Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использо­вания. Способы и приёмы работы над звуковой стороной сво­ей речи.

9)Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения со­держания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

10)Техника импровизированной речи. Ситуации и сте­реотипы. Особенности импровизации. Подготовка, органи­зация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.

11)Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства рече­вой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афо­ризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.

12)Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА II (УУД)


Личностные:

обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с ува­жением и вниманием включать позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие бо­гатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении.

Метапредметные:

включённость в деятельность по освоению раздела II и ак­тивизация в практике анализа и оценки публичной речи зна­ний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксиче­ских структурах повышенной выразительности; знаний о ро­ли ораторской речи в истории России и во всемирной истории.

Предметные:

умение анализировать публичное выступление по различ­ным параметрам, видеть недостатки и достоинства — оцени­вать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в про­цессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по зако­нам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.


РАЗДЕЛ III


Мастерство беседы


1.Проблема понимания. Сообщение и метасообще­ние: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в бесе­де: национально-культурные, социальные, индивидуаль­но-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собе­седников.

2.Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Со­циальная и речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстро­ты реакции на реплику собеседника.

3.Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая сте­пень категоричности высказывания и национальные рече­вые традиции.

4.Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды до­казательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и так­тика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возмож­ная типология ситуаций спора.

5.Риторика адресата: основы теории и тактики слуша­ния. Приёмы и техника активного слушания монологиче­ской и полилогической речи.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА III (УУД)


Личностные:

понимание важности, ценности и возможности взаимопо­нимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности к национально-культурной речевой тради­ции партнёрами; успешная социализация личности, форми­рование её как риторически подготовленного собеседника, владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим под­линное общение формам; самоидентификация в аспекте со­циальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, по­нимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в споре и осознания необ­ходимости корректного речевого поведения; навыки само­оценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре.

Метапредметные:

практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном стиле, активизация знаний, по­лученных в курсе русского языка; овладение умениями и на­выками регулятивного (самоконтроль в беседе), познава­тельного (анализ реального речевого материала, порождае­мого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и оценивать поведе­ние, речевую деятельность и подобные живые процессуаль­ные объекты; различать формально-логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых.

Предметные:

освоение знаний о возможностях и факторах взаимопони­мания в диалогическом общении, способах и техниках орга­низации продуктивного общения в беседах различных ти­пов, различиях социальной и речевой роли и основных стра­тегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение ис­пользовать на практике знания о типах беседы в обиход­но-бытовом и публичном общении, речевом поведении в бе­седе и споре; овладение современным концептуальным аппа­ратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершен­ствования полученных умений в дальнейшей жизни и про­фессиональной деятельности.


РАЗДЕЛ IV


Основы риторики делового общения


1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной жизни. Особенности де­лового общения, его важнейшие формы.

2.Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы: цели и речевое пове­дение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в дело­вой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

3.Деловое выступление. Типы делового выступления, це­ли и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому вы­ступлению, ведение записей.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА IV (УУД)


Личностные:

развитие умений успешного прохождения собеседования при приёме на работу; обретение уверенности в професси­ональном успехе при выборе специальностей, использую­щих слово как основной инструмент; формирование этиче­ского отношения к деловым контактам и способности реали­зовать его с помощью усвоенных в курсе техник.

Метапредметные:

развитие общеделовых речевых умений в основных ситу­ациях делового общения, способности и умения анализиро­вать чужие критические высказывания, адекватно воспри­нимать их и создавать корректные и продуктивные критиче­ские высказывания; воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональ­ной напряжённости.

Предметные:

владение навыками речевого поведения в основных си­туациях делового общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситу­аций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей являет­ся убеждение адресата в обоснованности собственной пози­ции.


Тематическое планирование.


10 класс

Тема

Количество

часов


Содержание

Виды деятельности учащегося

Традиционное опре­деление риторики

1

Традиционное опреде­ление риторики. Сила слова в общественной жизни.

Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинно­го красноречия

Слушать, конспектировать и анализиро­вать сообщаемые учителем сведения. Находить в собственной жизненной практике, в текстах художественной ли-

тературы и в истории доказательства силы слова по образцам, предложенным в учебнике, и анализировать их. Участво­вать в диалоге в риторическом классе. Создавать на уроке краткие высказыва­ния с обоснованием доказательности найденных самостоятельно примеров. Выполнять задания учителя

Риторика в современ­ном мире

1

Особенности и сущ­ность современного красноречия

Слово в современном мире: утраты и перс­пективы

Знать понятие красноречия, основные особенности современного красноречия и его отличие от такового середины — конца XX столетия. Участвовать в диа­логе с учителем и классом по поставлен­ной проблеме. Анализировать сообщае­мое учителем и приводить собственные примеры и доводы

Предмет риторики в античной Греции

1

Истоки риторики: со­фисты. Сократ. «Рито­рика» Аристотеля

Поэмы Гомера. Платон

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника, сопостав­ления противоположных моделей красноречия, овладевать активной и куль­турной диалогической речью в ситуации урока и умением строить лаконичные монологические высказывания с выра­жением собственного мнения и его крат­ким обоснованием

Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)

1

«Краткое руководство к красноречию »

М. В. Ломоносова. «Общая риторика»

Н. Ф. Кошанского

Изменение предмета русской риторики в XIX — начале XX в.

Знать время создания и понимать осо­бую ценность двух указанных источни­ков в отечественной словесной культуре, их сходство и различие. Уметь анализи­ровать материалы учебника и сообщаемое учителем в аспекте оценки роли ис­точников в современной речевой среде

Определение совре­менной риторики

1

Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики

Необходимость риторического мастерства для гражданина современного общества

Знать понятие «предмет научной дис­циплины» и понимать социальные кор­ни становления риторики и особеннос­тей её предмета. Овладевать диалекти­ческим и аналитическим подходами к пониманию сущности риторики как дисциплины, её двойственной и неод­нозначной роли в обществе и истории. Учиться анализировать собственный жизненный опыт и степень коммуника­тивной, речевой и риторической компетенций.

Современная общая и частные риторики





1

Общая риторика и её ос­новные разделы в соот­ветствии с этапами классического ритори­ческого канона. Аргу­ментация. Современ­ные частные риторик

Оратория, мастерство беседы, применение ри­торики в повседневном общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юриди­ческая, педагогическая

Анализировать под руководством учите­ля взаимосвязь и взаимозависимость этапов классического риторического ка­нона (пути от мысли о предмете — к речи (тексту) о нём), ценностную иерархию этих этапов и их роль в риторических трактатах, с одной стороны, и в создании текста — с другой. Различать общее и частное на примере сопоставления об­щей риторики и частных риторических дисциплин. Знать области повышенной речевой ответственности профессионала и гражданина

Речевое событие, дискурс, речевая ситу­ация

1

Речевое событие как ос­новная единица речево­го поведения и обще­ния. Дискурс. Речевая ситуация и её компо­ненты

Риторика и лингвопрагматика. Речевое поведе­ние и картина мира

Овладевать антропоцентрическим под­ходом к анализу речи и общения. Пони­мать взаимосвязь речевой компетенции и полноценной жизненной (личной, со­циальной, профессиональной) реализа­ции человека. Знать терминологическое значение слова «дискурс» в риторике, овладевать структурным и ситуативным мышлением; знать основные элементы структуры речевой ситуации

Структура речевой ситуации

1

Участники, отношения между ними, обсто­ятельства как основные компоненты речевой ситуации







Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умения­ми слушания. Учиться соотносить на­блюдаемое (жизненный опыт) и описан­ное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особен­ностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, ис­точника материала для современной ри­торики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтоло- гической дисциплиной, ориентирован­ной не на норму, а на идеал (ср. отноше­ния психологии и педагогики). Выпол­нять задания и упражнения

Словесный поступок (речевой акт)

1

Речевое действие (рече­вой акт) как основная единица речевого пове­дения и понятие линг- вопрагматики

Типы речевых актов и типы дискурса. Рече­вые акты в поведении человека

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умения­ми слушания. Учиться соотносить на­блюдаемое (жизненный опыт) и описан­ное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особен­ностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, ис­точника материала для современной ри­торики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтологической дисциплиной, ориентирован­ной не на норму, а на идеал (ср. отноше­ния психологии и педагогики). Выпол­нять задания и упражнения

Виды сообщений: прямое и косвенное

1

Прямые и косвенные сообщения. Формы ме­та сообщений



Учиться анализу конкретных речевых ситуаций. Овладевать диалектическим и диалогическим подходом к оценке фактов и ситуаций коммуникации — живого речевого общения. Знать психо­логические результаты взаимопонима­ния и риторические (поведенческие) причины возникновения ситуаций его нарушений

Гармония речевого общения и образ гово­рящего

1

Гармония как принцип успешного речевого об­щения. Образ говоря­щего как система личности. Эффективность речи и об­раз говорящего. Обая­ние и артистизм как ри­торические понятия и их проявления в пове­дении говорящего

Знать содержание и проявления общей категории гармонии и её конкретной ри­торической реализации. Овладевать по­ниманием образа как структурной сово­купности отдельных признаков. Анали­зировать реальные и идеальные образы-имиджи человека, вырабаты­вать адекватное представление о собст­венном реальном и желаемом образе. Учиться корректным высказываниям о себе и других, в глаза и за глаза. Понимать сущность и природу личностного обаяния и артистизма и их роли в ус­пешном речевом общении и риториче­ской деятельности. Учиться проявлени­ям обаяния и артистизма

Важнейшие качества говорящего. Уверен­ность

1

Уверенность говоряще­го и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнениеСтресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении

Знать причины и проявления стресса. Овладевать техниками борьбы со стрес­сом. Понимать различия страха и волне­ния. Тренировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля. Развивать уверенность как одно из важнейших свойств оратора, необходимых для продуктивного речевого поведения. Анали­зировать приведённый в учебнике мате­риал по проблеме, учиться соотносить по­лученные сведения со своим поведением

Другие необходимые качества говорящего

1

Дружелюбие, искрен­ность, объективность, увлечённость предме­том речи как риториче­ские категории. Способы их развития и проявления в речевом поведении

Овладевать техническими приёмами проявлений указанных свойств говоря­щего. Понимать их ценностную иерар­хию в структуре образа ритора. Знать и учиться применять способы развития этих свойств. Выполнять задания и уп­ражнения

Первый закон совре­менной общей рито­рики и принципы его реализации

1

Законы риторики и гар­мония речевого собы­тия. Закон гармонизи­рующего диалога как наиболее общий закон риторики




Знать структурную организацию систе­мы общериторических законов. Пони­мать диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость законов общих и ча­стных. Овладевать аналитико-синтети­ческими способностями соотносить многообразие жизненных проявлений и от­влечённых законов, обобщающих их разнообразие. Понимать первенствую­щую роль диалога (двустороннего отно­шения равноправных и равноценных партнёров) как речевой практики, пси­хологического состояния и мировоззре­ния личности, определяющую статус человека в обществе и линию его судьбы

Принципы близости и конкретности речи

1

Близость содержания и речевого поведения к потребностям и воз­можностям адресата как реализация принципа внимания к адре­сату. Конкретность ре­чи — необходимое свой­ство хорошей речи, стимулирующее и под­держивающее внима­ние адресата

Анализировать приводимый в учебнике материал, выполняя задания и упраж­нения, учиться видеть в партнёре себя и в себе — партнёра, овладевать психоло­гическим состоянием эмпатии. Учиться отбирать темы, примеры, способы речи в соответствии с особенностями партнёра и аудитории, руководствуясь принципа­ми близости и конкретности. Учиться различать уровни обобщённости явле­ний, понимать степень их конкретности применительно к речи о предмете

Второй закон ритори­ки

1

Сущность второго зако­на риторики — закона продвижения и ориен­тации адресата на « кар­те» речи.

Способы создания дви­жения в речи


Развивать умения аналитического слу­шания и чтения. Понимать процесс речи и её текст как ментальную карту про­движения от начала к концу по последо­вательным «пунктам» — микротемам (топосам) маршрута. Понимать необходимость последовательного и неуклон­ного продвижения как основную задачу говорящего и способ демонстрации адре­сату процесса перемещения по менталь­ной карте речи и конкретного местона­хождения на ней в узловых позициях речи (ориентации)

Третий закон ритори­ки

1

Третий закон ритори­ки — закон эмоци­ональности речи.

Риторические средства и принципы выполне­ния этого закона

Знать понятие «эмоция» и способы де­монстрации эмоций в речевом поведе­нии. Овладевать разными (в зависимости от речевой ситуации) степенями эмо-циональности речи. Понимать необходимость меры в демонстрации эмоций и нужной степени эмоциональ­ности для восприятия речи и управле­ния вниманием адресата

Четвёртый закон ри­торики

1

Четвёртый закон общей риторики — закон удо­вольствия. Риториче­ские средства и принци­пы создания удовольст­вия адресата от речи

Знать исторические риторические от­крытия в области управления внимани­ем адресата: получить общие представ­ления о «приятном» в риторике софис­тов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля. Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере ис­пользования «приятного» адресату в ре­чевом общении в различных речевых си­туациях. Представлять себе риториче­ские и поведенческие приёмы созданияудовольствия от речевого общения

Единство общерито­рических законов

1

Взаимосвязь и взаимо­зависимость четырёх законов общей ритори­ки

Уметь диалектически соотносить обще­риторические законы в их иерархии. Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об об­щериторических законах и о важностикаждого из них для самого ученика. Анализировать свои речевые проблемы и находить тот закон риторики, на кото­рый целесообразно обратить особое вни­мание в целях самосовершенствования

Коммуникативное со­трудничество говоря­щего и адресата





1

Говорящий и адресат в живом взаимодейст­вии. Принцип комму­никативного сотрудничестваАристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к ре­чи в лингвопрагматике XX в.

Знать современное лингвопрагматиче­ское обобщение изученного о законах риторики и их античных истоках — принцип коммуникативного сотрудничества Хуго Грайса. Понимать относительность «новизны» современной линг- вистики в свете знания риторики антич­ной Греции. Анализировать, сопоставлять, высказывать публично своё мнение в диалоге и кратких выступ­лениях в риторическом классе

Этика современного речевого поведения

1

Традиционная ритори­ческая этика (от «Рито­рики» Аристотеля к современным пробле­мам публичного обще­ния)

Знать сущность этики как науки и сис­темы общих нравственных норм, особен­ности речевой и риторической этики. Понимать различия этики и этикета. Знать различия традиционной ритори­ческой этики и иного подхода к этике речи, сформулированного во второй поло­вине XX в. Соотносить эти сведения с собственной жизненной практикой. Со­вершенствовать навыки аналитического чтения и творческого выполнения зада­ний и упражнений учебника

Основные коммуни­кативные стратегии и принцип гармонии дискурса

1

Три важнейшие комму­никативные стратегии: близости, отстранён­ности и предоставления выбора. Примеры их ре­ализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики

Находить реальные соответствия теоре­тическим обобщениям на основании анализа собственных наблюдений и опыта. Аналитически читать материалы учебника. Слушать учителя, создавая структурную схему его сообщения. По­вторить содержание понятия «дис­курс». Знать содержание понятия «коммуникативная стратегия» и сущность трёх видов коммуникативных стратегий. Выявлять причинно-следственные связи особенностей речевого поведения, особенностей психологической направленности личности. Самоанализ и самооценка

Развитие «чувства аудитории»

1

«Чувство аудитории» и принцип коммуника­тивного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве

Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой кон­такт). Три способа раз­вития коммуникатив­ности

Знать конкретные проявления принци­па коммуникативного сотрудничества в речевом поведении оратора / ритора. Уметь анализировать поведенческие особенности окружающих и свои собст­венные (навыки самоанализа, самооценки, самоконтроля) по трём указанным в теме параметрам. Учиться корректно выражать в публичном комментарии свои наблюдения и оценки. Уметь корректировать своё речевое поведение в соответствии с оценками его учителем и одноклассниками. Понимать важ­ность развития нужных умений и пути этого развития

Классический рито­рический канон и его этапы

1

Классический антич­ный риторический ка­нон как путь от мысли к слову, его этапы: изо­бретение, расположе­ние, выражение, запо­минание, произнесениеРиторический канон и современность. Антич­ный риторический ка­нон как основа европей­ской риторической культуры

Слушать объяснения учителя, письмен­но фиксировать основные его моменты. Аналитически работать с данной в учеб­нике информацией. Понимать взаимо­связь основных этапов канона как по­следовательных шагов на пути от мысли к тексту. Оценивать относительную важность каждого из этапов и на основа­нии объяснений учителя, текста учебни­ка и собственного жизненного опыта по­нимать культурную обоснованность «по­рядка» при создании речи, а также особенности современного воплощения античной классической модели

Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части»













1

Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риториче­ской практике топов — «определение», «род и вид», «разновидности», « целое—части »

Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления об­щих законов мышле­ния — дедукции и ин­дукции, анализа

Овладевать основными логическими операциями восхождения от конкретно­го к общему (индукция), нисхожденияот общего к конкретному (дедукция), анализа и синтеза на примере топов ан­тичной системы — топики. Знать основ­ные 10—11 топов и понимать реальность их проявления в речи и мысли о любом предмете.





Топы «свойства», «со­поставление», «причины и следствия»













1

Топы «свойства» («при­знаки», «качества»,функции»). Топ «со-поставление» как закон мышления. Топ «при­чины и следствия», его видыПрименение топов в ре­чи. Виды топа «сопо­ставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и раз­личий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргумен­тирующей речи

Понимать аналогию (сопоставление и противопоставление) как проявление индукции и один из основных способов мыслительной и речевой разработки предмета (речи). Овладевать умением выделять сущностные (важнейшие) свойства предмета; уметь видеть при- чинно-следственные связи между явле­ниями и отличать их от прочих. Уметь находить подлинные (сущностные) ана­логии и отличать их от ложных. Уметьне только находить аналогии, свойства, причины и следствия предметов и явле­ний, но и применять в речи о них

Топы «обстоятельст­ва», «пример» и «сви­детельство», «имя»







1





«Обстоятельства», «пример» и «свидетель­ство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры ис­пользования топов

Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи

Знать особенности и сущность топов «об­стоятельства», «пример» и «свидетель­ство». Уметь обращаться к источникам этих топов и использовать нужные в ре­чи. Работать с информацией, получен­ной в учебнике, относительно особенностей этих топов в судебной речи, в быту. Понимать роль топа «имя» и знать ис­точники получения информации об этом топе и применять её в речи о предмете.

Смысловая схема речи

1

Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Об­щий метод анализа и со­здания смысловой схе­мы текста

Овладевать схематическим восприяти­ем и представлением содержания объяс­нений учителя и текста учебника. Овла­девать методом смысловой схемы для синтеза текста (речи). Знать историче­ски сложившиеся традиции схематического анализа и разработки содержания (источники: «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова и учеб­ник)

Расположение (дис­позиция). Как опи­сать предмет речи?













1

Расположение как вто­рой этап риторического канона и второй основной раздел классиче­ской и современной ри­торики. Итоговыйпринцип расположениясодержания в хорошем современном описанииМетод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ло­моносову. Рекоменда­ции Н. Ф. Кошанского

Знать содержание и сущность второго этапа риторического канона — располо­жения. Понимать важность расположения для управления вниманием адреса­та и успеха речи. Знать различные схе­мы (модели) расположения топосов в описании предмета в зависимости от риторической ситуации. Понимать цели и задачи описания предмета речи и уметь отличать удачное и целесообразное описание от риторически несовершенного. Уметь описывать предмет в соответст­вии с требованиями риторической ситу­ации

Мастерство описа­ния: импровизация

1

Импровизированные выступления — описа­ния конкретных пред­метов

Импровизированная речевая деятель­ность: краткие выступления в риториче­ском классе с описаниями произвольно заданных предметов под руководством учителя. Самоанализ, самооценка, са­моконтроль. Анализ, оценка выступлений одноклассников и корректные пуб­личные высказывания с обоснованием своих суждений в риторическом классе

Как рассказывать истории?

1

Основные стратегии расположения содержа­ния в повествовании и их связь с риториче­ской ситуациейСпособы расположения содержания, направ­ленные на привлечение и удержание внимания адресата

Читать материалы учебника по теме, выбирать под руководством учителя за­дания и упражнения для выполнения в риторическом классе и для домашней подготовки. Овладевать основнымистратегиями повествования, понимать их зависимость от риторической ситу­ации, а также способами управления вниманием адресата

Мастерство повество­вания: импровизация

1

Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуж­дённые заранее темы по образцу расположенияИмпровизированные выступления по раз­личным образцам рас-

Уметь выбрать сообразную речевой си­туации тему, использовать соответст­вующий образец расположения содер­жания в повествовании при речевой импровизации, развивать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля, а также умение кратко и корректно, продуктивно и обоснованно оценивать выступления одноклассников

Как говорить, рас­суждая? Классиче­ская хрия

1

Структура восьмичаст­ной классической стро­гой хрии: дедуктивный образец, история и сов­ременное применение

Знать происхождение хрии как учебно­го образца. Понимать её ценность в исто­рии речевой европейской культуры, ис­торию и современное использование в различных сферах практики. Знать этапы классической восьмичастной хрии, их роль и последовательность. Практи­чески уметь: выбрать тезис для доказа­тельного рассуждения по хрии, отобрать необходимый материал, лаконично и со­держательно выразить словесно каж­дый этап. Понимать, почему именно хрия- образец полного доказательствауметь анализировать тексты доказа­тельных рассуждений, обнаруживать в них этапы хрии

Хрия как учебное уп­ражнение в риториче­ском классе: обучение созданию хрии, импровизация Нестрогие модели хрии

1

Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на задан­ный учениками тезис; совместная работа рито­рического класса по со­ставлению классиче­ской хрии на предло­женный учителем тезисСоставление учащими­ся риторического клас­са под руководством учителя хрии на проти­воречащие друг другутезисы, предложенные ученикамиИмпровизированные выступления-рассуж­дения учеников ритори­ческого класса напроизвольно данные тезисы по плану клас­сической хрии под контролем учителя. Импровизированныевыступления-рассужде­ния учеников в ритори­ческом классе на проти­воречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя

Особенности ситуаций использования «обрат­ной» хрии, построенной по индуктивному образцу

Уметь участвовать в общем диалоге класса с учителем, вносить собственные продуктивные предложения, выполняя задание под руководством и контролем учителя, принимать возражения, выби­рать лучшее из предложенного — участ­вовать в совместной коллективной рече­вой и мыслительной разработке тезиса в каноне хрии.

Уметь создавать импровизированные высказывания, соответствующие общей (коллективной) риторической задаче: созданию доказательного рассуждения на произвольно предложенную учите­лем тему-тезис, продолжая начатое, наодном из этапов, в соответствии с опре­делённым речевым стилем, не превышая заданный объём высказывания и его общую тональность

Знать специфику «обратной» хрии и принципиальное различие индуктивно­го и дедуктивного («прямая» хрия) об­разцов рассуждения на заданный тезис. Уметь под руководством учителя и само- стоятельно, с подготовкой и импровизи­рованно создавать доказательные рас­суждения индуктивного образца. Знать специфику ситуаций, предполагающихиспользование последнего








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!