ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 4 класса по кружку «Калейдоскоп наук» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
Ященко И.В. ВПР Математика: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен»,2021
Комиссарова Л.Ю. ВПР Русский язык: 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен»,2021
Волкова Е.В. ВПР Окружающий мир 4 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен»,2021
Образовательная платформа УЧИ.РУ
Цели и задачи
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в паре, группе.
Место внеурочного предмета «Калейдоскоп наук» в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» направлена на подготовку обучающихся к ВПР программа общеинтеллектуального направления. Рассчитана на детей 10-11 лет. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа из расчёта (1 час в неделю). Срок реализации –1 год.
На основе программы развития МБОУ Шарагайская СОШ 2020-2025г.г. реализация воспитательного потенциала предмета предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.
Воспитательные ресурсы для создания атмосферы доверия, интереса к предмету, к учителю:
а) создание привлекательных традиций класса;
б) методики развивающего обучения;
в) интеллектуальные и ролевые игры;
г) викторины;
д) участие в предметных олимпиадах.
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты освоения предмета.
2. Содержание учебного курса.
3. Календарно-тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения предмета
Метапредметные и личностные
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков;
синтез, в том числе выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами внеурочной деятельности являются совершенствование следующих умений по предметам:
«Русский язык»
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
выделять предложения с однородными членами;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи;
характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
проводить морфологический разбор имен существительных и прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте предлог и вместе с именами существительными, к которым они относятся.
«Математика»
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость);
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр - миллиметр);
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
читать несложные готовые таблицы;
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Окружающий мир
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
вычленять содержащиеся в тексте основные события;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Будут сформированы
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
описывать достопримечательности столицы и родного края.
Планируемым результатам обучения по русскому языку, математике, окружающему миру.
Задания по русскому языку нацелены на овладение обучающимися учебно-языковыми опознавательными умениями:
правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы;
распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план;
строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста;
распознавать значение слова;
адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
подбирать к слову близкие по значению слова;
распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении.
На занятиях по математике включены задания, направленные на отработку следующих умений:
выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями;
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами.
Анализировать и интерпретировать данные;
На занятиях по окружающему миру включены задания, направленные на:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения;
использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
освоение доступных способов изучения природы;
освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
формирование уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни.
Содержание курса внеурочного предмета
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1.Система языка (10 ч.)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Фонетический разбор слов.
Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Синтаксис.
2.Числа и величины(10ч.)
Арифметические действия. Текстовые задачи. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины.
Работа с информацией. Логические задачи.
3.Человек и природа(10ч.)
Человек и общество. Строение тела человека. Природные зоны. Правила безопасной жизни.
Достопримечательности родного края (Бурятии).
4. Индивидуальные задания (4ч.)
Содержание заданий соответствует реализации программы «Подготовка к ВПР» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана, тренировочные занятия, мини работы, обучающие проверочные работы, диктанты, выполнение заданий из демоверсий.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
-дистанционное обучение (мессенджер Вайбер, образовательная онлайн-платформа Учи.ру)
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем занятий | Характеристика основных видов внеурочной деятельности учащихся | Количество часов | Дата | |
Факт | План | |
Готовимся к ВПР по математике | 5 ч | | | |
1 | Арифметические действия с числами. Сравнение величин. Вычисление площади. | -выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; -использовать начальные математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений; -исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; -работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами. -анализировать и интерпретировать данные; -решать текстовые задачи; -овладение основами логического и алгоритмического мышления. | 1 | | | |
2 | Работа с таблицами, графиками, диаграммами. | 1 | | | |
3 | Решение текстовых задач. | 1 | | | |
4 | Основы логического и алгоритмического мышления. | 1 | | | |
5 | Выполнение демоверсии ВПР по математике. | 1 | | | |
Готовимся к ВПР по русскому языку | 5 ч | | | |
6 | Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слов. | -выполнять фонетический, морфологический и синтаксический разбор; -распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; -подбирать к слову близкие по значению слова; -распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении. | 1 | | | |
7 | Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. | 1 | | | |
8 | Синтаксис. Различение простых и сложных предложений. | 1 | | | |
9 | Комплексная работа над структурой текста: озаглавление, корректирование порядка предложений и частей текста. Составление плана. | 1 | | | |
10 | Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку. | 1 | | | |
Готовимся к ВПР по окружающему миру | 5 ч | | | |
11 | Погода и её составляющие. Изучение прогноза погоды с интернет сайтов. | - использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информациив соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы; -осваивать элементарные нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; -знать достопримечательности Бурятии и уметь описывать достопримечательности столицы и родного края. | 1 | | | |
12 | Географическая карта. Формы земной поверхности. | 1 | | | |
13 | Строение и функционирование организма человека. Сохранение и укрепление своего здоровья . | 1 | | | |
14 | Достопримечательности столицы и родного края. | 1 | | | |
15 | Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру. | 1 | | | |
Готовимся к ВПР по математике | 5 ч | | | |
16 | Решение текстовых задач в 3-4 действия. | -выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; -использовать начальные математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений; -исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; -анализировать и интерпретировать данные; -решать текстовые задачи; -овладение основами логического и алгоритмического мышления. | 1 | | | |
17 | Выполнение письменных действий с многозначными числами. | 1 | | | |
18 | Основы пространственного воображения. | 1 | | | |
19 | Основы логического и алгоритмического мышления. | 1 | | | |
20 | Выполнение демоверсии ВПР по математике. | 1 | | | |
Готовимся к ВПР по русскому язык | 5 ч | | | |
21 | Построение речевого высказывания заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. | -распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; -адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, составлять план; -строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста; -распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; -подбирать к слову близкие по значению слова; -распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы в предложении. | 1 | | | |
22 | Формулирование значения слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. | 1 | | | |
23 | Интерпретации пословицы. | 1 | | | |
24 | Написание диктанта. | 1 | | | |
25 | Выполнение демоверсии ВПР по русскому языку. | 1 | | | |
Готовимся к ВПР по окружающему миру | 5 ч | | | |
26 | Карта природных зон России. Животные и растения климатических зон . | -уметь работать с картой; -знать природные зоны России, находить их на карте; -использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | 1 | | | |
27 | Формулирование правил на основе приведенных знаково - символических изображений. | 1 | | | |
28 | Достопримечательности родного края, особенности природы. | 1 | | | |
29 | Анализ информации и перевод ее из текстовой в цифровую форму. | 1 | | | |
30 | Выполнение демоверсии ВПР по окружающему миру. | 1 | | | |
| Индивидуальные задания | 4 ч. | | | |
31 | Выполнение индивидуальных заданий по математике. | -уметь самостоятельно выполнять задания | 1 | | | |
32 | Выполнение индивидуальных заданий по русскому языку. | 1 | | | |
33 | Выполнение индивидуальных заданий по окружающему миру. | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие. Интеллектуально-познавательная игра. | 1 | | | |