СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Казачий костюм".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса позволит учащимся понять основы нацилнальной культуры, возможно, выбрать это направление для профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Казачий костюм".»














ПРОГРАММА КУРСА

«Казачий костюм»

9 класс




Педагогический работник:

Елена Юрьевна Ледяева


Рабочая программа курса

Предметная область:

Технология

Предмет:

Казачий костюм

Класс:

9

Автор(ы) программы:Автор, коллектив авторов, указанный в сборнике программ

Щирова Елена Владимировна, учитель технологии высшей категории

Разработчик программы:Педагогический работник – Вы!

Елена Юрьевна Ледяева

Количество часов в неделю:

1

Количество часов в год:

35

Год реализации:

2017-2018 учебный год






Практическая часть:


1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

год

практических работ

5

4

5

4

18

ИТОГО:

5

4

5

4

18


Примерные программы можно скопировать с сайта ФГОС: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625



Пояснительная записка


В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народным традициям – это возможность обеспечения общекультурного интеллекта личности, приближение к культуре родной страны. Благодаря своей необычной емкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Народные традиции как никакой другой вид учебно-творческой деятельности обеспечивают естественную среду для полноты личностного развития школьников, позволяют воспитывать в них определенную культуру воспитания материального мира, развивают творческие качества личности, способствуют становлению готовности наследовать духовные ценности народных традиций, вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народному искусству. Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органической частью которого является народный костюм.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, будет способствовать воспитанию уважения к ее истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Изучение народного искусства незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознания.

Содержание курса позволит учащимся понять основы национальной культуры, возможно, выбрать это направление для профессионального самоопределения.

Практическая часть курса носит рекомендательный характер. Предлагаемый перечень тем позволяет учащимся самим выбирать уровень их сложности, опираясь на опыт, желание и возможности.





Цели и задачи предмета с учетом специфики

Цели изучения курса на ступени основного общего образования согласуются с целями и задачами школы.

Цель школы: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими современное качество образования.

Необходимо средствами предмета включиться в создание единого образовательного пространства (уклада школьной жизни), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся на основе общечеловеческих, общенациональных, духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского общества.

Отбор содержания образования осуществляется в соответствии со спецификой кадетских классов. Работа по изучению культурно-исторических и героико-патриотических традиций нашей Родины, а также воспитание у кадет представлений о морали и основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) пронизывает весь образовательный процесс.

Кадетский компонент раскрывается через темы индивидуальных проектов.


Цели программы:

  • Создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.

  • Сформировать у учащихся знания по истории развития костюма казаков Сибири, его особенностей; умения использовать свои знания при создании современных моделей одежды.

  • Сформировать у учащихся знания о профессиях, связанных с деятельностью в области дизайна одежды («художник-модельер», «инженер-технолог швейного производства», «швея», «стилист», «визажист»), помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознанно выбрать дальнейший профиль обучения.


Задачи курса:

  1. Способствовать формированию у детей потребности к познанию истории, целеустремленность к получению новых знаний о родной стране, родном крае, их культуре и быте.

  2. Ознакомить с историей развития русского казачьего костюма.

  3. Способствовать развитию коммуникабельной культуры учащихся.

  4. Расширять и углублять знания и представления учеников о русском казачьем костюме XIX – XX вв.

  5. Развивать самостоятельность учащихся и их способность решать творческие задачи.

  6. Представить учащимся мир профессий, связанных с дизайном и изготовлением одежды.

  7. Формирование умений и навыков самостоятельного творческого поиска при изучении традиций, культуры, истории русского народа, применение полученных знаний при моделировании современного костюма.

  8. Воспитывать уважение, патриотизм к родной стране, родному краю, трудолюбие.


Место курса.

Курс «Казачий костюм» имеет место в учебном плане школы на этапе среднего общего образования и должен включать 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Курс рассчитан на 2 года обучения (8 и 9 классы по 1 часу в неделю) и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть (17 часов) содержит сведения об истории казачьего костюма, женского и мужского; его особенностях; о способах украшения, оформления русской одежды - расположение, цветовая гамма, виды орнаментов; сведения об истории женских головных уборов и причесок. Во время объяснения нового материала производится анализ, сравнение русского народного и казачьего костюмов, определяются причины, оказавшие влияние на отличительные особенности казачьего костюма.

Практическая часть курса (18 часов) представлена в виде практических работ по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды, художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита, образов окружающей природы. Основная ее задача – сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, самостоятельно анализировать историю развития народного костюма и использовать полученные знания для разработки современной одежды. При конструировании и моделировании моделей учащимся предлагается найти и использовать материал по истории народных промыслов.

Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.

Заключительным этапом курса является выполнение проекта по предлагаемым темам. На заключительном занятии целесообразно обсудить представленные творческие проекты и провести анализ результатов данных работ.

Данная программа может быть использована в предпрофильном обучении учащихся по модулю «Художественная обработка материалов», «Технология изготовления швейного изделия».


Методы обучения.

Успешной реализации задач курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения.

Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методы - метод проблемного изложения, ме­тоды организации исследовательской деятельности, проектный метод, способствующие формированию познавательной актив­ности учащихся

Для контроля знаний применяются тестовые технологии, конкурсы, игровые формы, организация деловой игры, имитирующей профессиональную деятельность методом погружения в определенную эпоху, изготовление эскизов, образцов одежды, головных уборов.

При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, в том числе:

  • анализ полученной информации, дополнительной литературы;

  • выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;

  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;

  • выполнение рефератов, проектов

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.

Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.


Методы работы по ознакомлению учащихся

с казачьим творчеством:

  1. Словесные методы:

  • рассказ, беседа о казачьих обычаях и традициях;

 вопросы, разъяснения;

 использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;

 интеллектуальные и дидактические игры.

  1. Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;

 просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о казачьем быте.

  1. Практические методы:

  • проведение казачьих игр;

 использование казачьих костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

 применение игрушек и изделий казачьих промыслов;

 самостоятельное выполнение учащимися декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

  1. Методы контроля:

опрос, ролевые игры, контрольный срез.

Формы:

1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

2. Совместная деятельность.

3. Экскурсии в музей и библиотеку.

4. Организация конкурсов рисунков и поделок.

5. Посещение тематических выставок.


Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, виртуальных экскурсий. Практическая часть включает в себя навыки изготовления изделий (или элементов) с использованием женских рукоделий, традиционных для нашего края


Результаты освоения предмета


Ученик научится:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;

  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;

  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма сибирских казаков;

  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;

  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;

  • экономно расходовать материал;

  • владеть правильными приемами обработки изделия;

  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;

  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.


Ученик получит возможность:

  • ознакомиться с традициями, обычаями, быта казаков, заселивших Сибирь;

  • использовать на практике историю развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;

  • применять сведения о народных промыслах народов Сибири и их специфических чертах в практических работах;

  • выполнять эскизы по истории появления причесок и головных уборов в России;

  • использовать традиционные орнаменты в оформления одежды народов Сибири;

  • использовать основные способы моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов в современном костюме;

  • применять сведения о современных технологиях изготовления швейных изделий;

  • учитывать требования, предъявляемые к изделиям и процессу их изготовления и оформления;

  • использовать основные сведения о дизайне, изготовление одежды;

  • применять на практике основные способы обработки изделий; виды и причины дефектов изделий, способы их устранения;

  • применять полученные представления об истории развития казачьего костюма и его роли в создании современной одежды;

  • использовать и обобщать полученную информацию в форме проекта, реферата;

  • развивать познавательный интерес, на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа оценки новой информации;

  • приобретать опыт поиска информации по заданной теме, составление реферата, проекта.

  • знакомиться с профессиями, востребованными в области дизайна одежды.


Межпредметные связи:

  • историческое краеведение - «Заселение казаками Сибири. Быт, традиции казаков. Одежда и вооружение казаков»,

  • ИЗО - «Орнамент, композиция»,

  • географическое краеведение - «Географическое расселение казаков в Сибири».


В конце года обучения, учащиеся выполняют большую самостоятельную работу по проектированию коллекции современной одежды с элементами казачьих костюмов.

Содержание курса

«Казачий костюм»


Занятие 1-10. Одежда Сибирского казака. (10 ч)

Лекция. Основные цели, задачи, содержание изучаемого курса.

Одежда – неотъемлемая часть материальной культуры народа. История русской крестьянской одежды XIX – XХ века. Причины, оказавшие влияние на формирование русского костюма. Представление экспозиции репродукций, фотографий русской, казачьей одежды.

Экскурсия в краеведческий музей: Тема: «Русский крестьянский костюм».

Практическая работа. Конкурс рисунков, набросков «Одежда России».


Занятие 11-14. История костюма. (4 ч)

Лекция. Одежда сибирского казака. Составные части мужского костюма. Зимняя и летняя одежда. Обмундирование. Обувь. Головные уборы.

Экскурсия в музей. Тема: «Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству».

Практическая работа. Диагностика знаний. Разработка костюма казака. Выполнение объемного панно «Сибирский казак».

Работа над понятиями: борчатка, гулами, казачок, дыроватки, орогда, шубенки, вязенки, фальшонко, верхонки, котики, карпетки, крипотки, гусарики, моршни, воротяшки, бродни, арамузы, олочи, козляки, портки, бешмет, мурмолка, грешневик, малахай, треух, тафья.


Занятие 15-24. Особенности бытовой культуры казачества. (10 ч)

Лекция. Культура казачества. Быт, внутреннее убранство дома. Питание. Украшение жилища. Народные промыслы.

Экскурсия в краеведческий музей. «Крестьянский быт. Украшение крестьянского дома».

Практическая работа. Викторина «Знатоки русской истории». Разработка интерьера и оформление жилого дома казаков. Изучение народных промыслов России.


Занятие 25-28. Традиционное женское рукоделие сибирских казачек. (4ч)

Лекция. Виды декоративно-прикладного творчества казачек. Расцветка тканых и вышитых украшений. Золотое шитье и низанье жемчугом. Возможности информационных технологий в дизайне одежды. Традиции в оформлении казачьей одежды.

Практическая работа. Изготовление предметов рукоделия. В лоскутной технике. Разработка эскиза модели в цвете. Цветовые сочетания.


Занятие 29-30. Профессиональные интересы и склонности в области дизайна. (2ч)

Лекция. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонно­сти». Выявление и оценка профессиональных интересов с помо­щью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) коммуникативных, организатор­ских склонностей (КОС-1).

Практическая работа. Дифференциально-диагностический опросник.

Карта интересов. Определение коммуникативных и организаторских способностей.


Занятие 30-35. Завершение работы над проектом. Защита проекта. Профессии, востребованные в области создания одежды. (5ч)

Лекция. Планирование проектной работы и требования к оформлению проектной документации.

Практическая работа. Оформление готовой работы. Окончательное оформление пояснительной записки к проекту. Защита проекта, реферата на предложенную тему

Профессии, востребованные в области создания одежды: художник-модельер, инженер-технолог, швея, стилист, визажист, байер, мерчендайзер. Подготовка специалистов по направлению «Дизайн одежды» в учреждениях профессионального образования региона.


Практическая часть программы

Уроки контроля усвоения знаний:

Перечислить темы, в скобках указать форму: контрольная работа, тест, зачет, пр.

  1. Вводный контрольный срез (тест). История Сибирского казачества.

  2. Ремесла казаков (творческая работа).

  3. Быт и культура казаков (творческая работа).

  4. Проектная работа. Презентация работы.


Практические работы:

  1. Виртуальная экскурсия в музей «Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству».

  2. Выполнение элементов одежды казачьего костюма.

  3. Выполнение эскизов казачьего мужского костюма.

  4. Разработка технологической последовательности пошива костюма.

  5. Выполнение образцов отделки мужского казачьего костюма.

  6. Представление экспозиций, репродукций, фотографий русской, казачьей одежды.

  7. Разработка эскизов «Русский мужской крестьянский костюм».

  8. Виртуальная экскурсия «Крестьянский быт. Украшения крестьянского дома».

  9. Разработка эскиза интерьера и оформление жилого дома казаков.

  10. Изучение народных промыслов России.

  11. Сбор информации об укладе в казачьих семьях.

  12. Разработка сценария праздника, иллюстрирующего один из обрядов казаков.

  13. Изготовление предметов казачьего рукоделия.

  14. Изготовление предметов казачьего рукоделия в лоскутной технике.

  15. Карта интересов. Диагностика.

  16. Разработка эскизов и технологической документации выполнения изделия.

  17. Составление презентации проекта.

  18. Защита творческого проекта.


Темы индивидуальных учебных проектов:

  1. Казачья тематика в декоративно – прикладном искусстве.

  2. Исторические корни казачества (древняя история казачества).

  3. Джигитовка, казачьи единоборства и элементы военной одежды костюма казака.

  4. Ремесла Сибирского казачества.

  5. Традиционная казачья одежда. Ее элементы.

  6. Современная казачья одежда.

Реализация регионального компонента

Реализация регионального, кадетского компонента прослеживается через проектную деятельность.(для учителей природоведения, географии, истории, литературы – не менее 10% от общего количества уроков)



Тематическое планирование с определением основных форм контроля

Содержание занятия

Количество занятий

Форма контроля

Всего

Теор.

Практ.

1

Одежда Сибирского казака.

10

5

5

Экскурсия в музей. Разработка технологической документации.

2

История костюма

4

2

2

Конкурс эскизов «Русский мужской крестьянский костюм».

3

Особенности бытовой культуры казака.

10

5

5

Экскурсия в музей. Разработка сценария «Обряды и традиции Сибирского казачества».

4

Традиционное женское рукоделие казачек.

4

2

2

Изготовление предметов декоративно-прикладного творчества в лоскутной технике.

5

Профессиональные интересы и склонности в области дизайна.

2

1

1

Диагностика. Составление Карты интересов.

6

Завершение работы над проектом. Защита проекта

Профессии, востребованные в области создания одежды.

5

2

3

Защита проектов.

 

Итого

35

17

18

 





Календарно-тематическое планирование

9 класс



Тема урока


Количество часов


Тип урока


Требования к уровню подготовки учащихся


Название практической, лабораторной работы



Вид контроля


1-10


Одежда Сибирского казачества


10

комбинированный

Знание:

    • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;

    • сведений о народных промыслах народов Сибири и их специфических чертах;

  • традиций орнаментального оформления одежды народов Сибири;

  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;

  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;

  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;

  • основных способов обработки изделий, видов и причин дефектов изделий, способов их устранения.

Умение:

  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Сибири;

  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;

  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;

  • экономно расходовать материал;

  • владеть правильными приемами обработки изделия;

  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;

работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.

Экскурсия в виртуальный музей. Тема: «Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству».

Практическая работа. Разработка костюма казака.

Разработка технологической документации последовательности пошива костюма.



11-14



История костюма



4


комбинированный


Знание:

    • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;

  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;

        • сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;

  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;

  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;

  • основных способов обработки изделий;

видов и причин дефектов изделий, способов их устранения

Умение:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;

  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;

  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего

  • костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Сибири;

  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания


Представление экспозиции репродукций казачьей одежды.



Разработка эскизов «Русский мужской крестьянский костюм».


15-24


Особенности бытовой культуры


10

комбинированный

Знание:

  • традиций, обычаев, быта казаков, заселивших Сибирь;

    • сведений о народных промыслах народов Сибири и их специфических чертах;

Умение:

  • создавать изделия декоративно-прикладного искусства на основе знаний традиций народного искусства.

  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.

Экскурсия в музей. Разработка эскиза интерьера. Изучение народных промыслов казаков. Сбор информации для проектной работы.


Разработка сценария праздника иллюстрирующий один из обрядов казаков.


25-28


Традиционное женское рукоделие


4

комбинированный

Знание:

    • сведений о народных промыслах народов Сибири и их специфических чертах;

  • традиций орнаментального оформления одежды народов Сибири;

  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;

  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;

  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;

  • основных способов обработки изделий;

Умение:

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Сибири;

  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;

  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;

  • экономно расходовать материал;

  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;

  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.


Изготовление предметов казачьего рукоделия.


Декоративно-прикладное творчество в лоскутной технпике.


29-30


Профессиональные интересы и склонности в области дизайна.


2

комбинированный

Знание:

  • основные сведения о требованиях, предъявляемых к профессиям связанных с дизайном.

Умение:

  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.


Карта интересов.


Диагностика.


31-35


Завершение работы над проектом. Защита проекта Профессии, востребованные в области создания одежды.


5


защита проектов

Знание:

  • основные способы моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;

        • сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;

  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;

  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;

  • основных способов обработки изделий;

видов и причин дефектов изделий, способов их устранения

правила проектирования

Умение:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;

  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Сибири;

  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.

Практическая работа. Оформление готовой работы. Защита проекта, реферата.

Защита проектов, рефератов.


Итого

35








Список литературы для учителя


  1. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа. XIX – XX вв. – М.: Изд-во Эксмо,2012.-144с

  2. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. X- XXвв. – М.: Изд-во Эксмо,2013 – 144с

  3. Журнал «Школа и производство» №№ 2012-2016 г, изд-во «Школа-Пресс».

  4. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие. - Благовещенск: Изд-во БГПУ,2012. – 83с.

  5. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2012

  6. Педагогическое творчество. №2 – 2012, Премудрова С.Е. Рассказ о русском костюме.

  7. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9классы. Народные промыслы России. – Волгоград: 2012. -105с.

  8. «Русские». Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX - начало XXв. Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство «Наука», Москва.: 2012

  9. «Русские». Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX - начало XXв., под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство «Наука», Москва, 2012

  10. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев. изд-во «Мозаика-Синтез», 2012

  11. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. М. – Молодая гвардия, 2012





Литература для учащихся


  1. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,2012

  2. Журнал «Школа и производство» №№ 2013-2016 г, изд-во «Школа-Пресс».

  3. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2012

  4. «Русские». Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX - начало XX в под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство «Наука», Москва.: 2012

  5. «Русские». Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX - начало XXв., под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство «Наука», Москва, 2012

  6. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во «Феникс»,2012 – 384с.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Календарно тематическое планирование

9 класс




Тема


План


Факт


Примечание

1.

Одежда Сибирского казака.




2.

Виртуальная экскурсия в музей «Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству».




3.

Составные части мужского казачьего костюма. Его смысловое значение.




4.

Выполнение элементов одежды казачьего костюма.




5.

Обмундирование, обувь, головные уборы казаков.




6.

Выполнение эскизов казачьего мужского костюма.




7.

Ткани и материалы используемы для одежды.




8.

Разработка технологической последовательности пошива костюма.




9.

Способы и виды отделки




10.

Выполнение образцов отделки мужского казачьего костюма.




11.

Причины, оказавшие влияние на формирование русского мужского костюма.




12.

Представление экспозиции репродукций, фотографий русской, казачьей одежды.




13.

Одежда - неотъемлемая часть материальной культуры народа.




14.

Разработка эскизов «Русский мужской крестьянский костюм».




15.

Особенности бытовой культуры Сибирского казачества.




16.

Виртуальная экскурсия «Крестьянский быт. Украшения крестьянского дома».




17.

Украшение дома и внутренне убранство дома.




18.

Разработка эскиза интерьера и оформление жилого дома казаков.




19.

Народные промыслы.




20.

Изучение народных промыслов России.




21.

Традиции, обычаи казаков, заселивших Сибирь.




22.

Сбор информации об укладе в казачьих семьях.




23.

Семейные праздники, обряды и традиции Сибирских казаков.




24.

Разработка сценария праздник, иллюстрирующий один из обрядов казаков.




25.

Традиционное женское казачье рукоделие.




26.

Изготовление предметов казачьего рукоделия.




27.

Традиции лоскутного шитья.




28.

Изготовление предметов казачьего рукоделия в лоскутной технике.




29.

Профессиональные интересы и склонности в области дизайна.




30.

Карта интересов. Диагностика.




31.

Планирование творческого проекта. Выбор наилучшей идеи.




32.

Разработка эскизов и технологической документации выполнения изделия.




33.

Планирование и работа над творческим проектом.




34.

Составление презентации проекта.




35.

Защита творческого проекта.


































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОФЕССИИ МОДЫ


Создание модной одежды — одна из престижных областей, с которой мечтают связать свою жизнь многие молодые люди. Сегодня среди молодежи весьма престиж­ны профессии манекенщицы и модельера. Но это лишь вершина айсберга современ­ной индустрии моды. Во многом прав изве­стный художник и историк моды Александр Васильев, утверждая, что «мода — это биз­нес. Это не художественное творчество. Мода — это создать и продать». Этот биз­нес требует слаженной работы представи­телей многих профессий: художников, кон­структоров, текстильщиков, технологов, химиков, обувщиков, врачей-гигиенистов, менеджеров, фотографов, рекламистов, искусствоведов. Спектр профессий, имею­щих прямое отношение к миру моды, очень велик, поэтому мы представим лишь неко­торые из них.

Художник-модельер. Безусловно, это самая известная из профессий в модной индустрии. Она прославлена многими зна­менитыми мастерами. Чарльз Фредерик Ворт, Поль Пуаре (конецXIX — началоXX в.), Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив-Сен Ло­ран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно (XX в.) и другие. Среди российских художников-мо­дельеров наиболее известна Надежда Пет­ровна Ламанова.

В чем же заключается работа художни­ка-модельера? В создании новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессу­аров — всего того, что вместе создает ко­стюм. Модельер должен обладать разви­тым художественным вкусом и обширны­ми знаниями по истории костюма, художественных стилей, разбираться в яв­лениях мировой культуры. Он черпает творческие идеи из живописи, музыки, ли­тературы, архитектуры, из образов живой природы, из традиций национальной одежды. Замечено, что мода циклична и ретроспективна, часто модельеры заим­ствуют какие-то детали из моды прошлых десятилетий, а то и веков.

Художник-модельер должен уметь хо­рошо рисовать, чтобы выразить свою идею на бумаге. Поэтому абитуриент сдает экзамен по рисунку, живописи и основам ком­позиции. При этом в более выгодном поло­жении оказываются те, кто уже окончили художественные училища.

Но история моды знает примеры худож­ников-модельеров, не умеющих ни рисо­вать, ни кроить, но ставших выдающимися ее творцами. Яркая индивидуальность и собственный взгляд на вещи могут изме­нить направление моды. Кто бы мог поду­мать, что французская белошвейка Габри­эль Шанель заставит женщин всего мира отказаться от корсета, укоротить юбку до немыслимой ранее длины и надеть брюки?

Как стать модельером? Историк моды Шарлота Зеллинг считает: «Существовали и по-прежнему существуют два пути. Пер­вый — непосредственно внедриться в ка­кой-нибудь из известных домов моды и ус­троиться туда учеником, практикантом, стажером, вживаться во все, что там проис­ходит, наблюдать за работой мастеров, бу­квально заглядывая им через плечо. Такое «внедрение» возможно и без специального образования при условии, что у вас есть чем похвастаться, что показать: эскизы или уже готовые модели одежды, другие вещи, сделанные собственными силами, — шля­пы, украшения, прочие аксессуары. Второй путь — учеба в одной из привилегирован­ных школ модельеров».

В западных странах модельера часто называют кутюрье, дизайнером, стилис­том. Однако есть разница в работе пред­ставителей этих профессий. Кутюрье со­здает коллекции уникальных моделей одежды, которые выполняются вручную в домах высокой моды. Само название про­фессии «дизайнер» происходит от англий­ского выражения «industrial design» и ука­зывает на проектирование изделий (в дан­ном случае одежды) промышленными методами. Различают дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украше­ний. Есть дизайнеры интерьера, ландшаф­та, города. Графические дизайнеры рабо­тают с книгами и другой полиграфической продукцией: Появился компьютерный ди­зайн (WEB-дизайн).

Задача дизайнера независимо от обла­сти деятельности — формирование эстети­ческих и функциональных качеств предмет­ной среды. Одежда как объект дизайна должна отвечать высоким требованиям комфортности, технологичности и эстетич­ности. Дизайн — это чувство стиля плюс инженерные знания, сплав искусства и ре­месла. Дизайнера иначе можно назвать ху­дожником-конструктором или художником-технологом.

Есть разница и в работе художника-мо­дельера и стилиста. Раньше всем процес­сом производства коллекции одежды зани­мался сам художник: разрабатывал идею, делал эскиз, работал с конструктором и технологом, готовил дефиле. Но во второй половине XX в. самые известные дома мо­ды — сначала «Кристиан Диор», «Пьер Кар­ден», а за ними и другие — стали продавать свои модели для массового тиражирова­ния. Рынок оказался наполнен, и потреби­тели получили возможность покупать от­дельно предметы гардероба из коллекций разных художников. Кристиан Диор, побы­вав в Америке, с грустью констатировал: «Слишком очевидно, что шляпка, купленная в одном месте, манто, купленное в другом, и платье, привезенное еще откуда-то, вме­сте составляют некое подобие одежды, но отнюдь не туалет». Так возникла необходи­мость в специалисте, способном помочь потребителю грамотно, в рамках единого стиля подобрать гардероб из моделей раз­ных марок, выбрать прическу и макияж. Та­кого специалиста стали называть стилис­том.

В зарубежных домах моды функции сти­листа весьма широки. Работая в тесном контакте с художником-модельером, он участвует в разработке концепции коллек­ции, создании эскизов и т.п. Кроме того, в его обязанности входит организация дефи­ле (демонстрация коллекции одежды).

В последние годы появилась профессия «визажист-стилист» (от фр-visag — лицо). Визажист — это мастер по созданию худо­жественного образа модели с использова­нием средств макияжа.

Индустрия моды в нашей стране только развивается. За рубежом в ней работают специалисты, имеющие совершенно новые для нас профессии, например, мерчендайзер и байеры. Чем же они занимаются?

Байер. В переводе с английского «байер» (buyer) означает закупщик. Этот термин пришел в Россию с Запада примерно 10 лет назад, когда в стране стали открываться первые магазины модной одежды из кол­лекций известных домов моды. Профессия байера творческая и требует знания мод­ных тенденций, психологии и маркетинга. Он четыре раза в год посещает показы кол­лекций одежды к новым сезонам и закупает то, что соответствует стилю представляе­мого им магазина. Считается, что успеш­ность торгового предприятия зависит от способности байера предвидеть тенден­ции сезона и его знания клиентуры. Случа­лось и так, что байер первый смог предуга­дать перспективного модельера, и тогда магазин, в котором он работает, оказывал­ся в авангарде рынка моды. Специфика работы требует от байера знания языков и современных информаци­онных технологий. Любую необходимую информацию: цену товара, условия и время доставки, оплаты и многое другое можно найти через Интернет, причем сделать это непосредственно на рабочем месте. На се­годняшний день у байера есть возможность связаться с партнером по факсу, электрон­ной почте или ICQ.

К сожалению, в нашей стране очень ма­ло профессиональных байеров, люди при­ходят в эту профессию из других областей деятельности. Зачастую закупками коллек­ций занимаются сами директора магази­нов.

Изготовитель лекал – работает в экспериментальном цехе. Он занимается изготовлением картонных лекал на новые изделия. Каждое лекало маркируется: на нем отмечается номер модели, размер изделия, направление нити, направление ворса.

Контролер качества – работает в подготовительном цехе на специальных промерочных столах или разбраковочных машинах. В его обязанности входит проверка качества ткани, равномерно движущейся по столу или экрану разбраковочной машины. Во время осмотра ткани контролер выявляет дефекты и отмечает их. Одновременно он промеряет длину и ширину ткани.

Мерчендайзер (Merchandising, от англ. merchant — купец). Мерчендайзинг — это искусство продвижения и продажи товаров на рынке, которое включает в себя созда­ние рекламной стратегии и проведение ак­ций по стимулированию розничных про­даж. Мерчендайзинг возник в условиях на­сыщенного товарного рынка из-за конкуренции между производителями. Можно выпускать качественную продук­цию, но о ней никто не будет знать, поэтому задача мерчендайзера, во-первых, оповес­тить потребителя о новом товаре и прило­жить все возможные усилия для его прода­жи и, во-вторых, поддерживать ее на доста­точно высоком уровне. Безусловно, эта работа подходит для творческих людей с коммерческой жилкой, ведь мерчендайзер должен сочетать в себе способности социолога, психолога и коммерсанта. Он дол­жен иметь аналитическое мышление, уметь прогнозировать тенденции моды, учиты­вать сезонные изменения и планировать запас товара на складе.

Известно, что в торговле буквально все имеет значение: где расположен вход в ма­газин, как размещены стеллажи и витрины и т.д. Покупатель даже не догадывается, что торговые залы устроены в строгом со­ответствии с правилами мерчендайзинга. Здесь действует «правило пяти Р: product, price, place, promotion, people (продукт, це­на, место, реклама, люди). К примеру, на повышение продаж положительно влияет создание уютной атмосферы: музыка, кра­сочные буклеты и каталоги, совместное представление предметов быта и гардеро­ба, вежливый персонал.

Различают мерчендайзеров магазинов, торгующих одеждой или обувью разных ма­рок, и мерчендайзеров, реализующих из­делия определенной марки.

Настильщица ткани – работает на настилочной машине, с помощью которой производится протягивание ткани по настилочному столу, выравнивание полотен при настилании, зажим концов полотен и отрезание ткани.

Оператор швейного производства – выполняет различные операции по пошиву изделия: стачивание деталей, обработку узлов. В процессе работы следит за качеством шва, регулирует натяжение нити, длину стежка, меняет шпульки. Он должен хорошо знать способы обработки изделия, последовательность выполнения операции.

Портной – высококвалифицированный рабочий, работающий в экспериментальном цехе, мастер, специалист по шитью одежды. В его обязанности входит пошив экспериментальных образцов. Разрабатываемых конструктором. Должен знать: ассортимент одежды, конструкцию швейных изделий, их составные части, способы и приемы выполнения машинных, ручных, утюжильных работ, свойства применяемых материалов.

Раскройщик - работает на раскройных машинах. Он производит рассекание настила, а затем раскрой деталей.

Утюжильщик - рабочий, выполняющий влажно-тепловую обработку изделия с помощью утюгов, гладильных прессов.

Швея-мотористка - рабочая профессия в швейной промышленности. В соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы операции: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукава в пройму, подворотника, воротника и т.д.; проверяет качество кроя, швов, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц. Должна знать: ассортимент швейных изделий, способы их обработки, виды и свойства тканей и других материалов, последовательность выполнения швейных операций.

Структуру профессий, занятых в сфере создания, производства и продажи одеж­ды, можно в общем виде представить в ви­де схемы:




МОДЕЛЬЕР

КОНСТРУКТОР

ТЕХНОЛОГ

ПОРТНОЙ

СТИЛИСТ

ВИЗАЖИСТ

РЕКЛАМИСТ

БАЕЙР













МЕРЧЕНДАЙЗЕР

ПРОДАВЕЦ


ПОКУПАТЕЛЬ



Перечень заведений, в которых можно получить профессии, связанные с индустрией моды.

Тюменская область.

Ханты – Мансийский Дизайна и Прикладных Искусств ГОУ

Адрес: Ханты – Мансийск, ул. Пискунова, дом 7, тел. 8(3467)33 -55 52

Институт дизайна и прикладных искусств Ханты – Мансийск (филиал) Уральской государственной архитектурно- художественной академии

Адрес: Ханты – Мансийск, ул. Мира, дом 1, тел. 8(3467)33-55-33

Ханты – Мансийский филиал ФГБОУ ВПО Московский государственный университет культуры и искусства

Адрес: Ханты – Мансийск, ул. Мира, дом 1, тел. 8(з467) 32-86-35


Москва.

Московский государственный университет дизайна и технологии.

Адрес: 113806, Москва, ул. Садовническая,33

Московский государственный технологический университет имени А.Н. Косыгина.

Адрес: 117918, Москва, ул. Малая Калужская,1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, ГСП-3, Воробьевы горы, МГУ, 3-й учебный корпус.

Институт индустрии моды.

Адрес: 127018, Москва, ул. Нагатинская,46

Национальный институт моды.

Адрес: 127018, г. Москва, ул. Складочная,1, стр.17.


Санкт – Петербург.

Университет технологии и дизайна.

Адрес: 191065, С.-Петербург, ул. Б. Морская,18

Высшая петербургская школа моды и прикладного творчества.

Адрес: С.-Петербург,ул. Гатчинская,35

Инженерная школа одежды (колледж)

Адрес: 196158, С.-Петербург,ул. Звездная,7














ПРИЛОЖЕНИЕ 3


СЛОВАРЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ


I. Из «Словаря русских говоров Сибири»:

Анчуреи – меховая обувь без голенищ, сшитая из отдельных шкурок, снятых звериных лап.

Арамузы – высокие голенища из шкур, мягкой кожи, брезента, надеваемые поверх брюк, держатся на подтяжках, прикрепленных к поясу. Меховые или кожаные брюки, нарукавники из мягкой кожи, закрывающие часть руки от кисти до предплечья.

Аргунка - переселенка из Забайкалья, жившая на реке Амур

Атласик – шелковый платок.

Баклушечка – самодельная деревянная игрушка.

Бантовка – мужская рубашка с бантовыми складками по спине и спереди. «Бантовки – это рубахи таки с любого матерьяла, сзади и спереди».

Баска – женская блузка облегающей формы, с широким воланом от талии до линии бедер. «Баски носили: кофточки легки по талии, а книзу оборка, расширена книзу».

Баско – красиво, нарядно.

Башмак – высокий женский ботинок.

Бористый – имеющий много оборок, мелких складок. «Широки юбки были, длинные бористые».

Борочка – оборочка.

Боры – сборки, мелкие складки на одежде, на легкой одежде.

Бруслет – браслет.

Ватник – стеганные на вате брюки.

Венец – свадебный убор невесты, прическа замужних женщин из кос, уложенных вокруг головы.

Верхница – верхняя одежда.

Головки – нижняя часть легкой обуви, покрывающая ступню. Легкая обувь без голенищ, сшитая из кожи.

Джимы – женские хромовые сапожки с длинными голенищами.

Дрель – х/б ткань в рубчик, преимущественно черного или синего цвета.

Ега – шуба из собачьей шкуры мехом наверх.

Запон – передник, фартук.

Ичижонки – кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду.

Казачка – женская кофта в талию с буфами на плечах и узким рукавом.

Казачок – 1. короткий женский жакет в талию. «Фуфаечки такие были, называли кормушечки, казачки, приталены жакеточки». 2. (Черняево. Амурской обл. – длинное женское платье в талию, с узким рукавом. «Рукав грибом сделан, а дальше в обтяжку».

Катанки – валенки.

Косинка – фата. «На голову обручальную косинку тюлеву надевали, а некоторые прическу делали».

Красить – элемент свадебного обряда, во время которого девушки украшают волосы невесте. «Ленты набирали и бантами красили косу. В четверг, на девичнике».

Лопотина – общее название одежды. «Раньше лопоть – то всю одежду называли».

Лохматый – ветхая, изорванная одежда.

Напиковать – отделать большое количество ткани особым швом на машинке. «Когда я запиковала оборки, целу кучу напиковала».

Нароспуск – навыпуск. «Рубахи длинны были, мужики нароспуск носили. Кофты в обтяжку нароспуск носили».

Носорубы – обувь с длинным острым носком.

Обрядненький – хорошо одетый, нарядный. «Обрядненькие на работу не ходили».

Обутки – самодельная рабочая обувь.

Пиковать – отделывать ткань особым швом на машинке. «В мастерской нам не берутся пиковать уборки, уборочки я пиковала сама на машинке. Когда я запиковала уборки, целу кучу напиковала. От плеча шла уборка».

Половинчатый – сделанный из половинки кожи дикого зверя, обработанной с обеих сторон. «Половинчатые ичиги у мужа есть».

Постельщина – женщина, которая следом за невестой везет ее постель к жениху в дом.

Постилка – пеленка.

Половинки – 1. обувь, сшитая из выделанной с двух сторон кожи дикого зверя – половинки. «Половинки шили, олочки половинчаты, с сохатинки половинку делали. Раньше половинками называли и унты, если с двух сторон кожа. 2. Половинки – легоньки таки рукавицы.

Прямком – не разрезая по талии, по долевой нитке. (о способе раскроя одежды). «Платье сошьет прямком, длинное такое, лишь бы голова да руки влезли».

Раскошенный. Расклешенный, расширенный книзу (об одежде). «Юбка опять книзу раскошена.»

Ремузы – с крепкой кожи шьют, чтоб штаны не рвались. Ремузы шили для охотников специально. Они не только меховые, они из кожи выделанные.

Рубаха – переливаха – о поношенной, застиранной одежде. «Родители таки тупы были, не шили одеж. Одна рубаха-переливаха.

Рукодель – искусная в рукоделии, рукодельница. «Дочь у меня рукодель ужасна: и шьет хорошо, и вяжет».

Становина – ночная женская сорочка. «Становину длиною сошьют, сейчас называет ее ночная рубашка».

Строщить свить, скрутить две нитки в одну. «Я ей напряду, строщу, а потом и вяжу: в две нитки лучше».

Талька – приспособление для наматывания пряжи. «Така штука была у нас называли мотушка, а там, где я замуж выходила, у них – талька».

Уборка – оборка на одежде.

Уваль - фата. «Я замуж выходила, венчалась в церкви, венок восковой, уваль, до полу, длинная.

Укутерник – полотенце, тряпка для рук, посуды. «Не полотенец называли, а укутерник, чем руки вытирали, посуду».

Фальшонка – кружевная косынка. «Свахе фальшонку надели, а перед церковой снимали фальшонку».

Фатка – фата. «Фатка были длинные, красивые. А я без фатки выходила, убегом».

Хивари - голенища, пришиваемые к легкой самодельной обуви олочам. «Хивари из тряпки или сукна пришивали, к олочам, как голенища».

Шабола- верхняя одежда, тряпье. «Шабалы всякой накидаешь на пол, и пусть спят гости».

Шитанки – самодельные стеганные женские теплые ботинки. «Шитанки сошьют по праздникам. Шитанки – это ботинки такие чтоб легоньки были.


1. Козляки - короткая телогрейка, до колен из козьей шкуры, шерстью наружу, стеганные, когда шерсть облетала с козляка, его называли ергачом. Носили мужчины, женщины и дети.

2. Борчатка - овчинная шуба со сборками по талии. «Борчатки готовы покупали, кто много овец имел, тот шил. Тут в талии, на борах, как Татьяночка. Шубы называли борчатки. Тулуп прямой, а это с борами».

3. Гулами - мужское пальто особого покроя из шкуры дикой козы, которое обычно носили охотники. «Гулами до колен, красна шерсть. Косуля выленивает. Из ее шили гулами. Которы охотничали, все носили. Пуговки своедельски. Рыба есть шшука, с ее пуговки делали. Позвоночник такой большой, из них делали пуговицы. Весной носили. Воротника не было. Гулами носили только мужчины, только на охоту».

4. Казачок - короткий женский жакет в талию. «Фуфаечки таки были, называли курмушечки, казачок называли. Под казачок юбки кошены носили».

5. Дыроватки - меховые охотничьи рукавицы с разрезом для быстрого высвобождения руки при стрельбе. «Дыроватки - рукавицы длинные до локтя. Половинчаты дыроватки шили на охоту. Рукавицы козьи: на ладошке прорешка».

6. Орогда - меховая охотничья шапка, сшитая из шкуры, снятой целиком с головы дикой косули. Сохраняются уши животного и прорези на месте глаз. «Косулю снимут с глазами, со всем - вот тебе и орогда. У мужчин шапки были - орогдами называли. С ушами наденет, как косуля».

7. Шубенки - меховые рукавицы. « Носили шубенки - рукавицы, счас носят шубенки - из овчины, внутри мех. Их нашьют с одним пальцем: вязаны, кожаны были тоже. Шубенки из козлячьей шерсти шили шерстью вниз, а собачины - шерстью вверх».

8. Вязенки - «...вязенки вязали, варежки. Надень вязенки, а то пальцы отморозишь...».

9. Фальшонко (файшонка) - круженная косынка или шарф. « Фальшонка черна бывает, вязана гака, их называли фальшонки. Косынка без кистей черная. Богаты носили фальшонки вязаные; шарфы и платки знали. Фальшонка сделана шелкова, только в церкну ходить. Их вязали и покупали. Свахе фальшонку надели, а перед церквой снимали».

10. Верхонки - рукавицы, сшитые мехом наружу. «Верхонки шили из шкуры изюбра, сохатого, а шерсть сверху была».

11. Котики - легкая домашняя обувь до щиколоток, отороченная мехом. «Котики дома носили, это тапочки, опушенные мехом».

12. Карпетки - тапочки, связанные из суровых ниток. «Карпетки свяжем, надошьем холстом, смолой подсмолят, чтобы крепче были, и ходишь везде».

13. Крипотки - меховые чулки или носки. «Крипотки - чулки козлиные делали, теплые надевали их в ологи, в ичиги. Крипотки носили, чулки из косули они теплые шибко. Запад лапти шил, а мы крипотки вязали. Суконны шили носочки».

14. Гусарики - женские высокие ботинки с застежками на боку или спереди. «Раньше гусарики были с крючочками на низком каблучке. С пуговицами тоже были».

15. Моршни - самодельные тапочки, обычно из сыромятной кожи, вырезанной по размерам ступни и стянутой шнурком у щиколоток. « Моршни шили на покос, делали с любой кожи: выкраивали по ноге и ножом прорезали дырочки, ремешки в них продевали с кожи. Впереди оне морщиночками, а пятка гладка. Моршни сморщатся когда их соберешь. Моршни, ичиги были, женщины их на покосе страдовали».

16. Воротяшки - легкая обувь, сшитая из шкуры мехом внутрь. «С козлинки сделают воротяшки, вывернут. Были у мужчин воротяшки, тоненой подошвой, как у голенищ. Они просто возьмут и сошьют их, а потом выворачивают наружу. Чирки воротяшками называли. Очень хорошо на покос воротяшки надеть. Воротяшки украшали: потбокам нитками белыми вышивали».

17. Бродни - кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду. «Из кожи сами делали, ичиги шили бродни. Что броднем назвать, что ичигом. С Коровиной кожи - бродщни, ичиги. Бродни носили: рубец сверху, голяшки длинные сверху».

18. Арамузы - высокие голенища из шкур, мягкой кожи, брезента, надеваемые поверх брюк; держатся на подтяжках (телегах), прикрепленные к поясу. « На колени арамузы надевали, это мужики раньше носили из кожи или брезента. Охотник идет на охоту и одеет сверху ичигов и унтов арамизы. Как гамаши. Оне от щиколотки до бедра. Чтоб штаны чаще не рвать, шили арамизы, каак голенища, как штанина из кожи, с брезента ли. Арамизы надевают, чтобы ноги не мокрели от снега».

19. Олочи – самодельная обвь с кожаной основой и с голенищами из грубой ткани. «К олочам пришивались хивари из тряпки. Олочи –мужская обувь. Оборочка на носу и веревочка. Олочи – зимние с голяшками, а без голяшек летние. Олочи: намет, подошва, стрелка. Оне вроде ичиг. В олочах-шептунах ходили женщины, а мужики в ичигах. В сапогах если – богатый жених, а в олочах – бедный».

20. Долгоны или дактоны – сшитые из шкуры мехом внутрь или стеганные теплые носки, чулки. «Шили доктоны под унты, как носки. Их шили из овчины. Из собачьей шкуры делали тоже. С козьих лапок шили их».

КУХНЯ НАРОДОВ СИБИРИ

Алябушки – пресные лепешки

Баба рогатая – изделие из сдобного теста в виде кулича.

Баланда – суп из заваренной в крутом кипятке муке.

Баракча – ковш, черпак.

Блюдники – сдобные пресные лепешки.

Бурдушка – тесто кислое.

Головизна – студень, приготовленный из говяжьей или свиной головы.

Квасник – лепешка, булочка из солода для приготовления кваса.

Корчага – большой глиняный сосуд.

Куська – кутья.

Кутерник – посудное полотенце.

Латка – большая глиняная миска.

Месюшко – тесто.

Мурцовка – окрошка (похлебка из воды или кваса с покрошенными в них хлебом, луком, яйцами).

Посолеть – просолить. «Сделаешь тузлук, и в него на ночь окорок, чтобы он посолел. Если посолеют грибы, то можно есть».

Посдобить – сделать тесто сдобным. «Посдобить тесто, масла туды, яйца, немного сахара, тода оно вкусно»

Постоялка – непарное, постоявшее молоко.

Простокиша – простокваша.

Протомол – мука грубого помола, вместе с отрубями. «Раньше у нас мука на водяных мельницах, простомол».

Развод – разболтанная в оде мука. «Яришный развод сделаю, горшки накаляются докрасна, вытащу».

Растронуться – подняться в тесте. «Хлеб надо, чтобы растронулся, когда растронется, он солодкий не бывает. Хлеб на листах растранивается».

Родный – урожайный, обильный (о плодвх, зерне, овощах).

Рязань – плоды боярышника.

Рясно – много, обильно (о плодах, цветах).

Сайба – «А мясо делали в сайбу»

Сорокодневка – сорт картофеля, который вызревал в течение 40 дней.

Спускнушки – оладьи, испеченные в сковородке с углублениями. «На праздник спускнушки пекли: тесто из муки, яиц, еще что-нибудь накладут и испекут в сковородке с ямочками».

Столовать – устраивать званный обед после венчания на которое приглашали всех родных.

Толча – толченные сухари. «Яришный хлеб испекут, потом его высушат и в ступе истолкут его намелко. Когда сварили мясо, щи етой кладем. Толчей и собак кормили и сами ели.

Узреть – созревать, поспеть.

Шипига – плоды шиповника.

Ярица – сорт ржи, которая сеется весной.

Яришный – относящийся ко ржи, ржаной. «Голушки яришны варили из кислого теста. Тольча яришный хлеб, яришный же хлеб назывался».


II. Из историко-этнографического атласа «Русские»:


  1. Бешмет – исключительно мужская одежда, в виде сюртука или поддевки на меху.

  2. Бродни, бредни, бахилы – мягкие сапоги с пришивным высоким голенищем, с петлями и ремешками для подвязывания к ноге.

  3. Гашник – вздержка, ремень, веревка, шнур, тесьма.

  4. Душегрейка (коротена, бастрог, перо, полушубок) – укороченный косоклинный или прямой сарафан, на лямках

  5. Епанча, емурлук – широкое длинное верхнее платье, надеваемое в ненастье сверх обыкновенного платья, безрукавный плащ, бурка.

  6. Кубелек – распашное платье, сшитое в талию, из покупной ткани, носившееся поверх рубашки с широкими рукавами, комплекс женской одежды с кубельком специфичен для казачек.

  7. Кика – женский головной убор, имеющий лопатку или рог, торчащий вверх надо лбом. Состояла из обруча, незамкунутого сзади, сверху обшитого тканью

  8. Коруна – богато украшенная корона под которую одевался убрус.

  9. Косоворотка – туникообразная рубашка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди.

  10. Косоклинный распашной сарафан – сарафан со швом спереди (клиник, кумачиник)

  11. Кокошник – головной убор, передняя часть в виде гребня

  12. Мурмолка – разновидность колпака, четырехугольная, низкой Фомы, верх суконный, основная часть из дорогой ткани.

  13. Нагрудник – нагрудная женская одежда, прикрывала верхнюю часть корпуса – грудь и спину, до пояса.

  14. Однорядка – верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с длинными рукавами, с прорехами для рук, зад выше переда.

  15. Опашень – верхняя одежда, покроем похожая на платно, от которого отличалась тем, что имела рукава длиннее и к запястью уже.

  16. Охабень, или охобень – верхняя, длинная и широкая одежда, подобная однорядке, только с отложным воротником, спускавшимся от самой шеи до половины спины.

  17. Папаха – головной мужской убор казаков.

  18. Повойник – небольшая шапочка-сетка из тонкой ткани

  19. Подол – холщовая юбка, большей частью на вздержке с тканым узором по нижнему краю

  20. Понева (панева) – несложная, часто не полностью сшитая набедренная одежда, юбка собранная на гашник. Шили из прямого полотнища, гксто собирая его на узком пояске. Синятки (однотонные синие), краснятки (красные с узором) по цвету ткани. «Добрые», «хожалые», «посвятные», «последние»

  21. Порты – неширокие штаны, с двумя трапециевидными вставками между калошами – штанинами.

  22. Роспашница – верхняя женская одежда из легких тканей. Около ворота, на полах и по подолу роспашницы украшались кружевом, а в верхней части пуговицами.

  23. Рубашка – обычная рубашка шилась большей частью из четырех продольных полотнищ холста. Сшитую из цельных четырех полотнищ хранили как обрядовую для свадеб, похорон, для праздников. Верх рубашки из тонкого холста или покупной ткани, ни из грубого холста.

  24. Сарафан – длинная женская одежда с рукавами и без рукавов

  25. Сермяга – грубое сукно.

  26. Сорочки, или рубашки – шились по общему русскому покрою, длиной до колен и ниже, с разрезанным напереди воротом; при надевании выпускались поверх портов и подпоясывались поясом или ремнем.

  27. Телогрея – женская одежда с длинными суживающимися рукавами покроем похожая на сарафан, на который и надевалась

  28. Треух – русские женские шапки, с меховой опушкой и длинными жемчужными поднизями, имелись в зажиточных казачьих семьях.

  29. Шушун, сукман – тип глухого косоклинного сарафана, сшитый большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами или продольными клиньями.

  30. Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; были холодные, стеганые, теплые, с меховым исподом.

  31. Шуба – верхняя меховая одежда.

  32. Чекмень – халатообразная одежда.

  33. Юбка–сукня – под названием андарак из шерстяной домотканой материи, иногда однотонной, чаще с яркими разноцветными продольными полосами.










ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ВИКТОРИНА « Женская одежда в России XIX-XX вв.»


Цели: создание условий для формирования социально активной и творческой личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию народов России, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.

Задачи:

  1. Формировать гражданское отношение учащихся к Родине, обществу, семье.

  2. Сформировать у детей потребность к чтению, целеустремленность к получению новых знаний.


  1. Длинная распашная одежда, которая надевалась сверху на сорочку и застегивалась на все пуговицы в длину. (сарафан)

  2. Короткая, широкая без рукавов, присборенная одежда, одевавшаяся поверх сарафана. (душегрея)

  3. Длинная одежда. (телогрея)

  4. Высокие, по щиколотку башмаки женщин. (чоботы)

  5. Нарядное платье, сшитое из ярких бумажных и шелковых материй. (летник)

  6. Обязательная часть женского праздничного туалета (ожерелья, оплечья)

  7. Специальное головное полотенце, надевавшееся при посторонних. (убрус)

  8. Особая сетка из шелковых, золотых или серебряных нитей, одевавшаяся на волосы. (волосник)

  9. Один из многих видов головных уборов, закрывавший голову целиком. (кика)

  10. Головное украшение девушки, в форме короны, венца. (коруна)

  11. Основной элемент женской одежды. (рубаха)

  12. Чем праздничный костюм народной одежды отличался от будничного? (обилием вышитых и тканых узоров и украшений)

  13. Почему в русской одежде преобладает красный цвет? (красный – любимый цвет народа не только потому, что он яркий и красивый. Но и потому, что считается магическим солнечным оберегом)

  14. Какую одежду носили женщины? (рубаха, понева, передник, сарафан)

  15. Обязательная деталь одежды русской женщины? (головной убор, платок у женщин, лента, венец – у девушек)

  16. Назовите праздничные головные уборы женщин (кички, кики, кокошники, сороки)

  17. Из какого материала шили себе одежду бедные казаки (из холста, сукна)

  18. Где в одежде наших предков располагался магический охранительный узор? (покрывал ворот, края рукавов, подол).

  19. Почему понева была тяжелой, весила иногда до пяти-шести кг? (много украшений)

  20. Какой головной убор носили казачки – (вязаный колпак).

  21. От чего зависело количество юбок у казачек? (от зажиточности семьи)

  22. Что входило в комплекс «кубелек»? (понева, рубаха; распашное платье и рубашка).

  23. Что такое «кормушки»? (стеганные из шерсти короткие тужурки, бараньи шубы и козьи дохи.

  24. Назовите нарядную одежду казачек? (темные прямые или расширенные книзу юбки, подол которых обшивали лентами или другой ткань., кофты с высокими воротниками – стойками, реже строгие платья)






ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ РУССКОЙ ИСТОРИИ»

ТЕМА: «Одежда жителей России в XIХ – ХХ веке»

Учитель:

Родина, Отечество. Родной край. Слова знакомые и дорогие любому человеку в любом уголке земли. Неодинаково звучат они на различных языках, но смысл их один, и он понятен всем. Родину мы часто с гордостью и любовью называем Родина - мать». А почему? Да потому, что, как и мать, ее не выбирают. Родину - получают в наследство. Она с нами всегда, за нее отдают жизнь. Отечество - место, где жили и трудились наши отцы. Родной край - место, где мы родились и провели детство. Мы любим его, с душевной теплотой рассказываем о нем, выражая глубокую привязанность ко всему - тому, что в сердце хранится как самое близкое и дорогое. А любовь к родному краю, его озерам, рекам, к его народу начинается с детства.

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас принять участие в «Конкурсе знатоков русской истории». Нам есть, что помнить и ценить, чем гордиться и дорожить.


Конкурс Этнографическое лото

1. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиция.)

2. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение. (Оберег.)

З.Узор или... (орнамент).

4.Человек, который делал упряжь для лошадей? (шорняк)

5.Девичий головной убор в виде полосы ткани, парчовой или вышитой золотой нитью. (Повязка.)

б.Ткацкий стан. (Кросно)

7. Предмет для глаженья белья, деревянный утюг. (Рубель,)

8. Народный умелец. (Мастер.)

9. Что такое сыта? (Разбавленный водой мед.)

10.Где раньше люди мылись? (Печь, баня, река.)

11 . Для чего в колыбель клали кота? (Чтобы дети сладко спали.)

12. Что с собой брали в новую, только построенную баню? (Хлеб.)

13. Другое название полотенца? (Рушник.)

14. Где раньше продавали сахар и чай? (в аптеке)

15.Что такое снедь (еда)

1б.Нарядная вышитая скатерть (Столешник.)

17.Как называется угол, где помещались иконы? (красный)

18.Полка под лавками вокруг избы. (Полавочник.)

19.Название деревянного ковша. (Скобкарь.)

20.Как назывался жидкий кисель, мучная кашица? (Саламата.)


ТЕМА: ОДЕЖДА

  1. Какая одежда называлась распашной? (имеющая спереди разрез)

  2. Что представляла собой одежда накладная? (надевалась через голову)

  3. Назовите виды одежды по назначению (нательная, горничная, верхняя)

  4. Назовите предметы мужского распашного костюма (кафтан, однорядка, шуба, опашень, охабень, ферязь)

  5. Как назывался высокий стоячий воротник? (козырь)

  6. Что представлял собой опашень? (легкая одежда без пояса, полы лишь соприкасались, не запахивались)

  7. Головной убор мужчины? (колпак, высокая остроконечная шапка)

  8. Какую рубаху называли «красной»? (одетую поверх нательной)

  9. Объясните происхождение словосочетания «работать спустя рукава»? (у кафтанов были длинные рукава)

  10. Какие слои населения носили плетеную из лыка и бересты обувь? (крестьяне, простолюдины)

  11. Основные цвета формы казака? (защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие или черные брюки)

  12. Цвет лампасов на штанах военных казаков? (желтый)

  13. Почему казачье войско называлось «унтовым войском»? (амурский казак свою шинель подпоясывал кушаком, и не утратил крестьянской любви к полушубкам, теплой шапке и рукавицам.)

ТЕМА: «Домашний очаг».

  1. Как называли славянские народы огонь, добываемый при помощи трения сухого дерева о дерево? (живой, святой)

  2. Как называли праздник добывания огня, сохранившийся вплоть до начала XX века? (заповедание)

  3. Как назывался угол или углубленное место в топке русской печи, куда загребают горячие угли? (загнетка)

  4. Как называется дверца русской печи? (заслонка)

  5. Как называется настил на русской печи, где грелись дети и старики? (палати)

  6. Объясните значение слова «шесток» в поговорке: «Всякий сверчок знай свой шесток»? (сухое место под заслонкой, где сушились дрова звали шестком)

  7. Как зовут место у печи для женщин? ( бабий угол, «куть»)

  8. Из какой ткани казачки изготавливали постельное белье? (постельного белья не было)

  9. Из какого материала была выполнена домашняя посуда? (глиняная, берестяная)

ТЕМА: «Щи и каша – пища наша»

Дайте значение слову, которое редко применяется в нашей речи, но бытовало широко в народе:

  1. Триха- тертая редька

  2. Тюря – хлебная окрошка на квасу или хлеб, сухари, накрошенные в воде с солью, луком.

  3. Назовите поговорку, где употребляется слово «Тюря». «Кушай Яша тюрю, молочка – то нет»

  4. Щи – капуста, баранина, сваренная в русской печи и упревшая.

  5. Ушное – уха, похлебка, суп.

  6. Уквач – от слова квасить, заквашивать.

  7. Скоромь – во время поста нельзя было произносить слово «мясо», его заменяли словом «скоромь», «скоромная пища»

  8. Гоголь-моголь – сбитые свежие белки яиц, принимаемые для поддержания здоровья.

  9. Какая пища была у казаков? ( в зависимости от округа, простая, скудная из муки, круп, картофеля, рыбы, мяса, дичи, молока, овощей)

  10. Что такой «сливан»? («карымский чай – воду переливали в байдару в который клали измельченный кирпичный чай взбалтывали воду добавляли соль, сбитое молоко, яйцо, масло, (иногда) сметану).

ТЕМА: «Прядение и ткачество»

Дайте значение слову:

  1. Отгадайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем больше толстею» (веретено)

  2. Веретено – ручное приспособление для прядения ниток.

  3. Куделя – вычесанный, приготовленный для пряжи пучок льна, пеньки, шерсти.

  4. Гребень – старинное орудие труда, применяемое для расчесывания волокон льна, конопли.

  5. Донце – деревянное, часто расписное приспособление, куда вставлялся гребень. Часто вешалось в избе вместо картины.

  6. Скать - сучить

  7. Мяльцы – станок для мятья льна.

  8. Прялка – копыл – старинная прялица, сделанная из цельного куска дерева, зачастую из корня, передаваемое по наследству.

  9. Самопряха- прялка, приводимая в движение вращением колеса при помощи ноги.