Содержание
Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
Тематическое планирование.
Приложения:
- Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественно-прикладное и изобразительное творчество» для 1 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с изменениями (приказ МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
Авторской программы Банникова В.Н. Внеурочная деятельность в системе художественного образования
Цель курса внеурочная деятельности: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.
Задачи курса внеурочной деятельности :
расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
На изучение курса внеурочной деятельности «Художественно-прикладное и изобразительное творчество» планом внеурочной деятельности предусмотрено 16 часов в год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой и даже с математикой.
Регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Коммуникативные:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные:
поиск, анализ, личностное открытие.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности
№ | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Основы культуры труда, самообслуживания | Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды, традиции в искусстве русского народа. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Украшения в жизни людей, его функции в жизни общества. | 5 | Игровая деятельность; Познавательная деятельность; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность; Художественное творчество. | Осознание новой позиции ученика; положительное отношение к школе; умение управлять собой; умение сохранять учебную задачу. Искать и отбирать необходимые природные материалы для поделок. |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце – оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами. | 6 | Экскурсии Игры Беседы | Анализировать предлагаемую информацию( образцы изделий , простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),сравнивать возможность её использования в собственной деятельности ; анализировать устройство части изделия , их форму, взаимное расположение , определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной форме и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; |
| Конструирование и моделирование | Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта | 5 | | Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей. Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями. |
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ | Раздел, название темы, | К-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Идём на экскурсию за материалами. Чем мы будем работать. Что нужно знать про каждое изделие. | 1 | | |
2 | Что мы будем делать. Из чего делают изделия. Изготовление из пластилина объемных фигур продолговатой формы. Лепка объёмной фигурки. | 1 | | |
3 | Аппликация из сухих листьев. Игра «Узнай дерево по листочку».Сделаем сами объёмную игрушку. | 1 | | |
4 | Учимся придумывать. Складные игрушки из бумаги. Складной цветочек. | 1 | | |
5 | Конструирование изделий из бумаги. Проектирование поделок. Кот и пёс. Бумажные аппликации. Учимся размечать по шаблонам и трафаретам | 1 | | |
6 | Учимся правильно пользоваться ножницами. Вспомним свойства материалов. Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Росписи. | 1 | | |
7 | Учимся красиво обрывать бумагу. Готовимся к празднику. Что такое симметричные детали. | 1 | | |
8 | Изучаем правила безопасной работы с иголками и булавками. | 1 | | |
9 | Исследуем новый материал. Работаем с поролоном.Разметка деталей по шаблону. Выделение деталей, резание ножницами. Сборка изделия (клеевое соединение). Сделаем сами игольничек. | 1 | | |
10 | Работаем с тканью. Сделаем сами льняную салфетку.Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.Украшаем салфетку. | 1 | | |
11 | Проведение опыта с бумагой. Мнем, гладим и сравниваем. Учимся гофрировать бумагу. | 1 | | |
12 | Сделаем из гофрированной бумаги красивую бабочку. Как из прямоугольника делают овал. | 1 | | |
13 | Знакомство с техникой выполнения мозаики. Учимся выкладывать мозаику. | 1 | | |
14 | Подарки к 8 марта. Цветы. Бабочка. | 1 | | |
15 | Учимся размечать по линейке. Салфетка. | 1 | | |
16 | Что мы узнали за год. | 1 | | |
Приложения
Приложение №1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя:
- В.Н. Банников. Народное искусство и художественное творчество» 1-4 класс .
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
· Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Литература для обучающихся:
- Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
- Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
- Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
- Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
- Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер
Интерактивная доска.
Документ-камера.
Мобильный класс.
Интернет ресурсы:
1. «Перуница» - Северное народное искусство.
2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.
3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.
4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).
6. www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.
7. www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.
8. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.
9. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.
10. www.russianculture.ru - Русская культура.
11. www.rusmuseum.ru – Русский музей.
12. www.slovopedia.com
13. www.slavynka88
14. www.liveinternet.ru
15. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)
16. www.domstr.ru (Энциклопедия)