Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками» (Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова /Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011)
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Задачи курса: - развить творческий потенциал детей средствами художественного труда; -формировать прикладные умения и навыки; - воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формы занятий
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
При проведении занятий используются формы представления результатов: выставки, соревнования, конкурсы, творческая мастерская.
В 2020-2021 учебном году программа реализуется во 2А классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 24» имени Петра Самойловича Приходько и рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Содержание курса
внеурочной деятельности
«Художественное творчество: станем волшебниками»
Темы п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы |
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. (по книгам серии «Любимый образ») -10 часов |
1 | 1 | Объемные изделия в технике оригами | Цветная бумага |
2 | 1 | Симметричное вырезание | Цветная и белая бумага |
3 | 1 | Игрушки из картона с подвижными деталями | Картон, проволока |
4 | 1 | Рисование ватой по бархатной бумаге | Бархатная бумага, вата |
5 | 1 | Моделирование из конусов | Цветная бумага |
6 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Гофрированная бумага, проволока |
7 | 1 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | Гофрированная бумага |
8 | 1 | Объемное конструирование из деталей оригами | Цветная бумага |
9 | 1 | Моделирование из бумажных салфеток | Цветная бумага, салфетки |
10 | 1 | Простое торцевание на бумажной основе | Гофрированная бумага, картон |
Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 10часов |
1 | 1 | Аппликация из резаных нитей | Шерсть, картон |
2 | 1 | Нитяная бахрома | Шерсть, тесьма |
3 | 1 | Моделирование из помпонов | Шерсть, картон, проволока |
4 | 1 | Изонить | Картон, мулине |
5 | 1 | Аппликация из нитяных валиков | Шерсть, картон |
6 | 1 | Приклеивание ниток по спирали | Шерсть, картон |
7 | 1 | Аппликация из распущенного трикотажа | Трикотаж, картон |
8 | 1 | Вышивание по ткани | Ткань, мулине |
9 | 1 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | Ткань, бумага, тесьма |
10 | 1 | Аппликация из жатой ткани | Ткань, бумага, картон |
Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 6 часов |
1 | 1 | Раскатывание пластилина, получение плоских изображений | Пластилин, картон |
2 | 1 | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | Пластилин, картон |
3 | 1 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | Пластилин, прозрачные крышки |
4 | 1 | Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито | Пластилин, металлическое сито |
5 | 1 | Разрезание пластилина, аппликация | Пластилин, картон |
6 | 1 | Лепка из теста на каркасе | Соленое тесто, фольга |
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 8 часов |
1 | 1 | Модуль кусуамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Цветная бумага, упаковочная бумага |
2 | 1 | Модуль кусуамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Цветная бумага, упаковочная бумага |
3 | 1 | Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля | Цветная и белая бумага |
4 | 1 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | Цветная , гофрированная бумага |
5 | 1 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | Цветная , гофрированная бумага |
6 | 1 | Объемные изделия из треугольных модулей | Цветная бумага |
7 | 1 | Объемные изделия из треугольных модулей | Цветная бумага |
8 | 2 | Художественные образы из треугольных модулей | Цветная и белая бумага |
Итого: | 35 | | |
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
«Художественное творчество: «Станем волшебниками»
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся (второй уровень результатов ) – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем |
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
Раздел | Тема | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
«Работа с бумагой и картоном» | Объемные изделия в технике оригами | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Симметричное вырезание | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Игрушки из картона с подвижными деталями | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Игрушки из картона с подвижными деталями | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Моделирование из бумажных салфеток | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Моделирование из бумажных салфеток | 1 | | |
«Работа с бумагой и картоном» | Аппликация из резаных нитей | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из резаных нитей | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Нитяная бахрома | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Нитяная бахрома | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Изонить | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из нитяных валиков | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из нитяных валиков | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из распущенного трикотажа | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из распущенного трикотажа | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | 1 | | |
«Текстильные материалы» | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | 1 | | |
«Пластические материалы» | Раскатывание пластилина, получение плоских изображений | 1 | | |
«Пластические материалы» | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | 1 | | |
«Пластические материалы» | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | 1 | | |
«Пластические материалы» | Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито | 1 | | |
«Пластические материалы» | Разрезание пластилина, аппликация | 1 | | |
«Пластические материалы» | Лепка из теста на каркасе | 1 | | |
«Модульное оригами» | Объемное конструирование изделий оригами | 1 | | |
«Модульное оригами» | Художественные образы из треугольных модулей | 1 | | |
«Модульное оригами» | Художественные образы из треугольных модулей | 1 | | |
«Модульное оригами» | Художественные образы из треугольных модулей | 1 | | |
«Модульное оригами» | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 | | |
«Модульное оригами» | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 | | |
«Модульное оригами» | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | 1 | | |
Материально-техническое
и учебно-методическое обеспечение программы курса
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ П78 Сост. Е.Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011., курс «Художественное творчество: станем волшебниками» Т. Н. Просняковой; -
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. – 48с.;
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: Аст-пресс книга, 2011. - 104 с.
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Специфическое сопровождение (оборудование):
- проекционная техника;
- компьютеры.