Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 17
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Клуб юных математиков»
(1-4 класс)
Автор-составитель:
Сахаровская Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 32 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут на 34 часа в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.
Отличительные особенности программы курса «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная и исследовательская деятельность
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие ивопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделироватьситуацию, описанную в тексте задачи.Использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решениязадачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный» Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Математика – царица наук. | | |
2 | Как люди научились считать | | |
3 | Интересные приемы устного счёта. | | |
4 | Решение занимательных задач в стихах | | |
5 | Игра“Муха» (“муха” перемещается по командам”вверх”вниз”,”влево”,”вправо”на игровом поле 3x3клетки). | | |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | | Соревнование |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт | | Проект |
8-9 | Проектная деятельность “Спутники планет” | | |
10 | Решение ребусов и логических задач | | |
11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | | |
12 | Загадки- смекалки | | |
13 | Игра «Знай свой разряд». | | |
14-15 | Практикум «Подумай и реши. | | |
16 | Задачи с изменением вопроса | | |
17-18 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | | Проект |
19-20 | Решение нестандартных задач. | | |
21-22 | Проектная деятельность «Солнце-обыкновенный желтый шарик» | | |
23-24 | Математические горки. | | Конкурс |
25 | Наглядная алгебра. | | |
26 | Решение логических задач. | | |
27 | Игра «У кого какая цифра» | | |
28 | Знакомьтесь: Архимед! | | |
29-30 | Задачи с многовариантными решениями. | | |
31-32 | Знакомьтесь: Пифагор! | | |
33 | Математический КВН | | КВН |
2 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Проектная деятельность «Великие математики» | | |
2-3 | Геометрические упражнения | | |
4 | Упражнения в черчении на нелинованной бумаге | | |
5 | Игра «Удивительный квадрат» | | |
6 | Преобразование фигур на плоскости | | |
7 | Задачи-смекалки | | |
8 | Симметрия фигур | | |
9-10 | Соединение и пересечение фигур | | |
11 | Познавательная игра «Семь вёрст…» | | Игра |
12 - 13 | Проектная деятельность «Московский Кремль» | | Проект |
14 - 15 | Объём фигур | | |
16 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | | Логическая игра |
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур | | |
18 | Открытие нуля. | | |
19-20 | Учимся разрешать задачи на противоречия. | | |
21 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | | |
22-23 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата» | | Проект |
24 | Экскурсия в компьютерный класс | | |
25-26 | Компьютерные математические игры | | |
27 | Международная игра «Кенгуру» | | |
28 | Конкурс знатоков (1 тур) | | Конкурс |
29 | Конкурс знатоков (2 тур) | | Конкурс |
30 | Конкурс знатоков (итоговый тур) | | Конкурс |
31-32 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | | |
33-34 | Задачи с многовариантными решениями. | | Игра «Кто больше» |
3 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Форма контроля |
1-2 | Математика – это интересно. Решение нестандартных задач | | |
3 | Танграм: древняя китайская головоломка. | | |
4-5 | Проектая деятельность ”Природное сообщество-аквариум” | | Проект |
6 | Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. | | |
7 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки | | |
8 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | | |
9 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | | |
10 | Игра- соревнование «Веселый счёт» | | Соревнование |
11-12 | Проектная деятельность ”Газета умников и умниц” | | Газета |
13-15 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | | Командная игра |
16 | Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000» | | |
17-18 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием | | |
19-20 | Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | | |
21 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | | |
22 | Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000» | | |
23 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | | |
24 | Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | | |
25 | Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000 | | Игра в магазин |
26-27 | Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. | | Выставка Фигур из деталей танграма |
28-29 | Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | | |
30 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | | |
31-33 | Проектная деятельность «Великие математики» . | | Конкурс буклетов о великих математиках |
34 | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | | Проект |
4 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Любителям математики. Турнир смекалистых | | Турнир |
2-3 | Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей. | | |
4-5 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. | | |
6 | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. | | |
7 | Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. | | |
8-10 | Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы» | | Проект |
11 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. | | |
12 | Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | | |
13 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. | | |
14-15 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | | |
16 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. | | |
17-18 | Проектная деятельность”Газета эрудитов” | | Газета |
19 | Задачи – тесты. Блиц - турнир. | | Блиц - турнир. |
20-22 | Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | | |
23 | Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число | | |
24 | Математические головоломки. | | |
25 | Блиц – турнир. Задачи – тесты | | Тест |
26 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | | |
27 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. | | |
28 | Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа | | |
29-30 | Проектная деятельность”Волшебный круг” | | Проект |
31 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | | |
32 | Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. | | |
33 | Графы на плоскости | | |
34 | Подведение итогов обучения. Смотр знаний. | | Смотр знаний |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителей:
Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.
Список литературы для учащихся.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 2 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 3 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Захарова, О. А. Математика [Текст] : тетрадь для самостоятельных работ № 3 : 4 класс / О. А. Захарова, Е. П. Юдина. – М. : Академкнига\Учебник, 2011.
Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174