СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Краеведение» 5 класс»








Программа внеурочной деятельности

«Краеведение»

5 класс























Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностям.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в проектах и конкурсах военно-патриотического направления, организованных Российским Движением Школьников или на их основе в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом или участие предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому направлению «Краеведение » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет изучение родословной, изучение истории города Батайска, топонимика окрестностей города. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии земляков, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

  • воспитывать патриотизм.


Задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах; земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия


  • теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

  • практические (проекты, экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями);

  • участие в проектах и конкурсах военно-патриотического направления, организованных Российским Движением Школьников («Я познаю Россию. Прогулки пот стране», «История. Традиции. Любовь к моей малой Родине» или на их основе
    Программа предназначена для учащихся 5 классов.

Цель и задачи проектной деятельности на основе проектов, предложенных РДШ:

Цель:

  • формирование у обучающихся интереса к исследованию особенностей регионов Российской Федерации, бережного отношения к экосистемам регионов РФ и семейных ценностей посредством проведения мероприятий проекта.

Задачи:

  • развивать познавательные интерес у обучающихся к исследованию культурных , исторических и географических особенностей регионов Российской Федерации с использованием современных медийных инструментов;

  • развивать бережное отношение обучающихся к экосистемам регионов РФ;

  • популизировать изучение географии и истории России, а также любовь к малой Родине в рамках реализации проекта.

Основные принципы реализации программы

  • научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Содержание программы

Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность. Программа разработана для обучающихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре населенных пунктов Ростовской области, топонимики.

  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).

  • овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

  • усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Тематическое планирование

Раздел I. «Моя родословная» (14 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.

Понятие краеведение. Направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Цели, задачи. Предмет исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Наука генеалогия. Что означает твое имя, твоя фамилия. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. Где работают мои родители. Составление генеалогического древа семьи. История моей семьи (в фотографиях). Старая фотография рассказывает….

Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России.

Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия».

Раздел II. «Малая родина – мой город Батайск» (12 часов).

Раздел посвящен истории родного края. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Сбор материала об учителях города. Сбор материала об учителях – ветеранах. Творческая работа «Любимый учитель». Достопримечательности города Батайска.

Раздел III. «Топонимика окрестностей города» (4 часа).

Названия окрестностей города). Сбор названий окрестностей города. Составление карт города с названиями его окрестностей. Творческая работа «Я рисую родной край!» (рисунки, зарисовки окружающей природы). Фотовыставка «Живи, родной город!».

Раздел V. Итоговое занятие. Защита проекта основе проектов, предложенных РДШ » (3 часа).

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие.

п/п

Тема

Часы

Раздел 1. «Моя родословная.

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

1

2

Наука генеология

1

3

Наука генеология

1

4

Имя твое

1

5

Имя твое

1

6

Фамилия – флаг семьи

1

7

Фамилия – флаг семьи

1

8

Моя семья. Семейные традиции.

1

9

Моя семья. Семейные традиции

1

10

Моя семья. Семейные традиции

1

11

Семейные гербы

1

12

Летопись семьи

1

13

Летопись семьи

1

14

Конкурс исследовательских работ “История моей семьи – историямоего народ”

1

15

Кнкурс исследовательских работ “История моей семьи – исторя моего народ

1

Раздел 2. “Малая родина- мой город Батайск”

16

Моя школа – мой дом

1

17

Учителя нашей школы

1

18

Учителя нашей школы

1

19

Учителя нашей школы

1

20

Учителя нашей школы

1

21

Городская утварь и пища

1

22

Городская утварь и пища

1

23

Умельцы нашего города

1

24

Умельцы нашего города

1

25

История школы

1

26

История школы

1

27

Участие в онлайн-конкурсе краеведческого направления, проедложенном на сайте РДШ ( по выбору ученика)

1

Раздел 3. Топонимика окрестностей города

28

Названия окрестностей города

1

29

Названия окрестностей города

1

30

Конкурс “картографов”

1

31

Творческая работа “Я рисую родной край!”

1

Раздел 4. Итоговое занятие. Участие в проекте.

32

Оформление работ и участие в проекте

1

33

Оформление работ и участие в проекте

1

34

Итоговое занятие

1


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.

  5. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

  6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.




Скачать

© 2022, 96 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!