Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шенкурская средняя школа»
«Согласовано» Зам. директора по ВР МБОУ «Шенкурская СШ» _____________/Чудинова А. В/ «_____»________________2017 г. | | «Утверждено» Директор МБОУ «Шенкурская СШ» _____________/Варенцова Н. В/ «_____»______________2017 г.
|
Программа внеурочной деятельности
кружка
«Некоторые вопросы физики»
Направление: общеинтеллектуальное
Для обучающихся 10 класса (универсальный профиль)
на 2017-2018 учебный год
| Разработана учителем физики первой категории Коптяевой Е. Г. |
г. Шенкурск
2017 год
Пояснительная записка
Программа кружка составлена для 10 классов (универсальный профиль) средней общеобразовательной школы.
Программа составлена на основе:
Программа рассчитана на учащихся 10 класса, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики в 7-9 классах и не изучающих физику в 10 классе.
Рассчитана на 30 занятий. (1 занятие в неделю продолжительностью 45 мин.).
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Задачи
способствовать самореализации в изучении конкретных тем физики;
развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;
учить решать задачи нестандартными методами;
развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Формы проведения занятий кружка
- Беседа.
- Решение разных типов задач.
- Лабораторный эксперимент.
- Применение физики в практической жизни.
Информационно-методическое обеспечение
Литература
Внеурочная работа по физике / Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983 г.
Литература
Бутиков Е.И. и др. «Физика в задачах». М.: Наука, 1989. - 464с.
Горлова Л.А., Мастерская учителя «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия», М.: ВАКО, 2006.
Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку». М.: Наука, 1985. - 128с.
Меледин Г.В. «Физика в задачах». М.: Наука, Физматлит, 1990. — 272 с.
Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием». М.: Просвещение, 1980.
Никифоров Г.Н «Готовимся к ЕГЭ по физике. Экспериментальные задания», М, «Школьная пресса», 2004
Перельман Я.И. «Занимательная физика». Чебоксары, 1994
Перельман Я.И. «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?». М.: АСТ, 1999
Шутов И.С. «Физика. Решение практических задач». Минск, Современное слово, 1997
ТСО:
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Приставка «MimioInteractive».
Инструкция по технике безопасности для учащихся на кружковых занятиях по физике
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Все работы выполнять в соответствии с инструкцией по проведению лабораторно-практических работ по физике.
Выполнять только работу, определённую учебным заданием.
Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.
Соблюдать порядок и дисциплину.
Без разрешения учителя никуда не отлучаться.
Проверьте отключение электроприборов от сети
Уберите своё рабочее место.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Результативность курса
Личностными результатами являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий.
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
•осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Виды движения | 04.10 | |
2 | Движение тела, брошенного горизонтально или под углом к горизонту | 11.10 | |
3 | Расчет параметров криволинейного движения | 18.10 | |
4 | Применение второго закона Ньютона | 25.10 | |
5 | Применение законов Ньютона | 01.11 | |
6 | Вес тела, движущегося с ускорением | 08.11 | |
7 | Движение тела под действием нескольких сил | 15.10 | |
8 | Движение тела по наклонной плоскости | 22.11 | |
9 | Закон сохранения импульса | 29.11 | |
10 | Механическая работа. Работы силы тяжести, упругости и трения | 06.12 | |
11 | Закона сохранения энергии | 13.12 | |
12 | Мощность и КПД механизма | 20.12 | |
13 | Основные понятия МКТ | 27.12 | |
14 | Температура. Абсолютная температура | 10.01 | |
15 | Основное уравнение МКТ | 17.01 | |
16 | Изопроцессы | 24.01 | |
17 | Работа в термодинамике | 31.01 | |
18 | Первый закон термодинамики | 07.02 | |
19 | Первый закон термодинамики для изопроцессов | 14.02 | |
20 | Электрическое поле и электрический ток | 21.02 | |
21 | Напряженность электрического поля | 28.02 | |
22 | Потенциал. Разность потенциалов | 07.03 | |
23 | Работа электрического поля | 14.03 | |
24 | Закон Ома для участка цепи | 21.03 | |
25 | Проверка закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников | 28.03 | |
26 | Закон Ома для полной цепи. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника. | | |
27 | Применение полупроводников и вакуумных диодов | | |
28 | Газовые разряды | | |
29 | Закон электролиза | | |
30 | Определение элементарного электрического заряда | | |