Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение -
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Рекомендована Утверждаю
Методическим советом Директор школы:
Руководитель: Н.И.Васина
Евстигнеева В.А. Приказ№35\62
Протокол №1
«30» августа 2014 г «01» сентября 2014 г
Рабочая программа кружка
«Акварельки»
на период освоения в начальной школе
( 4 года)
с. Бочаниха 2014г. | Составитель: Кусь Т. П. , учитель начальных классов
|
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана программа художественно – эстетической направленности «Акварельки», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Дополнительная образовательная программа «Акварельки» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась авторская программа для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- обогащать опыт детей через выходы на натурные зарисовки, на природу.
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки.. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок.
Программа рассчитана на 4 года обучения ( 135 часов). 1 класс- 33 часа, 2 – 4 классы - 102 часа. Занятия проводятся в неделю по 1 часу.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
1 год обучения.
Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:
познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
сочетание цветов (холодные, теплые…)
2 год обучения.
На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводится изображение человека, частей тела.
умение составить композицию; понятие о пространстве.
3 год обучения.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…). Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе; развивать и совершенствовать чувство цвета;
передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей; творческие работы.
4год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводится на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.
Содержание курса
1 год обучения.
Мир, в котором я живу.
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: приёмы, холодные, тёплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, сюжетная композиция. Практическая работа: рисование иллюстраций к сказкам.
В мире много интересного.
Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.
Животное в скафандре (игровой приём). Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: рисование композиций на заданную тему.
Любимые сказки и персонажи.
Виды деятельности: рисование, лепка. Тёплые, холодные тона. Практическая работа: рисование сказочных персонажей из геометрических фигур.
2 год обучения.
Мир фантазий и чудес.
Виды деятельности: рисование, аппликация. Практическая работа: составление коллективного панно, рисование иллюстраций к сказкам.
В гостях у осени.
Виды деятельности: рисование, аппликация. Практическая работа: коллективное составление панно, игра « Закончи рисунок», рисование с натуры овощей.
Народные фантазии.
Виды деятельности: рисование, лепка, роспись. Практическая работа: лепка дымковской игрушки и роспись.
Объёмная фантазия.
Виды деятельности: рисование, оригами. Практическая работа: изготовление изделий из бумаги, рисование по представлению сказочной птицы, добрых и злых сказочных образов. Зарисовка осенних листьев. Составление объёмных аппликаций.( цветик –семицветик», портрет кота, овечка)
Красота в умелых руках.
Виды деятельности: рисование. Практическая работа: рисование композиций по представлению, роспись орнамента.
3 год обучения.
И снова наступила осень.
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.
Практическая работа: передача лирического образа природы в композиции, выполнение аппликационной работы «Корзина с грибами», передача осеннего настроения в рисунке, рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки. Лепка грибов.
Мир, в котором мы живём.
Виды деятельности: рисование, лепка. Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Практическая работа: рисование композиций по наблюдениям, рисование портретов.
4 год обучения.
В мире красок.
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование изображения в объеме, построение композиций. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.
Художник и время.
Виды деятельности: рисование.
Художник и время
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Практическая работа: рисование многофигурных композиций.
Наблюдаем и рисуем.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Практическая работа: рисование многофигурных композиций.
Весеннее пробуждение.
Виды деятельности: рисование. Основные понятия: астрологические иероглифы, композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Построение, фантазия, творческий подход.
Практическая работа: рисование цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта, посёлка.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
Учебно- тематический план (1 год)
№ | Раздел программы, темы занятий | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Мир, в котором я живу | 16 | 1 | 15 |
1 | Творческие работы на тему « Мои любимые игрушки». | 1 | | 1 |
2 | Рисунки на тему « Я и моя семья». | 1 | | 1 |
3 | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | | 1 |
4 | Иллюстрация к сказке «Колобок». | 1 | | 1 |
5 | Рисунки» Осенние сказки лесной феи». | 1 | | 1 |
6 | Конкурс рисунков на тему « В стране дорожных знаков» | 1 | | 1 |
7 | Конкурс на тему « Мои любимые сказки» | 1 | | 1 |
8 | Рисунки на тему « Мой домашний любимец» | 1 | | 1 |
9 | Эскиз карнавального костюма | 1 | | 1 |
10 | Композиция «Птицы» | 1 | | 1 |
11 | Композиция « Клумба» | 1 | | 1 |
12 | Раскрась- ка | 1 | | |
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | 1 | |
14 | Рисунки на тему « Вселенная глазами детей». | 1 | | 1 |
15 | Иллюстрация к сказке «Теремок». | 1 | | 1 |
16 | Рисуем морозные узоры» | 1 | | 1 |
В мире много интересного | 5 | | 5 |
17 | Рисунки на тему « Зимние забавы» | 1 | | 1 |
18 | Рисование на тему « Подводное царство» | 1 | | 1 |
19 | Иллюстрации к сказке А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | | 1 |
20 | Зимний пейзаж. | 1 | | 1 |
21 | Рисование на тему « Красота родной природы». | 1 | | 1 |
Любимые сказки и персонажи | 12 | 1 | 11 |
22 | Рисунок – декорация «Сказочный домик». | 1 | | 1 |
23 | Рисунки на тему « Любимые сказочные герои» | 1 | | 1 |
24 | Игра « Дорисуй- ка» | 1 | | 1 |
25 | Иллюстрация к сказке « Гуси- лебеди» | 1 | | 1 |
26 | Портрет персонажей из сказки Дж. Родари « Приключения Чиполлино» | 1 | | 1 |
27 | Фантастические персонажи сказок: Баба Яга, Водяной, Кощей Бессмертный. | 1 | | 1 |
28 | Портрет сказочных персонажей : Василиса Прекрасная, Иван- Царевич. | 1 | | 1 |
29 | Времена года в образе людей. | 1 | 1 | |
30 | Жар – птица. | 1 | | 1 |
31 | Изумрудный город, Солнечная страна. | 1 | | 1 |
32 | Изображение природы в разную погоду. | 1 | | 1 |
33 | Оформление выставки работ. | 1 | | 1 |
Учебно- тематический план(2 год)
№ | Раздел программы, темы занятий | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Мир фантазий и чудес | 7 | 1 | 6 |
1 | Иллюстрация к сказке « Три медведя» | 1 | | 1 |
2 | Кляксография | 1 | | 1 |
3 | Знакомство с народным творчеством | 1 | 1 | |
4 | Коллективное панно по сказке «Колобок». | 1 | | 1 |
5 | Коллективное панно по сказке «Колобок». | 1 | | 1 |
6 | Клоун - праздничный человек. | 1 | | 1 |
7 | В сказочном лесу. | 1 | | 1 |
В гостях у осени. | 8 | 1 | 7 |
8 | Коллективное панно « Щедрый урожай». | 1 | | 1 |
9 | Коллективное панно « Щедрый урожай». | 1 | | 1 |
10 | Рисование пальцем. | 1 | | 1 |
11 | Сказка о простом карандаше. | 1 | 1 | |
12 | Игра « Закончи рисунок». | 1 | | 1 |
13 | Композиция «Синий вечер». | 1 | | 1 |
14 | Рисуем невиданное животное. | 1 | | 1 |
15 | Сувениры осени. Рисуем овощи. | 1 | | 1 |
Народная фантазия | 3 | 1 | 2 |
16 | Цветы-фантазия. | 1 | | |
17 | Дымковская игрушка | 1 | 1 | |
18 | Дымковская игрушка | 1 | | 1 |
Объёмная фантазия | 6 | 1 | 5 |
19 | Рисуем домашних животных | 1 | | 1 |
20 | Портрет друга | 1 | | 1 |
21 | Сказка о сгибании бумаги. | 1 | 1 | |
22 | Объёмная фантазия | 1 | | 1 |
23-24 | Бумажная скульптура | 2 | | 2 |
Красота в умелых руках | 10 | 1 | 9 |
25 | Портрет кота | 1 | | 1 |
26 | « Цветик - семицветик». | 1 | | 1 |
27 | «Овечка» | 1 | | 1 |
28 | В чудесном лесу. | 1 | | 1 |
29 | Освоение техники работы гуашью. | 1 | 1 | |
30 | Сказочная птица. | 1 | | 1 |
31 | Добрые и злые герои из сказок. | 1 | | 1 |
32 | Как я помогаю маме. | 1 | | 1 |
33 | Орнамент для посуды. | 1 | | 1 |
34 | Оформление выставки работ. | 1 | | 1 |
Учебно- тематический план (3 год)
№ | Раздел программы, темы занятий | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
И снова наступила осень | 12 | 3 | 9 |
1 | Запись детей в кружок. Особенности работы кружка | 1 | 1 | |
2 | Техника безопасности на занятиях кружка. | 1 | 1 | |
3 | Красота осеннего пейзажа. | 1 | | 1 |
4-6 | Передача лирического образа природы в композиции « Осенний пейзаж». | 3 | 1 | 2 |
7-8 | Композиция осеннего пейзажа графическими средствами по впечатлению. | 2 | | 2 |
9-11 | Осеннее настроение. | 3 | | 3 |
12 | Дары осени. Аппликация» Корзина с грибами». Коллективная работа. | 1 | | 1 |
Мир, в котором мы живём | 22 | 1 | 21 |
13 | Рисование птицы. Снегирь на ветке. | 1 | | 1 |
14 | Портрет близкого человека. Моя мама. | 1 | | 1 |
15 | Аппликация « Букет цветов в вазе» | 1 | | 1 |
16 | Дом, в котором я живу. | 1 | | 1 |
17 | Рисование животных. Звери в цирке. | 1 | | 1 |
18 | Портрет «Мой друг». | 1 | | 1 |
19 | Декоративная роспись шкатулок. | 1 | 1 | |
20 | Причудливые облака. | 1 | | 1 |
21 | На уроке Физкультуры. | 1 | | 1 |
22 | Иллюстрации к литературным произведениям. | 1 | | 1 |
23 | Какого цвета весна. | 1 | | 1 |
24 | Натюрморт из группы предметов. | 1 | | 1 |
25-26 | Домик сказочного героя. | 2 | | 2 |
27-28 | Коврик для игрушек. | 2 | | 2 |
29-30 | Встречаем вестников весны. | 2 | | 2 |
31-32 | Озеленяем улицу. | 2 | | 2 |
33-34 | Оформление выставки работ | 2 | | 2 |
Учебно – тематический план (4 год)
№ | Раздел программы, темы занятий | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| В мире красок | 9 | 2 | 7 |
1 | Где я был и что я видел летом. | 1 | | |
2 | Осенняя ветка в вазе. | 1 | | 1 |
3 | Транспорт в прошлом, настоящем и в будущем. | 1 | 1 | |
4 | «Уж роща отряхает последние листы…» | 1 | | 1 |
5 | Моя семья | 1 | | 1 |
6 | Что надо знать о красках. | 1 | 1 | |
7 | Городской или сельский пейзаж. | 1 | | 1 |
8 | Оформление книги сочиненной всем классом. | 1 | | 1 |
9 | Натюрморт из объемных предметов. | 1 | | 1 |
Художник и время | 4 | 1 | 3 |
10 | На другой планете. | 1 | | 1 |
11 | Сказочная азбука. | 1 | 1 | |
12 | Полет в космос. | 1 | | 1 |
13 | Мы за мир. Дружба народов. | 1 | | 1 |
Наблюдаем и рисуем | 17 | 2 | 15 |
14 | Как мы помогаем старшим. | 1 | | 1 |
15 | Попугайчики на ветке. | 1 | | 1 |
16-17 | В театре. | 2 | 1 | 1 |
18-19 | Наш класс. | 2 | | 2 |
20 | Веселые игры | 1 | | 1 |
21 | Дрессировщик на арене. | 1 | | 1 |
22 | Сколько оттенков у белого цвета? | 1 | 1 | |
23 | Как сделать маму счастливой | 1 | | 1 |
24 | Школьные принадлежности. | 1 | | 1 |
25-26 | «Снегурочка» | 2 | | 2 |
27 | Декоративный поднос | 1 | | 1 |
28 | Ветвистое дерево. | 1 | | 1 |
29 | Моя любимая игрушка | 1 | | 1 |
30 | На стадионе или олимпийские виды спорта. | 1 | | 1 |
Весеннее пробуждение | 4 | | 4 |
31 | Почему дали голубые? | 1 | | 1 |
32 | Весенний пейзаж. | 1 | | 1 |
33 | В поход. | 1 | | 1 |
34 | Выставка детских работ. | 1 | | 1 |
Таблица диагностики, средства контроля.
№ пор | Специальные умения и навыки | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Удержание карандаша, кисти. | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно. |
2 | Работа с красками и карандашом | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
3 | Компоновка листа. | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало, правильно закомпоновано , но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
4 | Пластические умения. | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
5 | Умение вырезания. | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
6 | Степень самостоятельности | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
7 | Творческий подход. | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
Материально- техническое обеспечение
Предметы | Учебно-методическое и информационное обеспечение | Кол-во по нормативному документу |
Акварельки |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Печатные пособия: Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе (в том числе в цифровой форме) Справочно-энциклопедическая литература Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) Детские книги разных типов из круга детского чтения Электронная библиотека •Комплекс информационно-справочных материалов •Демонстрационные пособия на электронном носителе Экранно-звуковые пособия Игры и игрушки |
К
Д
Д
|
Список методической литературы
Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
Блейк В. «Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003