СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Культура и быт народов Республики Татарстан" для 3 класса, разработанная в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит разделы: пояснительная записка, содержание  внеурочной деятельности, тематическое планирование, учебно - методическое и материально - техническое  обеспечение учебного предмета. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Культура и быт народов Республики Татарстан" для 3 класса, разработанная в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы.»















Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

3 класс

на 2018-2019 учебный год.































РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  3. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и быт народов Республики Татарстан» для 1 - 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - Примерная АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);

с учетом информационного письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 о методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ.


Цели и задачи внеурочной деятельности по изучению курса «Культура и быт народов Республики Татарстан»

Цель: обеспечение достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - Примерная АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) за счет изучения быта, обычаев, традиций и культуры народов, проживающих в Республике Татарстан;

Задачи:

  • пробуждать у обучающихся живого интереса к изучению истории своей семьи, Отечества, культуры народов РТ;

  • формировать у учащихся представления о богатой народной культуре Республики Татарстан;

  • способствовать более близкому общению членов семьи, формированию и сохранению семейных ценностей и традиций, социальной адаптации младших школьников;

  • научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

  • развивать речь учащихся;

  • воспитывать чувство гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего края.


Общая характеристика курса

Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, человечество.

В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Образовательные учреждения призваны обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. 

Внеурочная деятельность «Культура, быт и традиции народов Поволжья» разработана для обучающихся 1 -3 класса и предусматривает ознакомление учащихся с историей своей семьи, культурой своего края, национальной одеждой, кухней, домашним хозяйством, бытом, играми, обычаями и национальными праздниками, литературой.


Описание места курса в учебном плане

Курс «Культура и быт народов Республики Татарстан» - это факультативный курс, входящий во внеурочную деятельность, который относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс в рассчитан: в первом классе на 32 ч. (32 учебные недели, 1 раз в неделю), во втором, в третьем классе на 34 ч. (34 учебные недели, 1 раз в неделю)..

Организация внеурочной деятельности для достижения планируемых результатов освоения АООП по курсу « Культура и быт народов Республики Татарстан»

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Организацию внеурочной деятельности следует осуществлять с учетом деятельностного и дифференцированного подходов, которые положены в основу разработки ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и Примерной АООП (вариант 1). В целях реализации деятельностного подхода следует широко использовать предметно-практическую деятельность обучающихся и технологии деятельностного типа.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГ'ОС.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования: введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою малую Родину;

  • воспитание уважительного отношения к своей семье, к своим родственникам, истории и культуре народов Республики Татарстан;

  • овладение начальными навыками адаптации в социокультурной среде Республики Татарстан;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
































СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ

ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Республика Татарстан.

Ёе прошлое и настоящее. Рассказы о Волжской Булгарии. О предках татар. Города и аулы Булгарии. Предание о городе Казани. О современной Республике Татарстан. Государственные символы Республики Татарстан .Знакомство с государственными символами России. Изучение татарского языка и культуры речи. Изучение русского языка и культуры речи. Привитие навыков культуры речи. Словарь вежливых слов.

Формы организации: беседы, дидактическая игра « Собери герб города».

Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры.



Народное устное творчество.

Былины, сказания. Сказки . Пословицы и поговорки о дружбе. Загадки. Скороговорки, головоломки, шутки. Прибаутки. Народные песни.

Формы организации: беседы, дидактическая игра «Головоломка».

Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры.



Культура народов РТ.

Понятие о народной культуре. Виды народной художественной культуры. Татарский музыкальный фольклор. Русский музыкальный фольклор. Художники и их картины о родном крае. Народные промыслы, элементы узоров по мотивам народных промыслов и росписи. Исторические и культурные места г. Казани Культурное наследие народа. Национальная библиотека Республики Татарстан. Классический татарский коллективный танец «Әпипә». О чем говорит национальный костюм? Одежда, обувь, украшения.

Формы организации: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.

Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, творческие задания, настольные игры.



Народный календарь весны

Март – протальник. Пословицы, заклички о марте. Масленица – встреча весны. Песня «Блины». Март – время возвращения птиц. Праздник "Карга боткасы". Апрель – снегогон.

Пасха. Май – травень. Повторительно-обобщающее занятие по теме: «Народный календарь весны».

Формы организации: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.

Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, творческие задания, настольные игры.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

3 класс (34 часа, 1 раз в неделю)

Разделы программы

Название темы

Кол-во часов

Дата

Приме-чание

План

Факт

Первая четверть

1

Республика Татарстан


Ёе прошлое и настоящее.

1




2


Рассказы о Волжской Булгарии. О предках татар.

1




3


Города и аулы Булгарии.

1




4


Предание о городе Казани .

1




5


О современной Республике Татарстан.

1




6


Государственные символы Республики Татарстан.

1




7


Знакомство с государственными символами России.

1




8


Изучение татарского языка и культуры речи.

1




9


Изучение русского языка и культуры речи. Привитие навыков культуры речи. Словарь вежливых слов.

1




Вторая четверть

1

Народное устное творчество.

Былины, сказания.

1




2


Сказки

1




3


Пословицы и поговорки о дружбе.

1




4


Загадки.

1




5


Скороговорки, головоломки, шутки.

1




6


Прибаутки.

1




7


Народные песни.

1




Третья четверть

1

Культура народов РТ

Понятие о народной культуре.

1




2


Виды народной художественной культуры.

1




3


Татарский музыкальный фольклор. Классический татарский коллективный танец «Әпипә».

1




4


Русский музыкальный фольклор.

1




5


Художники и их картины о родном крае.

1




6


Народные промыслы, элементы узоров по мотивам народных промыслов и росписи.

1




7


Исторические и культурные места г. Казани.

1




8


Культурное наследие народа.

1




9


Национальная библиотека Республики Татарстан.

1




10


О чем говорит национальный костюм? Одежда, обувь, украшения.

1







Четвертая четверть

1

Народный календарь весны

Март – протальник.

Пословицы ,заклички о марте.

1




2


Масленица – встреча весны.

1




3


Песня «Блины».


1




4


Март – время возвращения птиц.

1




5


Праздник "Карга боткасы"

1




6


Апрель – снегогон.

1




7


Пасха.

1




8


Май – травень. Повторительно-обобщающее занятие по теме: «Народный календарь весны».

1






































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Культура и быт народов Республики Татарстан» для 1-3 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

Учебно-методическое обеспечение:

  1. 1.К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф” 2000.

  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 272с.

  3. Шорыгина, Т.А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы [Текст] /Т.А.Шорыгина. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64 с.

  4. Латышина, Д.И. Родная история: Живая Русь. – Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён / учеб. пособие по чтению для 2(3) класса.

  5. Конспекты уроков по народной культуре: 1 кл.: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

  6. 2.”Увлекательный Татарстан” – книга-игра. Казань издательский дом “Акчарлак” 2014.

  7. 3.В.С.Малахов. “Очерки по истории Заинска”. Г.Набережные Челны. Газетно- книжное издательство “КАМАЗ” 1992.

  8. ”Путешествие в мир Тукая”.Казань.Татарское книжное издательство 2012.

2. Технические средства:

-электронные ресурсы;

- персональный компьютер (ноутбук).

3. Учебно-практическое оборудование:

1.Портреты поэтов и писателей;

2.Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным материалом;

3.Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой работы;

4.Литературное лото, викторины;

5.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.