Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
3 класс
на 2018-2019 учебный год.
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура и быт народов Республики Татарстан» для 1 - 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - Примерная АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
с учетом информационного письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 о методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ.
Цели и задачи внеурочной деятельности по изучению курса «Культура и быт народов Республики Татарстан»
Цель: обеспечение достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - Примерная АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) за счет изучения быта, обычаев, традиций и культуры народов, проживающих в Республике Татарстан;
Задачи:
пробуждать у обучающихся живого интереса к изучению истории своей семьи, Отечества, культуры народов РТ;
формировать у учащихся представления о богатой народной культуре Республики Татарстан;
способствовать более близкому общению членов семьи, формированию и сохранению семейных ценностей и традиций, социальной адаптации младших школьников;
научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
развивать речь учащихся;
воспитывать чувство гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего края.
Общая характеристика курса
Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, человечество.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего к повседневности, к близкой для учащихся истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Образовательные учреждения призваны обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.
Внеурочная деятельность «Культура, быт и традиции народов Поволжья» разработана для обучающихся 1 -3 класса и предусматривает ознакомление учащихся с историей своей семьи, культурой своего края, национальной одеждой, кухней, домашним хозяйством, бытом, играми, обычаями и национальными праздниками, литературой.
Описание места курса в учебном плане
Курс «Культура и быт народов Республики Татарстан» - это факультативный курс, входящий во внеурочную деятельность, который относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс в рассчитан: в первом классе на 32 ч. (32 учебные недели, 1 раз в неделю), во втором, в третьем классе на 34 ч. (34 учебные недели, 1 раз в неделю)..
Организация внеурочной деятельности для достижения планируемых результатов освоения АООП по курсу « Культура и быт народов Республики Татарстан»
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Организацию внеурочной деятельности следует осуществлять с учетом деятельностного и дифференцированного подходов, которые положены в основу разработки ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и Примерной АООП (вариант 1). В целях реализации деятельностного подхода следует широко использовать предметно-практическую деятельность обучающихся и технологии деятельностного типа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГ'ОС.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования: введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою малую Родину;
воспитание уважительного отношения к своей семье, к своим родственникам, истории и культуре народов Республики Татарстан;
овладение начальными навыками адаптации в социокультурной среде Республики Татарстан;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Республика Татарстан.
Ёе прошлое и настоящее. Рассказы о Волжской Булгарии. О предках татар. Города и аулы Булгарии. Предание о городе Казани. О современной Республике Татарстан. Государственные символы Республики Татарстан .Знакомство с государственными символами России. Изучение татарского языка и культуры речи. Изучение русского языка и культуры речи. Привитие навыков культуры речи. Словарь вежливых слов.
Формы организации: беседы, дидактическая игра « Собери герб города».
Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры.
Народное устное творчество.
Былины, сказания. Сказки . Пословицы и поговорки о дружбе. Загадки. Скороговорки, головоломки, шутки. Прибаутки. Народные песни.
Формы организации: беседы, дидактическая игра «Головоломка».
Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры.
Культура народов РТ.
Понятие о народной культуре. Виды народной художественной культуры. Татарский музыкальный фольклор. Русский музыкальный фольклор. Художники и их картины о родном крае. Народные промыслы, элементы узоров по мотивам народных промыслов и росписи. Исторические и культурные места г. Казани Культурное наследие народа. Национальная библиотека Республики Татарстан. Классический татарский коллективный танец «Әпипә». О чем говорит национальный костюм? Одежда, обувь, украшения.
Формы организации: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.
Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, творческие задания, настольные игры.
Народный календарь весны
Март – протальник. Пословицы, заклички о марте. Масленица – встреча весны. Песня «Блины». Март – время возвращения птиц. Праздник "Карга боткасы". Апрель – снегогон.
Пасха. Май – травень. Повторительно-обобщающее занятие по теме: «Народный календарь весны».
Формы организации: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.
Виды деятельности: рассматривание иллюстраций, беседа, творческие задания, настольные игры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
3 класс (34 часа, 1 раз в неделю)
№ | Разделы программы | Название темы | Кол-во часов | Дата | Приме-чание |
План | Факт |
Первая четверть |
1 | Республика Татарстан | Ёе прошлое и настоящее. | 1 | | | |
2 | | Рассказы о Волжской Булгарии. О предках татар. | 1 | | | |
3 | | Города и аулы Булгарии. | 1 | | | |
4 | | Предание о городе Казани . | 1 | | | |
5 | | О современной Республике Татарстан. | 1 | | | |
6 | | Государственные символы Республики Татарстан. | 1 | | | |
7 | | Знакомство с государственными символами России. | 1 | | | |
8 | | Изучение татарского языка и культуры речи. | 1 | | | |
9 | | Изучение русского языка и культуры речи. Привитие навыков культуры речи. Словарь вежливых слов. | 1 | | | |
Вторая четверть |
1 | Народное устное творчество. | Былины, сказания. | 1 | | | |
2 | | Сказки | 1 | | | |
3 | | Пословицы и поговорки о дружбе. | 1 | | | |
4 | | Загадки. | 1 | | | |
5 | | Скороговорки, головоломки, шутки. | 1 | | | |
6 | | Прибаутки. | 1 | | | |
7 | | Народные песни. | 1 | | | |
Третья четверть |
1 | Культура народов РТ | Понятие о народной культуре. | 1 | | | |
2 | | Виды народной художественной культуры. | 1 | | | |
3 | | Татарский музыкальный фольклор. Классический татарский коллективный танец «Әпипә». | 1 | | | |
4 | | Русский музыкальный фольклор. | 1 | | | |
5 | | Художники и их картины о родном крае. | 1 | | | |
6 | | Народные промыслы, элементы узоров по мотивам народных промыслов и росписи. | 1 | | | |
7 | | Исторические и культурные места г. Казани. | 1 | | | |
8 | | Культурное наследие народа. | 1 | | | |
9 | | Национальная библиотека Республики Татарстан. | 1 | | | |
10 | | О чем говорит национальный костюм? Одежда, обувь, украшения. | 1 | | | |
| |
Четвертая четверть |
1 | Народный календарь весны | Март – протальник. Пословицы ,заклички о марте. | 1 | | | |
2 | | Масленица – встреча весны. | 1 | | | |
3 | | Песня «Блины». | 1 | | | |
4 | | Март – время возвращения птиц. | 1 | | | |
5 | | Праздник "Карга боткасы" | 1 | | | |
6 | | Апрель – снегогон. | 1 | | | |
7 | | Пасха. | 1 | | | |
8 | | Май – травень. Повторительно-обобщающее занятие по теме: «Народный календарь весны». | 1 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Культура и быт народов Республики Татарстан» для 1-3 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
Учебно-методическое обеспечение:
1.К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф” 2000.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 272с.
Шорыгина, Т.А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы [Текст] /Т.А.Шорыгина. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64 с.
Латышина, Д.И. Родная история: Живая Русь. – Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён / учеб. пособие по чтению для 2(3) класса.
Конспекты уроков по народной культуре: 1 кл.: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
2.”Увлекательный Татарстан” – книга-игра. Казань издательский дом “Акчарлак” 2014.
3.В.С.Малахов. “Очерки по истории Заинска”. Г.Набережные Челны. Газетно- книжное издательство “КАМАЗ” 1992.
”Путешествие в мир Тукая”.Казань.Татарское книжное издательство 2012.
2. Технические средства:
-электронные ресурсы;
- персональный компьютер (ноутбук).
3. Учебно-практическое оборудование:
1.Портреты поэтов и писателей;
2.Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным материалом;
3.Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой работы;
4.Литературное лото, викторины;
5.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.