РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ,4 КЛАСС
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровнеположительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственностичеловека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственныесвязи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
2.Содержание учебного предмета
Что и как изучает история(6ч)
Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени». Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области. Как «читать» историческую карту.
Практическая работа.Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?» Воспроизведение «Ленты времени» в рабочей тетради.Работа в тетрадях с исторической картой Воронежскогокрая XVIIвека.
Путешествие в глубь времён( 8 ч )
Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Первый воронежский воевода. Город и его роль в укреплении южных рубежей. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья. Корабли русского военно-морского флота: отличительные особенности и история создания. Эмблемы кораблей. Символические названия кораблей. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Значение деятельности Петра для воронежского края. Адмиралтейство в Воронеже. Первый Андреевский флаг.
Практическая работа.Работа в группах. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».Работа с репродукцией картины В.П.Криворучко «Строительство флота в Воронеже».
Дворянско-купеческий город (6 ч)
Воронеж– дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Достопримечательности и улицы Воронежа. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.
Что такое этикет? Правила светского этикета XIXвека. Балы дворян. Жилище и одежда дворян. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания. Что такое ярмарка? Особенности русской ярмарки. Товары ярмарок Воронежского края.
Практическая работа.Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже».Подготовка и проведение театрализованного праздника.
Истории немеркнущая слава (4 ч )
Свидетель суворовских походов. Старков Яков Михайлович – свидетель ратных подвигов русских воинов. Жизнь и военная биография. Награды героя. «Рассказы старого воина».«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года. Марин Сергей Никифорович–поэт. Марин Апполон Никифорович– орденоносец. Петров Михаил Матвеевич– полковник. Ефимов Андрей Александрович–генерал-майор. Сазонов Федор Васильевич–генерал-майор. Достопримечательности города Воронежа, связанные с Отечественной войной 1812 года
Практическая работа. Чтение рассказов, стихов воронежских писателей и поэтов по изучаемой теме. Работа в тетради с заданиями на развитие логического мышления.
Суровые годы Великой Отечественной войны ( 5ч)
«Край родной, войною опаленный». Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Даты и события военной истории родного края. Наш край в период оккупации. «Их подвиг бессмертен». Наши земляки – Герои Советского Союза. Шендриков Николай Степанович. Шевляков Николай Степанович. Захарченко Василий Петрович.. «Никто не забыт, ничто не забыто»!Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа. Местные писатели и поэты о войне. Мемориалы и памятники города Воронежа и области, хранящие память о Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны. Тыл – фронту.
Практическая работа.Сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города, к мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны.Сбор информации и рассказ о защитниках Воронежского края. Работа в тетради «Составь текст письма участнику Великой Отечественной войны.
Наш край сегодня(4ч )
Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города. Достопримечательности города Воронежа. Воронеж сегодня.Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г.
Воронежа.
Практическаяработа. Творческое задание: «Письмо другу о городе Воронеже» «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».
«Люби и знай свой край» ( 1 ч)
История Воронежского края в курсе истории России. Знаменитые земляки. Государственные праздники, Дни города, семейные и личные праздники
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса) |
-
| Что и как изучает история | 6 | |
| Путешествие в глубь времён | 8 | |
| Дворянско-купеческий город | 6 | |
| Истории немеркнущая слава | 4 | |
| Суровые годы Великой Отечественной войны | 5 | |
| Наш край сегодня | 4 | |
| Люби и знай родной край | 1 | |
| Итого | 34 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
| | | Как люди узнают о прошлом | |
-
| | | Как люди узнают о прошлом | |
-
| | | Лента времени | |
-
| | | Лента времени | |
-
| | | История на карте | |
-
| | | История на карте | |
-
| | | «Город чудный, город древний» | |
-
| | | «Город чудный, город древний» | |
-
| | | Воронеж – колыбель русского флота | |
-
| | | Воронеж – колыбель русского флота | |
-
| | | Петровский парус | |
-
| | | Петровский парус | |
-
| | | Петровская эпоха | |
-
| | | Петровская эпоха | |
-
| | | Прогулка по старинному городу | |
-
| | | Прогулка по старинному городу | |
-
| | | Традиции русского дворянства | |
-
| | | Традиции русского дворянства | |
-
| | | На русской ярмарке | |
-
| | | На русской ярмарке | |
-
| | | Свидетель суворовских походов. | |
-
| | | Свидетель суворовских походов. | |
-
| | | «России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года | |
-
| | | «России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года | |
-
| | | «Край родной, войною опалённый» | |
-
| | | «Край родной, войною опалённый» | |
-
| | | «Их подвиг бессмертен» | |
-
| | | «Их подвиг бессмертен» | |
-
| | | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | |
-
| | | Воронеж – столица Центрального Черноземья | |
-
| | | Воронеж – столица Центрального Черноземья | |
-
| | | Символика родного края | |
-
| | | Символика родного края | |
-
| | | Проверь себя | |