СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса «Краеведение» для 5-9 класса ФГОС ООО

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  учебного курса «Краеведение» для 5-9 класса ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности учебного курса «Краеведение» для 5-9 класса ФГОС ООО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРГАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

























Рабочая программа внеурочной деятельности

учебного курса «Краеведение»

для 5-9 класса ФГОС ООО







































































СТРУКТУРА



  • Пояснительная записка;

  • Содержание программы учебного курса;

  • Учебно-тематический план;

  • Требования к уровню подготовки учащихся;

  • Характеристика контрольно-измерительных материалов;

  • Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.























































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Преподавание « Краеведения » в МОУ Саргазинская СОШ определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от28.03.2016 г. №03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области»

  7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2017 г. №03-02/2257 «О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского

области»

  1. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков. М. И. Солодкова, Е. А. 'Порина. Д. Ф. Ильясов. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, J1. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова. Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 164 с

.

Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МОУ Саргазинская средняя общеобразовательная школа ,составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС ООО.

Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.

Настоящая программа создает условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.

В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.  Необходимость программы кружка вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.

Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по Краеведению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история, география Челябинской области. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

• овладение навыками работы на ПК.

  • Воспитательные задачи: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

  • общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

  • совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;



  • Развивающие задачи: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.



Общая характеристика курса



 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);

Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;

Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);

Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения

Моделью образовательной деятельности краеведения предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.

Принципы образовательной деятельности:

  • субъективность восприятия; самоактуализация;

  • дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;

  • право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;

  • разноплановость творческой деятельности.



МЕСТО ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение занятий кружка «Краеведения» во второй половине дня. Время занятий, отведенное на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, финансируется за счет оплаты неаудиторной занятости учащихся и не включается в учебный план.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 5 лет обучения из расчёта 1 час в неделю. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музее, библиотеках,

Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. .Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Рабочая программа факультатива краеведения составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2009).

Данная рабочая программа разработана на основе областного базисного учебного плана. «Краеведение» на этапе основного общего образования

В том числе ; 5 класс - 35 часов из расчета , в 6 классе - 35 часов в год.,6 классе-35 часов в год. в 8 классе- 35 часа в неделю., в 9 классе- 34 часа Итого- 174 часа.

Форма занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • проектная деятельность

.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, спектакль, викторина, газета, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.

.В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.



Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;

• с географией: работа с картами.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в группе, работа в паре

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовы-вать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты


В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость краеведения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым понятием;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать результаты поиска;

— отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда;

— ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

— составлять описание краеведческой находкии его паспорта;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение о проведенных беседах;

— участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.






Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:



Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА,

Тема 1. Школа юного краеведа

Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Практическая работа. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма).

Из истории изучения нашего края. Происхождение названий Уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карты Птолемея и А. Дженкинсона из атласа Ортелия (1570 г), Книга Большому чертежу (1627 г). Первопроходцы. Петр Рычков. Иоганн Гмелин. Петр Паллас. Иван Лепехин. Александр Гумбольдт. Пионеры южноуральского краеведения. Местные краеведы А. М. Маметьев, П. Минеев, Л. Г. Максимова, Ф. М. Утешев, С. И. Вдовина.

Челябинская область вчера и сегодня. XVII век. Первое пограничье. Под прикрытием монастырских стен. XVIII век. Оренбургский проект. Строжевые «крепостцы» и Исетская провинция. Оренбургская губерния. Заводские дачи. XIX век и начало XX века. Новая Оренбургская линия. От уездов к области.

Наш край во все стороны света. Челябинская область на карте мира, России, Урала. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В. Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа-Азия». Практическая работа. Обозначение на контурной карте Южного Урала природных и административных границ Челябинской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области. Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

Район наш Сосновский. Географическое положение района. Первые казачьи поселения на территории   Сосновского района Основание  Троицкой крепости. Основание кзачьего поселения Практическая работа. Происхождение названий местных населенных пунктов, (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Из истории поселения . Географическое положение Происхождение местных названий, улиц поселка. «Ориентирование». Решение задач по плану местности (определение географического положения поселка, школы, своего дома).

История Саргазинской школы. Экскурсия в Сосновский музей. Достижения и рекорды школы. Директора школы. Учителя школы разных лет. Выпускники школы разных лет. Достижения выпускников. Школьная Книга Почета. Книга Спортивной Славы школы. Беседа с ветеранами – учителями, выпускниками школы об истории образовательного учреждения.

Знаменитые люди Сосновского района. Урок-конференция. Жители Сосновского района и поселения – Герои Советского Союза, , награжденные орденами и медалями. Имена, занесенные в Книгу Почета района,», в Энциклопедию Челябинской области. Беседы с родителями и родственниками о семейных реликвиях.

Символы нашего края. Челябинская область — субъект РФ. Официальные символы области: герб, гимн, флаг. Герб, гимн, флаг Сосновского района Практическая работа. Изображение и описание символа школы, семьи.

Тема 2. Геология и рельеф нашего края

Рельеф Челябинского Урала. Три ступени высоты. Знаменитые географические пункты Челябинской области: самая высокая (г. Б.Нургуш) и самая низкая (долина р. Уй на границе с Курганской областью) точки. Практическая работа. Горная решетка Урала. Беседа со старшеклассниками-туристами о восхождениях на горы Южного Урала.

«Биография Уральских гор». История формирования и геологическое строение Урала. Как рождаются и исчезают горы. «Лингвистический конструктор».

Богатства «Каменного пояса». Горные породы, их происхождение и определение. Древняя история «подземных кладовых». Редкие и уникальные ископаемые, практическое значение. «Яшмовый пояс». Способы обработки камней. Богатства недр Челябинского Южного Урала в искусстве, художественной литературе и публицистике. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова. Картины П. Рейхета, А.Альховского, В. Чуднова, В.Романова, Т.Федоровой, В. Лукка об Ильменах.

Практическая работа. Определение местных полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурной карте районов их залегания. Полезные ископаемые, добываемые на территории Троицкого района , их использование в хозяйственной деятельности и строительстве. Кварцитный Карьер.. Месторождения камня-плиточника, песка, кварцитов. Рельеф и хозяйственная деятельность обитателей нашего края. Формы рельефа Троицкого района, особенности их происхождения и размещения. Рельеф и местная топонимика. Влияние рельефа на освоение территории. Места естественных или искусственных обнажений горных пород. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов. Памятник природы Троицкого района

Практическая работа. Обозначение на контурной карте местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Экскурсия в картинную галерею, Экскурсия в  Кварцитный Карьер Фотовыставка «Пейзажи окрестностей п. Бобровка Беседа с местным мастером о камнерезном искусстве. Изделия из поделочных и драгоценных камней.

Повторительно-обобщающий урок. Викторина юных краеведов.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае

О метеонаблюдениях в нашем крае. История метеонаблюдений. Знаменитый челябинский метеоролог Т. Л. Ишукова. Современные приборы для метеорологических наблюдений.

Погодные явления на Южном Урале. Солнечная радиация. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Осадки, их виды, распределение по сезонам года. Климатические закономерности. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Челябинском Урале. Погодные явления Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Климатические особенности разных частей нашего края. Главные факторы, влияющие на местный климат. Климат в горах Южного Урала. Климат степей и лесостепей.

Климатическая характеристика Сосновского  района. «Рекордные» погодные показатели на территории Челябинской области, Сосновского района . Разница в температурном режиме различных частей Сосновского района. Практическая работа. Заполнение календаря наблюдений за погодой. Подсчет среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц. Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности. Составление климатического очерка о Сосновском  районе  .

Экскурсия. Фенологические наблюдения за весенними изменениями в природе на местности.

Роль климата в жизни южноуральцев. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Влияние человека на климат.

Тема 4. Край рек и озер .

На Евразийском водоразделе. Речные бассейны и водоразделы. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Челябинского Южного Урала. М.А.Андреева. Водные богатства Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Речная сеть Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Характер течения, речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Практическая работа. Происхождение названий рек.

Озёра и болота, подземные воды и родники. Три полосы озер на Челябинском Южном Урале. Типы озер. Численность озер. Озерные здравницы. Пруды и водохранилища. Болота. Происхождение названий водоемов. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Меры по экономному использованию и охране водных объектов Челябинской области., Сосновского района. Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области.

Вода в жизни жителей нашего края. «Вододействующие» заводы и «железные» караваны. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод в Челябинской области.

Встреча с медиком. Правила безопасного поведения и спасания на водах в разные времена года.

Численность и протяженность местных рек. Беседа со старожилами о местных источниках и водоемах, легенды, предания. Учебный проект по экономному использованию и охране вод Сосновского района

Тема 5. Природные комплексы нашего края (6 часов).

Природные зоны и ландшафты Челябинского Урала. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Челябинского Урала. Животные, растения Челябинского Урала фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Почвы и растительность Челябинского Южного Урала. Почвенно-растительный покров. Разнообразие растительности. Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания.

Животный мир Челябинского Южного Урала. Животный мир лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Акклиматизация новых видов. Животные – синантропы, спутники человека.

Растительный и животный мир Троицкого района. Учебная экскурсия. Картинная галерея (фотовыставка). Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву. Памятники природы Сосновского района. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в Троицком районе. Местные лекарственные и ядовитые растения. Беседа с лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками поселка, об интересных местных растениях, повадках животных района.

Охрана природы. Особые режимы природопользования. «Красная Книга» Челябинской области.

Туристические ресурсы Челябинского Южного Урала. Виды туризма. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Краеведческие экспедиции по Южному Уралу.

7 класс 

Введение. Краса и гордость родного края.

Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Практическая работа по заполнению таблицы. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского, Горно-заводского и Восточно-зауральского субрегионов.

Природные достопримечательности и особо охраняемые территории Челябинского Южного Урала. Статус памятников. Сообщения учащихся. Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства.

Памятники истории и культуры Челябинского Южного Урала. Категории памятников. Памятники археологии, архитектуры и скульптуры.

Местные достопримечательности в школьном краеведении. Методы краеведческого исследования. Встреча с участниками школьного научного общества учащихся. Роль школьников в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия.

Тема 1. Южно-Зауральский край.

«На древнем Даиксе». Роль р. Урал в качестве природной, историко-культурной границы и пути расселения древних людей. Древнейшие памятники истории на Южном Урале. Исследования археологов Г.Н.Матюшина, О.Н.Бадера, К.В.Сальникова. Стоянки и поселения древних охотников и рыболовов у с. Богдановка, у оз. Банное, Троицкая I. Занятия и орудия труда. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.

 «В Стране городов». Урок-экскурсия с просмотром документального фильма. Укрепленные поселения бронзового века в Южном Зауралье. Древние гробницы. Плавильные формы, бронзовые орудия и оружие. Секреты древних металлургов. Обмен произведенными продуктами между первобытными племенами. Описания жизни древних ариев в «Ригведе» и «Авесте». Исследования археологов В.Ф.Генинга, Г.Б.Здановича, Н.Б.Виноградова. Комплексные исследования методами аэрофотосъёмки, физики, палеоботаники и палеозоологии.

«В краю кочевников». Археологические памятники раннего железного века и средневековья в Южном Зауралье. Исследования Г.И.Матвеевой, А.Д.Таирова, С.Г.Боталова. Начало истории кочевников. Сарматские курганы у с.Бобровка, Большой Климовский, Темир. Курганы с усами. Расселение тюрков на Южном Урале. Начало распространения ислама. Фоторепортаж. Реконструкции древних сооружений в музее-заповеднике «Аркаим». Сообщения учащихся. П.С.Паллас о «каменных палатках». Мавзолей Кесене. Легенды о «Башне Тамерлана».

«Лесные острова в степном океане». Природные достопримечательности Южного Зауралья. Заповедник Аркаим. Троицкий заказник. Аблязовские террасные луга. Степные озера и боры. Ольховая роща. Практическая работа по контурной карте.

«Патриарх южноуральских городов». Урок-экскурсия с просмотром документального фильма. Город-музей Верхнеуральск. Расположение города. Знаменитые путешественники, посетившие Верхнеуральск. Свято-Никольский собор. Магазин Г.А.Устинова. Народный дом. Паровая мельница В.Е.Гогина. Постройки архитектора П.Г.Сафронова. Гора Извоз. «Буренин сад». Памятники братьям Кишириным. «Тюремный замок». Практическая работа по контурной карте.

«На степной границе России». Историко-культурные памятники Новолинейного района. «Мемориал воинской славы» в названиях поселений. Регулярная планировка казачьих поселков. Сообщения учащихся. Укрепления Наследницкое и Николаевское. Памятная колонна в с. Чесма. Памятники погибшим в годы русско-японской войны 1904 – 1905 гг. в с. Степное и с. Травники. Памятники «Воин-победитель» и «Слава труду» скульптора В.С.Зайкова в Варненском районе. «Эйфелева» башня в с. Париж.

«Торговые ворота Зауралья». Город-музей Троицк. Расположение и торговые связи города. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Памятник И.И.Неплюеву. Свято-Троицкий (Уйский) собор). Мечеть Гатауллы-Муллы. Торговые ряды. Пассаж братьев Яушевых. Гостиница Г.Башкирова.

«Металлургическая столица России». Памятники индустриального города Магнитогорска. Станица Магнитная. Фоторепортаж. Памятники «Первым комсомольцам – строителям Магнитки», «Палатка первых строителей». Соцгород. Мемориал «Тыл – фронту» – самый грандиозный монумент на Южном Урале. Планировка и архитектура правобережного района. Современные достопримечательности. Церковь Вознесения Господня. Спортивные сооружения. Горно-лыжный центр на озере Банное.

Повторительно-обобщающий урок. Степные просторы и речные пограничья. «Эстафета металлургов». Практическая работа по контурной карте.

          Тема 2. Горнозаводской край.

«Пещеры и каменные палатки». Исследования археологов С.Н.Бибикова, В.Т.Петрина. Древние святилища и памятники первобытного искусства. Гора Иремель. Игнатиевская пещера. Писаницы у оз. Большие Аллаки. Городища гамаюнской и иткульской культур.

«Сердце горного края». Национальный парк «Зюраткуль». Хребет Большой Нургуш. Высотная поясность. Экологическая тропа. Экосистема горного озера. Сообщения учащихся. Реликтовые и эндемические растения.

«Горная страна». Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Национальный парк «Таганай». Горный узел и пересечение природных зон. Гора Круглица и Откликной гребень. Каменные реки. Сообщения учащихся. Ахматовская и Максимилиановская копи. Минералогические исследования В.И.Редикорцева и П.В. Еремеева.

«Младший брат Байкала». Урок-экскурсия с просмотром документального фильма. Озеро Тургояк и остров Веры. Ценные запасы пресной воды. Мегалитические сооружения. Горно-лыжный курорт «Золотая долина». Сообщения учащихся. Легенды о Тургояке, Инышке, девушке Вере.

«Демидовское наследие». Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Каслинская система озер. Город-завод Касли. Заводской госпиталь. Дом-музей А.В.Чиркина. Скульптура К.А.Клодта «Каслинский рабочий». Памятники на городском кладбище. Кыштым. Гора Егоза. Сугомакская пещера. «Белый дом». Церковь Сошествия Святого Духа. Христорождественский собор.

«Город крылатого коня». Урок-экскурсия. Город-музей Златоуст. Памятник Ивану Бушуеву. Архитектурный ансамбль Арсенальной площади. Памятник П.П.Аносову. Александровская сопка. Новый Златоуст. Башня-колокольня на Красной горке. Бассейн «Уралочка». Практическая работа. «Топонимическая экспертиза». Происхождение географических названий, связанных с «царскими» именами на Челябинском Южном Урале.

«Уральские атомграды». Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Сочетание высоких технологий и первозданной природы. Восточно-Уральский заповедник. «Озерный град» Озерск. Архитектурный ансамбль центральных кварталов. Памятники И.В.Курчатову, «Первопроходцам» скульптора А.С.Гилева. Снежинск. Трехгорный. Памятник «Победа» скульпторов Э.Э.Головницкой и Л.Н.Головницого. Горно-лыжный курорт «Завьялиха». Конкурс проектов. «Южноуральский Сочи»: горно-лыжные курорты Южного Урала в 2014 году.

Повторительно-обобщающий урок. «Эстафета творчества и мастерства». Практическая работа по контурной карте.

              Тема 3. Восточно-зауральский край.

«Река людей». Археологические памятники междуречья Исети и Миасса. Древнее название р. Миасс. Взаимодействие степных и лесных племен. Исследования археологов К.В.Сальникова, А.Ф.Шорина, В.С.Мосина и др. Федоровский могильник. Иткульское городище.

«Черное, белое и золотое». Урок-экскурсия с просмотром документальных фильмов. Открытие и освоение месторождений угля, мрамора и золота на Южном Урале. Челябинский угольный бассейн. Памятник горному инженеру И.И.Редикорцеву. Коркинский угольный разрез и терриконы. Коелгинское мраморное месторождение. Изделия и сооружения из мрамора. Кочкарь – поселок золотопромышленников. Дом золотопромышленника А.П.Баласа. Церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в с. Верхняя Санарка. Памятник «Эстафета поколений» скульптора н.И.Кондратьева в г.Пласт.

«В Стране здоровья». Горные озёра Большой Кисегач и Еловое. Крупнейшее в Челябинской области озеро Увильды. Хомутининский бор, озера Горькое и Подборное. Озера как природные объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха. Минеральные воды и сапропелевые грязи. Лечебная база курортов Челябинской области. Конкурс рекламных проектов. 

Челябинск и Тракторозаводский район

«В урочище Челеби». Челябинская группа озер и реликтовые боры. Находки на берегу Аргазинского водохранилища. Смолинские курганы. Памятник археологии «Тополёвка» на берегу озера Первое.

«В уездном городе». Памятник первостроителям города. Памятники архитектуры дореволюционного Челябинска. Дом В.Г.Жуковского. Особняк М.М.Шиховой. Народный дом. Пассаж братьев Яушевых. Магазин Валеева. Элеватор.

«Ворота города». Учебная экскурсия. Челябинские вокзалы, переселенческий пункт, музей Южно-Уральской железной дороги.

«В областном центре». Памятники истории и культуры советского Челябинска. Памятник В.И.Ленину и «Орленок» на Алом поле. Челябинский тракторный завод – памятник индустриальной архитектуры. Памятник-реалия – «первенец» ЧТЗ трактор «С-60». История Тракторозаводского района в названиях улиц и на мемориальных досках. Кинотеатр «Кировец», Театр ЧТЗ, Соцгородок ЧТЗ (архитектор А.Буров) – памятники архитектуры конструктивизма. «Башня».

«Уральский Танкоград». Мемориал на Лесном кладбище, «Вечный огонь», памятник «Танкистам – добровольцам». Учебная экскурсия. Мемориал в парке «Сад Победы» (скульпторы В. Александров, Г. Сухоруков, А. Бовкун). Выставка военной техники. Памятник И. Я. Трашутину в парке им. В. Терешковой (скульптор Л. Головницкий, архитектор А. Александров). Памятник-реалия – танк «ИС-3» на Комсомольской площади. Музей ЧТЗ.

«К миллионному мегаполису». Достопримечательности современного Челябинска. Архитектурный ансамбль площади Революции. Цирк, Торговый центр и Дворец спорта «Юность» – памятники «органического» архитектурного стиля. Скульптура «Сфера любви». Практическая работа по контурной карте. Новые храмы. Храм Василия Великого. Часовня на Тракторозаводском кладбище. Торгово-развлекательный центр «Горки».

«Уральская молния». Сообщения учащихся. Спортивные сооружения в Челябинске и рекорды южноуральских спортсменов.

«Семь городов под одной крышей». Урок-конференция. Челябинские районы.

«Челябинский Арбат». Экскурсия-викторина по пешеходной улице «Кировка».

Повторительно-обобщающий урок. Социологический опрос «Семь чудес» Южного Урала. Конкурс проектов. Наше село и район в будущем.

«Челябинская область - субъект Российской Федерации»

Тема 1. Введение. От Исетской провинции до Челябинской губернии

Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале. 1708 г. – губернская реформа Петра I. Южный Урал в составе Сибирской и Казанской губерний. Исетская провинция. «Оренбургский проект». «Птенцы гнезда Петрова» на Южном Урале: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, В.А.Урусов, И.И.Неплюев. 1775 г. – губернская реформа Екатерины II. 1865 г. – реформы Александра II. Губернаторы и градоначальники XVIII – XIX вв. Горнозаводские округа. Оренбургская, Уфимская и Пермская губернии. Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский и Златоустовский уезды. Земли Оренбургского казачьего войска. Уральская область. 17 января 1934 г. – образование Челябинской области. 1943 г. – формирование современных границ Челябинской области. Практическая работа по контурной карте. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале.

Тема 2. «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области»

Исторические этапы формирования хозяйства края. Структура современной экономики. Отрасли промышленности. Производство конструкционных материалов. Черная и цветная металлургия. Строительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс. Легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Изучение, использование и охрана почв. «Целинная эпопея». Инфраструктурный комплекс. Транспорт и энергетика. Сфера услуг. Челябинск – финансовый центр. Банки. Известные хозяйственники. Экологические проблемы и пути их решения.

Встречи с интересными людьми, интервью:

  1. Передовики производства, фермеры, руководители и предприниматели.

Экскурсии:

  1. Местные предприятия промышленности, сельского хозяйства и торговли.

Практические работы:

  1. Анализ статистики промышленного и сельскохозяйственного производства. Построение диаграмм и графиков.

  2. Выполнение схемы отраслевых и межотраслевых связей.

  3. Подготовка выставки продукции местных предприятий промышленности и Южного Урала.

  4. Подготовка стенгазеты «Торговые знаки предприятий и фирм Южного Урала».

  5. Характеристика промышленного (сельскохозяйственного) предприятия.

  6. Конкурс проектов: выступление на международном экономическом форуме с рекламой продукции предприятий и фирм Челябинской области.

  7. Контурная карта. Размещение промышленных предприятий Южного Урала.

  8. Контурная карта. Развитие сельского хозяйства на Южном Урале.

  9. Контурная карта. Развитие транспорта на Южном Урале.

Тема 3 Микрорегионы и города Челябинской области

Обзорные историко-географические портреты микрорегионов Южного Урала. Историко-географические особенности развития районов. Факторы, оказавшие влияние на производственную специализацию районов. Горнозаводский район. Аша, Сим, Миньяр. Катав-Ивановск, Усть-Катав и Юрюзань. Нязепетровск и Верхний Уфалей. Бакал, Сатка. Касли, Кыштым, Карабаш. Златоуст, Куса. Миасс. Озерск, Снежинск, Трехгорный. Верхнеуральск. Чебаркуль. Троицк, Пласт, Южноуральск. Копейск, Коркино, Еманжелинск. Челябинск – столица Южного Урала. Городское хозяйство. Экономические связи Южного Урала. «Большой Урал». Инвестиционная привлекательность региона.

Встречи с интересными людьми, интервью:

  1. Пожарные, спасатели, участковые милиционеры, сотрудники ГИБДД, работники коммунальных служб о своей работе.

  2. Ученые и краеведы об истории городов и сел Южного Урала.

Экскурсии:

  1. Местные предприятия коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения.

Практические работы:

  1. Анализ статистики хозяйственного развития городов и районов. Построение диаграмм и графиков.

  2. Выполнение схемы территориальных связей городов и районов.

  3. Подготовка стенгазеты «Гербы и символы городов и районов Южного Урала».

  4. Экономико-географическая характеристика города (районного центра).

  5. Сравнительная характеристика районов и городов.

  6. Конкурс проектов: выступление на градостроительном совете с концепцией развития сельского поселения.

  7. Контурная карта. Города и районы Южного Урала.

Тема 4. Челябинская область – субъект Российской Федерации.

Региональный рынок труда. Структура занятости населения в районе (городе, селе). Юридически-правовые аспекты развития края. Сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей (юридические консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитники. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем.

Уральский федеральный округ. Законодательное собрание Челябинской области. Устав и законы Челябинской области. Губернатор и Правительство Челябинской области. Челябинский областной суд и система правосудия. Местное самоуправление. Муниципальные районы и городские округа. Газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет на Южном Урале. Роль средств массовой информации в социальной и культурной жизни Челябинской области.

Встречи с интересными людьми, интервью:

  1. Депутаты, представители органов управления о полномочиях местных властей.

  2. Журналисты о своей работе.

  3. Социологический опрос: «Социальные проблемы Южного Урала и пути их решения».

Экскурсии:

  1. Школьный (краеведческий) музей об истории Челябинской области.

  2. Объединенный Государственный архив Челябинской области (историческая выставка).

  3. Музей Челябинского областного суда.

Практические работы:

  1. Анализ статистики социально-культурного развития региона. Построение диаграмм и графиков.

  2. Выполнение схемы «Разделение властей в Челябинской области».

  3. Подготовка стенгазеты «Социальный портрет южноуральца».

  4. Сравнительная характеристика «Челябинская городская дума в начале ХХ в. и в начале XXI в.

  5. Конкурс проектов: выступление кандидата в депутаты перед избирателями с предложениями по решению социальных проблем.

Местный (школьный) компонент



УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



5класс




тема

часы

1

Школа юного краеведа

6

2

Геология и рельеф нашего края

6

3

Климат и погода в нашем крае

5

4

Край рек и озер

4

5

Природные комплексы нашего края

14


всего

35




6 класс.


тема

часы

1

Введение. Краса и гордость Южного Урала

4

2

Южно-зауральский край

9

3

Горнозаводской Южный Урал

8

4

Восточно-зауральский край

13





всего

35








7 класс.


тема

часы

1

Введение

2

2

Народы Южного Урала

10

3

Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала

10

4

Просвещение и искусство Южного Урала

11

5

Повторение и обобщение

2


всего

35







8 класс




тема

часы

1

введение

2

2

«От Исетской провинции до Челябинской области»

12

3

Челябинская область в годы Великой Отечественной войны

5

4

Челябинская область вконце20-начале 21 века

8

5

Челябинская область – субъект Российской Федерации.


8


Повторение и обобщение

2


всего

35

9 класс




тема

часы

1

введение

1

2

Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области


20

3

Микрорегионы и города Южного Урала

11


Повторение и обобщение

2


всего

34





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения курса должен…

знать/понимать

  • краеведческие понятия и термины: ‘’ экономика, этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; «престольный праздник», сабантуй, фестиваль;

  • лингвистическую классификацию народов Южного Урала; десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области;

  • ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1682 г. – основана Белоярская (Теченская) слобода (первое русское поселение на территории современной Челябинской области); 1731 г. – хан Младшего казахского жуза Абулхаир принят в подданство Российской империи; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;

  • ключевые события истории культуры Южного Урала: 1779 г. – открылось русское словесное училище (первая школа на территории Челябинской области); 1816 г. – открылся музей в Златоусте (старейший в Челябинской области); 1900 г. – Каслинский павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже; 1903 г. - открылся Народный дом в Челябинске (ныне здание Театра юного зрителя); 1904 г. – первая демонстрация кинофильмов в Челябинске; 1921 г. – начал действовать Челябинский архив; 1922 г. – открылся театр драмы в Челябинске; 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске; 1929 г. – открылся ветеринарный институт в Троицке; 1956 г. – открылся театр оперы и балета в Челябинске; 1976 г. – открылся Челябинский государственный университет;

  • результаты важнейших исследований ученых и краеведов: М.Д. Голубых, И.Г. Горохов, В.П. Бирюков, А.М. Маметьев, А.И. Лазарев, А.П. Моисеев, А.А. Рыбалко, Г.С. Трифонова, Е.В. Конышева, Е.И. Артюшкина;

  • творчество выдающихся деятелей культуры Южного Урала: П.Г. Сафронов, А.К. Буров, Е.В. Александров; Л.Н. Головницкий, В.С. Зайков, В.А. Авакян, В.Ф. Митрошин; И.Н. Бушуев, Н.А. Лаверецкий, А.В. Чиркин; Н.А. Русаков, И.Л. Вандышев, З.Н. Латфулин; Г.Д. Моргулис, С.Г.Эйдинов, О.Г.Митяев; Н.Ю. Орлов, С.А. Герасимов, Л.Л. Оболенский;



уметь:

  • анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники;

  • соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;

  • объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала;

  • объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал;

  • показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов;

  • описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию;

  • рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы;

  • приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев;

  • формулирования собственных суждений о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала;

общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать:

  1. значение официальных символов Челябинской области, Сосновского муниципального района;

  2. основные направления краеведческих исследований: географическое, историческое, культурологическое;

  3. изученные источники краеведческой информации: географические названия (топонимы), географические карты и планы, данные полевых наблюдений;

  4. краеведческие понятия и термины: краевед, краеведение, экология, топонимика, легенда, граница, рельеф, климат, погода, метеорология, водораздел, бассейн реки, речной сток, ландшафт, природный комплекс, флора, гербарий, фауна, животные-синантропы, туризм, экспедиция;

  5. знаменитых путешественников и исследователей Челябинского Южного Урала: С.У.Ремезов, П.И.Рычков, И.Гмелин, П.С.Паллас, И.И.Лепёхин; В.И.Вернадский, А.П.Карпинский, А.Е.Ферсман, Н.Г.Гарин-Михайловский, Т.И.Таранина, Т.Л.Ишукова, М.А.Андреева, Н.П.Строкова;

  6. причины образования ветра, факторы, определяющие климат и погоду в Челябинской области, Троицком районе;

  7. изменение природной среды Южного Урала в результате деятельности человека; географическую зональность.

Уметь:

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

  2. определять и показывать по карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение города Челябинска, три «ступени высоты» Челябинского Южного Урала, три полосы озер в Челябинской области, местных достопримечательностей Троицкого района;

  3. объяснять (приводить версии) происхождения географических названий Урал, Челябинск, поселка Саргазы, Смолино и его улиц,

  4. описывать маршрут по плану местности;



ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ,

1.Кузнецов В.М., Кузнецова Е.В..Контрольные работы по краеведению. 6 класс. Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243

2. Кузнецов В.М., Гитис М.М., Маркова А.С. Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243.

3.Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 8 класса «История и культура народов Южного Урала» Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322

4.Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 9 класса «История и культура народов Южного Урала» Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322

5.Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

6.. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2008

7 Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: «Абрис», 2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ,

Краеведение Южного Урала. Программа для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / Под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск, 2007.

- Учебник Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.

-Краеведение. Челябинская область. 6 класс Учебник для основной школы/ В. В. Дерягин, М. С. Гитис.- Челябинск: Абрис, 2008.

Краеведение. Челябинская область. 9 класс: Учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова.–Челябинск: АБРИС, 2012 г.

Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие для 6-7 кл. основной шк. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Изд. Дома учителя, 2001

М.С.Салмина «История Южного Урала» Челябинск.: «Взгляд», 2004;

Краеведение. Челябинская область. 7 класс. Учебник/под ред. Г.С. Шкребня. – Челябинск: Абрис, 2010.

Краеведение. Челябинская область. 8 класс. Учебник/под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: Абрис, 2010.

Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гиттис М.С. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. – Челябинск: Абрис, 2006.

Челябинск. История моего города. Кн. Для чтения/под ред. В.С. Боже, Г.С. Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: Абрис, 2005

Дидактические материалы:

Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006. Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: Абрис, 2008. Челябинская область. Контурные карты. – Челябинск: Абрис, 2006.

Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1995.

Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009.



Виртуальный музей культуры и быта народов Южного Урала http://ist.rkc-74.ru/kraeved.htm

Использование сети Интернет на уроках истории, географии, краеведения по изучению  национально-регионального компонента http://sr.rkc-74.ru

Родной край. Краеведение Челябинской областиhttp://r-kray.rkc-74.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Г. ЧЕЛЯБИНСКА http://www.umc74.ru/

ЧИППКРО http://ipk74.ru/

ЧГПУ http://www.cspu.ru/

 





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!