Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачева»
«Согласовано» с Советом родителей Протокол № 1 от __________ | «Согласовано» с Советом обучающихся Протокол № 1 от __________ | «Утверждаю» Директор ГБОУ СО «Школа-интернат г. Пугачева» _________М.А. Урабасова Приказ № ____ от_________ |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастерок»
ПО социальному НАПРАВЛЕНИЮ
8-А класс
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
Автор (составитель) программы:
Силантьев Владимир Владимирович
учитель технологии и трудового обучения
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол № ____ от _______
2020-2021 учебный год
1.Результаты освоения курса
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из
инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Разделы |
1 | Знакомство и изучение столярных и слесарных инструментов |
2 | Приёмы работы со слесарными и столярными инструментами |
3 | Работа с природными материалами |
4 | Изготовление поделок из природных и искусственных материалов |
Виды деятельности.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I –Изучение конструктивных особенностей столярных и слесарных инструментов и их предназначение.
II – выполнение проблемно-творческих заданий.
III – изучение природных и искусственных материалов их свойств и особенностей обработки.
IV - творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.
Методы обучения:
реализация данной программы опирается на следующие методы трудового обучения:
методы сообщения новых знаний;
методы приобретения новых знаний;
методы закрепления и выработки умений и навыков;
методы работы с ТСО;
методы программированного обучения;
проблемно-поисковые методы;
методы самостоятельной работы;
методы контроля и самоконтроля.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.
Виды контроля.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Фактическая дата |
Знакомство и изучение столярных и слесарных инструментов |
1 | Организационная часть. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 04.09 | |
2 | Организационная часть. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 11.09 | |
3 | Знакомство со столярными инструментами. Устройство и назначение | 1 | 18.09 | |
4 | Знакомство со слесарными инструментами. Устройство и назначение | 1 | 25.09 | |
Приёмы работы со слесарными и столярными инструментами |
5 | Приёмы работы со столярными инструментами | 1 | 02.10 | |
6 | Приёмы работы со слесарными инструментами | 1 | 09.10 | |
Работа с природными материалами. |
7 | Работа с пиломатериалами | 1 | 16.10 | |
8 | Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты | 1 | 23.10 | |
9 10 | Геометрические узоры и рисунки. Выбор рисунка Нанесение рисунка на поверхность заготовки. | 1 1 | 30.10 06.11 | |
11 12 | Пр.р. Приемы выполнения геометрической резьбы. Пр.р. Вырезание треугольников на отходах материалов | 1 1 | 13.11 20.11 | |
13 14 | Пр.р. Копирование геометрического орнамента на заготовку. Пр.р. Вырезание геометрического орнамента. | 1 1 | 27.11 04.11 | |
15 | Работа с ивовыми прутьями и сучками причудливой формы. | 1 | 11.12 | |
16 17 | Пр.р. Вырезание ромбиков в орнаменте. Пр.р. Вырезание пирамидок в орнаменте. | 1 1 | 18.12 25.12 | |
18 19 | Отделка изделия морилкой. Коллективный анализ выполненных работ. | 1 1 | 15.01 22.01 | |
Изготовление поделок из природных и искусственных материалов |
20 | Работа с жестью и алюминиевой проволокой. | 1 | 29.01 | |
21 22 | Пр.р. Затачивание ножей рубанка, стамесок, долот. Пр.р. Контроль, проверка линии лезвия и угла заточки ножей. | 1 1 | 05.02 19.02 | |
23 24 | Пр.р. Выравнивание линии лезвия на абразивном бруске. Пр.р.Затачивание фаски на абразивном бруске с крупными зернами. | 1 1 | 26.02 05.03 | |
25 26 | Пр.р. Удаление заусенцев на передней грани ножа с помощью мелкозернистого бруска. Пр.р.Доводка и контроль качества заточенных ножей. | 1 1 | 12.03 19.03 | |
27 28 | Пр.р. Выравнивание линии лезвия стамески на абразивном бруске. Пр.р.Затачивание фаски стамески на абразивном бруске с крупными зернами. | 1 1 | 26.03 02.04 | |
29 30 | Пр.р. Удаление заусенцев на передней грани стамески с помощью мелкозернистого бруска. Пр.р.Доводка и контроль качества заточенных стамесок. | 1 1 | 09.04 16.04 | |
31 | Изготовление кухонной утвари из пиломатериалов и фанеры | 1 | 23.04 | |
32 | Изготовление лопаточки с расписанием. Планирование работы и отбор материала. | 1 | 30.04 | |
33 | Опилить детали по длине, ширине, толщине. Выстрогать заготовки по заданным размерам. | 1 | 07.05 | |
34 | Разметить на деталях места соединения. . | 1 | 14.05 | |
35 | Доводка и контроль качества Выставка | 1 | 21.05 | |
Всего | 35 | | |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачева»
«Согласовано» с Советом родителей Протокол № 1 от __________ | «Согласовано» с Советом обучающихся Протокол № 1 от __________ | «Утверждаю» Директор ГБОУ СО «Школа-интернат г. Пугачева» _________М.А. Урабасова Приказ № ____ от_________ |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
5 А КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
Автор программы:
Силантьев Владимир Владимирович учитель технологии
Рассмотрено на заседании
Педагогического Совета
Протокол № ____ от _______
2020-2021 учебный год
1.Результаты освоения курса
Цель:
Цель программы – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.
Планируемые результаты освоения курса:
Дети должны знать:
роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл.лобзик, эл. рубанок);
свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
Дети должны уметь:
рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять
предпринимательскую инициативу.
Должны быть сформированы:
1.Общетрудовые навыки и умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью педагога:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Итогом реализации дополнительной программы является активности участие учащихся в конкурсах тематической направленности.
Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на занятии, которые способствуют развитию интереса к труду, формированию мотивации и активизации трудовой деятельности.
Для достижения целей личностно-ориентированного обучения актуальными будут методы: обучение в сотрудничестве (дети будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, они научаться помогать друг другу), разноуровневое обучение.
Чтобы обучение было дифференцированным нужно ориентироваться на уровень обученности (ранее приобретённый опыт), особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия), особенности характера, восприятия.
Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»; -вежливо и доброжелательно общаться.
-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всей группы
-полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьёзный и ответственный труд.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Разделы |
1 | Работа с древесиной |
2 | Выпиливание лобзиком |
3 | Выжиганиерисунка |
4 | Особенности геометрический резьбы |
Виды деятельности.
По содержанию занятия могут быть: типовые, тематические. Типовые занятия включают в себя все виды деятельности. На тематических занятиях выбирается тема, объединяющая все виды деятельности. Оно тоже может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит различные виды деятельности, это итоговое занятие, дети показывают, чему они научились за определенный период обучения. Для проведения викторин, презентаций и конкурсов возможно использование интерактивного оборудования.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – самообслуживание,
II – хозяйственно-бытовой труд (эти занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы),
III – творческий ручной труд - развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.
IV - общественный полезный труд (ремонт школьного здания, мебели, починка одежды и обуви, обслуживание подсобного хозяйства и др.) Необходим что для повышения интереса и активности школьников в процессе обучения.
V - экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых (эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду).
VI–трудовая творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.
Методы обучения:
реализация данной программы опирается на следующие методы трудового образования:
- методы организации и осуществления деятельности (словесные (объяснение, беседа);наглядные (наблюдение,демонстрация, графические упражнения,самостоятельные работы, тесты, составление мини-проектов));
- методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса), (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций,создание ситуаций успеха);
- методы формирования долга и ответственности в учении (разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
-методы контроля и самоконтроля (устный контроль,практические работы,фронтальный и дифференцированный,текущий и итоговый).
Наиболее часто используются: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично - поисковый.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.
Виды контроля.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | фактическая дата |
1 | Организационные мероприятия для детей, родителей. | 2 | 07.09 | |
2 | 14.09 | |
3 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 21.09 | |
4 | 28.09 | |
5 | Технология обработки древесины | 4 | 05.10 | |
6 | 12.10 | |
7 | 19.10 | |
8 | 26.10 | |
9 | Технико-технологические сведения. | 2 | 02.11 | |
10 | 09.11 | |
11 | Применение ручного лобзика и их конструкции. | 2 | 16.11 | |
12 | 23.11 | |
13 | Выпиливание лобзиком. Техника безопасности. | 2 | 30.11 | |
14 | 07.12 | |
15 | Выпиливание лобзиком. | 4 | 14.12 | |
16 | 21.12 | |
17 | 28.12 | |
18 | 18.01 | |
19 | Устройство электровыжигателя. Техника безопасности. | 2 | 25.01 | |
20 | 01.02 | |
21 | Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию | 4 | 08.02 | |
22 | 15.02 | |
23 | 22.02 | |
24 | 01.03 | |
25 | Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка. | 2 | 15.03 | |
26 | 22.03 | |
27 | Технология и декоративные особенности геометрической резьбы | 2 | 29.03 | |
28 | 05.04 | |
29 | Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) | 6 | 12.04 | |
30 | 19.04 | |
31 | 26.04 | |
32 | 10.05 | |
33 | 17.05 | |
34 | 24.05 | |
35 | Выставка работ. | 1 | 31.05 | |
Всего | 35 | | |