СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности мастерской "Алтын-Уркене".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

прогшорамма кружка - мастерская "Алтын-Уркене"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности мастерской "Алтын-Уркене".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коргонская средняя общеобразовательная школа»




РАСМОТРЕННО:

на педагогическом совете

МБОУ «Коргонская СОШ»

протокол №___

от «___» __________ 2018г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор МБОУ «Коргонская СОШ»

приказ № ___

от «___» ___________ 2018 г.

____________ /А. В. Серебренников/



Программа внеурочной деятельности



Наименование:

Направленность:

Возраст обучающихся:

Срок реализации программы

Составитель:

мастерская «Алтын – Уркене»

общекультурное

10-17 лет

1 год

Садоева Татьяна Григорьевна

 


 

 









с. Коргон, 2018 год

1. Пояснительная записка


Декоративно прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы – живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Образовательная программа по бисероплетению, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения.

Направленность дополнительной образовательной программы

  Данная программа  создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Данная программа может быть использована как дополнение к основным урокам труда или как самостоятельный предмет по внеурочной деятельности ФГОС, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению народного творчества. Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. 

Основные идеи: Творчество не является делом избранных – творчеству можно учить, творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.

  Актуальность. Программа обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности.  В процессе изготовления красивых вещей очень важно –   воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала любви и уважения к творческому труду.

 Новизна, педагогическая целесообразность. В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Образовательная программа включает в себя следующие блоки:

-развивающие занятия

-досуговая деятельность

-участие в конкурсах, выставках различной направленности

-нравственно-эстетические беседы

 Цель: Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:

Обучающие УУД:

  •  Ознакомить учащихся  с разными видами бисера;

  •  Обучить различным техникам плетения бисером;

  •  Обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;

  •  Сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;

  •  Научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

 Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;

  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;

  • Развивать толерантное отношение к окружающим;

  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

 Регулятивные УУД:

  •  Сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;

  •  Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;

  •  Формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;

  •  Формировать знания о профессионально-этических нормах;

  •  Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

 Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;

  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;

  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;

  • Формировать гибкость мышления;

 Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;

  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;

  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;

  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Сроки реализации программы: Курс обучения бисероплетению планируется на один учебный год. Данная программа рассчитана на детей 4-11класс.

Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение на первом году строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное –  работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.  С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на выставках При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальной программе.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:

 1 ступень – начальная: –Техника безопасности; – Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов; – Хранение бисера; – Материалы и инструменты; – Создание бисерного изделия; – Умение подобрать цвет для изделия; – Умение работать по схемам; – Качество работы;

2 ступень – основная: – Техника безопасности; – Умение определять форму и размеры изделия; – Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; – Умение работать по схемам; – Составлять простые схемы; – Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; – Качество работы; -Техника безопасности;

3 ступень – итоговая: – Техника безопасности; – Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений; – Умение составить схемы изделия и его элементов; – Уметь выбрать или разработать орнамент; – Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах); – Умение подобрать цветовую гамму бисера, стекляруса, рубки; – Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой; – Качество работы;

Основные принципы программы:

– Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

– Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

– Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

– Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов;

– Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;

– Принцип интеграции: разных форм и техники плетения;

– Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

 Ожидаемые результаты:

Знать: Правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

Уметь: Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками. Чётко выполнять основные приёмы бисероплетения. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно – технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно. Изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.


2. Содержание программы


Глава 1. Основные техники плетения бисером. Вводное занятие. ТБ. Бисерная азбука

Кирпичное плетение. Зарисовка схем. Нанизывание. Мозаичное плетение. Зарисовка схем. Круговое (французское) плетение. Параллельное плетение. Монастырское плетение. Зарисовка схем. Браслет знак зодиак. Кирпичное плетение. Зарисовка схем. Серьги «Орнаменты» Фенечка. Зарисовка схем Ажурный браслет из бисера и бусин. Зарисовка схем. Объемный браслет из бисера. Браслет с принтом в стиле поп-арт

Плетение браслетов разными методами.

Глава 2. Серьги из кисточек и бусин. Вводное занятие. Серьги из кисточек и бусин. Серьги «Кисточки» и из бусин.

Глава 3. Подделки из бисера

Вводное занятие. Показ разных подделок из бисера. Стрекоза из бисера. Роза. Животные из бисера.

Глава 4. Серьги из бисера в этническом стиле. Круглые серьги из бисера.

Глава 5. Лариат из бисера Плетение жгута крючком. Лариат из бисера. Выставочная работа кружка

Должны  знать: 1. Правила техники безопасности; 2. Основы композиции и цветоведения; 3. Классификацию и свойства бисера; 4. Основные приемы бисероплетения; 5. Условия обозначения; 6. Последовательность изготовления изделий из бисера; 7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны  уметь: 1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; 2. Составлять композиции согласно правилам; 3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам; 4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками; 5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения; 6. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий; 7. Прикреплять застежки к украшениям; 8. Рассчитывать плотность плетения; 9. Хранить изделия из бисера согласно правилам.









3. Календарно-тематическое планирование.


Тема

Количество часов

Основные техники плетения бисером

1

Вводное занятие. ТБ. Бисерная азбука

1

2

Кирпичное плетение. Зарисовка схем. Нанизывание.

1

3

Мозаичное плетение. Зарисовка схем

1

4

Круговое (французское) плетение.

1

5

Параллельное плетение

1

6

Монастырское плетение

1

7

Зарисовка схем. Браслет знак зодиак. Кирпичное плетение.

1

8

Зарисовка схем. Серьги «Орнаменты»

1

9

Зарисовка схем. Серьги «Орнаменты»

1

10

Фенечка. Зарисовка схем

1

11-12

Ажурный браслет из бисера и бусин. Зарисовка схем

2

13-14

Объемный браслет из бисера

2

15-16

Браслет с принтом в стиле поп-арт

2

17

Плетение браслетов разными методами

1

Серьги из кисточек и бусин

18

Вводное занятие. Серьги из кисточек и бусин.

1

19

Серьги «Кисточки» и из бусин.

1

Подделки из бисера

20

Вводное занятие. Показ разных подделок из бисера.

1

21

Стрекоза из бисера

1

22-23

Роза

2

24-25

Животные из бисера

2

Серьги из бисера в этническом стиле

26-27

Круглые серьги из бисера

2

28

Круглые серьги из бисера

1

Лариат из бисера

29-30

Плетение жгута крючком

2

31-34

Лариат из бисера

4

35

Выставочная работа кружка

1