МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке Администрация города Смоленска
МБОУ «СШ №35»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом Протокол №1
от 28 августа 2022 года
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Е.А.Зайцева Приказ № 77/2 -О
от 30 августа 2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир детства»
для 1-4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Жарковская Светлана Анатольевна
Смоленск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мир детства» реализует проектно- исследовательское направление внеурочной деятельности, реализуется в тесном взаимодействии с рабочей программой воспитания МБОУ «СШ №35»
Программа опирается на систему базовых национальных ценностей.
Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
здоровый образ жизни – как основа психического и физического благополучия человека..
Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития
«высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно- нравственного развития и воспитания российских школьников, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС, определены общие задачи личностного развития и воспитания учащихся начальной школы:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования физической культуры:
формирование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
формирование представлений о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;
обучение приёмам релаксации и самодиагностики;
формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;
формирование установки на здоровый образ жизни, способности к сотрудничеству в творческой деятельности.
Формы и режим занятий: программа внеурочной деятельности «Мир детства» реализуется в 1-4 классах, включает 99 часов в 1 классе и по 102 часа в 2-4 классах (3 часа в неделю) продолжительностью 35-40 минут. Занятия предполагают активное использование проектно-исследовательского метода, проведение мероприятий на основе технологий КТД (коллективные творческие дела), выполнения коллективных творческих, исследовательских, прикладных, социальных проектов.
Направление | Возможные формы реализации |
духовно-нравственное | Игры с ролевым акцентом. Этические беседы, тренинги. Дебаты, тематические диспуты. Встречи с ветеранами, представителями различных профессий, интересными людьми. Утренники и общеклассные праздники. Экскурсии, походы по историческим местам, музеям. Участие с социальных акциях «Милосердие», «Белый цветок», «Книжкина больница», «Твой город чистый – начни с себя», «Чистый берег» и др. Участие в классном самоуправлении. Подготовка и участие в КТД. Проекты духовно-нравственной, патриотической и социальной тематики |
общекультурное | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галереи. Подготовка и участие в концертах, «Битве хоров» Подготовка и участие в классных «огоньках», утренниках. Подготовка сценок, спектаклей. Участие в школьном «Театральном фестивале». Участие в творческих выставках и конкурсах |
Спортивно- оздоровительное | Спортивные соревнования («Веселые старты», участие в муниципальных, региональных и федеральных соревнованиях). Беседы о правилах дорожного движения, поведении при чрезвычайных ситуациях, правилах закаливания, правилах ЗОЖ. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи. Проекты, посвященные спорту, ЗОЖ. Походы выходного дня. Участие в классном самоуправлении («Юные санитары» |
Примерное содержание программы
1 класс.
№ п/п | Разделы, темы |
| МОДУЛЬ 1 |
| Духовно-нравственное направление |
1 | Социальные акции и праздники |
2 | Игры-тренинги по развитию навыков самообслуживания, аккуратности, организованности |
3 | Творческие мастерские (изготовление подарков своими руками) |
4 | Мир природы и истории. Экскурсии по городу и в музеи |
5 | Познавательные занятия, викторины, конкурсы, посвященные знаменательным датам истории России и Смоленщины |
7. | Коллективный проект «Летопись нашей школьной жизни» (презентация) |
| МОДУЛЬ 2 |
| Общекультурное направление |
2 | Подготовка к песенному фестивалю «Битва хоров» |
3 | Подготовка и участие в классных «огоньках», утренниках. |
4 | Подготовка сценок, спектаклей. Участие в школьном «Театральном фестивале». |
5 | Участие в творческих выставках и конкурсах |
| МОДУЛЬ 3 |
| Спортивно-оздоровительное направление |
2 | Интерактивное занятие «ЗОЖ – это здорово!» |
3 | Диспут. Здоровое питание |
4 | Беседа. «Безопасный Интернет» |
5 | Азбука безопасности (познавательно-практические занятия о правилах дорожного движения, поведении при чрезвычайных ситуациях, правилах закаливания, правилах ЗОЖ, по оказанию первой медицинской помощи.) |
2 класс
№ п/п | Разделы, темы |
| МОДУЛЬ 1 |
| Духовно-нравственное направление |
1 | Беседы «Правила поведения в школе» |
2 | Экскурсия по школе |
3 | Классный час «С чего начинается Родина?» |
4 | Игра-викторина «Знаю ли я свою страну» |
5 | Беседа «Светофор и его сигналы» |
6 | Акция «Милосердие» |
7 | Встреча с интересными людьми |
8 | Конкурс «Моя любимая книга» |
9 | Акция «Книжкина больница» |
10 | Беседа «Все профессии важны, выбирай на вкус»» |
11 | Проект «Покорми птиц!» |
12 | Сбор макулатуры |
13 | Акция «Твой город чистый - начни с себя» |
14 | Праздник, посвященный 8 Марта |
15 | Праздник, посвященный 23 февраля |
16 | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа», «Кем работает моя мама» |
17 | Подготовка поделок, открыток к 23 февраля и 8 марта |
18 | Беседа «Мой дом – моя крепость» |
19 | Викторина «Волшебные слова» |
20 | Викторина «По страницам любимых книг» |
21 | Беседа «Ваши права, дети" |
22 | Масленица |
23 | Классный час «Мы этой памяти верны» |
| МОДУЛЬ 2 |
| Общекультурное направление |
1 | Культпоходы в театр |
2 | Культпоход в цирк |
3 | Культпоходы в музей |
4 | Культпоход в планетарий |
5 | Подготовка и участие в «Битве хоров» |
6 | Подготовка и участие в торжественной линейке «Прощай 2 класс!» |
| МОДУЛЬ 3 |
| Спортивно-оздоровительное направление |
1 | Игры на свежем воздухе |
2 | Беседы о ПДД |
3 | Беседы о ЗОЖ |
4 | Практическое занятие по оказанию первой помощи |
5 | Игра-путешествие «Наше питание» |
6 | Беседы о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях» |
7 | Викторина «Узнай какой знак?» |
8 | Ролевые игры «Я - пешеход», «Мы - пассажиры», «Лучший водитель» |
9 | «Веселые старты» |
10 | Беседа «Режим дня школьника» |
11 | Беседа «Правила закаливания» |
12 | Беседы о правилах поведения дома |
13 | Беседа «В здоровом теле - здоровый дух»! |
3 класс
№ п/п | Разделы, темы |
| МОДУЛЬ 1 |
| Духовно-нравственное направление |
1 | «Россия, устремленная в будущее» (презентация) |
2 | Праздник «Здравствуй, школа!» (КТД) |
3 | Мир природы. Природные особенности Смоленской области (презентация) |
4 | Передвижной музей природы. «Заповедные места России. Вулканы.» |
5 | Беседа-игра «Я и моё ближайшее окружение» |
6 | Проект «Живая красота Смоленщины» |
7 | Презентация «Наша Родина – Российская Федерация» |
8 | Творческий проект «Раз ладошка, два ладошка». Акция «Добро» |
9 | Благотворительная акция «Милосердие» |
10 | «Ими гордится наша страна» (встреча с папами, служившими в армии) |
11 | Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». |
12 | Сюжетно-ролевые игры «С детства дружбой дорожи!» |
13 | «Хочу и надо – трудный выбор». Тренинг. |
14 | Проект «Мор моих увлечений» |
15 | Презентация «По страницам истории Отечества» |
16 | Экскурсия в музей ВОВ |
17 | «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»» (огонек для мам и бабушек) |
18 | Тренинг «Быть полезным людям» |
19 | «Золотые ключики к сердцам» (игра духовно-нравственного содержания) |
20 | Проект «Познаём мир вместе» |
21 | «Страницы великой Победы» (просмотр и обсуждение кинофильма) |
22 | КТД «Прощание с третьим классом» |
| МОДУЛЬ 2 |
| Общекультурное направление |
1 | Подготовка и участие в «Битве хоров» |
2 | Подготовка и участие в школьном «Театральном фестивале». |
3 | Поездка в цирк |
4 | Поездка в театр |
5 | Поездка на выставки |
6 | Поездка в планетарий |
7 | Поездка в зооэкзотариум |
8 | Поездка в филармонию |
9 | Поездка в творческую мастерскую |
10 | Участие в конкурсах |
11 | КТД |
| МОДУЛЬ 3 |
| Спортивно-оздоровительное направление |
1 | Подвижные игры |
2 | Поход выходного дня |
3 | Экскурсия по микрорайону. Улицы и движение в 8 микрорайоне. |
4 | Беседа о правилах дорожного движения |
5 | Экскурсия в природу. Зимние явления в неживой природе. |
6 | «Откуда берутся грязнули?» (игровое занятие- инсценировка) |
7 | Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». |
8 | «Веселые старты» |
9 | Я и опасность. (экскурсия по микрорайону) |
10 | Оказание первой помощи. Ушибы. Игра «Пилюлькина больница» |
11 | Оказание первой помощи. Мелкие раны, ссадины Игра «Пилюлькина больница» |
12 | Значение физкультуры и спорта для здоровья человека. (дискуссия) |
13 | День Защитника Отечества. Соревнование «А ну-ка, мальчики» |
14 | О правилах питания. Презентация кулинарных изделий. Мероприятие совместно с родителями |
15 | Интерактивные занятия в автогородке. |
16 | Акция «Твой город чистый – начни с себя» |
4 класс
№ п/п | Разделы, темы |
| МОДУЛЬ 1 |
| Духовно-нравственное направление |
1-2 | Беседы «Правила поведения в школе» |
3 | Игра-викторина «Знаю ли я свою страну» |
4 | Беседа «Светофор и его сигналы» |
5 | Акция «Милосердие» |
6 | Конкурс «Моя любимая книга» |
7 | Беседа «Все профессии важны, выбирай на вкус»» |
8 | Проект «Покорми птиц!» |
9-10 | Подготовка поделок, открыток к 23 февраля и 8 марта |
11 | Викторина «По страницам любимых книг» |
12 | Классный час «Мы этой памяти верны» |
| МОДУЛЬ 2 |
| Общекультурное направление |
1-3 | Культпоход в театр |
4-6 | Культпоход в музей |
7-9 | Подготовка и участие в «Битве хоров» |
10-11 | Подготовка и участие в торжественной линейке «Прощай 4 класс!» |
| МОДУЛЬ 3 |
| Спортивно-оздоровительное направление |
1 | Игры на свежем воздухе |
3 | Беседы о ЗОЖ |
4 | Практическое занятие по оказанию первой помощи |
5 | Игра-путешествие «Наше питание» |
6 | Беседы о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях» |
9 | «Веселые старты» |
11 | Беседа «Режим дня школьника» |
13 | Беседа «В здоровом теле - здоровый дух»! |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕТСТВА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:
выход в дружественную среду;
ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственных современной социальной ситуации.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-
психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования обучающимися могут быть достигнуты следующие личностные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно - историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.