СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир детства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир детства"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке Администрация города Смоленска

МБОУ «СШ №35»


РАССМОТРЕНО

педагогическим советом Протокол №1

от 28 августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Е.А.Зайцева Приказ № 77/2 -О

от 30 августа 2022 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Мир детства»

для 1-4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год





Составитель: Жарковская Светлана Анатольевна




















Смоленск, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Мир детства» реализует проектно- исследовательское направление внеурочной деятельности, реализуется в тесном взаимодействии с рабочей программой воспитания МБОУ «СШ №35»

Программа опирается на систему базовых национальных ценностей.

Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

  • здоровый образ жизни – как основа психического и физического благополучия человека..

Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития

«высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно- нравственного развития и воспитания российских школьников, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС, определены общие задачи личностного развития и воспитания учащихся начальной школы:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять

нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В области формирования физической культуры:

  • формирование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;

  • формирование представлений о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;

  • обучение приёмам релаксации и самодиагностики;

  • формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, способности к сотрудничеству в творческой деятельности.

Формы и режим занятий: программа внеурочной деятельности «Мир детства» реализуется в 1-4 классах, включает 99 часов в 1 классе и по 102 часа в 2-4 классах (3 часа в неделю) продолжительностью 35-40 минут. Занятия предполагают активное использование проектно-исследовательского метода, проведение мероприятий на основе технологий КТД (коллективные творческие дела), выполнения коллективных творческих, исследовательских, прикладных, социальных проектов.


Направление

Возможные формы реализации

духовно-нравственное

Игры с ролевым акцентом. Этические беседы, тренинги. Дебаты, тематические диспуты.

Встречи с ветеранами, представителями различных профессий, интересными людьми.

Утренники и общеклассные праздники. Экскурсии, походы по историческим местам, музеям.

Участие с социальных акциях «Милосердие», «Белый цветок»,

«Книжкина больница», «Твой город чистый – начни с себя»,

«Чистый берег» и др.

Участие в классном самоуправлении. Подготовка и участие в КТД.

Проекты духовно-нравственной, патриотической и социальной тематики

общекультурное

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галереи. Подготовка и участие в концертах, «Битве хоров»

Подготовка и участие в классных «огоньках», утренниках.

Подготовка сценок, спектаклей. Участие в школьном

«Театральном фестивале».

Участие в творческих выставках и конкурсах

Спортивно- оздоровительное

Спортивные соревнования («Веселые старты», участие в муниципальных, региональных и федеральных соревнованиях). Беседы о правилах дорожного движения, поведении при чрезвычайных ситуациях, правилах закаливания, правилах ЗОЖ.

Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.

Проекты, посвященные спорту, ЗОЖ. Походы выходного дня.

Участие в классном самоуправлении («Юные санитары»

Примерное содержание программы

1 класс.



п/п

Разделы, темы


МОДУЛЬ 1


Духовно-нравственное направление

1

Социальные акции и праздники

2

Игры-тренинги по развитию навыков самообслуживания, аккуратности,

организованности

3

Творческие мастерские (изготовление подарков своими руками)

4

Мир природы и истории. Экскурсии по городу и в музеи


5

Познавательные занятия, викторины, конкурсы, посвященные знаменательным

датам истории России и Смоленщины

7.

Коллективный проект «Летопись нашей школьной жизни» (презентация)


МОДУЛЬ 2


Общекультурное направление

2

Подготовка к песенному фестивалю «Битва хоров»

3

Подготовка и участие в классных «огоньках», утренниках.

4

Подготовка сценок, спектаклей. Участие в школьном «Театральном фестивале».

5

Участие в творческих выставках и конкурсах


МОДУЛЬ 3


Спортивно-оздоровительное направление

2

Интерактивное занятие «ЗОЖ – это здорово!»

3

Диспут. Здоровое питание

4

Беседа. «Безопасный Интернет»

5

Азбука безопасности (познавательно-практические занятия о правилах дорожного движения, поведении при чрезвычайных ситуациях, правилах закаливания,

правилах ЗОЖ, по оказанию первой медицинской помощи.)


2 класс

п/п

Разделы, темы


МОДУЛЬ 1


Духовно-нравственное направление

1

Беседы «Правила поведения в школе»

2

Экскурсия по школе

3

Классный час «С чего начинается Родина?»

4

Игра-викторина «Знаю ли я свою страну»

5

Беседа «Светофор и его сигналы»

6

Акция «Милосердие»

7

Встреча с интересными людьми

8

Конкурс «Моя любимая книга»

9

Акция «Книжкина больница»

10

Беседа «Все профессии важны, выбирай на вкус»»

11

Проект «Покорми птиц!»

12

Сбор макулатуры

13

Акция «Твой город чистый - начни с себя»

14

Праздник, посвященный 8 Марта

15

Праздник, посвященный 23 февраля

16

Конкурс рисунков «Кем служил мой папа», «Кем работает моя мама»

17

Подготовка поделок, открыток к 23 февраля и 8 марта

18

Беседа «Мой дом – моя крепость»

19

Викторина «Волшебные слова»

20

Викторина «По страницам любимых книг»

21

Беседа «Ваши права, дети"

22

Масленица

23

Классный час «Мы этой памяти верны»


МОДУЛЬ 2


Общекультурное направление

1

Культпоходы в театр

2

Культпоход в цирк

3

Культпоходы в музей


4

Культпоход в планетарий

5

Подготовка и участие в «Битве хоров»

6

Подготовка и участие в торжественной линейке «Прощай 2 класс!»


МОДУЛЬ 3


Спортивно-оздоровительное направление

1

Игры на свежем воздухе

2

Беседы о ПДД

3

Беседы о ЗОЖ

4

Практическое занятие по оказанию первой помощи

5

Игра-путешествие «Наше питание»

6

Беседы о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях»

7

Викторина «Узнай какой знак?»

8

Ролевые игры «Я - пешеход», «Мы - пассажиры», «Лучший водитель»

9

«Веселые старты»

10

Беседа «Режим дня школьника»

11

Беседа «Правила закаливания»

12

Беседы о правилах поведения дома

13

Беседа «В здоровом теле - здоровый дух»!


3 класс

п/п

Разделы, темы


МОДУЛЬ 1


Духовно-нравственное направление

1

«Россия, устремленная в будущее» (презентация)

2

Праздник «Здравствуй, школа!» (КТД)

3

Мир природы. Природные особенности Смоленской области (презентация)

4

Передвижной музей природы. «Заповедные места России. Вулканы.»

5

Беседа-игра «Я и моё ближайшее окружение»

6

Проект «Живая красота Смоленщины»

7

Презентация «Наша Родина – Российская Федерация»

8

Творческий проект «Раз ладошка, два ладошка». Акция «Добро»

9

Благотворительная акция «Милосердие»

10

«Ими гордится наша страна» (встреча с папами, служившими в армии)

11

Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле –

здоровый дух».

12

Сюжетно-ролевые игры «С детства дружбой дорожи!»

13

«Хочу и надо – трудный выбор». Тренинг.

14

Проект «Мор моих увлечений»

15

Презентация «По страницам истории Отечества»

16

Экскурсия в музей ВОВ

17

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»» (огонек для мам

и бабушек)

18

Тренинг «Быть полезным людям»

19

«Золотые ключики к сердцам» (игра духовно-нравственного содержания)

20

Проект «Познаём мир вместе»

21

«Страницы великой Победы» (просмотр и обсуждение кинофильма)

22

КТД «Прощание с третьим классом»


МОДУЛЬ 2


Общекультурное направление

1

Подготовка и участие в «Битве хоров»


2

Подготовка и участие в школьном «Театральном фестивале».

3

Поездка в цирк

4

Поездка в театр

5

Поездка на выставки

6

Поездка в планетарий

7

Поездка в зооэкзотариум

8

Поездка в филармонию

9

Поездка в творческую мастерскую

10

Участие в конкурсах

11

КТД


МОДУЛЬ 3


Спортивно-оздоровительное направление

1

Подвижные игры

2

Поход выходного дня

3

Экскурсия по микрорайону. Улицы и движение в 8 микрорайоне.

4

Беседа о правилах дорожного движения

5

Экскурсия в природу. Зимние явления в неживой природе.

6

«Откуда берутся грязнули?» (игровое занятие- инсценировка)

7

Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле –

здоровый дух».

8

«Веселые старты»

9

Я и опасность. (экскурсия по микрорайону)

10

Оказание первой помощи. Ушибы. Игра «Пилюлькина больница»

11

Оказание первой помощи. Мелкие раны, ссадины Игра «Пилюлькина

больница»

12

Значение физкультуры и спорта для здоровья человека. (дискуссия)

13

День Защитника Отечества. Соревнование «А ну-ка, мальчики»

14

О правилах питания. Презентация кулинарных изделий. Мероприятие

совместно с родителями

15

Интерактивные занятия в автогородке.

16

Акция «Твой город чистый – начни с себя»


4 класс

п/п

Разделы, темы


МОДУЛЬ 1


Духовно-нравственное направление

1-2

Беседы «Правила поведения в школе»

3

Игра-викторина «Знаю ли я свою страну»

4

Беседа «Светофор и его сигналы»

5

Акция «Милосердие»

6

Конкурс «Моя любимая книга»

7

Беседа «Все профессии важны, выбирай на вкус»»

8

Проект «Покорми птиц!»

9-10

Подготовка поделок, открыток к 23 февраля и 8 марта

11

Викторина «По страницам любимых книг»

12

Классный час «Мы этой памяти верны»


МОДУЛЬ 2


Общекультурное направление

1-3

Культпоход в театр

4-6

Культпоход в музей


7-9

Подготовка и участие в «Битве хоров»

10-11

Подготовка и участие в торжественной линейке «Прощай 4 класс!»


МОДУЛЬ 3


Спортивно-оздоровительное направление

1

Игры на свежем воздухе

3

Беседы о ЗОЖ

4

Практическое занятие по оказанию первой помощи

5

Игра-путешествие «Наше питание»

6

Беседы о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях»

9

«Веселые старты»

11

Беседа «Режим дня школьника»

13

Беседа «В здоровом теле - здоровый дух»!


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ДЕТСТВА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:

  • выход в дружественную среду;

  • ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственных современной социальной ситуации.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-

психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования обучающимися могут быть достигнуты следующие личностные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно - историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.