Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тарасихинская основная школа» «Принята» Протокол педагогического совета № от «__»___________ 201 г
| «Утверждаю» директор МБОУ «Тарасихинская основная школа» «__»________________ 201 г. ____________________С.Н. Донсков | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой мир» 3 класс на 2018-2019 учебный год
Разработчик программы: Козлова Надежда Геннадьевна, Учитель начальны классов. г. Семенов п\ст. Тарасиха 2018 год
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Мой мир» Н. И. Хоровининой и Л. И. Блудовой (2012 г.) и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия учащегося с другими детьми, учителем, взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого человека к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».
При разработке содержания программы, основных её разделов учитывались положения личностно-ориентированной педагогики В.А. Петровского и др., идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы.
В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание
личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе
закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления
внутренних сил, поддержке самоопределения учащегося;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует
рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих
отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует
уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве
приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует
соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в
которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания
ориентированы на реальные социально-экономические условия и
предполагают формирование у детей прогностической готовности к
реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает
определение индивидуальной траектории социального развития каждого
ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям,
включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов
личности, предоставление возможности каждому учащемуся для
самореализации и самораскрытия.
Программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов в год), 1 класс – 33
часа, 2-4 классы по 34 часа в год и предназначена для детей младшего
школьного возраста (6,6 лет - 11 лет), занятия комбинированного типа,
которые включают в себя теоретический аспект и практическую
подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются
теоретические и практические ситуации. Итогом занятий будет
мероприятие» Доброта, отзывчивость, вежливость».
Занятия проводятся раз в неделю. Содержание программы тесно связано
с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром,
чтением, развитием речи). Длительность занятий 35 минут.
Предполагаемые результаты реализации программы:
На I уровне учащийся имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих
достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на
улице, в транспорте и др.;
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других,
нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и
взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания,
возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в
школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания,
возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Данная программа состоит из 2 модулей:
Искусство общения (1-4 класс) - 67 часов
Познай себя (1-4 класс) - 68 часов
МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
67 часов
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного
обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения
коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций
Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети
развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и
социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает
родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения
возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих
ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и
сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в
обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и
агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них
доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно
разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы
детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и
взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации
отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети
не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в
приемах различных способов поведения, овладевают навыками
эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура
поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного
общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных
правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки
культуры общения, усваиваются знания этикета.
МОДУЛЬ II «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
68 ЧАСОВ
Приобретение детьми социальных способов поведения на основе
усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период
реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой
дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.
Именно в период младшего школьного возраста формируются
личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У
детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они
становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет
целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных
качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и
др.
В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие
отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них
появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств
самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми.
Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным
поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые
предъявляют к ним взрослые.
Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается
разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не
поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются
негативные нравственные образования.
Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого
человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни.
В содержание занятий включен теоретический материал и перечень
практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого
компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и
навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля
предусматривается использовать такие методы и приемы, как:
-беседы на нравственную тему;
-чтение художественных произведений с последующим анализом;
-анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
-продолжение тематического рассказа;
Цель программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
и нравственных нормах поведения.
Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
Развивать внутреннюю убежденность в востребовании ученика
обществом.
Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Мой мир»
В области личностных результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Содержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности
1 модуль
3 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации занятий |
Искусство общения | 5 | Азбука общения. Волшебная палочка - это речь. Гостям всегда мы рады. Применение волшебных слов. | Определение понятия общения.Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи». Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу. Приглашение к себе в гости? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли» Употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Разыгрывание ролевой ситуации. | Практическая работа с элементами творчества Игра |
Я и мои друзья | 2 | Если с другом вышел в путь. Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. | Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» | Игра Практическая работа с элементами творчества |
| | | | |
3.Конфликтные ситуации | 2 | Почему люди ссорятся? | Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли их избежать ? Чтение притчи «Трудно угодить всем»,« Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» | Практическая работа с элементами творчества |
3.Поведение в общественных местах | 7 | Культурный человек: кто он такой? Правила поведения в столовой. Как мы ведем себя на улице . Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в транспорте. | Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игры « Кот и мыши», «Мозговой штурм» « Доскажи словечко»,«Угадай героев книг». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций, художественных произведений с изображением различного поведения людей (презентация). Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую. Формулирование правил поведения на улице. Просмотр презентации. Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Просмотр и разбор видеоситуаций. | Практическая работа элементами творчества Кинозал Игра Экскурсии Творческая работа |
5.Правила этикета | 1 | Как дарить подарки? | Правила этикета при получении и дарении подарка. Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок». | Практическая работа с элементами творчества |
Содержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности
2 модуль
3 класс
Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Форма организации занятий |
1.Жизнь дана на добрые дела | 3 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет». Жизнь дана на добрые дела . | Чтение и анализ ситуаций из жизни ребят. Инсценировка рассказа или иллюстрации «Плохо» В.Осеева. Анализ качеств человека. «Как Маша стала большой», «Старик и яблоня» Л.Толстой.. Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми? Чтение и обсуждение сказки «Бобовое зернышко», пословиц и поговорок о добре. Русская народная игра «Птицы летают», хоровод «Воробышек». Упражнение « Я могу победить зло». | Практическая работа с элементами творчества Игра |
2.Качества человека | 14 | Быть скромным - это хорошо или плохо? Это просто хвастунишки. Быть честным хорошо или плохо? Учись смело говорить правду. Чем отличается фантазия от лжи? Учитесь быть щедрыми. Быть щедрым – это хорошо или плохо? Что выбираешь ты? Зло или добро? Кто такие русские богатыри. Я должен быть опрятен. Кто такой джельтмен. | Пояснить понятия «скромность», «хвастовство», «зазнайство». Почему люди ценят скромные поступки? Игра « К нам гости пришли» (ситуации), « Доверие и поддержка». Чтение и анализ художественных произведений. Практическое задание «Хочу быть тоже красивым», « Забытый зонтик», «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации), «Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи», « Глупая мышь», «Как быть большому зайцу?». Упражнение « Жадный – щедрый», « Скромный - хвастливый стульчик», « Лживый – честный стульчик», « Мне не жалко». Конкурс «Фантазеров» «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ). Обсуждение рассказов. Пояснение, чем хвастовство отличается от шутки -преувеличения. Конкурс клоунов-хвастунов. Этюд «Веселый клоун» . Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов». Умение говорить правду? Отличие фантазии от лжи. Основные правила для фантазеров. Шутка про лживого мальчика (диалог). «Поступки лжецов» (продолжи рассказ). Что необходимо делать, чтобы не быть жадным? (правила). Пояснить понятия (щедрость, жадность, бережливость). Что значит быть щедрым? Кого называют щедрым? Примеры собственного щедрого поступка или поступка сверстников. Чтение былин. Просмотр мультфильмов и отрывков из детских фильмов о русских богатырях . Анализ прочитанного.Сопоставление с реальным миром. Быть опрятным – это хорошо или плохо? Просмотр мультфильмов, анализ увиденных ситуаций. Каким вы представляете джельтмена. Нарисовать рисунок. | Практическая работа с элементами творчества Игра Кинозал Творческая работа |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов по темам |
1 | Искусство общения | 5 часов |
2 | Я и мои друзья | 2 часа |
3 | Конфликтные ситуации | 2 часа |
4 | Поведение в общественных местах | 7 часов |
5 | Правила этикета | 1 час |
6 | Жизнь дана на добрые дела | 3 часа |
7 | Качества человека | 14 часов |
| Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование 1 модуля
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
| 3 класс (17 часов) | | |
1 | Азбука общения. | 1 | |
2 | Волшебная палочка - это речь. | 1 | |
3 | Гостям всегда рады. | 2 | |
4 | Гостям всегда рады. | |
5 | Применение волшебных слов. | 1 | |
6 | Если с другом вышел в путь. | 1 | |
7 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. | 1 | |
8 | Почему люди ссорятся? | 2 | |
9 | Почему люди ссорятся? | |
10 | Культурный человек: кто он такой? | 1 | |
11 | Правила поведения в столовой. | 2 | |
12 | Правила поведения в столовой. | |
13 | Как мы ведем себя на улице. | 1 | |
14 | Правила поведения в библиотеке . | 2 | |
15 | Правила поведения в библиотеке . | |
16 | Правила поведения в транспорте. | 1 | |
17 | Как дарить подарки? | 1 | |
Календарно-тематическое планирование 2 модуля
МОДУЛЬ II «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
| 3 класс (17 часов) | | |
1 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет». | 1 | |
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 2 | |
3 | Жизнь дана на добрые дела. | |
4 | Быть скромным - это хорошо или плохо. | 1 | |
5 | Учитесь быть скромным. | 1 | |
6 | Это просто хвастунишки. | 1 | |
7 | Быть честным – хорошо или плохо? | 1 | |
8 | Учись смело говорить правду. | 1 | |
9 | Чем отличается фантазия от лжи? | 1 | |
10 | Учитесь быть щедрыми. | 1 | |
11 | Быть щедрым – это хорошо или плохо? | 1 | |
12 | Что выбираешь ты? Зло или добро. | 1 | |
13 | Кто такие русские богатыри. | 2 | |
14 | Кто такие русские богатыри. | |
15 | Я должен быть опрятен. | 2 | |
16 | Я должен быть опрятен. | |
17 | Кто такой джельтмен? | 1 | |
Оценочный материал
Узнай себя
Форма, метод: Анкета -игра.
Цель: Составить первое впечатление об импульсивности учащихся
класса.
Оборудование: распечатка текста.
Анкета
Это правда, что ты:
1. Быстро находишь ответ на любой вопрос?
2. Часто бываешь не в настроении?
3. Не можешь долго выполнять трудную работу?
4. Быстро, не колеблясь, принимаешь решения?
5. Отвлекаешься на уроках?
6. Не всегда прислушиваешься к советам?
7. Не раздумывая принимаешься за новое дело?
8. Не любишь подчиняться правилам?
9. Говоришь громко и быстро?
10.Не всегда доводишь работу до конца?
Реализация: Детям предлагается анкета. Устанавливается
время выполнения задания (не больше 2—3 минут).
Вариации: От класса к классу задания усложняются, воспитатель вводит
те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.
Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая импульсивность, 6—8
баллов — умеренная, меньше — отсутствует.
Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями,
добытыми другими методами исследования.
Остров забияк
Форма, метод: Игра.
Цель: Профилактика агрессивного поведения.
Оборудование: Специальное оборудование не требуется.
Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они
все уже передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с
разбитыми носами. Пусть дети изобразят все это: не скупитесь на черную,
синюю и красную краску. Никто ни с кем не разговаривает, не мирится,
ничем не делится. «Хорошо вам?» — спрашивает фея. «Нет, худо нам,
плохо», — отвечают дети. «А почему вам плохо?» — продолжает фея... и т. д.
Допишите сценарий сами, опираясь на уровень и возможности ваших
учеников.
Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных
отрицательных героев всем известных хулиганов.
Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как
воспринимает агрессивное поведение.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Петушки-драчуны
Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с
заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и
подпрыгивая стараются ударить соперника движением плеч вперед. Игра
должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков», смеялись.
Пусть попробуют все, кто захочет.
После игры проводится этическая беседа:
1. Как со стороны выглядела драка петушков?
2. За что поссорились петушки?
3. Можно ли было избежать ссоры и драки?
4. Хорошо ли тому, кого бьют?
5. Что чувствует более сильный?
6. Как помириться петушкам?
7. Какой вред приносит драка?
Вариации: Для учеников 3-4-х классов игра и беседа дополняются новыми
подробностями. Например, в беседе можно затронуть вопросы:
Должны ли в драке быть правила?
Возможна ли драка без правил?
Не лучше ли драться без рук?
Можно ли бить лежачего? и т. п.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности
коррекционного воспитания.
Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению
конфликтов.
Поссорились и помирились
Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно
поставить тех детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.
Реализация:
Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они
стоят спинами друг к другу и притопывают ногами, руки на поясе,
сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая музыка.
Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь
берутся за руки, весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.
План этической беседы:
1. Что лучше — ссориться или дружить?
2. Пользу или вред приносят ссоры?
3. Как помириться, если вы уже поссорились?
4. Как долго можно быть в ссоре с другом?
5. Нужно ли прощать обиды?
6. Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? и т. д.
Вариации: в зависимости от конкретных возможностей и потребностей.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности
коррекционного воспитания.
Выводы: Педагог решает, какую дальнейшую работу проводить для
коррекции поведения.
Узнай себя
Форма, метод: Тест-игра.
Цепь: Выявление преобладающего настроения.
Оборудование: Изображения детских лиц
Реализация: Раздайте детям карточки с изображением лиц. Пусть каждый
узнает себя и отметит.
Вариации:
А) Попросите детей нарисовать свое лицо (покажите, как это делается);
Б) Попросите каждого ребенка нарисовать лица двух-трех своих
товарищей.
Обработка результатов: Рисунки просматриваются, анализируются,
данные сопоставляются с результатами наблюдений.
Кто симпатичней?
Форма, метод: Игра.
Цель: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что
драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее
привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны
выглядят смешными.
Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей:
гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.
Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных
эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных
состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям
предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и
почему. Подчеркнуть — так непривлекательно выглядит злой человек со
стороны. Хотите быть похожими?
Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей,
наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания
упрощаются или усложняются.
Литература
1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных
способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. –
Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. :
Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
3. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа
факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ
Сфера, 2004.
4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. :
Новая школа, 1994.
5. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. :
Просвещение, 1994.
6. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –
Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
7. Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные
часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
8. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -
3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В.
Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
10. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. :
Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
11. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и
младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой
материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС,2003. – 80
12. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007. - 296с.
13. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 .
14. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994.
107 с.
15. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е.
Щуркова. - М., 1998. – 130 с.
Литература для учащихся
1. Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград : Детская
литература 1984 . – 5 с.
2. Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва : Детская
литература 1998 г. – 23 с.
3. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская
литература 1987 г.
4. Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и
писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/
Сост.Э.И. Иванова. – М. : Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
5. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.-
221 с. с ил.
6. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская
литература, 1988. – 70 с.
7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. -296 с.
8. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с
французского А.В. Кривцова. – М. : Худож. лит, 2000.
9. Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П.
Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.:
Беларусь, 1986. – 431 с
10. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
11. Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М. : Детская литература.
1988. – 143 с
12. Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост.
З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г.
Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-
ние, 1987. – 239с.: ил.
Оценка результатов освоения программы «Мой мир» осуществляется при помощи анкеты «Узнай себя», которая проводится дважды за учебный год (ноябрь – май)
ФИ | Результаты 1 | Результаты 2 |
Емельянов | | |
Ковригин Петр | | |
Кузьмин Вадим | | |
Кучеров Кирилл | | |
Лопянецкий Степан | | |
Полявко Никита | | |
Равикович Катя | | |
Рощин Никита - | | |
Хмелев Данила | | |
Щукевич Галина | | |