Рабочая программа внеурочной деятельности : "Мой родной край"
Разделы: Внеклассная работа
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей школьного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими родной край, город. Кроме того, при ознакомлении школьников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у обучающихся сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование учеников, выясняется, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к родному краю.
Следовательно, данная проблема считается актуальной не только для нашего класса, но и для общества в целом.
Актуальность программы.
Изучение родного края - один из ведущих факторов в воспитании и обучении школьников. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 -ФЗ, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. №751 подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Знакомство обучающихся с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача - углубить это чувство, помочь школьникам открывать Родину в том, что им близко и дорого – ближайшем окружении. Именно по этому, реализация данной программы позволит надеяться на успешное формирование патриотических чувств у школьников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края.
Программа предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка.
Программа состоит из 2 блоков: «Город, в котором я живу», «Я и мой край». Блоки тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах деятельности: организационной образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
1. Наглядные: показ наглядно - демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения, проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.
2. Словесные:
Сообщение материала педагогом, чтение литературных произведений,
загадывание загадок, разучивание стихов.
3. Практические:
Организация продуктивной деятельности, занятий различной направленности, экскурсий, трудовой деятельности.
Цель: программы является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие школьников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний обучающихся о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.
- Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства.
- Расширить представления учеников об истории, культуре, промыслах, предприятиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
- Формировать чувство гордости за свой город и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного города.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению школьников с родным городом, краем положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Развивающий принцип.
Народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принцип сотрудничества и сотворчества.
Предполагающий взаимодействие педагога и обучающихся, как равноправных партнеров.
Принцип краеведения.
Предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Нижегородской области.
Принцип учета возрастных особенностей.
Позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.
Принцип развития духовно-личностных качеств обучающихся.
Направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Тематический план мероприятий по программе «Мой родной край»
Блок 1. «Город, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.
Блок 2. «Я и мой край»
Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в учениках чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории, традициям, промыслам Нижегородской области
Блоки «Город, в котором я живу», «Я и мой край» состоят из тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями.
Содержание программы «Мой родной край»
Блок 1. «Город, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше. Блок знакомит детей с родным городом. У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В городе есть краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности. Предприятиями, которыми гордится город. Диапазон объектов города – город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Основные профессии жителей нашего города – рабочие, инженера, учителя, продавцы и другие. Ученики учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира города и его окрестностей. Экологическая воспитанность школьника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Основной целью проводимой работы является воспитание в ученике чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. Обучающиеся знакомятся с основными государственными символами и городской геральдикой. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до учеников вся интересная информацию, где они живут (область, город, район), достопримечательности нашего города; наши знаменитые земляки. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Блок 2. «Я и мой край»
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в обучающихся чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше. Блок знакомит учеников с родной областью. Система знаний о своей родине представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций, промыслов), социальные сведения (знания о достопримечательностях, знание названий других городов Нижегородской области, символики г. Нижнего Новгорода), исторические сведения (о жизни Нижегородцев в разные исторические периоды, о подвигах в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города. Любая область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Подбор соответствующего материала помогает сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной. Включение их в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Перспективный план работы.
Месяцы | Перспективное планирование |
Сентябрь | Анкета для родителей «Семейные традиции». Выставка работ «Мой любимый город». Экскурсия по Нижегородскому кремлю совместно с родителями. |
Октябрь | Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Досуг с детьми». Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Экскурсия по Верхневолжской набережной совместно с родителями. |
Ноябрь | Презентация «Важные даты нашего города и области». Беседа «Промышленные предприятия Нижнего Новгорода». Экскурсия «Бульвар авиастроителей», «Сквер цилинников» совместно с родителями. |
Декабрь | Анкетирование родителей «Что ты знаешь о своем городе?» Совместное с учениками изготовление фотоальбома «Особенные места Нижнего Новгорода». Родительское собрание « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка». Экскурсия по улице Рождественская совместно с родителями. |
Январь | Экскурсия в музей Московского района совместно с родителями. Просмотр презентации «История московского района». Конкурс рисунков животные Нижегородской области. |
Февраль | Анкетирование родителей «Важные семейные даты» Презентация «История Нижегородской Области». Просмотр видеоролика «Исторические личности Нижнего Новгорода». Экскурсия совместно с родителями к памятнику Чкалова и Чкаловской лестнице. |
Март | Совместное посещение с учениками Нижегородской ярмарки. Просмотр видео «Нижегородские промыслы». Выставка семейных реликвий. Родительское собрание «Воспитание патриота и гражданина». |
Апрель | Знакомство обучающихся с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха (презентация, просмотр видео) Экскурсия в Смоленскую церковь совместно с родителями. |
Май | Совместное изготовление фотоальбома «Растения, животные Нижегородской области». Экскурсия совместно с родителями «К Вечному огню» возложение цветов. Конкурс стихов посвященный Дню обеды. |
Планируемые результаты реализации
1. У обучающихся сформируется интерес к «малой Родине».
2. Ученики знают о достопримечательностях города, традициях родного края; о знаменитых людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города, его инфраструктурой.
3. У обучающихся сформируются представления о географическом положении, историческом прошлом города, области, их символике (герб, флаг).
4. У учеников воспитается интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе; желание приносить посильную пользу городу.
5. Повысится заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители посещают вместе с детьми экскурсии.
6. Возростет умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
7. Станет более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
8. Обогатится словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать
9. Пополнится предметно-пространственная развивающая среда в классе.