Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29 г. Йошкар-Олы»
Республики Марий Эл
Утверждаю
директор МБОУ «СОШ №29»
__________________ Кузнецов А.И.
Приказ №___от «____»____20___г.
«Мой край родной»
Дополнительная общеобразовательная программа
по внеурочной деятельности
для учащихся 7-х классов (13-14 лет)
срок реализации 2017-2018 учебный год
Ф.И.О. педагога, Русанова Татьяна Витальевна разработавшего программу:
г. Йошкар-Ола
2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников и рассчитана на школьников определенной возрастной группы 13-14 лет (7 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития личности.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике; потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель программы:
Сформирование познавательной потребности в освоении материала.
Расширение знания учащихся о родном крае.
Формирование умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ
Воспитание патриотизма.
Задачи:
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о заповедниках и
исторических местах;
• овладение навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
• развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему краю;
• воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков,
понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его
людях, интереса учащихся к краеведению.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа рассчитана на 35 часов регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, другими информационными носителями).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | 1)формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. 2) развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | 1)учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 2) планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; 3)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | 1)в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 2)преобразовывать практическую задачу в познавательную; 3)проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
познавательные | 1)умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. 2)добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 3) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | 1)учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2)умение координировать свои усилия с усилиями других. 3) формулировать собственное мнение и позицию; 4) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 5)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1)учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 2)понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 3)аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- выставки, презентации
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- индивидуальные работы
- коллективные игры
Календарно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
теория | практика |
1. | Мой край родной – частица Родины большой – вводный урок | 1 | |
2. | Природа Республики Марий Эл – экскурсия | | 1 |
3. | Художник и человек – беседа | | 1 |
4. | Творческий портрет А.В.Григорьева – час краеведения | 1 | |
5. | Лучший портретист – И.М.Ямбердов – творческий портрет | 1 | |
6. | Народные традиции в творчестве марийских художников – час живописи | | 1 |
7. | Картины марийских художников – слайд-урок | 1 | |
8. | Экскурсия в картинную галерею | | 1 |
9. | Народа музыкальная душа – музыкальный час | 1 | |
10. | Марийские музыкальные инструменты – проектная деятельность | 1 | |
11. | Я умею играть… – мастер-класс | | 1 |
12. | Мелодии, рожденные сердцем – мультимедийный час | 1 | |
13. | Композитор Я.Эшпай – творческий портрет | 1 | |
14. | Певец земли родной – А.Эшпай – музыкальное занятие | | 1 |
15. | Штрихи к портрету города – урок-презентация | 1 | |
16. | Архитектурные достопримечательности г.Йошкар-Олы – видео-урок | | 1 |
17. | Скульптуры г.Йошкар-Олы – слайд-урок | | 1 |
18. | Экскурсия по городу | | 1 |
19. | Фотовыставка «Моё любимое место» | | 1 |
20. | Традиции и обычаи народов Марий Эл – беседа | 1 | |
21. | Праздники | 1 | |
22. | Святки (Шорыкйол) – проектная деятельность | | 1 |
23. | Масленка (Уярня) – фольклорное развлечение | | 1 |
24. | Праздник цветов (Пеледыш пайрем) – видео-урок | 1 | |
25. | Чудеса нашей Республики – виртуальная экскурсия | | 1 |
26. | Замок Шереметьева – видео-урок | 1 | |
27. | Национальный парк «Марий Чодра» | | 1 |
28. | Дуб Пугачева – слайд-урок | 1 | |
29. | 8 чудо света – Морской глаз | 1 | |
30. | Марийский костюм – урок-презентация | 1 | |
31. | Фотовыставка костюмов | | 1 |
32. | Экскурсия в музей | | 1 |
33. | Я люблю свой Марийский край – конкурс фотографий | | 1 |
34. | Побеждают знатоки – интеллектуальная игра | | 1 |
35. | Край родной – Марий Эл – звездный час | | 1 |
Методическое обеспечение образовательной программы.
Планируемые формы занятий:
- виртуальные путешествия, экскурсии
- презентации
- игра, конкурсы
- беседы
На занятиях используется техническое оснащение в виде:
- цветные журналы
- справочники
- книги
- доска
- компьютер - альбомы, краски, карандаши, фломастеры
- магнитофон с музыкой
- проектор
Формами подведения итогов будут являться конкурсы, игры – соревнования.