СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла необходимость составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 4 класс»




Воронежская область, город Бутурлиновка



область,











жская область







Г.Бутурлиновка





Бутурлиновка


(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Бутурлиновска основная общеобразовательная школа №4


Бутурлиновского муниципального района Воронежской области


(полное наименование образовательного учреждения)



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

от____________ 2015 года


Председатель педсовета


Подпись, печать ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Мой край родной»

духовно-нравственного направления




2016-2017 г

____________________________________________________________


возраст 9-10 лет

____________________________________________________________







Сотникова Анна Фёдоровна

(Ф.И.О. учителя, составителя)








Пояснительная записка


Согласно Федеральному базисному учебному плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла необходимость составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.

Форма организации

Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, музее. Проектная деятельность осуществляется через проведение наблюдений, экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.

В основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;


Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип.

Принцип здоровьесбережения реализуется через:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

- Снятие эмоционального напряжения: Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в ходе занятия и отступлений, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Эти приемы также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

- Создание благоприятного психологического климата на занятиях.

- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда входят технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью

На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции районного краеведческого музея, материалы из архива Бутурлиновского района.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).

В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –что получилось, что не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.

Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе краеведческого материала средствами проектной и исследовательской деятельности.


Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире, о малой родине

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности


Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь и бережное отношение к своей малой родине.

Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край родной» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;

  2. литературное чтение;

  3. окружающий мир;

  4. технология;

  5. изобразительное искусство.



Содержание программы «Мой край родной» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


Обеспечение учебно-воспитательного процесса

Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.

Материально – техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор, подобранная литература по теме, презентации, карточки.

Методическое обеспечение:

по всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал ( презентации, видефильмы, таблицы, карточки).

В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми.

В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта.

Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках.

Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.


Связь теории с практикой.


Каждый модуль программы заканчивается подготовкой и проведением защиты проекта, где школьники на практике могут показать свои знания, сделать выставку работ.


Работа над проектом, исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой «Мой край родной», в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. План работы над проектом:

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.


Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край.

Метапредметные результаты


В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Итоги реализации программы

Презентации проектов

Участие в конкурсах по разным направлениям

Выставки


Программа реализуется через тематические блоки-модули по четвертям в объеме 34 часа, 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеках, музее. Проектная деятельность осуществляется через проведение наблюдений, экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.




Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Программа «Мой край родной» отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Создаёт благоприятную среду, для развития личности младшего школьника, способствует формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению здоровья.









Содержание программы


Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в четвёртом классе состоит из 4 модулей, 4 проектов, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.


Этапы работы над проектом


п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитический

Постановка цели проекта

Определение задач

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Планирование продукта

Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

4

Презентационный

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Презентация продукта

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения





























Примерное тематическое планирование


п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

4

2

Практический блок

29


Блок-модуль №1 «Моя малая родина»

Проект «Литературная композиция «Моя малая родина» (8,5 ч.)


п/п

Содержание

Общее количество

часов

Дата

план

факт

1.

Традиции и быт жителей бутурлиновки

2 ч.



2.

Реки Бутурлиновского района.

2 ч.



3.

Полезные ископаемые Бутурлиновки.

1 ч.



4.

Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа.

2 ч.



5.

Защита проекта «Моя малая родина»

1,5 ч.



Блок-модуль №2 Проект

«Моё здоровье.Тайны лекарственных трав нашего края» (8ч.)

№ п/п

Содержание

Общее кол-во

часов

дата

план

факт

1.

Беседа медработника на тему «Здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края»

1 ч



2

Мы идём в библиотеку. Работа с книгой и интернет ресурсами.



3.

Экскурсия в аптеку.

1ч.



4.

Встреча с народными травниками.

1ч.



5.

Классификация собранного материала для буклета «Будьте всегда здоровы»

1 ч.



6.

Создание буклета «Будьте всегда здоровы»

2ч.



7.

Защита проекта «Моё здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края»

1 ч.



Блок-модуль №3 Проект « Тайны бабушкиного чердака» (10,5 часов).



п/п

Содержание

Общее кол-во

часов

дата

план

факт

1.

Беседа «О чём могут рассказать старинные вещи…»

1ч.



2.

Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования «Старинные вещи в нашем доме.

Какую историю моего края они могут рассказать»

1 ч.



3.

Мы идём в библиотеку. Сбор и обсуждение информации по выбранной теме.

1 ч.



4

Встреча с представителями старшего поколения « Идём в гости к прабабушке»

1ч.



5.

Экскурсия в музей.

1,5 ч.



6.

Работа с собранным материалом

2ч.



7.

Подготовка к защите проекта.

2 ч.



8.

Защита проекта «Тайны бабушкиного чердака»

1 ч.



Блок-модуль №4

Проект

«Тыл… Мои ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны»

(7 часов)


п/п

Содержание

Общее кол-во

часов

дата

план

факт

1.

Экскурсия в музей. Цель: узнать как жили и чем занимались во время ВОВ дети младшего возраста из Бутурлиновского района»

1 ч



2

Мы идём в библиотеку. Работа с книгой.

1 ч.



3.

Встречи с Ветеранами, детьми военного времени

1 ч




Сбор и обсуждение информации по теме

1 ч.



4.

Подготовка к защите проекта

2 ч.



5.

Защита проекта «Тыл… Мои ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны»


1 ч.




10