Воронежская область, город Бутурлиновка область, жская область | Г.Бутурлиновка Бутурлиновка |
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновска основная общеобразовательная школа №4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области |
(полное наименование образовательного учреждения) | |
| УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № от____________ 2015 года | |
Председатель педсовета | |
Подпись, печать ОУ Ф.И.О. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой край родной» духовно-нравственного направления 2016-2017 г ____________________________________________________________ возраст 9-10 лет ____________________________________________________________ Сотникова Анна Фёдоровна (Ф.И.О. учителя, составителя) | |
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному учебному плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла необходимость составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной», в которой отражены эти важные составляющие.
Форма организации
Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, музее. Проектная деятельность осуществляется через проведение наблюдений, экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.
В основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип.
Принцип здоровьесбережения реализуется через:
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
- Снятие эмоционального напряжения: Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в ходе занятия и отступлений, позволяющих снять эмоциональное напряжение. Эти приемы также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
- Создание благоприятного психологического климата на занятиях.
- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда входят технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью
На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции районного краеведческого музея, материалы из архива Бутурлиновского района.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).
В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –что получилось, что не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе краеведческого материала средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире, о малой родине
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь и бережное отношение к своей малой родине.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край родной» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, которая реализуется в школе: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Содержание программы «Мой край родной» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Обеспечение учебно-воспитательного процесса
Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.
Материально – техническое оборудование:
компьютер, экран, проектор, подобранная литература по теме, презентации, карточки.
Методическое обеспечение:
по всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал ( презентации, видефильмы, таблицы, карточки).
В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми.
В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта.
Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках.
Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.
Связь теории с практикой.
Каждый модуль программы заканчивается подготовкой и проведением защиты проекта, где школьники на практике могут показать свои знания, сделать выставку работ.
Работа над проектом, исследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой «Мой край родной», в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. План работы над проектом:
1. Знакомство обучающихся с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.
При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Итоги реализации программы
Презентации проектов
Участие в конкурсах по разным направлениям
Выставки
Программа реализуется через тематические блоки-модули по четвертям в объеме 34 часа, 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеках, музее. Проектная деятельность осуществляется через проведение наблюдений, экскурсий, бесед с интересными людьми, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Программа «Мой край родной» отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Создаёт благоприятную среду, для развития личности младшего школьника, способствует формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению здоровья.
Содержание программы
Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в четвёртом классе состоит из 4 модулей, 4 проектов, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Этап работы | Характеристика видов деятельности |
1 | Поисковый | Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации |
2 | Аналитический | Постановка цели проекта Определение задач Определение способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта Планирование продукта Анализ ресурсов Сбор и изучение информации |
3 | Практический | Выполнение плана работ Текущий контроль |
4 | Презентационный | Предварительная оценка продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов Презентация продукта |
5 | Контрольный | Анализ результатов выполнения проекта Оценка продукта Оценка продвижения |
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Теоретический блок | 4 |
2 | Практический блок | 29 |
Блок-модуль №1 «Моя малая родина»
Проект «Литературная композиция «Моя малая родина» (8,5 ч.)
№ п/п | Содержание | Общее количество часов | Дата |
план | факт |
1. | Традиции и быт жителей бутурлиновки | 2 ч. | | |
2. | Реки Бутурлиновского района. | 2 ч. | | |
3. | Полезные ископаемые Бутурлиновки. | 1 ч. | | |
4. | Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа. | 2 ч. | | |
5. | Защита проекта «Моя малая родина» | 1,5 ч. | | |
Блок-модуль №2 Проект
«Моё здоровье.Тайны лекарственных трав нашего края» (8ч.)
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов | дата |
план | факт |
1. | Беседа медработника на тему «Здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края» | 1 ч | | |
2 | Мы идём в библиотеку. Работа с книгой и интернет ресурсами. | 1ч | | |
3. | Экскурсия в аптеку. | 1ч. | | |
4. | Встреча с народными травниками. | 1ч. | | |
5. | Классификация собранного материала для буклета «Будьте всегда здоровы» | 1 ч. | | |
6. | Создание буклета «Будьте всегда здоровы» | 2ч. | | |
7. | Защита проекта «Моё здоровье. Тайны лекарственных трав нашего края» | 1 ч. | | |
Блок-модуль №3 Проект « Тайны бабушкиного чердака» (10,5 часов).
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов | дата |
план | факт |
1. | Беседа «О чём могут рассказать старинные вещи…» | 1ч. | | |
2. | Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования «Старинные вещи в нашем доме. Какую историю моего края они могут рассказать» | 1 ч. | | |
3. | Мы идём в библиотеку. Сбор и обсуждение информации по выбранной теме. | 1 ч. | | |
4 | Встреча с представителями старшего поколения « Идём в гости к прабабушке» | 1ч. | | |
5. | Экскурсия в музей. | 1,5 ч. | | |
6. | Работа с собранным материалом | 2ч. | | |
7. | Подготовка к защите проекта. | 2 ч. | | |
8. | Защита проекта «Тайны бабушкиного чердака» | 1 ч. | | |
Блок-модуль №4
Проект
«Тыл… Мои ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны»
(7 часов)
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов | дата |
план | факт |
1. | Экскурсия в музей. Цель: узнать как жили и чем занимались во время ВОВ дети младшего возраста из Бутурлиновского района» | 1 ч | | |
2 | Мы идём в библиотеку. Работа с книгой. | 1 ч. | | |
3. | Встречи с Ветеранами, детьми военного времени | 1 ч | | |
| Сбор и обсуждение информации по теме | 1 ч. | | |
4. | Подготовка к защите проекта | 2 ч. | | |
5. | Защита проекта «Тыл… Мои ровесники - земляки в годы Великой Отечественной войны» | 1 ч. | | |
10