Пояснительная записка
курс внеурочной деятельности «Мой край»
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа по курсу краеведения «Мой край» направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала.
Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Мой край» рассчитана на преподавание в начальной школе. В 1 классе на 33 часа, по 1 часу в неделю, 33 учебные недели.
Цель: прививать любовь к своему родному краю, его природе, людям, строившим и прославившим родной город, область, к обычаям и традициям; воспитывать интерес к изучению природы и истории родного края.
Задачи:
в области образования:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города и области, о личностях, оставивших заметный след в истории;
расширять и углубить знания учащихся, дополняющие знания учащихся по окружающему миру;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края;
развивать интерес к изучению истории.
В области воспитания:
способствовать формированию патриотического отношения к России и своему краю, любви к родному городу;
способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным, природным ценностям Ярославской области;
приобщать учеников к богатой культуре Ярославской области;
Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
способствовать укреплению семейных связей.
Планируемые результаты освоения курса
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
личностные УУД:
выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе самостоятельность и личностную ответственность за свои поступки.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Ярославской области, города Рыбинска, чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ярославской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внутреннюю и внешнюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Ярославской области, городов области;
описывать достопримечательности городов Ярославской области;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Ярославской области и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свою область и ее главный город;
устанавливать причинно-следственные связи;
осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выпускник получит возможность:
готовить сообщения и выступать с ними;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельность и освоение содержания курса. Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать в работе атлас, карты России, Ярославской области.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Введение (1 ч)
Введение. Особенности работы объединения краеведов. Систематизация знаний о лете и летних изменениях в природе.
Сезонные изменения в природе. Осень. ( 10 ч)
Живая и неживая природа, их различия, отличительные особенности. Основные факторы неживой природы, влияющие на растения и животных. Условные обозначения отдельных предметов и явлений живой и неживой природы. Знаки-символы, обозначающие свет, тепло, воду, почву.
Растения и животные, их различия. Травянистые растения, кустарники, деревья.
Животные. Птицы. Особенности жизни птиц осенью.
Почва. Первоначальное представление о составе почв, многообразии их типов. Сравнение почвы, глины и песка. Плодородные и неплодородные почвы. Малочисленность плодородных почв.
Сезонные изменения в неживой природе осенью. Последовательность смены времен года.
Части водоема. Исток, устье, русло, определение направления течения, различение правого и левого берега.
Экскурсии, практические занятия. «Живое и неживое», «Растения и животные, травы, кустарники, деревья», «Особенности жизни птиц осенью», «Что такое почва?» «Осень в природе».
Сезонные изменения в природе. Зима. (10 ч)
Зима. Признаки зимы. Условные знаки, изображающие зимние явления природы. Животные зимой. Птицы зимой. Кочующие, зимующие, перелетные птицы. Различие птиц по внешнему виду (наиболее распространенные, известные детям). Забота о птицах зимой.
Дикие звери зимой. Формирование представлений о жизни зверей в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Маскировка.
«Путешествие капельки» - круговорот воды в природе. Осадки зимой. Условия образования снега, льда, дождя. Снег как среда обитания многих животных. «Три состояния воды» - практическое занятие.
Деревья зимой. Приспособление деревьев к зимним холодам. «Зеленая елочка — живая иголочка». Ель — красавица наших лесов. Взаимосвязь ели с животными в лесу. Изготовление плакатов «Сбережем красавицу-ель». История праздника Новый год.
Экскурсии, практические занятия. Зимний парк. Зимние игры и забавы. Изготовление кормушек для птиц, развешивание их на пришкольной территории, в прилегающем к школе парку. Украшение класса к Новому году. «Знакомые незнакомцы» - распознавание деревьев и кустарников зимой. Опыт «Три состояния воды». Знакомство с атласом-определителем «Следы зверей и птиц». Экскурсия «Следы на снегу».
Сезонные изменения в природе. Весна. (10 ч)
Весна. Неживая природа весной. Признаки весны в неживой природе.
Деревья и кустарники весной. Признаки пробуждения и деревьев и кустарников: движение сока, цветение, набухание почек, распускание листьев. Правила поведения в природе, направленные на охрану деревьев и кустарников.
Птицы весной. Весенние изменения в жизни птиц, их связь с другими изменениями в природе.
Звери весной. Весенние изменения в жизни зверей весной.
Весна в искусстве.
Экскурсии, практические занятия.
Посадка лука на перо. Семена. Разнообразие семян. Семена декоративных растений. «Разведка весенних примет». Подготовка почвы для посадки семян цветочно-декоративных растений. Посадка семян однолетних растений на рассаду, Условия прорастания семян. Разбивка клумбы. Подбор видов семян и рассады для оформления цветника, высадка рассады в грунт. Посадка семян цветочно-декоративных растений.
Резерв — 2 часа (используются по усмотрению учителя).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1 | | Введение. Живое и неживое. Различие живой и неживой природы. Условные обозначения отдельных предметов и явлений живой и неживой природы. Живое и неживое (экскурсия). |
2 | | Растения и животные, их отличия. Растения и животные (экскурсия). |
3 | | Растения. Травянистые растения осенью (экскурсия). |
4 | | Растения. Деревья и кустарники (экскурсия). |
5 | | Животные. Птицы. Особенности жизни птиц осенью (экскурсия). |
6 | | Что такое почва? Сравнение почвы, глины и песка по цвету. Объяснение тёмного цвета почвы. Плодородные и неплодородные почвы. Малочисленность плодородных почв на Земле (экскурсия). |
7 | | Основной факторы неживой природы. Факторы, влияющие на растения и животных. Знакомство со знаками-символами, обозначающими свет, тепло, воду, почву. |
8 | | Осенняя экскурсия «В гости к осени». Сезонные изменения в природе осенью. Последовательность смены времен года. |
9 | | Видео экскурсия к реке. Части водоема. Устье, русло, исток, определение направления течения реки, различение правого и левого берега. |
10 | | Итоговое занятие. Живая и неживая природа осенью, их взаимосвязь. Водоем, его составные части. |
11 | | Домашние животные. Конкурс рисунков «Мой питомец». |
12 | | Птицы зимой. Зимующие, перелетные, кочующие птицы. Отличие этих групп друг от друга. Различие птиц по внешнему виду. Забота о птицах зимой. |
13 | | Акция «Кормушка». Изготовление кормушек для птиц, развешивание их на пришкольной и прилегающей к ней территории. |
14 | | Зима и снег. Снег как среда обитания многих животных. |
15 | | «Зелёная ёлочка — живая иголочка». Ель — красавица русских лесов. Изготовление плакатов на тему «Сбережём красавицу - ель» |
16 | | Итоговое занятие. История праздника Новый год. Украшение класса к Новому году. |
17 | | "Знакомые незнакомцы» экскурсия. Распознавание деревьев зимой. |
18 | | Деревья зимой. Приспособление деревьев к зимним холодам. Рассматривание веточек коры, почек различных деревьев. |
19 | | Знакомство с атласом-определителем «Следы зверей и птиц». Экскурсия (заочная) «Следы на снегу». |
20 | | "Путешествие капельки» - круговорот воды в природе. Условия для образования снега, инея |
21 | | Три состояния воды (практическое занятие). Проведение опыта, оборудование для проведения опыта. |
22 | | Посадка лука на перо. Практическое занятие. Строение луковицы. Приемы посадки лука. Правила ухода за посадками. |
23 | | «Семена — дети растений». Разнообразие семян. Семена декоративных растений. |
24 | | Весна в природе (экскурсия). Приметы весны. |
25 | | Первоцветы. Знакомство с раннецветущими травянистыми растениями, их роль, охрана. |
26 | | Подготовка почвы к выращиванию рассады декоративных растений, посев семян, правила ухода. |
27 | | Мой родной край: заповедные места и памятники природы Ярославской области. |
28 | | Экскурсия в музей г. Рыбинска «Природа нашего края». |
29 | | Экскурсия «Растения школьного двора». |
30 | | Комнатные растения. Правила ухода за ними. |
31 | | Трудовой десант «Уборка пришкольной территории». |
32-33 | | Резерв. |
Формы организации занятий по курсу «Мой край» во внеурочной деятельности:
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу:
викторины, игры, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита проектов;
создание презентаций;
конкурсы;
праздники