СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мой край", 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая программа по курсу краеведения «Мой край» направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мой край", 1 класс»

Пояснительная записка

курс внеурочной деятельности «Мой край»

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая программа по курсу краеведения «Мой край» направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала.

Место курса в учебном плане


Программа внеурочной деятельности «Мой край» рассчитана на преподавание в начальной школе. В 1 классе на 33 часа, по 1 часу в неделю, 33 учебные недели.

Цель: прививать любовь к своему родному краю, его природе, людям, строившим и прославившим родной город, область, к обычаям и традициям; воспитывать интерес к изучению природы и истории родного края.

Задачи:

в области образования:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города и области, о личностях, оставивших заметный след в истории;

  • расширять и углубить знания учащихся, дополняющие знания учащихся по окружающему миру;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;

  • развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края;

  • развивать интерес к изучению истории.


В области воспитания:

  • способствовать формированию патриотического отношения к России и своему краю, любви к родному городу;

  • способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным, природным ценностям Ярославской области;

  • приобщать учеников к богатой культуре Ярославской области;

  • Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

  • способствовать укреплению семейных связей.


Планируемые результаты освоения курса


Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:


личностные УУД:


выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе самостоятельность и личностную ответственность за свои поступки.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Ярославской области, города Рыбинска, чувства сопричастности и гордости за свой край;

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ярославской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.


Регулятивные УУД:

    Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внутреннюю и внешнюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.


Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД:

Выпускник научится:


  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Ярославской области, городов области;

  • описывать достопримечательности городов Ярославской области;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.) и литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Ярославской области и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свою область и ее главный город;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.


Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.


Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • готовить сообщения и выступать с ними;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Программа ориентирована на проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельность и освоение содержания курса. Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать в работе атлас, карты России, Ярославской области.




Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Введение (1 ч)

Введение. Особенности работы объединения краеведов. Систематизация знаний о лете и летних изменениях в природе.



Сезонные изменения в природе. Осень. ( 10 ч)

Живая и неживая природа, их различия, отличительные особенности. Основные факторы неживой природы, влияющие на растения и животных. Условные обозначения отдельных предметов и явлений живой и неживой природы. Знаки-символы, обозначающие свет, тепло, воду, почву.

Растения и животные, их различия. Травянистые растения, кустарники, деревья.

Животные. Птицы. Особенности жизни птиц осенью.

Почва. Первоначальное представление о составе почв, многообразии их типов. Сравнение почвы, глины и песка. Плодородные и неплодородные почвы. Малочисленность плодородных почв.

Сезонные изменения в неживой природе осенью. Последовательность смены времен года.

Части водоема. Исток, устье, русло, определение направления течения, различение правого и левого берега.

Экскурсии, практические занятия. «Живое и неживое», «Растения и животные, травы, кустарники, деревья», «Особенности жизни птиц осенью», «Что такое почва?» «Осень в природе».


Сезонные изменения в природе. Зима. (10 ч)

Зима. Признаки зимы. Условные знаки, изображающие зимние явления природы. Животные зимой. Птицы зимой. Кочующие, зимующие, перелетные птицы. Различие птиц по внешнему виду (наиболее распространенные, известные детям). Забота о птицах зимой.

Дикие звери зимой. Формирование представлений о жизни зверей в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Маскировка.

«Путешествие капельки» - круговорот воды в природе. Осадки зимой. Условия образования снега, льда, дождя. Снег как среда обитания многих животных. «Три состояния воды» - практическое занятие.

Деревья зимой. Приспособление деревьев к зимним холодам. «Зеленая елочка — живая иголочка». Ель — красавица наших лесов. Взаимосвязь ели с животными в лесу. Изготовление плакатов «Сбережем красавицу-ель». История праздника Новый год.

Экскурсии, практические занятия. Зимний парк. Зимние игры и забавы. Изготовление кормушек для птиц, развешивание их на пришкольной территории, в прилегающем к школе парку. Украшение класса к Новому году. «Знакомые незнакомцы» - распознавание деревьев и кустарников зимой. Опыт «Три состояния воды». Знакомство с атласом-определителем «Следы зверей и птиц». Экскурсия «Следы на снегу».


Сезонные изменения в природе. Весна. (10 ч)

Весна. Неживая природа весной. Признаки весны в неживой природе.

Деревья и кустарники весной. Признаки пробуждения и деревьев и кустарников: движение сока, цветение, набухание почек, распускание листьев. Правила поведения в природе, направленные на охрану деревьев и кустарников.

Птицы весной. Весенние изменения в жизни птиц, их связь с другими изменениями в природе.

Звери весной. Весенние изменения в жизни зверей весной.

Весна в искусстве.

Экскурсии, практические занятия.

Посадка лука на перо. Семена. Разнообразие семян. Семена декоративных растений. «Разведка весенних примет». Подготовка почвы для посадки семян цветочно-декоративных растений. Посадка семян однолетних растений на рассаду, Условия прорастания семян. Разбивка клумбы. Подбор видов семян и рассады для оформления цветника, высадка рассады в грунт. Посадка семян цветочно-декоративных растений.

Резерв — 2 часа (используются по усмотрению учителя).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

1


Введение. Живое и неживое. Различие живой и неживой природы. Условные обозначения отдельных предметов и явлений живой и неживой природы.

Живое и неживое (экскурсия).

2


Растения и животные, их отличия. Растения и животные (экскурсия).

3


Растения. Травянистые растения осенью (экскурсия).

4


Растения. Деревья и кустарники (экскурсия).

5


Животные. Птицы. Особенности жизни птиц осенью (экскурсия).

6


Что такое почва? Сравнение почвы, глины и песка по цвету. Объяснение тёмного цвета почвы. Плодородные и неплодородные почвы. Малочисленность плодородных почв на Земле (экскурсия).

7


Основной факторы неживой природы. Факторы, влияющие на растения и животных. Знакомство со знаками-символами, обозначающими свет, тепло, воду, почву.

8


Осенняя экскурсия «В гости к осени». Сезонные изменения в природе осенью. Последовательность смены времен года.

9


Видео экскурсия к реке. Части водоема. Устье, русло, исток, определение направления течения реки, различение правого и левого берега.

10


Итоговое занятие. Живая и неживая природа осенью, их взаимосвязь. Водоем, его составные части.

11


Домашние животные. Конкурс рисунков «Мой питомец».

12


Птицы зимой. Зимующие, перелетные, кочующие птицы. Отличие этих групп друг от друга. Различие птиц по внешнему виду. Забота о птицах зимой.

13


Акция «Кормушка». Изготовление кормушек для птиц, развешивание их на пришкольной и прилегающей к ней территории.

14


Зима и снег. Снег как среда обитания многих животных.

15


«Зелёная ёлочка — живая иголочка». Ель — красавица русских лесов. Изготовление плакатов на тему «Сбережём красавицу - ель»

16


Итоговое занятие. История праздника Новый год. Украшение класса к Новому году.

17


"Знакомые незнакомцы» экскурсия. Распознавание деревьев зимой.

18


Деревья зимой. Приспособление деревьев к зимним холодам. Рассматривание веточек коры, почек различных деревьев.

19


Знакомство с атласом-определителем «Следы зверей и птиц». Экскурсия (заочная) «Следы на снегу».

20


"Путешествие капельки» - круговорот воды в природе. Условия для образования снега, инея

21


Три состояния воды (практическое занятие). Проведение опыта, оборудование для проведения опыта.

22


Посадка лука на перо. Практическое занятие. Строение луковицы. Приемы посадки лука. Правила ухода за посадками.

23


«Семена — дети растений». Разнообразие семян. Семена декоративных растений.

24


Весна в природе (экскурсия). Приметы весны.

25


Первоцветы. Знакомство с раннецветущими травянистыми растениями, их роль, охрана.

26


Подготовка почвы к выращиванию рассады декоративных растений, посев семян, правила ухода.

27


Мой родной край: заповедные места и памятники природы Ярославской области.

28


Экскурсия в музей г. Рыбинска «Природа нашего края».

29


Экскурсия «Растения школьного двора».

30


Комнатные растения. Правила ухода за ними.

31


Трудовой десант «Уборка пришкольной территории».

32-33


Резерв.


Формы организации занятий по курсу «Мой край» во внеурочной деятельности:

  • беседы (с использованием презентаций);

  • экскурсии;

  • виртуальные экскурсии;

  • викторины;

  • праздники и т. д.


Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.


Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу:

  • викторины, игры, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и защита проектов;

  • создание презентаций;

  • конкурсы;

  • праздники


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!