1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по проекту «Мой край. Ленинградская область» предназначена для учащихся 4 класса.
Рабочая программа составлена в соответствии:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 07.05.2013. № 93-ФЗ, от № 23.07.2013 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития от 19.122014г. №1598
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Требования СанПин 2.4.2.2821-10;
- Требования СанПин 2.4.2.3286-15;
- Устав Государственного казённого общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Волховская школа, реализующая адаптированные образовательные программы».
Цели проекта:
- Изучение истории и природы родного края с древнейших времён до сегодняшнего дня. Презентация коллективного панно из соленого теста «Древнерусский город Ладога».
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- Сформировать личность с активной гражданской позицией.
- Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Задачи курса :
- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;
- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию края;
- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- сохранение исторической памяти;
- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся;
- создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
- ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;
- научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;
- воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;
- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.
2. Общая характеристика проекта.
Проект «Мой край. Ленинградская область» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Проект обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурно-образного поведения в окружающей природной и социальной среде. В ходе проведения занятий у детей происходит формирование интереса к прошлому родного края, интереса к музею, как хранилищу исторической памяти, формирование исторического сознания, уважительное и бережное отношения к памятникам истории. Поэтому данный проект играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность проекта состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Проект помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Особенностью организации внеурочной деятельности является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.
Этапы проекта:
1 этап. Информационно-накопительный:
- Постановка целей и задач программы.
- Подбор методического материала.
- Разработка конспектов, презентаций.
2 этап. Реализация проекта
- проведение экскурсий, занятий согласно разработанному плану.
- подготовка материалов для распространения в СМИ и сети Интернет.
3 этап. Завершающий этап.
- подведение итогов, вручение сертификатов участника, презентация коллективной творческой работы (коллаж «Древнерусский город Ладога», выполненный из солёного теста)
Формы реализации программы:
1. Инсценированное представление
2. Экскурсия
3. Урок-презентация
4. Краеведческая викторина
5. Индивидуальная работа с детьми
6. Организованные занятия
7. Творческие – мастерские по работе с солёным тестом.
3. Место проекта в учебном плане
Проект «Мой край. Ленинградская область» находится в вариантной части Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся ЗПР. На его изучение в 4 классе отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания проекта.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения проекта.
Личностными результатами изучения проекта являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения проекта являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
Предметными результатами изучения проекта являются:
• формирование интереса к прошлому родного края, интереса к музею, как хранилищу исторической памяти, формирование исторического сознания.
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• работать с документами и классифицировать их.
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и отстаивать свое собственное мнение;
• сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
• использовать новые технологии информации и коммуникации;
• находить новые решения.
6. Содержание проекта.
Проект «Мой край. Ленинградская область» представляет совместную культурно-просветительную программу ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» и «Волховской школы».
Программа построена с учётом возрастных особенностей детей и отвечает потребностям воспитательной работы в детских учреждениях. Содержание программы направлено на приобщение детей к традиционной культуре, способствует накоплению знаний об окружающем мире и развитию творческих способностей.
В ходе реализации программы учащиеся познакомятся с историей, достопримечательностями, c архитектурными и археологическими памятниками Старой Ладоги, с бытом и повседневной жизнью жителей древнерусского города.
Предлагаемый материал позволяет расширить знания из различных областей человеческой деятельности, общий кругозор, знания об истории и культуре родного края.
В ходе проведения занятий у детей происходит формирование интереса к прошлому родного края, интереса к музею, как хранилищу исторической памяти, формирование исторического сознания.
«Мой край. Ленинградская область» (6 часов)
Введение в проект «Мой край. Ленинградская область». Я – житель Ленинградской области. Природа родного края. Символика Ленинградской области. Наша земля с древнейших времен. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен. Достопримечательности родного края.
Знакомство с ладожской крепостью (5 часа).
Интерактивная экскурсия по крепости. Знакомство с Ладожской крепостью. У истоков Руси: Ладога, где княжил Рюрик. Творческая мастерская – лепка из соленого теста Ладожской крепости для панно.
Город мастеров (5 часов)
Интерактивное занятие - знакомство с ремеслами древнерусского города Ладога. Город мастеров. Древние и современные ремёсла. Творческая мастерская - лепка из соленого теста фигурок ремесленников и предметов для панно.
Защитники земли русской (9 часов)
Ленинградская область в годы ВОВ. Ленинград - город воинской славы. Блокада Ленинграда. Экскурсия в музей боевой славы. Памятники истории вокруг нас.Защитники земли русской. Интерактивное занятие - знакомство с оружием и доспехами древнерусского воина. Творческая мастерская – лепка из соленого теста фигур богатырей для панно.
На ладьях в тридесятое царство (4 часа)
Рассказ о водных торговых путях, проходящих по реке Волхов. Изготовление настольной игры «Великий водный торговый путь». Творческая мастерская – лепка из соленого теста (бусы, ладьи, фигурки купцов).
Загадки Ладожской крепости (5 часов)
Тайны Старой Ладоги. Загадки Ладожской крепости. Квест по крепости. Презентация коллективного панно из соленого теста «Древнерусский город Ладога». Подведение итогов проекта «Мой край. Ленинградская область».
Ожидаемые результаты проекта:
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношения к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
7. Тематическое планирование учебной деятельности.
№ | Раздел учебного курса | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
-
| «Мой край. Ленинградская область» | 6 | Знакомство с формами и методами исследовательской и проектной работы. Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. Интересоваться изучением истории своей страны. Знать название своего города, достопримечательности, историю своего города. Формировать уважительное и бережное отношения к памятникам истории. |
-
| Знакомство с ладожской крепостью | 5 | Знать: первые поселения человека на территории области, быт и культура первобытных людей. Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополни-тельных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение. Развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные умения и навыки. Формировать у ребят эстетический вкус на основе лучших образцов отечественной культуры и искусства. |
-
| Город мастеров | 5 | Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. Развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные умения и навыки. Формировать у ребят эстетический вкус на основе лучших образцов отечественной культуры и искусства. |
-
| Защитники земли русской | 9 | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Экскурсия в музей. Земляки – Герои Советского Союза. Формировать уважительное и бережное отношения к памятникам истории. Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. Развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные умения и навыки. Формировать у ребят эстетический вкус на основе лучших образцов отечественной культуры и искусства. |
-
| На ладьях в тридесятое царство | 4 | Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения. Развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные умения и навыки. Формировать у ребят эстетический вкус на основе лучших образцов отечественной культуры и искусства. |
-
| Загадки ладожской крепости | 5 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в историческом месте. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Развивать у обучающихся творческие способности, коммуникативные умения и навыки. Формировать у ребят эстетический вкус на основе лучших образцов отечественной культуры и искусства. |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение проекта
Список литературы для учителя
Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. СПб. Питер.2009.
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис пресс, 2003.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа: konf //' vvvvw.ipkps.bsii.edii.ru
Данилин. А.А. Косулина. Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М. Просвещение.2010. уч-к.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,
Даринский А. В. Ленинградская область., Лениздат, 1975 г.
Даринский А. В. География Ленинградской области. С.-П. 1996.
Концепция патриотическою воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. 2005. - №1. - 147с.
Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
Классный руководитель и воспитание школьников[Текст]: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»:часть 1.1 - 4 класс /под общей редакцией Кукченко Т.М. - Кемерово. МОУ ДПО «Научный методический цнтр», 2008. - 204 с.
Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов B.C., Красношлыкова О.Г.. Прудникова О.Р.. Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова. B.C. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. - 42 с,
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 - 16с.
Черемисина,В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина II Этическое воспитание. 2005-№1
9. Планируемые результаты изучения проекта
Самоопределение. Ученик научится:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
- оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;
-экологической культуре: ценностному отношению к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
- гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Ученик получит возможность научиться:
- осознанию ответственности человека за общее благополучие;
- осознанию своей этнической принадлежности;
- гуманистическому сознанию;
- социальной компетентности как готовности к решению моральных дилем, устойчивому следованию в поведении социальным нормам;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование. Ученик научится:
- мотивации любой деятельности (социальной, учебно-познавательной и внешней);
- самооценке на основе критериев успешности этой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- целостному, социально-ориентированному взгляду на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатии, как пониманию чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация. Ученик научится:
- уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетическим потребностям, ценностям и чувствам.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- гуманистическим и демократическим ценностям многонационального российского общества.
10