Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» села Черёмуховка
Прилузского района республики Коми
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой край родной»
срок реализации: 1год
возраст: от 6,5 до 8лет.
Автор - учитель начальных классов
Фоломеенкова Надежда Андреевна
2019 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Предполагаемые результаты реализации программы
5. Формы и виды контроля
6. Методические рекомендации
7. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Мой край Родной» предназначена для учащихся первого класса общеобразовательной школы. На изучение курса отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Поэтому изучение краеведения в школьной программе необходимо начинать с первого класса.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Цель и задачи программы:
Показать неразрывную связь, единство истории своего города, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитывать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование нравственного и эстетического отношения к окружающему миру путем приобщения к истории своего народа, восприятие духовного опыта человечества, как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков в поисковой мотивации.
Занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Занимаясь кружковой деятельностью, учащиеся должны не только увидеть красоту нашей земли, но и узнать о людях, живущих рядом с нами сейчас и о тех, кто жил раньше. Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
II. Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Цель |
1 | «С чего начинается Родина?» Конкурс рисунков «Мой дом» | Познакомить с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; |
2 | «Государственные символы России» | — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; оценивать свои достижения на уроке. |
3 | «Символика Республики Коми». Викторина «Знай свой край!» | — сравнивать, различать и описывать герб и флаг республики Коми; — рассказывать о своей малой родине; — отвечать на вопросы викторины. |
4 | «Осень золотая». Экскурсия в лес. | В ходе экскурсии усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам. |
5 | «Радость пожилым людям» | Беседа о внимании к пожилым людям; поздравление бабушек и дедушек с Днем Пожилых людей; учить уделять внимание старшему поколению. |
6 | История родного села. Экскурсия по селу. | Познакомить с картой Прилузского района, села Черёмуховка, с первоначальными сведениями о народах его населяющих. |
7 | Биография моей улицы. Презентация своей улицы. | Познакомить с первоначальными сведениями о названиях улиц. |
8 | «Где работают наши мамы и папы». Конкурс рисунков «Кем я хочу стать». | Способствовать развитию у учащихся воображения, внимания, интереса к различным профессиям. |
9 | «Каждому уголку поселка – заботу и внимание». Акция: «Чистый двор!» | Формировать у учащихся представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, селе, природном окружении; обеспечить элементарный опыт анализа экологической проблемы. |
10 | «Дом моей мечты» - беседа. | Развивать творческую инициативу детей; наблюдательность; воображение. |
11 | Беседа «Школа – это наш дом…». Трудовой десант в классе. | Изучение истории и традиций своей школы, приобщение к культуре поведения; воспитание уважения к работникам школы. |
12 | «История моей школы». Конкурс рисунков: «Моя школа». |
13 | «Книжки и тетрадки содержи в порядке». Экскурсия в поселковую библиотеку | Учить проявлять интерес к творческим успехам товарищей; способствовать развитию аккуратности; учить организовывать свою деятельность. |
14 | Беседа «Мой дом – моя крепость». | Расширить представление о разновидностях способов изображения увиденного. |
15 | Беседа «Моя родословная». Презентация «Моя родословная». | Развивать представления детей о времени; учить устанавливать связь между поколениями своего рода; составлять простейшее родовое древо. |
16 | «Традиции моей семьи». Конкурс рисунков: «Моя семья». | Расширить представления учащихся о семейных обычаях и праздниках. |
17 | «Внимание, снегири!». Акция « Кормушка» | Пропаганда экологических знаний, развитие активности детей, их творческих способностей. |
18 | Беседа «Хлеб – всему голова». Экскурсия в пекарню. | Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
19 | Экскурсия «Люблю природу русскую». | Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе. |
20 | Беседа «Красная Книга республики Коми ». Презентация. | Способствовать развитию любви к природе родного края, наблюдательности и любознательности. |
21 | Чтение стихов «Береза-символ России». Аппликация «Березовый край». | Развитие умения видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе. |
22 | Конкурс для пап «Папы разные нужны…» | Способствовать усилению роли семьи в формировании активной жизненной позиции ребенка, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой. |
23 | Беседа и экскурсия на природу «Как вести себя в природе». | Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе. Уметь выполнять правила поведения в природе. |
24 | Поздравления мамам «Наши мамы лучшие на свете». Конкурс рисунков «Моя мама» | Способствовать усилению роли семьи в формировании активной жизненной позиции ребенка, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой. |
25 | «Широкая масленица» | Формировать у детей представление о народном празднике; развивать сплочение детского коллектива. |
26 | Конкурс стихов «Весенняя капель». Экскурсия в весенний лес. | Развивать наличие у детей экологических знаний. Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе. |
27 | Беседа с презентацией «Мы – земляне». Конкурс рисунков ко Дню космонавтики. | Сплочение детского коллектива. Развитие активности детей, их творческих способностей. |
28 | Традиционные школьные праздники. | Изучение традиций своей школы, приобщение к культуре поведения; учить проявлять активное участие в жизни школы. |
29 | Встреча с интересными людьми села. | Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости; учить уделять внимание старшему поколению. |
30 | «Никто не забыт, ничто не забыто» - беседа и видеопрезентация о Дне Победы. | Изучение истории и традиций своей Родины. Развитие чувства патриотизма, чуткости, любви к Родине. |
31 | Акция «Родной школьный двор». Уборка школьной территории. | Учить проявлять интерес к творческим успехам товарищей; организовывать свою деятельность; принимать активное участие в благоустройстве школьного двора. |
32 | Путешествие по интересным природным местам окрестностей села Черёмуховка. Экскурсия. | Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе. Развитие наблюдательности, любознательности. |
33 | «Вот оно какое, наше лето!» - беседа о правилах безопасного летнего отдыха. | Сплочение детского коллектива. Развитие самоконтроля и безопасного поведения летом. |
III. Содержание программы
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
-
«Я и моё Отечество»
-
«Я и моё село»
-
«Я и моя школа»
-
«Я и моя семья»
-
«Я и природа»
НАПРАВЛЕНИЕ - «Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО»
Задача | Содержание деятельности |
Изучение истории и культуры России, Республики Коми, прилузского района и села Черёмуховка | -
Беседа «С чего начинается Родина?!» -
«Государственные символы России» (рассказ о флаге и гербе России) -
«Символика Республики Коми» -
«Заочное путешествие по местам Прилузского района» (изучение местности при помощи карты) 5. Праздник предков «Широкая масленица» (участие в ярмарке и в празднике «Проводы зимы) 6. Операция «Радость пожилым людям» (поздравление бабушек и дедушек с Днем Пожилых людей) 7. «Мы - Земляне» (Конкурс рисунков и поделок ко Дню космонавтики). |
НАПРАВЛЕНИЕ «Я И МОЁ СЕЛО»
Задача | Содержание деятельности |
Воспитание любви к своей малой Родине, бережного отношения к своему селу. | 1. История родного села. 2. «Биография моей улицы» (Конкурс рассказов) 3. «Никто не забыт, ничто не забыто!» (Экскурсия к памятнику, участие в митинге, посвященном Дню Победы) 4.«Где работают наши мамы и папы» (Беседа о предприятиях с. Черёмуховка и Прилузского района). 5.Знакомство с интересными жителями села. Акция 6. «Каждому уголку поселка – заботу и внимание». |
НАПРАВЛЕНИЕ «Я И МОЯ ШКОЛА»
Задача | Содержание деятельности |
Изучение истории и традиций своей школы, приобщение к культуре поведения | 1. Экскурсия первоклассников по школе, знакомство с сотрудниками школы. 2. Операция «Родной школьный двор» 3. Участие в традиционных школьных делах (День Учителя, день рождения школы). 4. «История моей школы» 5. Встречи с учителями и сотрудниками школы 6. «Книжки и тетрадки содержи в порядке» |
НАПРАВЛЕНИЕ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Задача | Содержание деятельности |
Способствовать усилению роли семьи в формировании активной жизненной позиции ребенка, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой. | «Наши мамы лучшие на свете» (поздравления мамам к 8 марта и Дню матери) 2. «Моя родословная» (создание простейшего родословного древа) 3. «Традиции нашей семьи» (семейные обычаи и праздники) 4. « Папы разные нужны…» (поздравление пап с 23 февраля) 5. «Мой дом – моя крепость» (конкурс рисунков) |
НАПРАВЛЕНИЕ «Я И ПРИРОДА»
Задача | Содержание деятельности |
Пропаганда экологических знаний | 1. Операция «Внимание, снегири!» (изготовление кормушек для птиц) 2. Беседа на тему: «Хлеб - всему голова» 3. Конкурс стихов «Люблю природу русскую». 4. «Красная Книга республики Коми» 5. Беседа о культуре поведения в природе. 6. Мероприятие - «Береза – символ России» 7. «Осень золотая» и «Весенняя капель» (Осенние и весенние экскурсии «Какого цвета моя малая Родина?») |
IV. Предполагаемые результаты реализации программы
-
Ознакомление детей с историей родного края и села, традициями и культурой.
-
Воспитание у детей любви к своей малой Родине.
-
Развитие чувства патриотизма.
-
Наличие у детей экологических знаний.
-
Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости.
-
Сплочение детского коллектива.
-
Развитие активности детей, их творческих способностей.
Учащиеся будут знать:
-историю своего родного края;
-традиции русского народа и семьи,
-правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
-вести наблюдения в природе;
-выполнять правила поведения в природе;
-работать в семейных архивах совместно с родителями;
Учащиеся будут воспитывать в себе:
-бережное отношение к своей стране, своему селу, к школе, к природе;
-чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Дети смогут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
При организации занятий будут учитываться возрастные особенности учащихся. Приобретаемые знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм дополнительных занятий во внеурочное время.
Внеурочная деятельность по духовно- нравственному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества
V.Формы и виды контроля
Срок реализации: 2019-2020 учебный год.
Формы и режим занятий: сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение.
VI.Методические рекомендации
Программа кружковой работы предполагает формирование понятий у учащихся о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, республике. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом, районом, областью, Россией.
VII.Описание материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980.
2.Коми народные загадки. Сыктывкар.1975.
3.Коми народные сказки. Сыктывкар.1996.
4.Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар.1983.
5.Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар.1985.
6.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994.
7.Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997.
8.Журавлёв С. Азбука пармы. Сыктывкар. 1995.
9.Моисеев К.А., Волкова Г.А., Мартынов Л.Г. Декоративные растения на севере. Сыктывкар.1984.
10.Климова Г. Текстильный орнамент коми.
2. Печатные пособия
Энциклопедии, таблицы и технологические карты, гербарии, предметные рисунки.
3. Технические средства обучения
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.) и средств фиксации окружающего мира
4.Экранно-звуковые пособия
Материалы на CD и DVD носителях.
12