СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Мой край родной" для 7-8 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на учащихся 7-8 классов, для изучения краеведческого материала ( Ульяновская область)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Мой край родной" для 7-8 классов»

Аннотация

Рабочие программы по организации внеурочной деятельности составлены на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М: «Просвещение», 2010.

  4. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

  5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".

  6. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2010.

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  9. Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  10. План внеурочной деятельности МОУ Чеботаевской СШ на 2018-2019 учебный год.










































«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв




Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Обучающиеся научаться знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, города, школы;

  • традиции русского народа и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ.


Обучающиеся должны научиться:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.


Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;

  • ответственное отношение к окружающей среде;

  • доброжелательность к живым существам;

  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.







Содержание курса внеурочной деятельности

(35 часов)


Тема 1: Введение (2ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.



Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Ульяновская область-частица России. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение области. Сурский район. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Происхождение названия города, района, села. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой края.


Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.


Тема 4: Моя улица. (1 ч)

Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.

Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего села».

Тема 5: Наша школа (1 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.


Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)

Полезные ископаемые области, района.

Речная сеть области, реки, озера, их происхождение- ледниковые, карстовые.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Народные промыслы, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Природные ресурсы края, их исполь­зовании и значении для промышлен­ности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.


Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
















































Тематическое планирование



п/п


Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

тео-рия

практика

Тема 1: Введение

2

1

1

  1. (1)

Краеведение - наука о родном крае.


1


  1. (2)

Природа – наш второй дом (экскурсия)


1

Тема 2: Мой край на карте Родины

6

4

2

  1. (1)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.


1


  1. (2)

Символ России – берёза.



1

  1. (3)

Ульяновская область – частица России. Символика края.


1


  1. (4)

Сурский район.



1

  1. (5)

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.


1


  1. (6)

Знакомство с символикой района, села.


1


Тема 3: Я и моя семья

3

1

2

  1. (1)

Профессии моих родителей.


0,5

0,5

  1. (2)

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»



1

  1. (3)

Моя родословная.


0,5

0,5

Тема 4: Моя улица

1


1

  1. (1)

Экскурсия по улицам села.



1

Тема 5: Наша школа

1


1

  1. (1)

Знакомство с историей, традициями своей школы.


1

Тема 6: Природа нашего края

21

12

9

  1. (1)

Полезные ископаемые родного края.


1


  1. (2)

Что дает наш край стране.


1


  1. (3)

Климат. Сезонные изменения погоды.


0,5

0,5

  1. (4)

Реки и озера родного края.


1


  1. (5)

Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона.


0,5

0,5

  1. (6)

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.


0,5

0,5

  1. (7)

Лекарственные растения нашего края.


1


  1. (8)

Викторина «Что это за растения?»



1

  1. (9)

Правила поведения в природе.


1


  1. (10)

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».



1

  1. (11)

Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.


1


  1. (12)

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».



1

  1. (13)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.



1

  1. (14)

Животный мир родного края


0,5

0,5

  1. (15)

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?


1


  1. (16)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.



1

  1. (17)

Викторина «В мире животных».



1

  1. (18)

Птицы родного края


0,5

0,5

  1. (19)

Географические названия населенных пунктов нашей местности.


1


  1. (20)

Народные промыслы нашего края.


0,5

0,5

  1. (21)

Что дает наш край стране.


1







  1. (1)

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

1

1



ИТОГО:

35

19

16




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!