Аннотация
Рабочие программы по организации внеурочной деятельности составлены на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М: «Просвещение», 2010.
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
План внеурочной деятельности МОУ Чеботаевской СШ на 2018-2019 учебный год.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся научаться знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, города, школы;
традиции русского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ.
Обучающиеся должны научиться:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
Содержание курса внеурочной деятельности
(35 часов)
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Ульяновская область-частица России. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение области. Сурский район. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Происхождение названия города, района, села. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой края.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего села».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)
Полезные ископаемые области, района.
Речная сеть области, реки, озера, их происхождение- ледниковые, карстовые.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема | всего ча-сов | В том числе |
тео-рия | практика |
Тема 1: Введение | 2 | 1 | 1 |
(1) | Краеведение - наука о родном крае. | | 1 | |
(2) | Природа – наш второй дом (экскурсия) | | | 1 |
Тема 2: Мой край на карте Родины | 6 | 4 | 2 |
(1) | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | | 1 | |
(2) | Символ России – берёза. | | | 1 |
(3) | Ульяновская область – частица России. Символика края. | | 1 | |
(4) | Сурский район. | | | 1 |
(5) | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | | 1 | |
(6) | Знакомство с символикой района, села. | | 1 | |
Тема 3: Я и моя семья | 3 | 1 | 2 |
(1) | Профессии моих родителей. | | 0,5 | 0,5 |
(2) | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | | | 1 |
(3) | Моя родословная. | | 0,5 | 0,5 |
Тема 4: Моя улица | 1 | | 1 |
(1) | Экскурсия по улицам села. | | | 1 |
Тема 5: Наша школа | 1 | | 1 |
(1) | Знакомство с историей, традициями своей школы. | | | 1 |
Тема 6: Природа нашего края | 21 | 12 | 9 |
(1) | Полезные ископаемые родного края. | | 1 | |
(2) | Что дает наш край стране. | | 1 | |
(3) | Климат. Сезонные изменения погоды. | | 0,5 | 0,5 |
(4) | Реки и озера родного края. | | 1 | |
(5) | Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона. | | 0,5 | 0,5 |
(6) | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | | 0,5 | 0,5 |
(7) | Лекарственные растения нашего края. | | 1 | |
(8) | Викторина «Что это за растения?» | | | 1 |
(9) | Правила поведения в природе. | | 1 | |
(10) | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | | | 1 |
(11) | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | | 1 | |
(12) | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | | | 1 |
(13) | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | | | 1 |
(14) | Животный мир родного края | | 0,5 | 0,5 |
(15) | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | | 1 | |
(16) | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | | | 1 |
(17) | Викторина «В мире животных». | | | 1 |
(18) | Птицы родного края | | 0,5 | 0,5 |
(19) | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | | 1 | |
(20) | Народные промыслы нашего края. | | 0,5 | 0,5 |
(21) | Что дает наш край стране. | | 1 | |
| | | | |
(1) | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | 1 | 1 | |
| ИТОГО: | 35 | 19 | 16 |