Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Музыка» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (инт еллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе (вариант 1) отводится 1час в неделю (34 часа в год).
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 4 классе определяет следующие задачи:
- воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений народной, композиторской, детской, классической и современной музыки о природе, детстве, труде, профессиях, школьной жизни, общественных явлениях; разных жанров: праздничная, маршевая, колыбельная песня;
- развитие умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
- закрепление навыков определения характера музыки (спокойная, весёлая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая);
- формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;
- формирование умения кратко (тремя и более предложениями) передавать внутреннее содержание музыкального произведения;
- формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия)
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- развитие навыков певческого дыхания (развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами);
- формирование умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- формирование умения чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
- формирование навыков дифференцирования звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптаци.
Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах;
- создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
Место реализации Адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка»
в 4 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Предметные результаты
по учебному предмету «Музыка» на конец 3 класса
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности;
- адекватная оценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира, сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
- пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
- протяжное пение гласных звуков;
- различение вступления, окончания песни;
- передача метроритма мелодии (хлопками);
- различение музыкальных произведений по содержанию и характеру (веселые, грустные и спокойные);
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представление обо всех включённых в программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учётом средств музыкальной выразительности;
- ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
- формирование представления обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, балалайка, баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган, валторна, литавра);
- владение элементами музыкальной грамоты как средства графического изображения музыки.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия
|
Регулятивные учебные действия
|
Познавательные учебные действия
|
Коммуникативные учебные действия
|
У обучающегося будут сформированы:
|
Обучающийся научится:
|
Обучающийся научится:
|
Обучающийся научится:
|
Эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания
в собственных поступках; эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования озитивной самооценки, самоуважения,
жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
|
Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно исполнительскими и учебными задачами; различать способ и результат собственных и коллективных действий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других
людей; вносить необходимые коррективы в действие
после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
|
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы,
воспринимать и анализировать тексты. Строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
устанавливать аналогии;
|
Выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ.
выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
продуктивно сотрудничать со сверстниками,
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера.
|
Система оценки достижений
Оценка предметных результатов по музыке в 4 классе основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:
- умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
- умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; знание музыкальной литературы;
- владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «2» - не ставится
Содержание
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 4 классе, у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству, формируются основы музыкальной грамотности, умение анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное), выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности: динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).
Содержание разделов
№
|
Разделы
|
Кол-во часов
|
Контрольные работы
|
1
|
«Здравствуй музыка»
|
2
|
-
|
2
|
«Без труда не проживешь»
|
8
|
-
|
3
|
«Будьте добры»
|
8
|
-
|
4
|
Моя Россия
|
8
|
-
|
5
|
Великая Победа
|
3
|
-
|
6
|
Мир похож на цветной луг»
|
5
|
-
|
Всего 34 часа
|
|
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата проведения по плану
|
По факту
|
«Здравствуй музыка»
|
1
|
Композитор и исполнитель
|
1
|
|
|
2
|
Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон
|
1
|
|
|
«Без труда не проживешь»
|
1.
|
«Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко
|
1
|
|
|
2.
|
«Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова)
|
1
|
|
|
3.
|
«Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия»
|
1
|
|
|
4.
|
«Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева
|
1
|
|
|
5.
|
«Во кузнице» русская народная песня
|
1
|
|
|
6.
|
«Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
|
1
|
|
|
7.
|
«Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева
|
1
|
|
|
8.
|
Обобщающий урок по теме: «Без труда не проживешь»
|
1
|
|
|
«Будьте добрее»
|
1.
|
«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева)
|
1
|
|
|
2.
|
«Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина)
|
1
|
|
|
3.
|
«Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского
|
1
|
|
|
4.
|
«Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского
|
1
|
|
|
5.
|
«Руслан и Людмила, композитор М.И. Глинки
|
1
|
|
|
6.
|
Жанры музыки: «оркестр, балет, опера»
|
1
|
|
|
7.
|
«Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева
|
1
|
|
|
8.
|
Обобщение по теме «Будьте добрее».
|
1
|
|
|
«Моя Россия»
|
1.
|
«Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина
|
1
|
|
|
2.
|
«Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой
|
1
|
|
|
3.
|
«Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова
|
1
|
|
|
4.
|
«Моя Россия», музыка Г. Струве, слова Н. Соловьев
|
1
|
|
|
5.
|
«Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика
|
1
|
|
|
6.
|
«Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца
|
1
|
|
|
7.
|
«Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача
|
1
|
|
|
8.
|
Музыкальный инструмент «литавры»
|
1
|
|
|
«Великая победа»
|
1.
|
«Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина
|
1
|
|
|
2.
|
«День победы»
|
1
|
|
|
3.
|
Оркестр детских инструментов
|
1
|
|
|
«Мир похож на цветной луг»
|
1.
|
«Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового).
|
1
|
|
|
2.
|
«Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского
|
1
|
|
|
3.
|
«Чардаш» композитора Витторио Монти
|
1
|
|
|
4.
|
«Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского
|
1
|
|
|
5.
|
Повторение изученного за год
|
1
|
|
|
Контрольно-измерительные материалы
Данные контрольно-измерительных материаллов для 4 класса по музыке включают: тесты; ответы; анализ, контроль и оценивание строятся на критериальной основе; самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.
Лист индивидуальных достижений
Фамилия и имя ребенка____________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________
промежуточного этапа (2)______________________________________
контрольного этапа (3) ________________________________________
уровень развития
Параметры музыкальных способностей
Метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, динамическое чувство, эмоциональная отзывчивость: высокий, средний, низкий (уровни).
Промежуточная аттестация:
Задание 1. «Музыкально-ритмическая проба»
Цель: Выявить возможности выполнять определенные танцевально-ритмические движения под соответствующую музыку, ориентация в пространстве.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии.
Инструкция: учитель предлагает обучающимся простучать заданный ритмический рисуок: _ - - - … - .. -- …; - - …-.. -… - -
Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 4 балла – выполнил самостоятельно
Результаты 1 задания баллы
Задание 2. «Узнай музыкальный инструмент»
Цель: выявить умения слушать звучание различных музыкальных инструментов, различать их по звучанию.
Оборудование: запись музыкального произведения: знакомые мелодии (3), исполняемые на фортепиано, синтезаторе, металлофоне; карточки с изображением музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, металлофон, деревянные ложки).
Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно слушать звучание знакомых мелодий и по окончанию ее поднять карточку с изображением того инструмента, на котором сейчас исполнялась эта музыка.
Критерии: 3 балла – выполнил с помощью взрослого, 4 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи , 5 балла – выполнил самостоятельно
Результаты 2 задания баллы
Протокол оценки по 2 заданиям:
№
|
Наименование
|
Оценка
|
1
|
Задание 1 «Музыкально-ритмическая проба».
|
|
2
|
Задание 2 «Узнай музыкальный инструмент».
|
|
Итого за 2 задания
|
Сумма баллов
|
Оценка промежуточных достижений, обучающихся: 3 балла – программный материал не усвоен, 4 балла – программный материал усвоен на минимальном уровне, 5 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Итоговая аттестация:
Задание 1. «Слушаем-узнаем»
Цель: выявить умения слушать, различать и определять различные музыкальные жанры.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии 3 жанров (марш, колыбельная, танец); карточки с схематическим изображением 3 жанров (марш, колыбельная, танец).
Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно прослушать мелодию и по ее окончанию назвать жанр или поднять карточку с изображением того жанра, к которому относится исполняемая мелодия.
Критерии: 3 балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого, 5 баллов – выполнил самостоятельно.
Результаты 1 задания баллы
Задание 2. «Вместе, хором мы поем»
Цель: выявить умения петь в хоре.
Оборудование: фонограмма знакомого произведения;
Инструкция: учитель предлагает обучающимся прослушать песню 1 раз. Затем назвать или показать ее название. По дирижерскому жесту «начало» начать исполнение песни в хоре. Закончить по дирижерскому жесту «конец». Для безречевых детей допускается звукоподражание повторяющихся слов в припеве, или «пропевание» песни с помощью движений, иллюстрирующих содержание.
Критерии: 3 балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого , 5 баллов – выполнил самостоятельно
Результаты 2 задания &