СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ФАОП Музыка 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

         Адаптированная рабочая программа «Музыка» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (инт    еллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

        ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

      В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе (вариант 1) отводится 1час в неделю (34 часа в год).

 

Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 4 классе определяет следующие задачи:

  • воспитание интереса к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений народной, композиторской, детской, классической и современной музыки о природе,  детстве,  труде,  профессиях,  школьной жизни, общественных явлениях;  разных жанров: праздничная, маршевая,  колыбельная песня;
  • развитие умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
  • закрепление навыков определения   характера музыки (спокойная, весёлая, грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая);
  • формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;
  • формирование умения кратко (тремя и более предложениями) передавать внутреннее содержание музыкального произведения;
  • формирование умения различать разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия)
  • развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
  • развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
  • ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
  • развитие навыков певческого дыхания (развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами);
  • формирование умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
  • формирование умения чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
  • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
  • формирование навыков дифференцирования звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
  • реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптаци.

Коррекционная деятельность, осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:

  •      корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
  •      способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  •      корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах;
  •      создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

 

Место реализации Адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка»

в 4 классе

        Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Предметные результаты

по учебному предмету «Музыка» на конец 3 класса

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
  • готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм социального взаимодействия;
  • готовность к практическому применению приобретённого музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности;
  • адекватная оценка собственных музыкальных способностей;
  • начальные навыки реагирования на изменения социального мира, сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
  • доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
  • пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
  • протяжное пение гласных звуков;
  • различение вступления, окончания песни;
  • передача метроритма мелодии (хлопками);
  • различение музыкальных произведений по содержанию и характеру (веселые, грустные и спокойные);
  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное исполнение разученных песен как с инструментальным сопровождением, так и без него;
  • представление обо всех включённых в программу музыкальных инструментах и их звучании;
  • сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учётом средств музыкальной выразительности;
  • ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера;
  • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
  • знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте  — громко, пиано  — тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
  • формирование представления обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании (арфа, рояль, пианино, балалайка, баян, барабан, гитара, труба, маракасы, румба, бубен, треугольник, скрипка, орган, валторна, литавра);
  • владение элементами музыкальной грамоты как средства графического изображения музыки.

 

Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся научится:

Обучающийся научится:

Обучающийся научится:

Эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных  произведений и проекция этого содержания

в собственных поступках; эстетические и  ценностно  смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования озитивной самооценки, самоуважения,

жизненного оптимизма;

любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально практической и творческой деятельности;

знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;

основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);

Понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно  исполнительскими и учебными задачами; различать способ и результат собственных и коллективных действий; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других

людей;  вносить необходимые коррективы в действие

после его оценки и самооценки;

осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы,

воспринимать и анализировать тексты. Строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

проводить сравнение, сериацию  и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

устанавливать аналогии;

     Выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ.

выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

продуктивно сотрудничать со сверстниками,

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера.

Система оценки достижений

Оценка предметных результатов по музыке в 4 классе основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Критерии и нормы оценки достижений

Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:

  1. умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
  2. умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; знание музыкальной литературы;
  3. владение вокально-хоровыми навыками.

1. Слушание музыки

Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.     

Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.  

Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.    

Оценка «2» - не ставится   

2. Хоровое пение

Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.

Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.

Оценка «2» - не ставится   

        

Содержание

         В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 4 классе, у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству, формируются основы музыкальной грамотности, умение анализировать музыкальный материал (услышанное, исполненное), выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства  музыкальной выразительности:  динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).

                                                         Содержание разделов

Разделы

Кол-во часов

Контрольные работы

1

«Здравствуй музыка»

2

-

2

«Без труда не проживешь»

8

-

3

«Будьте добры»

8

-

4

Моя Россия

8

-

5

Великая Победа

3

-

6

Мир похож на цветной луг»

5

-

Всего 34 часа

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

По факту

«Здравствуй музыка»

1

Композитор и исполнитель

1

 

 

2

Клавишные музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон

1

 

 

«Без труда не проживешь»

1.

 «Без труда не проживешь», музыка Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко

1

 

 

2.

«Золотая пшеница», музыка Т. Потапенко, слова Н. Найденова)

1

 

 

3.

«Восходящая мелодия» и «нисходящая мелодия»

1

 

 

4.

 «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева

1

 

 

5.

«Во кузнице» русская народная песня

1

 

 

6.

 «Чему учат в школе», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1

 

 

7.

«Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева

1

 

 

8.

Обобщающий урок по теме: «Без труда не проживешь»

1

 

 

«Будьте добрее»

1.

 «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Е. Крылатовой, слова Ю. Яковлева)

1

 

 

2.

«Будьте добры» из мультфильма «Новогодние приключения», музыка А. Флярковского, слова А. Санина)

1

 

 

3.

«Розовый слон» из фильма «Боба и слон», музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского

1

 

 

4.

«Волшебный цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского

1

 

 

5.

«Руслан и Людмила, композитор  М.И. Глинки

1

 

 

6.

Жанры музыки: «оркестр, балет, опера»

1

 

 

7.

«Три белых коня» из фильма «Чародеи», музыка Е. Крылатовой, слова Л. Дербенева

1

 

 

8.

Обобщение по теме «Будьте добрее».

1

 

 

«Моя Россия»

1.

 «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина

1

 

 

2.

«Солнечная капель», музыка С. Сосина, слова И. Вахрушевой

1

 

 

3.

«Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова

1

 

 

4.

«Моя Россия», музыка  Г. Струве, слова Н. Соловьев

1

 

 

5.

«Девчонки и мальчишки», музыка А. Островского, слова И. Дика

1

 

 

6.

«Наш край», музыка Д. Кабалевский, слова А. Пришельца

1

 

 

7.

«Спортивный марш» из фильма «Вратарь», музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача

1

 

 

8.

Музыкальный инструмент «литавры»

1

 

 

«Великая победа»

1.

 «Три танкиста» из фильма «Трактористы», музыка Д. Покрасса, слова Б. Ласкина

1

 

 

2.

«День победы»

1

 

 

3.

Оркестр детских инструментов

1

 

 

«Мир похож на цветной луг»

1.

 «Песня о волшебниках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового).

1

 

 

2.

«Мир похож на цветной луг» из мультфильма «Однажды утром», музыка Шаинского, слова М. Пляцковского

1

 

 

3.

«Чардаш» композитора Витторио Монти

1

 

 

4.

«Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского

1

 

 

5.

Повторение изученного за год

1

 

 

 

          Контрольно-измерительные материалы

            Данные контрольно-измерительных материаллов для 4 класса по музыке включают: тесты; ответы; анализ, контроль и оценивание строятся на критериальной основе; самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

 

Лист  индивидуальных достижений

Фамилия и имя ребенка____________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________

промежуточного этапа (2)______________________________________

контрольного этапа (3) ________________________________________

уровень развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, динамическое чувство, эмоциональная отзывчивость: высокий, средний, низкий (уровни).

 

Промежуточная аттестация:

Задание 1. «Музыкально-ритмическая проба»

Цель: Выявить возможности выполнять определенные танцевально-ритмические движения под соответствующую музыку, ориентация в пространстве.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии.

Инструкция: учитель предлагает обучающимся простучать заданный ритмический рисуок: _ - - - … - .. -- …;  - - …-.. -… - -

Критерии: 1 балл – не выполнил, 2 балла – выполнил с помощью взрослого, 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи ,            4 балла – выполнил самостоятельно

Результаты 1 задания                                       баллы

 

Задание 2. «Узнай музыкальный инструмент»

Цель: выявить умения слушать звучание различных музыкальных инструментов, различать их по звучанию.

          Оборудование:  запись музыкального произведения:  знакомые мелодии (3), исполняемые на фортепиано, синтезаторе,  металлофоне; карточки с изображением музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, металлофон, деревянные ложки).

          Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно слушать звучание знакомых мелодий и по окончанию ее поднять карточку с изображением того инструмента, на котором сейчас исполнялась эта музыка.

           Критерии:  3 балла – выполнил с помощью взрослого, 4 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи ,                5   балла – выполнил самостоятельно

Результаты 2 задания                                       баллы

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Музыкально-ритмическая проба».

 

2

Задание 2 «Узнай музыкальный инструмент».

 

Итого за 2 задания

Сумма баллов

 

          Оценка промежуточных достижений, обучающихся:     3 балла – программный материал не усвоен, 4 балла – программный материал усвоен на минимальном уровне,     5 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.

Итоговая аттестация:

Задание 1. «Слушаем-узнаем»

         Цель: выявить умения слушать, различать и определять различные музыкальные жанры.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, знакомые мелодии 3 жанров (марш, колыбельная, танец); карточки с схематическим изображением 3 жанров (марш, колыбельная, танец).

         Инструкция: учитель предлагает обучающимся внимательно прослушать мелодию и по ее окончанию назвать жанр или поднять карточку с изображением того жанра, к которому относится исполняемая мелодия.

        Критерии: 3  балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого, 5 баллов – выполнил самостоятельно.

Результаты 1 задания                                    баллы

 

Задание 2. «Вместе, хором мы  поем»

         Цель: выявить умения петь в хоре.

Оборудование: фонограмма знакомого произведения;

Инструкция: учитель предлагает обучающимся прослушать песню 1 раз. Затем назвать или показать ее название. По дирижерскому жесту «начало» начать исполнение песни в хоре. Закончить по дирижерскому жесту «конец». Для безречевых детей допускается звукоподражание повторяющихся слов в припеве, или «пропевание» песни с помощью движений, иллюстрирующих содержание.

       Критерии: 3 балла – не выполнил, 4 балла – выполнил с помощью взрослого ,            5 баллов – выполнил самостоятельно

Результаты 2 задания                    &