Пояснительная записка
9 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС и ООО учебных программ по хакасскому языку и литературе (для начинающих).
Программа для обучающихся 9 класса призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Тематика и содержание занятий подобраны с учетом возрастных особенностей школьников среднего возраста.
Актуальность.
Внеурочная деятельность «Мудрость предков» помогает обеспечить систему образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию. Научить людей жить вместе – одно из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование в условиях социума призвана решить двуединую задачу: освоение обучающимися культуры хакасского народа и воспитание уважения к ценностям других культур. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.
Средний школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее и потребует не измеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт определяет его действия и поступки.
Цели и задачи:
Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края.
Задачи:
- Приобщать детей к родному языку;
- формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия.
- воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций;
Формы работы:
- викторины, беседы и игры;
- выставки рисунков;
- соревнования;
- экскурсии;
- мероприятия, посвященные историческим датам.
Формы контроля:
Программа предполагает различные формы контроля.
Ожидаемые результаты.
Первый уровень. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия через сбор материала о замечательных людях Хакасии.
Второй уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества: человеке, семье, Отечестве, природе родного края, традициям своей семьи и республике, труде жителей родного края, культуре своего народа, ценностного отношения к социальной реальности в челом.
Проводимые мероприятия включает в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, мини проекты, фотовыставки, трудовые дела каждый учащейся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Реализация данной программа предполагает:
Получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем, о личностях, оставивших заметный след в истории республики; приобретение учащимися учебно-интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности; повышение мотивации школьников среднего возраста.
Возможные критерии результативности.
- Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности, положительной динамики роста участия конкурсных программ, выставок, викторин, направленных на познавательную деятельность.
- увеличение количества учащихся во внеурочной деятельности
- рост уровня сплоченности детского коллективизма;
-повышение интереса учащихся к изучении родного края;
Планируемые результаты:
личностные - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к хакасской литературе, к культурам других народов.
- Сотрудничество в ходе реализации групповых творческих заданий.
метапредметные - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
использование различных источников информации
Показатели результативности
Активное участие во внеурочной деятельности.
Активное участие школьников районных, региональных , Всероссийских, интеллектуальных играх и конкурсах.
Рост числа учащихся, занимающихся во внеурочной деятельности.
Высокий уровень сплоченности коллектива.
Форма подведения итогов:
- творческая работа
В 9 классе работа ведется по направлению исторические памятники, достопримечательности Республики, природа, экологические проблемы. Знаменитые люди нашей республики, произведения искусства, фольклора, традиции и обычаи
Описание места в плане внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в 9 классе ведется 1 час в неделю.
Итого: 34 часов в год, продолжительность занятий 40 мин.
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мудрость предков» 9 класс |
№ занятий | Дата | Тема занятий | Примечания |
План | Факт |
-
| | | Детские журналы | |
-
| | | Газета «Хабар» | |
3 | | | Хакасское телевидение «Устар» | |
4 | | | Республика Хакасия | |
5 | | | Из истории земли хакасской | |
6 | | | Из истории земли хакасской | |
7 | | | Наши предки в других государствах. | |
8 | | | Древний календарь хакасского народа | |
9 | | | Название месяцев по древнему календарю | |
10 | | | Творческая работа | |
11 | | | Хакасские писатели | |
12 | | | Первые хранители хакасской поэзии | |
13 | | | Семен Прокопьевич Кадышев – знаменитый хайджи | |
14 | | | Евдакия Никитична Кулагашева - хайжди | |
15 | | | В.А. Кобяков – основатель хакасской литературы | |
16 | | | В.А. Кобяков «Айдо» | |
17 | | | Н.Г. Доможаков «Тыттығ тағ» | |
18 | | | Творчество М.Е. Кильчичакова | |
19 | | | М.Е. Кильчичаков «Iкі кинек» | |
20 | | | М.Е. Кильчичаков «Ағырығ кізінің ибенде» | |
21 | | | Творчество Н.Т. Нербышева | |
22 | | | Поэзия Н.Т. Нербышева | |
23 | | | Творчество М.С. Кокова | |
24 | | | М.С. Коков «Ынанмас» | |
25 | | | Театр | |
26 | | | Из истории театра. | |
27 | | | Хакасский драматический театр | |
28 | | | Александр Васильевич Тугужеков – основатель ХДТ | |
29 | | | Клавдия Семеновна Чаркова-славная дочь хакасского народа | |
30 | | | М.Е. Кильчичаков «Абалығ хол» | |
31 | | | В. Г. Шулбаева «Недопетая песня» | |
32 | | | Хакасская музыка | |
33 | | | Музыка в жизни хакасов | |
34 | | | Народные инструменты | |
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Содержание | Из них. |
Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводная часть | СМИ Хакасии | 3 | 2 | 1 |
2 | Республика Хакасия | История Хакасии, государственный строй. | 7 | 4 | 3 |
3 | Хакасские писатели | Творчество хакасских писателей, произведения. | 14 | 7 | 7 |
4 | Театр | История театра, актеры. | 7 | 5 | 2 |
5 | Музыка | Музыкальные инструменты, музыканты. | 3 | 2 | 1 |
| Итого: | | 34 | 20 | 14 |
| | | | | |