Музыкоград
Музыкальный час проводится 2 раза в неделю для каждого отряда. Количество участников 20-25 человек, в зависимости от количества детей в отрядах.
Кроме музыкальных часов ребята приходят на индивидуальные и групповые занятия, необходимые для подготовки к мероприятиям, проводимых в летне-оздоровительном лагере.
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие музыкальных способностей и общее эстетическое развитие обучающихся. Развитие музыкальных и художественных способностей воспитанников включает в себя несколько основных видов деятельности: пение, музыкальные игры, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация и др.
Актуальность: В наше нелегкое время особенно актуальна проблема духовного преобразования и формирования подрастающего поколения средствами музыкального искусства, народной культуры. Музыка обладает возможностями формирования культуры личности, терапевтическим и преобразующим эффектом. Именно на встречах с музыкой воспитывается культура восприятия, что позволяет ребёнку отличить прекрасное от безобразного. Искусство развивает душу, пробуждает совесть, учит добру, любви, открывает жизнь. Музыка живёт с нами рядом, в каждом из нас. Музыкальные «витаминки» воспитанники получают как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Цели и задачи образовательной программы.
Цель: Приобщение воспитанников к народно-традиционной (региональной) музыкальной культуре, как части духовной.
Задачи:
Развивающие:. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
Развитие самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Воспитательные:
На основе изучения детских песен, музыкальных игр, оркестровой деятельности песен и т.д. расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Воспитание эстетического отношения к окружающего миру средствами музыкального искусства, а также средствами народной культуры.
Воспитание уважение к народной культуре.
Воспитание умения работать в коллективе.
Образовательные:
Познакомить с музыкальной культурой нашего региона.
Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе.
Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого учащегося.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Основные направления деятельности кружка:
- обеспечение мероприятий музыкальными номерами;
- сотрудничество с вожатыми, педагогами;
- участие в мероприятиях района, города.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, танцы. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный и репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: творчества, импровизации и сценического движения.
1.Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
2.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Содержание программы:
№ п/п | Тема | |
|
1 | Праздник в музыкальном городе. | |
2 | День России. | |
3 | Путешествие на музыкальной Жар-птице. | |
4 | Песни нашего края. | |
5 | Хоровод песен и танцев. | |
6 | Музыкальное творчество новосибирцев. | |
7 | Музыкоград в гостях у лета! | |
8 | Подготовка ко Дню любви, семьи и верности. | |
9 | Подготовка к митингу, посвященному войне 1941-1945 г. | |
10 | Интеллектуальная игра «Новосибирск музыкальный» | |
Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному и танцевальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Основными видами контроля являются выступления на тематических праздниках в лагере гимназии, района и итоговые концерты в конце смены в форме общего творческого отчёта
Дети принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Хрестоматии с нотным материалом.
Книга «Педагогика искусство» (Л.П. Маслова)
Журнал «Справочник музыкального руководителя», «Искусство в школе» и др.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы с записью известных коллективов.
Костюмы
Русские сарафаны, кокошники.
Костюм скомороха
Восточные
И т.д.
6