Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Филиал с. Староалександровка
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
методическим советом школы директор школы
протокол № ____ от __________ ___________Т.И.Киселёва
Приказ №
от «___»____________20__ г.
Программа
внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
Реализация модели игровых площадок
«Мы и окружающий мир»
класс 1 - 3
20__ - 20__ учебный год
Пояснительная записка
Программа творческого объединения внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1 класс – 33ч., 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч. Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность творческого объединения «Мы и окружающий мир» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель творческого объединения – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа творческого объединения призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды области;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
Содержание программы.
1 класс – 33ч (14 - аудиторных, 19 – внеуадиторных)
Введение 1ч
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 4ч
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 6ч
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе 4 ч
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей 5 ч
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений 3ч
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых 4ч
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Что такое НЛО? 1ч
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч Что мы узнали и чему научились за год.
2 класс – 34ч (24 - аудиторных, 10 – внеуадиторных)
Раздел 1. Мир животных (14 часов)
Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных.
Раздел 2. «Мир растений» (12 часов)
Понятие о живом. Растения как живой организм. Строение растений. Роль воды, света, тепла, почвы в жизни растений. Семенное и вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений. Значение растений в природе. Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. Охрана растений.
Раздел 3. «Роль человека в природе» (8 часов)
Взаимодействия между человеком, животными и растениями. Положительная и отрицательная роли человека в природе. Правила поведения в природе. Мероприятия по охране природы. Заповедники, заказники, их роль. Реальная природоохранительная деятельность детей. Конкурс рисунков на тему «Моя планета через 100 лет». Защита творческих экологических проектов «Как защитить природу». Открытое мероприятие «Телепередача «Экология и мы»
3 класс – 34 ч (23 - аудиторных, 11 – внеуадиторных)
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?
Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?
Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Тамбовской области. Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала?
Как передвигается осьминог?
Что такое насекомоядные растения?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Может ли вода течь в гору?
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Животные-рекордсмены (2 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
Календарно-тематический планирование программы
1 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Аудиторные | Внеаудиторные | |
| Введение | 1 | 1 | | |
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | | | | Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». |
1. | Тайны за горизонтом | 4 | 2 | 2 | |
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | | | 1 | Экскурс в историю географических открытий мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный». |
3 | Перемещение солнца на небосводе. | | 1 | | Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. |
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | | 1 | | Изготовление модели Земли из цветного пластилина |
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | | | 1 | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. |
2 | Загадка смены времен года | 6 | 2 | 4 | |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | | | 1 | Заочная экскурсия в обсерваторию |
7 | Движение солнца над горизонтом. | | | 1 | Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка. |
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | | | 1 | Проектная деятельность Составление режима дня |
9 | Загадки. Год и времена года. | | | 1 | Круглый стол |
10 | Названия месяцев на Руси. | | 1 | | Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение |
11 | История происхождения названий дней недели. | | 1 | | Составить название дней недели из букв разрезной азбуки |
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | 2 | 2 | |
12 | Круговорот веществ в природе. | | 1 | | Просмотр учебного фильма |
13 | Живая и неживая природа. | | | 1 | Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. |
14 | Цепи питания. | | 1 | | Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. |
15 | Обитатели почвы. | | | 1 | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. |
4 | Загадки круговорота воды в природе | 4 | 1 | 3 | |
16 | Загадки о состояниях воды. | | 1 | | Дети учатся составлять свои загадки |
17 | Наблюдение в природе за водой | | | 1 | Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. |
18 | Природа дождевого облака | | | 1 | Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду |
19 | Природа снежного облака | | | 1 | Учимся рисовать снежинки, оформление выставки |
5 | Загадки под водой и под землей | 5 | 3 | 2 | |
20 | Как изучают подводный мир. | | | 1 | Просмотр учебного фильма |
21 | Киты, дельфины, акулы. | | 1 | | Рисунки детей по теме занятия |
22 | История открытия гигантского кальмара. | | 1 | | Конкурс рисунков обитателей океанов |
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | | 1 | | Рисунки детей по теме занятия |
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | | | 1 | Просмотр учебного фильма |
6 | Загадки растений | 3 | 1 | 2 | |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | | | 1 | Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. |
26 | Сказка о цветке-недотроге. | | | 1 | Ролевая игра. |
27 | Образование плода. Многообразие плодов. | | 1 | | Просмотр учебного фильма |
7 | Планета насекомых | 4 | 2 | 2 | |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | | | 1 | Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. |
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. | | 1 | | Выполнение зарисовок |
30 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. | | 1 | | Выполнение зарисовок |
31 | Охрана насекомых. | | | 1 | Проектная работа |
8 | Что такое НЛО? | 1 | | 1 | |
32 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | | | | Круглый стол. |
| Заключение | 1 | | 1 | |
33 | Что мы узнали и чему научились за год. | | | | Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. |
| Итого | 33 | 14 | 19 | |
2 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Аудиторные | Внеуадиторные | |
I. | Мир животных | 14 | 11 | 3 | |
1. | Понятие о живом. Животное как живой организм. | | 1 | | Характеризовать предметы по признакам. Различать живую и неживую природу. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
2. | Строение животных | | 1 | | Описывать внешний вид, строение, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
3. | Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов | | 1 | | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей Характеризовать способы питания, условия, роль окраски необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
4. | Приспособление животных к неблагоприятным условиям. | | 1 | | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, условия, способы приспособления необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей |
5. | Приспособление животных к разным способам передвижения | | 1 | | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, условия, способы приспособления к разным видам передвижения необходимые для жизни животных. |
6. | Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи | | 1 | | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
7. | Размножение. Рост и развитие. | | 1 | | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни животных. |
8. | Значение животных в природе. | | 1 | | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
9. | Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. | | 1 | | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
10. | Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. | | 1 | | Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями |
11. | Многообразие животных. | | | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Анализировать примеры использования человеком богатств природы |
12. | Сезонные изменения в жизни животных. | | 1 | | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
13. | Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. | | | 1 | Рассказывать о сезонном труде людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
14. | Охрана животных | | | 1 | Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
II. | Мир растений | 12 | 8 | 4 | |
15. | Понятие о живом. Растения как живой организм. | | 1 | | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). |
16. | Строение растений. | | | 1 | Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. |
17. | Роль воды в жизни растений. | | 1 | | Оценивать роль воды в жизни растений. Характеризовать свойства воды Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды |
18. | Роль света в жизни растений. | | 1 | | Оценивать роль света в жизни растений Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств света и его значения в жизни растений |
19. | Роль тепла в жизни растений. | | 1 | | Оценивать роль тепла в жизни растений. Наблюдать простейшие опыты по изучению значения тепла в жизни растений |
20. | Роль почвы в жизни растений. | | 1 | | Оценивать роль почвы в жизни растений. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств почвы Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). |
21. | Семенное и вегетативное размножение растений. | | 1 | | Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни растений. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
22. | Рост и развитие растений. | | 1 | | Характеризовать способы размножения; условия, необходимые для жизни растений. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
23. | Значение растений в природе. | | | 1 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). |
24. | Многообразие растений. | | | 1 | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные- дикорастущие растения. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). |
25. | Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями. | | 1 | | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. |
26. | Охрана растений. | | | 1 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите |
III. | Роль человека в природе. | 8 | 5 | 3 | |
27. | Взаимодействия между человеком, животными и растениями. | | 1 | | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
28. | Положительная и отрицательная роли человека в природе. | | | 1 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения по отношению к природе Обсуждать в группах и объяснять положительную и отрицательную роль человека в природе Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
29. | Правила поведения в природе | | | 1 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
30. | Мероприятия по охране природы. Заповедники, заказники, их роль. | | 1 | | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
31. | Реальная природоохранительная деятельность детей. | | | 1 | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
32. | Конкурс рисунков на тему «Моя планета через 100 лет» | | 1 | | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
33. | Защита творческих экологических проектов «Как защитить природу» | | 1 | | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Защищать исследовательские проекты детей Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите |
34. | Открытое мероприятие «Экология и мы» | | 1 | | Анализировать примеры использования человеком богатств природы Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Объяснять правила поведения в различных ситуациях. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. |
| Итого | 34 | 24 | 10 | |
3 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характер деятельности учащихся // УУД |
| | | Аудиторные | Внеуадиторные | |
I | Тайны за горизонтом | 4 | 4 | | |
1 | Кто открыл Австралию? | | 1 | | Практические работы с картой // Развивать умение ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий |
2 | Существует ли жизнь в Антарктиде? | | 1 | |
3 | Как образовались Гавайские острова? | | 1 | |
4 | Где родина фигового дерева? | | 1 | |
II | Жили-были динозавры... и не только они | 5 | 5 | | |
5 | Голубые лягушки. | | 1 | | Практическая работа: рассматривание окаменелостей // Формировать умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формировать собственную позицию |
6 | Когда появились первые рептилии? | | 1 | |
7 | Какими были первые рыбы? | | 1 | |
8 | Как улитка строит свой панцирь? | | 1 | |
9 | Где живут «карманные динозавры?» | | 1 | |
III | Тайны камней | 4 | 2 | 2 | |
10 | Разнообразие камней. | | | 1 | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов // Развивать умение строить сообщения в устной форме, развивать монологическую речь, стремиться к сотрудничеству |
11 | Айсберг. Что такое коралловый остров? | | 1 | |
12 | Где находится самая большая и самая глубокая пещера? | | 1 | |
13 | Сады камней. | | | 1 |
IV | Загадки растений | 5 | 3 | 2 | |
14 | Растения -путешественники? (Что такое эвкалипт?) | | 1 | | Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой // Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы |
15 | Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. | | 1 | |
16 | Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора | | | 1 |
17 | Охрана лекарственных растений. | | | 1 |
18 | Почему оливу называют деревом мира? | | 1 | |
V | Эти удивительные животные | 3 | 2 | 1 | |
19 | «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. | | 1 | | Мини-проект // Развивать умение ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
20 | Красная книга Тамбовской области | | | 1 |
21 | Разумные дельфины. | | 1 | |
VI | Планета насекомых | 4 | 2 | 2 | |
22 | Обладают ли кузнечики слухом? | | 1 | | Творческая работа // Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок |
23 | Почему комар считается злейшим врагом человека? | | 1 | |
24 | Муравьи и их квартиранты. | | | 1 |
25 | Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | | | 1 |
VII | Загадки под водой и под землей | 6 | 3 | 3 | |
26 | Что такое ракушка-прилипала? | | | 1 | Виртуальная экскурсия // Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и природных сообществах и обсуждать полученные сведения |
27 | Как передвигается осьминог? | | 1 | |
28 | Что такое насекомоядные растения? | | | 1 |
29 | Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? | | 1 | |
30 | Может ли вода течь в гору? | | | 1 |
31 | Почему некоторые животные выглядят как растения? | | 1 | |
| Животные-рекордсмены | 2 | 2 | | |
32 | Интересные сведения о животных и их особенностях | | 1 | | Защита проектов\\ Развивать умение ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей |
33 | Интересные сведения о животных и их особенностях | | 1 | | |
| Заключение | 1 | | 1 | |
34 | Что мы узнали и чему научились за год? | | | 1 | Защита проектов // Проявлять познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, участвовать в научно-практических конференциях |
| Итого | 34 | 23 | 11 | |
4. Предполагаемые результаты.
Показателями высокой экологической культуры детей следует считать:
1) первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
- ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом
- знают строение и свойства живых и неживых объектов
- овладевают необходимыми трудовыми операциями
- знакомы с основных представителями растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
2) второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
- ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – действенных связей, действующих в природе
- соблюдают правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
- понимают экологические проблемы и их природу возникновения
3) третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
- выявляют более сложные причинно – следственные связи, действующие в природе
- устанавливают общие закономерности природных явлений
- делают умозаключения о скрытых свойствах предметов и явлений
- планируют и проводят исследовательскую работу
- понимают экологические проблемы и их природу возникновения, ищут способы их устранения
5.Формы и виды контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
6. Методические рекомендации.
Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а, кроме того, еще и окружающую среду.
Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.
Для учащихся 1– 3 классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции
изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому необходимо во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.
При реализации программы целесообразно:
– Применять образовательные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения,
технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
Литература для детей
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Детство-пресс, 2004.
Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.,
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Методическая литература для учителя
Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
Детская справочная литература
(справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.