СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Наш край - село Большое Анненково"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Наш край - село Большое Анненково" поможет изучить социальную, культурную, духовную и природную среду  родного края, готовит к исследовательской деятельности. Через знакомство с прошлым своего села воспитывает любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Наш край - село Большое Анненково"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области




Принята педагогическим советом Утверждена приказом МКОУ Протокол №___ «Большеанненковская средняя от__________2021 г. общеобразовательная школа»

Зам.директора по №____ от__________2021 г. УВР _______Е.Ю.Гуракова Директор школы ______А.В.Зимина








Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Наш край – село Большое Анненково»

социального направления

для учащихся 3 класса

срок реализации 1 год











Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол № ___ от________2021г.

Руководитель ШМО______ (Г.А.Новикова)





Разработала Новикова Г.А.,

учитель начальных классов





2021




Пояснительная записка

Нормативные документы

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Наш край – село Большое Анненково» для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,

- Федеральным государственным образовательным стандартом далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

-«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., «Просвещение» 2009 год:

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189);

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.2020 N 58824);

- Основной общеобразовательной программы МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;

-Календарного учебного графика на текущий год;

-расписания уроков;

- Положения о внеурочной деятельности.


Актуальность (педагогическая целесообразность) программы

Программа внеурочной деятельности «Наш край – село Большое Анненково» социальной направленности.

Актуальность данной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. В перспективе грамотная организация разносторонней внеурочной деятельности для учащихся начальной школы может стать трамплином последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, его растительного и животного мира, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за всё живое на Земле, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы. В этой связи огромное значение имеет знакомство младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом, экологией родного края.
Объект изучения – село Большое Анненково Фатежского района Курской области: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.

Главное назначение программы – помочь детям самоопределиться в обществе, социально адаптироваться. У школьника познание окружающего мира происходит не столько на уроке, но в большей степени во внеурочное время, когда ребята получают возможность для непосредственного общения со сверстниками. Младшие школьники имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Режим и число занятий

В соответствии с учебным планом, расписанием занятий программа 3 класса рассчитана на 68 часов внеурочной деятельности. Количество часов в неделю – 2. Продолжительность занятия – 40 минут.


Цель и задачи программы внеурочной деятельности

Цель программы: формирование у учащихся представления о родном крае через живое, проблемное, личностное восприятие.

Задачи:

- пробудить интерес к прошлому и настоящему малой родины;

- приобщить детей к отечественной культуре и истории;

- заложить основы знаний, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;

- научить бережному отношению к природе края, её богатствам;

- научить видеть прекрасное в жизни, природе.


Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности

  • Коллективный проект «Село Большое Анненково»



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин села, района, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;



Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

  • учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

  • высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
    Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

    Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

  • делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других людей.

  • вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Предметные результаты

  • - находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

  • - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.

  • - познакомиться с улицами родного села – их названием, историей возникновения.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В структуре данной программы выделяются следующие разделы:


Тема 1: Природа и мы (18 ч) Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности. Полезные ископаемые нашего края.

Река, пруды их происхождения. Роль водоёмов .

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Тема 2: Мой дом (6 ч) Урок-экскурсия по улицам. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Тема 3: Без прошлого нет настоящего (12 ч) Основание нашего села. Легенды. Ветераны войны и труда.

Тема 4: Нашему роду нет переводу (20 ч) Родословная. Из истории наших фамилий. Фолклор. Диалекты. Умельцы села.

Тема 5: Мир животных и растений (12 ч) Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашего села. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.




Формы организации:

- рассказ, беседа, мастер-класс, викторины, проекты, экскурсии, конкурсы рисунков.

Виды деятельности:

  • наглядные: демонстрация пособий, иллюстраций, демонстрация технологических приёмов, способов действий и вариативности;

  • практические: выполнение творческих работ;

  • частично-поисковые: выполнение заданий с элементами творчества.



Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Природа и мы (18 ч)

Погода. Климат.

1

02.09.


Наблюдение за погодой нашего села

1

02.09.


Вода в жизни растений и животных.

1

09.09.


Вода в жизни растений и животных.

1

09.09.


Вода в моем доме и в природе

1

16.09.


Вода в моем доме и в природе

1

16.09.


Водоёмы нашего села

1

23.09.


Водоёмы нашего села

1

23.09.


Экскурсия на пруд Голодников

1

30.09.


Экскурсия на пруд Голодников

1

30.09.


Экскурсия на пруд села Быстрец

1

07.10.


Экскурсия на пруд села Быстрец

1

07.10.


Экскурсия к реке Усожа

1

14.10.


Экскурсия к реке Усожа

1

14.10.


Экскурсия к роднику села Малое Анненково

1

21.10.


Экскурсия к роднику села Малое Анненково

1

21.10.


Зарисовки водоёмов нашего села по памяти

1

28.10.


Зарисовки водоёмов нашего села по памяти

1

28.10.


Мой дом (6 ч)

Моя улица

1

11.11.


Моя улица

1

11.11.


Экскурсия по улицам села

1

18.11.


Экскурсия по улицам села

1

18.11.


Рассказ о своей улице

1

25.11.


Рассказ о своей улице

1

25.11.


Без прошлого нет настоящего (12 ч)

Лента времени.

1

02.12.


Лента времени.

1

02.12.


Основание нашего села

1

09.12.


Основание нашего села

1

09.12.


С верою в сердце. Храм нашего села

1

16.12.


С верою в сердце. Храм нашего села

1

16.12.


Добрые соседи.

1

23.12.


Добрые соседи.

1

23.12.


Ветераны и участники Великой Отечественной войны

1

13.01.


Ветераны и участники Великой Отечественной войны

1

13.01.


Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

1

20.01.


Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

1

20.01.


Нашему роду нет переводу (20 ч)

Твоя родословная.

1

27.01.


Твоя родословная.

1

27.01.


Из истории наших фамилий

1

03.02.


Из истории наших фамилий

1

03.02.


Загадочный мир названий.

1

10.02.


Загадочный мир названий.

1

10.02.


Кто ленится, тот не ценится.

1

17.02.


Кто ленится, тот не ценится.

1

17.02.


Наши умельцы.

1

24.02.


Наши умельцы.

1

24.02.


При солнышке – тепло, при матери – добро. Рассказы о мамах

1

03.03.


При солнышке – тепло, при матери – добро. Рассказы о мамах

1

03.03.


В гости к мастерам

1

10.03.


В гости к мастерам

1

10.03.


Народные обычаи и традиции.

1

17.03.


Народные обычаи и традиции.

1

17.03.


Наш фольклор.

1

07.04.


Наш фольклор.

1

07.04.


Нашему роду нет переводу

1

14.04.


Нашему роду нет переводу

1

14.04.


Мир животных и растений (12 ч)

Растения нашего села

1

21.04.


Растения нашего села

1

21.04.


Насекомые нашего края.

1

28.04.


Насекомые нашего края.

1

28.04.


Животные нашего села

1

05.05.


Животные нашего села

1

05.05.


Курский соловей и другие птицы

1

12.05.


Курский соловей и другие птицы

1

12.05.


Экскурсия в лес Цикорев

1

19.05.


Экскурсия в лес Цикорев

1

19.05.


Викторина «Природа моего края»

1

26.05.


Викторина «Природа моего края»

1

26.05.







Список литературы

Литература, используемая педагогом

  1. Басаргина  А.А. «Народоведение. 1-4 классы».

  2. Карта Курской области.

  3. Клиентов А.Е. «Народные промыслы». - Издательство «Белый город» М. 2006

  4. «Фатежский край: прошлое и настоящее: историко-краеведческий сборник.» - Фатеж, 2006.

  5. Большая Курская Энциклопедия. Т.1. кн.2. - Курск, 2008.

  6. «Книга Памяти Курской области»



Литература, рекомендуемая для учащихся


1.«Фатежский край: прошлое и настоящее: историко-краеведческий сборник.» - Фатеж, 2006.

2. Большая Курская Энциклопедия. Т.1. кн.2. - Курск, 2008.

3. «Книга Памяти Курской области».











10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!