СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности общеинтелектуальной напрвленности "Экология и мы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общеинтелектуальной напрвленности "Экология и мы"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Метели муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан




Рассмотрено на заседании Утверждено:

Совета школы директор МБОУ СОШ с. Метели

Протокол № ___ от «___»______ 2020 г. ___________Чухарев А.П.

Приказ № ___от «__»_______ 2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности


название направления «Интелектуальное»


название курса «Экология и мы»


для обучающихся 10 класса







Разработала: Дудина Лариса Андреевна, учитель биологии и химии, высшей категории,

МБОУ СОШ с. Метели










Метели – 2020




Пояснительная записка.

1. Нормативно- правовая база: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология и мы» составлена на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

-Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)).

-Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, внесенная в реестр образовательных программ, одобренная федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015г. №1/15).

Составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы «Экология и мы» Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа: учебно-методическое пособие / И. А. Жигарев, В. М. Галушин. — М. : Дрофа, 2017. — 22, [1] с

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ

с. Метели муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.

Назначение программы: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.

Актуальность и перспективность курса: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.

Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, эко центрического сознания. Развитие дополнительного эко образования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Возрастная группа обучающихся: Рабочая программа курса «Экология и мы» предназначена для организации внеурочной деятельности в 10 классе на уровне среднего общего образования по интеллектуальному направлению развития личности.

Объем часов: Занятия проводятся один раз в неделю, всего 34 часа.

Цели внеурочной деятельности по курсу «Экология и мы»:

1. Формирование системных базисных знаний основных экологических законов, определяющих существование и взаимодействие биологических систем разных уровней, в том числе системы «человечество — природа».

2. Рассмотрение экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, а также современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества.

3. Формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.

4. Формирование экологического мышления, личной позиции и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах человеческой деятельности.


Задачи дисциплины:

Обучающие:

  1. дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  2. научить применять на практике полученные знания;

  3. формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  1. развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  1. формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  1. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  1. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

  2. прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  4. воспитывать потребность в общении с природой;

  5. способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  6. способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы работы: урок - лекция, урок-дискуссия, урок-беседа, самостоятельная работа с научно-популярной литературой и периодикой, использование информационно-коммуникативных технологий, проектная деятельность.

Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экология и мы»
Личностные результаты
 обучения экологии:

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

-формирование личностных представлений о целостности природы,

-формирование толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-Устойчивой познавательной мотивации учения;

-Внимательности, настойчивости, целеустремленности;

-Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-Навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты изучения курса «Основы экологической культуры» является (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающий научится:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обучающийся получит возмжность научиться:

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Обучающийся получит возможность обучиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • Записывать, фиксировать, информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов;

  • соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;

  • объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; осуществлять постановку биологических экспериментов и объяснять их результаты.

Обучающий получит возможность научиться:

  • основным правилам поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами организмов

  • оказания первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выделять общие принципы экологии

  • формулировать положения глобальных экологических проблем

  • сохранять положительное состояние организма.


Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и мы»

Общая экология (8 часов)

Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Основные законы экологии: закон оптимума, закон ограничивающего фактора. Понятие об надорганизменных системах: популяциях, сообществах, экосистемах. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Саморазвитие экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.

Экологические связи человека (6 часов)

Социоэкосистема и её особенности. Человек как биосоциальный
вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития. Принципы устойчивого развития. Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов. Экологические связи в системе «человечество — природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Экологическая демография.
Демографические проблемы и перспективы развития человечества.

Экологическая демография (5 часов)

Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные экологические организации, и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения.

Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. Экологические последствия в разных сферах деятельности.

Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы. Экологический мониторинг. Экологический мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции
экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

Экологические проблемы и их решения (9 часов)

Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны. Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное использование энергоресурсов. Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии. Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и перспективы развития энергетики.

Взаимоотношение человека с окружающей средой (3 часов)

Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение экологических знаний в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей («Я — ученик», «Я — пассажир общественного транспорта», «Я -покупатель», «Я — житель города, деревни, села…») с целью приобретения опыта
эколого-направленной деятельности.

Практикум по оценке экологических последствий в разных сферах деятельности. Применение экологических знаний в разных сферах деятельности (политической, финансовой, науке и образовании, искусстве и литературе, медицине) с целью приобретения опыта эколого-направленной деятельности.

Экологическое проектирование (3 часа)

Принципы социального проектирования, этапы проектирования,
социальный заказ. Социальные проекты экологической направленности, связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Разработка проектов и проведение исследований для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) экологических проблем.


Тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Тема 1. Общая экология

8

7

1

2

Тема 2.Экологические связи человека

6

4

2

3

Тема 3. Экологическая демография

5

3

2

4

Тема 4. Экологические проблемы и их решения

9

6

3

5

Тема 5. Взаимоотношение человека с окружающей средой

3

1

2


Тема 6. Экологическое проектирование

3

1

2


ИТОГО

34

22

12




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Раздел программы, тема урока

Кол-во часов по теме

Примечание

план

факт





Тема 1. Общая экология (8 часов)


1

02.09


Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

1



2

09.09


Основные законы экологии: закон оптимума, закон ограничивающего фактора.

1



3

16.09


Понятие об надорганизменных системах: популяциях, сообществах, экосистемах.

1



4

23.09


Саморазвитие экосистем.

1



5

30.09


Естественные и антропогенные экосистемы.

1



6

07.10


Проблемы рационального использования экосистем.

1



7

14.10


Биосфера и ноосфера.

1



8

21.10


Конференция «Взаимодействие организменных и надорганизменных систем друг с другом и со средой обитания»

1



Экологические связи человека (6 часов)


9

11.11


Человек как биосоциальный
вид.

1



10

18.11


История и тенденции взаимодействия общества и природы.

1



11

25.11


Глобальные экологические проблемы человечества.

1



12

02.12


Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Проект: « Продуктовая корзина».

1



13

09.12


Экологические связи в системе «человечество — природа».

1



14

16.12


Круглый стол: «Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы».

1



Экологическая демография (5 часов)


15

23.12


Правовые и экономические аспекты природопользования.

1



16

30.01


Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения.

1



17

20.01


Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения.

1



18

27.01


Экопроект: «Загрязнение природной среды». Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды.

1



19

03.02


Конференция: «Основные принципы утилизации отходов». Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы. Экологический мониторинг.

1



Экологические проблемы и их решения (9 часов)


20

10.02


Экология природных ресурсов.

1



21

17.02


Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения.

1



22

24.02


Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны.

1



23

03.03


Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов.

1



24

10.03


Экоакция: «Рациональное использование энергоресурсов».

1



25

17.03


Проблема глобального влияния человечества на планету. Изменение климата.

1



26

24.03


Растительные ресурсы и их неистощимое использование

1



27

07.04


Экопроект: «Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения».

1



28

14.04


Круглый стол «Влияние человечества
на окружающую среду»

1



Взаимоотношение человека с окружающей средой (3 часов)


29

21.04


Применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Экопроект: «Я — ученик»

1



30

28.04


Экопроект:«Я — пассажир общественного транспорта»

1



31

05.05


Экопроект:«Я — житель села Метели»)

1



Экологическое проектирование (3 часа)


32

12.05


Принципы социального проектирования, этапы проектирования,
социальный заказ.

1



33

19.05


Экопроект: «Сохраним чистоту села Метели»

1



34

26.05


Экодесант: «Живи родник, живи…»

1




Список литературы

1. Чернова Н. М., Галушин В. М., Жигарев И. А., Константинов В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.:Дрофа, 2016.

2. Жигарев И. А., Галушин В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа. — М.: Дрофа, 2016.

3. Жигарев И. А., Галушин В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016.

4. Жигарев И. А., Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Основы экологии.
10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ. —М.: Дрофа, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!