Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Метели муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании Утверждено:
Совета школы директор МБОУ СОШ с. Метели
Протокол № ___ от «___»______ 2020 г. ___________Чухарев А.П.
Приказ № ___от «__»_______ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
название направления «Интелектуальное»
название курса «Экология и мы»
для обучающихся 10 класса
Разработала: Дудина Лариса Андреевна, учитель биологии и химии, высшей категории,
МБОУ СОШ с. Метели
Метели – 2020
Пояснительная записка.
1. Нормативно- правовая база: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология и мы» составлена на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
-Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)).
-Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, внесенная в реестр образовательных программ, одобренная федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015г. №1/15).
Составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы «Экология и мы» Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа: учебно-методическое пособие / И. А. Жигарев, В. М. Галушин. — М. : Дрофа, 2017. — 22, [1] с
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
с. Метели муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.
Назначение программы: Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.
Актуальность и перспективность курса: Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии.
Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, эко центрического сознания. Развитие дополнительного эко образования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Возрастная группа обучающихся: Рабочая программа курса «Экология и мы» предназначена для организации внеурочной деятельности в 10 классе на уровне среднего общего образования по интеллектуальному направлению развития личности.
Объем часов: Занятия проводятся один раз в неделю, всего 34 часа.
Цели внеурочной деятельности по курсу «Экология и мы»:
1. Формирование системных базисных знаний основных экологических законов, определяющих существование и взаимодействие биологических систем разных уровней, в том числе системы «человечество — природа».
2. Рассмотрение экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, а также современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества.
3. Формирование представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.
4. Формирование экологического мышления, личной позиции и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи дисциплины:
Обучающие:
-
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
-
научить применять на практике полученные знания;
-
формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
-
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
-
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
-
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
-
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
-
осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.
-
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
-
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
-
воспитывать потребность в общении с природой;
-
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
-
способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Методы работы: урок - лекция, урок-дискуссия, урок-беседа, самостоятельная работа с научно-популярной литературой и периодикой, использование информационно-коммуникативных технологий, проектная деятельность.
Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экология и мы»
Личностные результаты обучения экологии:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о целостности природы,
-формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-Устойчивой познавательной мотивации учения;
-Внимательности, настойчивости, целеустремленности;
-Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-Навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты изучения курса «Основы экологической культуры» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающий научится:
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся получит возмжность научиться:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-
Вычитывать все уровни текстовой информации.
-
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Обучающийся получит возможность обучиться:
Коммуникативные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
-
Учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
-
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-
выделять существенные признаки биологических объектов;
-
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;
-
объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-
сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; осуществлять постановку биологических экспериментов и объяснять их результаты.
Обучающий получит возможность научиться:
-
основным правилам поведения в природе;
-
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами организмов
-
оказания первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выделять общие принципы экологии
-
формулировать положения глобальных экологических проблем
-
сохранять положительное состояние организма.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и мы»
Общая экология (8 часов)
Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Основные законы экологии: закон оптимума, закон ограничивающего фактора. Понятие об надорганизменных системах: популяциях, сообществах, экосистемах. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Саморазвитие экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.
Экологические связи человека (6 часов)
Социоэкосистема и её особенности. Человек как биосоциальный
вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития. Принципы устойчивого развития. Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов. Экологические связи в системе «человечество — природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Экологическая демография.
Демографические проблемы и перспективы развития человечества.
Экологическая демография (5 часов)
Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные экологические организации, и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения.
Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. Экологические последствия в разных сферах деятельности.
Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы. Экологический мониторинг. Экологический мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции
экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.
Экологические проблемы и их решения (9 часов)
Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны. Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное использование энергоресурсов. Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии. Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и перспективы развития энергетики.
Взаимоотношение человека с окружающей средой (3 часов)
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение экологических знаний в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей («Я — ученик», «Я — пассажир общественного транспорта», «Я -покупатель», «Я — житель города, деревни, села…») с целью приобретения опыта
эколого-направленной деятельности.
Практикум по оценке экологических последствий в разных сферах деятельности. Применение экологических знаний в разных сферах деятельности (политической, финансовой, науке и образовании, искусстве и литературе, медицине) с целью приобретения опыта эколого-направленной деятельности.
Экологическое проектирование (3 часа)
Принципы социального проектирования, этапы проектирования,
социальный заказ. Социальные проекты экологической направленности, связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Разработка проектов и проведение исследований для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) экологических проблем.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Тема 1. Общая экология | 8 | 7 | 1 |
2 | Тема 2.Экологические связи человека | 6 | 4 | 2 |
3 | Тема 3. Экологическая демография | 5 | 3 | 2 |
4 | Тема 4. Экологические проблемы и их решения | 9 | 6 | 3 |
5 | Тема 5. Взаимоотношение человека с окружающей средой | 3 | 1 | 2 |
| Тема 6. Экологическое проектирование | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО | 34 | 22 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел программы, тема урока | Кол-во часов по теме | Примечание |
план | факт | | | | |
Тема 1. Общая экология (8 часов) | |
1 | 02.09 | | Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. | 1 | | |
2 | 09.09 | | Основные законы экологии: закон оптимума, закон ограничивающего фактора. | 1 | | |
3 | 16.09 | | Понятие об надорганизменных системах: популяциях, сообществах, экосистемах. | 1 | | |
4 | 23.09 | | Саморазвитие экосистем. | 1 | | |
5 | 30.09 | | Естественные и антропогенные экосистемы. | 1 | | |
6 | 07.10 | | Проблемы рационального использования экосистем. | 1 | | |
7 | 14.10 | | Биосфера и ноосфера. | 1 | | |
8 | 21.10 | | Конференция «Взаимодействие организменных и надорганизменных систем друг с другом и со средой обитания» | 1 | | |
Экологические связи человека (6 часов) | |
9 | 11.11 | | Человек как биосоциальный вид. | 1 | | |
10 | 18.11 | | История и тенденции взаимодействия общества и природы. | 1 | | |
11 | 25.11 | | Глобальные экологические проблемы человечества. | 1 | | |
12 | 02.12 | | Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Проект: « Продуктовая корзина». | 1 | | |
13 | 09.12 | | Экологические связи в системе «человечество — природа». | 1 | | |
14 | 16.12 | | Круглый стол: «Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы». | 1 | | |
Экологическая демография (5 часов) | |
15 | 23.12 | | Правовые и экономические аспекты природопользования. | 1 | | |
16 | 30.01 | | Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. | 1 | | |
17 | 20.01 | | Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. | 1 | | |
18 | 27.01 | | Экопроект: «Загрязнение природной среды». Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. | 1 | | |
19 | 03.02 | | Конференция: «Основные принципы утилизации отходов». Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы. Экологический мониторинг. | 1 | | |
Экологические проблемы и их решения (9 часов) | |
20 | 10.02 | | Экология природных ресурсов. | 1 | | |
21 | 17.02 | | Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения. | 1 | | |
22 | 24.02 | | Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны. | 1 | | |
23 | 03.03 | | Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. | 1 | | |
24 | 10.03 | | Экоакция: «Рациональное использование энергоресурсов». | 1 | | |
25 | 17.03 | | Проблема глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. | 1 | | |
26 | 24.03 | | Растительные ресурсы и их неистощимое использование | 1 | | |
27 | 07.04 | | Экопроект: «Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения». | 1 | | |
28 | 14.04 | | Круглый стол «Влияние человечества на окружающую среду» | 1 | | |
Взаимоотношение человека с окружающей средой (3 часов) | |
29 | 21.04 | | Применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Экопроект: «Я — ученик» | 1 | | |
30 | 28.04 | | Экопроект:«Я — пассажир общественного транспорта» | 1 | | |
31 | 05.05 | | Экопроект:«Я — житель села Метели») | 1 | | |
Экологическое проектирование (3 часа) | |
32 | 12.05 | | Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ. | 1 | | |
33 | 19.05 | | Экопроект: «Сохраним чистоту села Метели» | 1 | | |
34 | 26.05 | | Экодесант: «Живи родник, живи…» | 1 | | |
Список литературы
1. Чернова Н. М., Галушин В. М., Жигарев И. А., Константинов В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.:Дрофа, 2016.
2. Жигарев И. А., Галушин В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа. — М.: Дрофа, 2016.
3. Жигарев И. А., Галушин В. М. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016.
4. Жигарев И. А., Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Основы экологии.
10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ. —М.: Дрофа, 2011.