Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62
(III-IVвида)»
__________________________________________________________________________
670050, Бурятия г. Улан-Удэ ул. Чкалова 23
тел.(факс) 83012253355 , е-mail: schoolinter62@mail.ru
« Согласовано»: Старший методист «Утверждаю»:
ГБОУ С(К)ОШИ № 62 Директор ГБОУ С(К)ОШИ № 62
/________________/ Кранина А.В /______________/ Бадмаев В.М. «___»_________ 2019г. «___»___________2019г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Развитие познавательных способностей»
8 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы:
Дашинова И.П
Улан-Удэ, 2019
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме игр, соревнований, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
В результате освоения программы формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости интеллектуальной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат.Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов.Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
III.Требования к уровню подготовки
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Чтение как способ получения информации | Учащиеся знают: - виды чтения; - правила быстрого чтения; - чтение укороченной строки. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; -строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение; |
Приёмы работы с текстом. Недостатки традиционного чтения. | Учащиеся знают: - гипертекстовое представление информации; - метод толстых и тонких вопросов; - чтение с пометками, чтение с пропусками; - метод смысловой догадки; - интегральный алгоритм чтения; - правила выделения ключевых слов; - выделение основного смысла отрезков текста. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; -строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. |
Способы обработки полученной информации | Учащиеся знают: - понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - составлять тезисы; - представлять информацию в различных видах; -строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. |
Способы представления информации в различных видах | Учащиеся знают: - способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический; - графические методы; - кодирование и декодирование информации. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - составлять план текста; - представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический); - выявлять закономерности; - владеть монологической и диалогической речью. |
Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература | Учащиеся знают: - правила дискуссии; - виды каталогов; - правила работы с каталогами; - роль и назначение справочников; - правила работы со справочной литературой. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой; проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение. |
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что мы знаем о чтении. | 1 |
2 | Чтение как способ получения информации. Цели и виды чтения. | 1 |
3 | Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. | 1 |
4 | Тренинг. Правила и техники быстрого чтения. | 1 |
5 | Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения. | 1 |
6 | Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. | 1 |
7-8 | Практическое занятие: чтение текста с использованием интегрального алгоритма. | 2 |
9 | Изучающее чтение. Приемы работы с текстом при изучающем чтении | 1 |
10 | Приемы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения. | 1 |
11 | Понимание смыслового содержания текста. Понимание смысла слова, предложения, текста. | 1 |
12 | Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания. | 1 |
13 | Приемы работы с текстом: чтение с пометками | |
14-15 | Приемы работы с текстом: метод контрольных вопросов. Приемы работы с текстом: метод контрольных вопросов. | 2 |
16 | Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали». | 1 |
17 | Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». | 1 |
18 | Конспектирование при чтении. Способы обработки полученной информации. | 1 |
19 | Формы конспектирования. Практическое занятие «составить аннотацию статьи». | 1 |
20 | Формы конспектирования. Практическое занятие « подготовить конспект статьи». | 1 |
21 | Учимся готовить сообщение. Работа с текстом, выделение основных смысловых блоков. | 1 |
22 | Диалоги и их виды. Дискуссионная речь. | 1 |
23 | Правила ведения конструктивного диалога и формулирования аргументов. | 1 |
24 | Учимся вести диалог. Умение задавать вопросы и отвечать на них. | 1 |
25 | Способы представления информации в различных видах: вербальный, табличный, графический, схематический. | 1 |
26 | Преобразование информации из одного вида в другой | 1 |
27 | Графические методы: виды графиков, методика и правила их использования. | 1 |
28 | Диаграммы и их виды. Компьютерный практикум. | 1 |
29 | Опорные сигналы и их роль. | 1 |
30 | Кодирование и декодирование информации. | 1 |
31 | Библиографический поиск. Каталоги и их виды. | 1 |
32 | Библиографический поиск. Каталоги и их виды. | 1 |
33 | Справочная литература. Правила работы со справочной литературой. | 1 |
34 | Компьютерный практикум. Операции с каталогами и файлами. Поиск, переименование, перемещение и сохранение информации. | 1 |
V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Вид деятельности | Дата |
план. | факт. |
1 | Что мы знаем о чтении. | Мини-лекция | 6.09.19 | |
2 | Чтение как способ получения информации. Цели и виды чтения. | Мини-лекция. | 13.09.19 | |
3 | Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. | Мини-лекция. | 20.09.19 | |
4 | Тренинг. Правила и техники быстрого чтения. | Практическое занятие. | 27.09.19 | |
5 | Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения. | Практическое занятие. | 4.10.19 | |
6 | Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. | Мини-лекция. | 11.10.19 | |
7 | Практическое занятие: чтение текста с использованием интегрального алгоритма. | Практическое занятие. | 18.10.19 | |
8 | Дифференциальный алгоритм чтения. | Мини-лекция. | 25.10.19 | |
9 | Приемы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения. | Практическое занятие | 31.10.19 | |
10 | Понимание смыслового содержания текста. Понимание смысла слова, предложения, текста. | Практическое занятие | 15.11.19 | |
11 | Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания. | Мини-лекция | 22.11.19 | |
12 | Приемы работы с текстом: чтение с пометками. | Практическое занятие | 29.11.19 | |
13-14 | Приемы работы с текстом: метод контрольных вопросов. | Практическое занятие | 6.12.19 | |
15 | Приемы работы с текстом: метод предваряющих вопросов. | Групповая работа | 13.12.19 | |
16 | Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали. | Мини-лекция, практикум | 20.12.19 | |
17 | Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». | Мини-лекция, практикум | 27.12.19 | |
18 | Конспектирование при чтении. Способы обработки полученной информации. | Мини-лекция | 17.01.20 | |
19 | Формы конспектирования. Практическое занятие «составить аннотацию статьи». | Мини-лекция, практикум | 24.01.20 | |
20 | Формы конспектирования. Практическое занятие « подготовить конспект статьи». | Мини-лекция, практикум | 31.01.20 | |
21 | Учимся готовить сообщение. Работа с текстом, выделение основных смысловых блоков. | Практическое занятие, групповая работа | 7.02.20 | |
22 | Диалоги и их виды. Дискуссионная речь. | Практическое занятие, групповая работа | 14.02.20 | |
23 | Правила ведения конструктивного диалога и формулирования аргументов. | Мини-лекция | 21.02.2020 | |
24 | Учимся вести диалог. Умение задавать вопросы и отвечать на них. | Мини-лекция | 28.02.20 | |
25 | Способы представления информации в различных видах: вербальный, табличный, графический, схематический. | Мини-лекция | 6.03.20 | |
26 | Преобразование информации из одного вида в другой | Мини-лекция, практикум | 13.03.20 | |
27 | Графические методы: виды графиков, методика и правила их использования. | Мини-лекция, практикум | 20.03.20 | |
28 | Диаграммы и их виды. Компьютерный практикум. | Мини-лекция, практикум | 3.04.20 | |
29 | Опорные сигналы и их роль. | Мини-лекция | 10.04.20 | |
30 | Кодирование и декодирование информации. | Мини-лекция, практикум | 17.04.20 | |
31 | Библиографический поиск. Каталоги и их виды. | Мини-лекция | 24.04.20 | |
32 | Библиографический поиск. Каталоги и их виды. | Мини-лекция, практикум | 01.05.20 | |
33 | Справочная литература. Правила работы со справочной литературой. | Мини-лекция, практикум | 8.05.20 | |
34 | Компьютерный практикум. Операции с каталогами и файлами. Поиск, переименование, перемещение и сохранение информации. | Мини-лекция, практикум | 15.05.20 | |
VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
2.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
3.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Технические средства обучения
1.Мультимедийный компьютер
2.МФУ
3.Мультимедиапроектор
4.Средства телекоммуникации
5.Экран навесной