СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию Программу ВД "Орлята России"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Орлята России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа






ПРИНЯТО

Решением педагогического совета от «30» августа 2023 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом от «31» августа 2023 г.

№ 150-13-ОД

Директор МБОУ СОШ №4

В.М. Репский




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«ОРЛЯТА РОССИИ»

(2Е класс)














2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность и назначение программы

Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и

ответственности.

Задачи курса:

  • воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России;

  • воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;

  • формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус;

  • воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре;

  • воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;

  • содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру;

  • формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.

Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2- 4 класс - 34 учебных недели в год).

Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации – ролевая игра

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.

Это проявляется:

  • в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

  • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;

  • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность

Содержание учебного курса внеурочной деятельности 2 класс

Трек «Орлёнок Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со

мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания:

построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),

«молекула», «имя хором» и др.

Трек «Орлёнок Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.

Трек «Орлёнок Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные

мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Трек «Орлёнок Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека

«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны


Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.

Духовно-нравственное воспитание:

  • понимание связи человека с окружающим миром;

  • бережное отношение к среде обитания;

  • проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

  • признание индивидуальности каждого человека;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

  • выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.

Эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

  • Экологическое воспитание: бережное отношение к природе;

    • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

    • первоначальные представления о научной картине мира;

    • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

    • проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково- исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные познавательные действия:

    • способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;

    • способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;  умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);

    • умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);

    • умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);

    • умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;

    • понимать, что информация может быть представлена в разной форме –

книга, фото, видео

Универсальные учебные коммуникативные действия:

    • умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;


    • умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;

    • умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;

    • участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;

    • умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;

    • умение высказывать и отстаивать свое мнение;

    • умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;

    • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

    • умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;

    • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    • умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы;

    • умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;

    • умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности

Универсальные учебные регулятивные действия:

    • умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;

    • умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;

    • умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей;  формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;  формирование умения применять свои знания в практической деятельности.

Предметные результаты:
  1. класс

знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова

«эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в

быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс


Тема

Кол-во

часов

ЦОР ЭОР


1

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе


1

https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA

https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg

Орленок-лидер 4 часа

2

«Лидер – это …» «Мы дружный класс!»

1

фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи

https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ

– конвертом копилкой «Эрудита»

https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw

3

«Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?»

1

4

«С командой действовать готов!» «Верёвочный курс»

1

5

«КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет

1

Орлёнок Эрудит 4 часа

6

«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»

1


https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit

7

«Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ»

1

8

«Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?»

1

9

Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги

трека «На старте новых открытий

1

Орлёнок Мастер - 5 часов

10

«Мастер – это…»

1


https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?ysclid

=llokep8qay493518882 https://m.vk.com/orlyata_rus

11

Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу»

1

12

«Город Мастеров» «В гости к мастерам»

1

13

КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!»

1

14

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Орленок – доброволец 4 часа

15

«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»

1

легенда об Орлятском круге – https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q

16

КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»

1

17

«Добровольцем будь всегда!»

1

18

«Портрет добровольца»

1

https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-

po- drugomu/korobka-hrabrosti

Орлёнок – спортсмен - 4 часа

19

«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»

«Должен быть режим у дня»

1

м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A https://m.vk.com/orlyata_rus

11

20

«О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей»

1


21

«Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1


22

«Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья»

1


Орлёнок Эколог -6 часов

23

«ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?»

1

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм

«Смешарики» по теме экологии

https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ

Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки

«Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему мультфильм «Мальчик и Земля

24

«Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?»

1

25

«Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике»

1

26

«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим

экологом»

1

27-28

«Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом.

2

Орлёнок Хранитель исторической памяти - 6 часов

29

«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»

«Хранитель семейных традиций»

1




видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/ https://m.vk.com/orlyata_rus

30

«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»

Кодекс «Орлёнка – хранителя»

1

31

«Знать, чтобы хранить»

«Историческое чаепитие»

1

32

«Расскажи мне о России»

1

33

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

34

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном

году

1

ИТОГО 34 часа