СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я-гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно - нравственное воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я-гражданин России"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Духовно- нравственное направление

«Я - гражданин России»

2 класс

Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно – нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Зато пробуждающие силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» носит личностно - ориентированный характер.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, города;

- совершенствовать физическое развитие учащихся, вырабатывать у них потребность в здоровом образе жизни;

- развивать систему патриотического воспитания учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- формировать гражданскую компетентность через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования;

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через краеведческую работу, совместную деятельность школьников с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Средствами внеурочной деятельности целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью программы «Я - гражданин России» является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Она использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки и физической культуры.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и в музее, на улице, в библиотеке.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Учащиеся должны знать:

- название страны, региона, родного города, где живут;

- символику страны, края, города, школы;

- государственные праздники;

- имена великих полководцев и название городов-героев, изученных в курсе.

Должны уметь

- описывать изученные события истории Отечества;

- оценивать поступки других с позиции добра и зла;

- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Работа по данной программе проводится в течение учебного года.

Всего 30 часов (1 час в неделю), 2 класс.

Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

Разделы, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Вид деятельности

Раздел I. Я – гражданин (8 ч)

1

07.09

14.09


Россия - Родина моя.

Символы государства – герб и флаг.

Гимн России.


2

2

1

Беседа, прослушивание гимна России, песня « Я- гражданин России», стихи о Родине.

2

21.09

Москва – столица России.

Президент России – В.В. Путин.

1

1


Презентация

strana. ru


3

28.09

Права и обязанности гражданина РФ.

Конституция РФ.

1

1


Презентация

4

05.10

Санкт- Петербург - город мой родной!

Моя малая Родина.


1

1


Беседа

презентация

5

12.10.

Экскурсия. Комсомольская площадь.

1


1

экскурсия

6

19.10

Дом, в котором я живу.

1

1


беседа, составление семейной родословной

7

09.11.

Обычаи и традиции русского народа.

Традиции семьи. День пожилого человека.

1

1

1

Презентация.

Игра. Поздравление дедушек и бабушек.

Раздел II. Живые страницы прошлого (7 ч)


8

16.11

Как жили наши предки славяне.

1

1


Урок-путешествие

9

23.11

Славна богатырями земля русская.

1

1


Урок-игра

10

30.11

Сказочного богатыря узнаешь на поле брани.

1


1

Викторина по сказкам

11

07.12

Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской.

1

1


Презентация

12

14.12

Русские полководцы. А.В.Суворов.

1

1


Презентация

13

21.12

Духовный отец России Сергий Радонежский.

1

1


Презентация. Учебный диалог

14

11.01

Великий Петр.

1

1


Презентация.

Раздел III. Прошлое рядом (12 ч)

15

18.01



Путешествие по городам – героям. Золотое кольцо России.

Викторина « Несу Родину в душе»

1

2

1

Презентация


Викторина

16

25.01


Ленинград в годы Великой Отечественной войны.


1

1

1

Презентация

Встреча


17

01.02

Картины прошлого нашей страны. Топонимика.

1

1


Беседа

18

08.02

Экскурсия в Музей Блокады


1

1


Экскурсия


19

15.02

Военная летопись моей семьи.

1


1

Устный журнал

20

20.02

День защитника Отечества.

1

1


Презентация

21

01.03

Экскурсия в районную детскую библиотеку.

1

1


Урок-путешествие

22

15.03


Чем живет планета Земля?


1

1


Досугово-развлекательная

23

29.03

Военно-спортивная игра «Богатырские потешки»

1


1

Игра-соревнование

24

05.04

Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к памятнику А. Маринеско

1


1

Экскурсия

25

12.04

19.04

Страна, открывшая путь в космос. Ю.А.Гагарин- первый космонавт. Познавательная игра «Мы- космонавты»

2


1


Раздел IV. Заключение (3 ч)

26

26.04

Десант чистоты и порядка

1


1

Экологическая

27

17.05

Конкурс рисунков «Мы за мир!»

1


1

Конкурс

28

24.05

Что мы узнали и чему научились за год.

1


1

Учебный диалог


Итого

30

19

14


Для  проведения  занятий  использую  научно-познавательную  литературу, мультимедийные  технологии  и  интернет  ресурсы.