РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Духовно- нравственное направление
«Я - гражданин России»
2 класс
Пояснительная записка
Духовно – нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно – нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Зато пробуждающие силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» носит личностно - ориентированный характер.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, города;
- совершенствовать физическое развитие учащихся, вырабатывать у них потребность в здоровом образе жизни;
- развивать систему патриотического воспитания учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- формировать гражданскую компетентность через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через краеведческую работу, совместную деятельность школьников с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Средствами внеурочной деятельности целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью программы «Я - гражданин России» является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Она использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки и физической культуры.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и в музее, на улице, в библиотеке.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
Учащиеся должны знать:
- название страны, региона, родного города, где живут;
- символику страны, края, города, школы;
- государственные праздники;
- имена великих полководцев и название городов-героев, изученных в курсе.
Должны уметь
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Работа по данной программе проводится в течение учебного года.
Всего 30 часов (1 час в неделю), 2 класс.
Учебно-тематический план
№ п/п Дата | Разделы, темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Вид деятельности |
Раздел I. Я – гражданин (8 ч) |
1 07.09 14.09 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 2 | 2 | 1 | Беседа, прослушивание гимна России, песня « Я- гражданин России», стихи о Родине. |
2 21.09 | Москва – столица России. Президент России – В.В. Путин. | 1 | 1 | | Презентация strana. ru |
3 28.09 | Права и обязанности гражданина РФ. Конституция РФ. | 1 | 1 | | Презентация |
4 05.10 | Санкт- Петербург - город мой родной! Моя малая Родина. | 1 | 1 | | Беседа презентация |
5 12.10. | Экскурсия. Комсомольская площадь. | 1 | | 1 | экскурсия |
6 19.10 | Дом, в котором я живу. | 1 | 1 | | беседа, составление семейной родословной |
7 09.11. | Обычаи и традиции русского народа. Традиции семьи. День пожилого человека. | 1 | 1 | 1 | Презентация. Игра. Поздравление дедушек и бабушек. |
Раздел II. Живые страницы прошлого (7 ч) | |
8 16.11 | Как жили наши предки славяне. | 1 | 1 | | Урок-путешествие |
9 23.11 | Славна богатырями земля русская. | 1 | 1 | | Урок-игра |
10 30.11 | Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. | 1 | | 1 | Викторина по сказкам |
11 07.12 | Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. | 1 | 1 | | Презентация |
12 14.12 | Русские полководцы. А.В.Суворов. | 1 | 1 | | Презентация |
13 21.12 | Духовный отец России Сергий Радонежский. | 1 | 1 | | Презентация. Учебный диалог |
14 11.01 | Великий Петр. | 1 | 1 | | Презентация. |
Раздел III. Прошлое рядом (12 ч) |
15 18.01 | Путешествие по городам – героям. Золотое кольцо России. Викторина « Несу Родину в душе» | 1 | 2 | 1 | Презентация Викторина |
16 25.01 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | 1 | Презентация Встреча |
17 01.02 | Картины прошлого нашей страны. Топонимика. | 1 | 1 | | Беседа |
18 08.02 | Экскурсия в Музей Блокады | 1 | 1 | | Экскурсия |
19 15.02 | Военная летопись моей семьи. | 1 | | 1 | Устный журнал |
20 20.02 | День защитника Отечества. | 1 | 1 | | Презентация |
21 01.03 | Экскурсия в районную детскую библиотеку. | 1 | 1 | | Урок-путешествие |
22 15.03 | Чем живет планета Земля? | 1 | 1 | | Досугово-развлекательная |
23 29.03 | Военно-спортивная игра «Богатырские потешки» | 1 | | 1 | Игра-соревнование |
24 05.04 | Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к памятнику А. Маринеско | 1 | | 1 | Экскурсия |
25 12.04 19.04 | Страна, открывшая путь в космос. Ю.А.Гагарин- первый космонавт. Познавательная игра «Мы- космонавты» | 2 | | 1 | |
Раздел IV. Заключение (3 ч) |
26 26.04 | Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 | Экологическая |
27 17.05 | Конкурс рисунков «Мы за мир!» | 1 | | 1 | Конкурс |
28 24.05 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | | 1 | Учебный диалог |
| Итого | 30 | 19 | 14 | |
Для проведения занятий использую научно-познавательную литературу, мультимедийные технологии и интернет ресурсы.