Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №12»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ СОШ №12
От «___»________2018 г. №____
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
5 класс
Подготовила:
Учитель физической культуры
Шилова Н.И.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура» является приложением к ООП ООО МБОУ СОШ № 12 и разработана в соответствии с:
Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012. №273-ФЗ.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Приказом Министерства Образования Московской области от 31.12.2015 от №1577.
Учебный план на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №12.
Данная программа внеурочной деятельности по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу, которой положены современные культурологический, системно – деятельностный и личностно-ориентированный подходы, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и игровые технологии.
Программа внеурочной деятельности по волейболу носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формировать:
представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье, правильном (здоровом) питании и его режиме, рациональной организации режима дня, двигательной активности, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие, влияние вредных привычек на организм обучающегося;
навыки конструктивного общения;
здоровый образ жизни;
осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью;
навыки, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств.
Обучать:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Методическое обеспечение программы
Формы занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные;
занятия оздоровительной направленности;
эстафеты, праздники и соревнования;
самостоятельная работа, наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (антропометрические показатели), домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
информационно-познавательные (беседы, показ, просмотр);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Эффективность реализации программы:
способствовать поднятию уровня физического здоровья обучающихся;
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление;
развить физические качества;
сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.
Общая характеристика
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом половозрастных особенностей обучающихся, имеющейся материально-технической базы и местными климатическими условиями. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности). Ориентируясь на решение задач образования обучающихся в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена: на реализацию принципа вариативности, соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, расширение межпредметных связей, усиление оздоровительного эффекта.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Программа рассчитана на 35 учебных часов (занятий) из расчета 1 час в неделю. В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями общей физической подготовки, которые определены стандартом.
Годовой план-график распределения учебного материала.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Стойка. Перемещения в стойке | 6 |
2 | Способы перемещения | 3 |
3 | Передача мяча сверху двумя руками | 6 |
4 | Прием мяча снизу двумя руками | 6 |
5 | Нижняя прямая подача с середины площадки | 4 |
6 | Приём и подача мяча | 3 |
7 | Общая и специальная физическая подготовка | В течение занятия |
8 | Игровые занятия | 7 |
9 | Итого | 35 |
Результаты освоения
Универсальные компетенции:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложении, осанки и обосновывать эстетические признаки в движениях;
- выполнять технически правильно двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой различной деятельности.
Предметные результаты:
- представлять задания и игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать помощь и поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, помогать устранять ошибки;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, помогать осуществлять их объективное судейство;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками согласно правилам проведения;
- выполнять двигательные действий, анализировать, находить и исправлять ошибки, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы и физических упражнений.
Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Материально - техническое обеспечение
Место проведения:
Инвентарь:
сетка волейбольная и волейбольные мячи;
скакалки, ракетки, обручи, фишки, маты;
гимнастическая стенка, скамейки;
секундомер, свисток.
-
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- рассматривать и выделять исторические этапы развития физкультуры и спорта, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- выполнять упражнения по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- выполнять основные технические действия и приёмы спортивных игр в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него выполнение самостоятельных физических упражнений разной функциональной направленности;
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
Критерии оценивания результатов
усвоение знаний (опрос, контрольное упражнение, тестирование);
устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование);
достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях).
физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).
Список литературы:
1.Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2015. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в школе в соответствии с ФГОС/Бережная Л.И., Диканова Е.Г., под ред. Поповой Г.П.- «Учитель»,2018.
3. Спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников. / И. Курбенко,Наталья Лободина,М. Локсина,Л. Мищенкова.-«Учитель»,2016. 4. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время./ Садыкова С.Л., Лебедева Е.И.-«Учитель»,2008.
5. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М; Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Календарно-тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Основные виды деятельности |
По плану | По факту |
1 | 01.09 | | Стойка игрока. | Физическая культура и основы здорового образа жизни. Инструктаж по ТБ. Краткий исторический очерк развития волейбола. Разучивание стойки игрока (исходные положения). |
2 | 08.09 | | Стойка игрока. | Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Стойка игрока (исходные положения). Игра «Перестрелка». |
3 | 15.09 | | Перемещения в стойке. | Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. Игра «Перестрелка». |
4 | 22.09 | | Перемещения в стойке. | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. |
5 | 29.09 | | Перемещения в стойке. | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. Подвижные игры и эстафеты. |
6 | 06.10 | | Перемещения в стойке. | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. |
7 | 13.10 | | Игровое занятие. | Правила игры. Игровое занятие. |
8 | 20.10 | | Перемещения. | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) Игры «Перестрелка», «Пионербол». |
9 | 27.10 | | Перемещения. | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) Игры «Перестрелка», «Пионербол». |
10 | 10.11 | | Перемещения. | Общая физическая подготовка. Эстафеты с различными способами перемещений. |
11 | 17.11 | | Верхней передачи мяча над собой. | Общая и специальная физическая подготовка. Разучивание верхней передачи мяча над собой. Игры «Перестрелка», «Пионербол». |
12 | 24.11 | | Верхней передачи мяча над собой. | Общая и специальная физическая подготовка. Верхняя передача мяча над собой. |
13 | 01.12 | | Верхней передачи мяча над собой. | Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Верхняя передача мяча над собой Подвижные игры и эстафеты. |
14 | 08.12 | | Игровое занятие. | Общая физическая подготовка. Игровое занятие. |
15 | 15.12 | | Верхней передачи мяча у стены. | Разучивание верхней передачи мяча у стены. Введение в начальные игровые ситуации. Подвижные игры и эстафеты. |
16 | 22.12 | | Верхняя передача мяча в парах. | Верхняя передача мяча в парах. Введение в начальные игровые ситуации. Подвижные игры и эстафеты. |
17 | 29.12 | | Верхняя передача мяча. | Общая и специальная физическая подготовка. Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку. Подвижные игры. |
18 | 12.01 | | Игровое занятие. | Правило игры. Игровое занятие. |
19 | 19.01 | | Нижняя прямая подача. | Игровые упражнения. Разучивание нижней прямой подачи с середины площадки. |
20 | 26.01 | | Нижняя прямая подача. | Общая физическая подготовка.нижней прямая подача с середины площадки. |
21 | 02.02 | | Нижняя прямая подача. | Общая физическая подготовка.нижней прямая подача с середины площадки. |
22 | 09.02 | | Нижняя прямая подача. | Общая физическая подготовка.нижней прямая подача с середины площадки. |
23 | 16.02 | | Игровое занятие. | Правила игры. Игровое занятие. |
24 | 01.03 | | Нижняя передача мяча. | Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Нижняя передача над собой. |
25 | 15.03 | | Нижняя передача мяча. | Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Нижняя передача над собой. |
26 | 22.03 | | Нижняя передача мяча. | Игровые упражнения. Нижняя передача над собой. |
27 | 05.04 | | Игровое занятие. | Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола. Игровое занятие |
28 | 12.04 | | Нижняя передача мяча. | Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Нижняя передача мяча у стены, в парах. |
29 | 19.04 | | Нижняя передача мяча у стены, в парах. | Нижняя передача мяча у стены, в парах. Подвижные игры. |
30 | 26.04 | | Нижняя передача мяча. | Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Нижняя передача мяча у стены, в парах. Эстафеты с элементами волейбола. |
31 | 03.05 | | Игровое занятие. | Общая и специальная физическая подготовка. Игровое занятие. |
32 | 10.05 | | Приём мяча с подачи. | Приём мяча с подачи у стены. Игры и эстафеты с элементами волейбола. |
33 | 17.05 | | Подача и приём мяча в парах. | Подача и приём мяча в парах. Игры и эстафеты с элементами волейбола. Способы закаливания. |
34 | 24.05 | | Подача и приём мяча. | Подача и приём мяча через сетку в парах с середины площадки. Игры и эстафеты с элементами волейбола. |
35 | 31.05 | | Игровое занятие. | Спортивный праздник «Здравствуй, лето!». |
РАСМОТРЕНО
На заседании ШМО ОБЖ и физкультуры
Протокол от «___»__________2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Данилов М.И._______________
«_____»________________2018 г.