СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заведующая филиалом Директор ___________ С.Н.Нестерова
__________ Е.В.Захарова
Приказ №84 от 02.09.2019 г. Приказ №136 от 30.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подготовка к ОГЭ по географии»
(интеллектуальное направление)
Возраст обучающихся: 15 - 16 лет
Учитель: Захарова Е.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе Федеральных государственных стандартов, авторской программы «География 5-9 класс», авторы - составители: И.И.Баринова, В.П.Дронова, И.В.Душина, В.И.Сиротина.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).
Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М. Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов.
Цель курса:
Сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы;
систематизировать информационный материал по разделам;
выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике;
овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ;
усвоят основные приёмы мыслительного поиска;
научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;
развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.
Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю для подготовки учащихся 9 классов.
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ГЕОГРАФИИ. Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на ОГЭ по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать / понимать:
основные географические понятия и термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять результаты измерений в разной форме;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени;
чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
Содержание курса
Источники географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
Основные типы природопользования
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
География России
Особенности географического положения России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые зоны.
Административно-территориальное устройство России
Природа России
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
Природно-хозяйственные различия морей России
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия
почв
Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения
Размещение населения. Основная полоса расселения
Направления и типы миграции
Народы и основные религии России
Городское и сельское население. Крупнейшие города
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов
География отраслей промышленности
География сельского хозяйства
География важнейших видов транспорта
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
Россия в современном мире.
3. Тематическое планирование
№пп | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Источники географической информации. | 7 |
2 | Природа земли и человек. | 8 |
3 | Материки, океаны, народы и страны | 4 |
4 | География России | 15 |
Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№пп | Тема | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактич. |
I.Введение. Источники географической информации. 7 часов |
1 | Введение. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Нормативно-правовые документы, опреде-ляющие порядок проведения ОГЭ. | 1 | 3.09 | |
2 | Правила заполнения бланков. Особенности экзамена-ционной работы по географии, структура КИМов. | 1 | 10 | |
3 | Источники географической информации. План мест-ности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. | 1 | 17 | |
4 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | 1 | 24 | |
5 | Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам рас-стояний, направлений. | 1 | 01.10 | |
6 | Определение географических координат. | 1 | 8 | |
7 | Анализ плана местности, построение профиля мест-ности по плану. | 1 | 15 | |
II. Природа Земли и человек. | 8 | | |
8 | Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | 1 | 22 | |
9 | Земная кора и литосфера. | 1 | 29 | |
10 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части | 1 | 12.11 | |
11 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. | 1 | 19 | |
12 | Погода и климат. Изучение элементов погоды. | 1 | 26 | |
13 | Работа с синоптическими картами. | 1 | 03.12 | |
14 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. | 1 | 10 | |
15 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональ-ность и высотная поясность. | 1 | 17 | |
III. Материки, океаны, народы и страны | 4 | | |
16 | Современный облик планеты Земля. | 1 | 24 | |
17 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы | 1 | 14.01 | |
18 | Природа и население северных и южных материков. | 1 | 21 | |
19 | Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйст-венной деятельности людей на природу. | 1 | 28 | |
IV.География России | 15 | | |
20 | Особенности географического положения России. | 1 | 04.02 | |
21-22 | Часовые зоны. Решение задач. | 2 | 11, 18 | |
23 | Административно-территориальное устройство России | 1 | 25 | |
24 | Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | 1 | 03.03 | |
25 | Типы климатов, факторы их формирования, климати-ческие пояса. | 1 | 10 | |
26 | Внутренние воды и водные ресурсы. | 1 | 17 | |
27 | Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России. | 1 | 31.03 | |
28 | Природные зоны. | 1 | 07.04 | |
29-30 | Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города | 2 | 14, 21 | |
31 | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов | 1 | 28 | |
32 | География отраслей промышленности. | 2 | 05.05 | |
33 | Решение задач на определение регионов по описанию | 1 | 12 | |
34 | Россия в современном мире. | 1 | 19 | |