СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа необходима для подготовки учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по географии 9 класс»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Заведующая филиалом Директор ___________ С.Н.Нестерова

__________ Е.В.Захарова

Приказ №84 от 02.09.2019 г. Приказ №136 от 30.08.2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Подготовка к ОГЭ по географии»

(интеллектуальное направление)





Возраст обучающихся: 15 - 16 лет






Учитель: Захарова Е.В.

















Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе Федеральных государственных стандартов, авторской программы «География 5-9 класс», авторы - составители: И.И.Баринова, В.П.Дронова, И.В.Душина, В.И.Сиротина.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).

Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации).

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М. Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.

Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов.

Цель курса:

Сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.


Задачи:

    • повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы;

    • систематизировать информационный материал по разделам;

    • выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.


Ожидаемые результаты:


На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике;

  • овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ;

  • усвоят основные приёмы мыслительного поиска;

  • научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;

  • развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.

Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю для подготовки учащихся 9 классов.


Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ГЕОГРАФИИ. Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на ОГЭ по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать / понимать:

  • основные географические понятия и термины;

  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений


Уметь:

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

  • приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • представлять результаты измерений в разной форме;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени;

  • чтения карт различного содержания;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;


Содержание курса


Источники географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Природа земли и человек


Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные


Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы

Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу

Основные типы природопользования

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

География России

Особенности географического положения России

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

Часовые зоны.

Административно-территориальное устройство России

Природа России

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

Природно-хозяйственные различия морей России

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия

почв

Растительный и животный мир России. Природные зоны.

Высотная поясность

Население России

Численность, естественное движение населения

Половой и возрастной состав населения

Размещение населения. Основная полоса расселения

Направления и типы миграции

Народы и основные религии России

Городское и сельское население. Крупнейшие города

Хозяйство России

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства

России

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные

сочетания природных ресурсов

География отраслей промышленности

География сельского хозяйства

География важнейших видов транспорта

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал

Россия в современном мире.
















3. Тематическое планирование


№пп

Тема

Количество часов

1

Введение. Источники географической информации.


7

2

Природа земли и человек.



8

3

Материки, океаны, народы и страны


4

4

География России


15

Итого

34








































Календарно - тематическое планирование

№пп

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

фактич.

I.Введение. Источники географической информации. 7 часов

1

Введение. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Нормативно-правовые документы, опреде-ляющие порядок проведения ОГЭ.

1

3.09


2

Правила заполнения бланков. Особенности экзамена-ционной работы по географии, структура КИМов.

1

10


3

Источники географической информации. План мест-ности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.

1

17


4

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия


1

24


5

Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам рас-стояний, направлений.

1

01.10


6

Определение географических координат.

1

8


7

Анализ плана местности, построение профиля мест-ности по плану.

1

15


II. Природа Земли и человек.

8



8

Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

1

22


9

Земная кора и литосфера.

1

29


10

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части

1

12.11


11

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.

1

19


12

Погода и климат. Изучение элементов погоды.

1

26


13

Работа с синоптическими картами.

1

03.12


14

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами.

1

10


15

Географическая оболочка Земли. Широтная зональ-ность и высотная поясность.

1

17


III. Материки, океаны, народы и страны


4



16

Современный облик планеты Земля.

1

24


17

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

1

14.01


18

Природа и население северных и южных материков.

1

21


19

Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйст-венной деятельности людей на природу.

1

28


IV.География России

15



20

Особенности географического положения России.


1

04.02


21-22

Часовые зоны. Решение задач.


2

11, 18


23

Административно-территориальное устройство России

1

25


24

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

1

03.03


25

Типы климатов, факторы их формирования, климати-ческие пояса.

1

10


26

Внутренние воды и водные ресурсы.

1

17


27

Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России.


1

31.03


28

Природные зоны.

1

07.04


29-30

Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города

2

14, 21


31

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

1

28


32

География отраслей промышленности.


2

05.05


33

Решение задач на определение регионов по описанию

1

12


34

Россия в современном мире.


1

19







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!