Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мы и наш мир» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не только нашей Родины но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Мы и наш мир» позволяет познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.
Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес пятиклассников к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Мы и наш мир» является актуальной в системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно проведённые внеурочные занятия «Мы и наш мир» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Мы и наш мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой информацией через интерес к предмету.
Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
Задачи и основные идеи курса:
- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе;
- совершенствовать ораторское мастерство.
Задачи программы:
образовательные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников географических знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
воспитательные:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию как своей местности так и мира как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
развивающие:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и др.;
- развитие кругозора учащихся;
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Результатами реализации разработанной программы являются следующие:
· наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;
· повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;
· приобретение практических навыков и умений работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков организации работы в группе.
Технологии.
§ Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
§ Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
§ Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения
§ Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы работы.
§ Беседы, викторины.
§ Исследовательская деятельность.
§ Коллективные творческие дела.
§ Смотры-конкурсы и выставки.
§ Презентации.
§ Трудовые дела.
§ Наблюдение.
§ Игровая деятельность.
§ Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
Режим занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 40 минут каждое. Существует несколько вариантов проведения:
· Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.
Формы деятельности.
§ Индивидуальная (результат работы одного ученика);
§ работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);
§ коллективная деятельность
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«Мы и наш мир»
Познавательные УУД:
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
2. Находить необходимую информацию в тексте.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.
6. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
7. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для выполнения задания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.
8. Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
9. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
10. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным.
7. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
1. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.
2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
5. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
6. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, находить общее решение с членами коллектива.
8. Предвидеть последствия коллективных решений.
9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания и условий осуществляемых действий.
10. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
12. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Личностные УУД:
1. Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие. Рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Содержание внеурочных занятий «Мы и наш мир».
Каменная летопись планеты (2 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня (4 часа)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (2 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (2 часа)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.
№ п/п | | Тема урока, | Планируемые результаты |
Дата проведения | Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты |
План | Факт |
| | | Каменная летопись планеты (2 часа) | | | |
1 | | | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | Научиться показывать роль географии в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности |
2 | | | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | Научиться объяснять процессы, влияющие на образование необычных форм рельефа. | К: уметь применять информацию в графической форме; выделять главную мысль в полученной информации Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выделять сходства и различия образования разных форм рельефа | Формирование мотивации в изучении наук о природе; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
| | | В мире песка и камня (5 часов) | | | |
3 | | | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | Научиться находить на иллюстрациях и описывать разнообразные виды пустынь | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
4 | | | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | Научиться находить на карте известные пустыни мира | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска правильно называть и показывать географические объекты, П: уметь объяснять роль ветра и воды в формировании пустынь | Формирование целостного мировоззрения. |
5 | | | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | Научиться описывать знаменитые пустыни Сахару и Намиб | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить почему Намиб называется берегом скелетов | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
6 | | | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | Научиться находить информацию о пустыне Гоби | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль географических процессов в создании форм рельефа | Воспитание уважения к деятельности природы |
7 | | | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | Научиться самостоятельно составлять презентации о пустнях | К: систематизировать полученные знания с помощью презентации Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие уникальных географических объектов | Формирование целостного мировоззрения |
| | | Каньоны мира(2 часа) | | | |
8 | | | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | Находить информацию и обсуждать к чему приводит работа ветра | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: воспитание уважения к природе | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя |
9 | | | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон. | Научиться составлять опорный конспект из рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления о формировании каньонов | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. |
| | | В мире падающей воды(4 часа) | | | |
10 | | | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | Научиться устанавливать причинно-следственные связи образования водопадов | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать различные водопады | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
11 | | | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | Научиться составлять характеристику водопада по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие водопадов от порогов | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. |
12 | | | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | Научиться выделять признаки водопадов. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить сходства и различия водопадов | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
13 | | | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | Научиться находить особенности водопада Кивач по иллюстрациям в презентации | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Воспитание патриотизма и уважения к уникальным объектам нашей России. |
| | | Эти удивительные озёра (2 часа) | | | |
14 | | | Самые большие озёра мира. | Научиться находить озера различных видов | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно составлять краткую характеристику озер познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно находить информацию о них в различных источниках | Формирование познавательного интереса к озерам мира |
15 | | | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | Научиться выделять уникальность озер | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для образования таких озер | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. |
| | | В мире мрака и безмолвия (6 часов) | | | |
16 | | | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты | Научиться показывать роль природы в формировании пещер, понимать уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности образования пещер | Развитие личностной рефлексии, толерантности |
17 | | | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | Научиться объяснять процессы, влияющие на образование необычных форм рельефа. | К: уметь применять информацию в графической форме; выделять главную мысль в полученной информации Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выделять сходства и различия образования разных форм рельефа | Формирование мотивации в изучении наук о природе; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
18 | | | Сказочный мир подземных дворцов. | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки уникальности объектов. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать адрес пещер на картах. | Формирование познавательного интереса к Пещерным городам |
19 | | | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | Научиться определять местоположения пещер | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: проектировать маршрут путешествий, применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: находить уникальность данных пещер при работе с различными источниками | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе познавательного интереса к объектам природы |
20 | | | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | Научиться читать географическую карту с помощью условных знаков, находить пещеры России | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать описание пещер с помощью примеров | Воспитание патриотизма и уважения к уникальным объектам нашей России |
21 | | | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | Научиться с помощью знаков искать на картах полезные ископаемые | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: определять местоположение полезных ископаемых на картах. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
| | | Грозное дыхание Земли (3 часа) | | | |
22 | | | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | Научиться по признакам определять вулканы | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять по картам местонахождение вулканов | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
23 | | | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | Научиться выделять образование вулканов | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в действующих и уснувших вулканов | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
24 | | | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | Научиться устанавливать связь между строением Земли и появлением вулканов | К: устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать особенности границы литосферных плит | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
| | | Тепло подземных вод и природных фонтанов(2 часа) | | | |
25 | | | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | Научиться различать источники Памуккале и гейзеры Исландии | К: устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
26 | | | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | Научиться обозначать на контурной карте Йеллоустонский нац. парк, Долину гейзеров | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно искать и выделять места нахождения объектов П: устанавливать с помощью географических карт районы гейзеров. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. |
| | | Этот удивительный ледяной мир(3 часа) | | | |
27 | | | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | Научиться определять уникальность и количество льда на Земле | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу ледников Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
28 | | | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги | Научиться различать льды и айсберги Антарктиды и Гренландии | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу ледников Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. |
29 | | | Великие оледенения прошлого. | Научиться систематизировать информацию о ледниках | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять районы распространения ледников | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач |
| | | В глубинах неизведанного (4часа) | | | |
30 | | | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | Научиться классифицировать необычные объекты. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию в презентациях П: уметь показывать на карте и определять географическое положение Вашкского камня в республике Коми. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
31 | | | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | Научиться извлекать информацию из электронного приложения | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о неопознанных шумах | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
32 | | | Полярные сияния. Гало и другие видения. | Научиться извлекать информацию из презентаций и фильмов | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
33 | | | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | Научиться классифицировать необычные объекты | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к необычным явлениям природы |
| | | Гиблые места (2 часа) | | | |
34 | | | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны. | Научиться определять признаки геопатогенных зон | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь объяснять влияние геопатогенных зон на здоровье человека | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
35 | | | Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. | Научиться высказывать мнение об аномальных зонах | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: осуществлять расширенный поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи П: уметь объяснять необычные явления. | Формирование интереса к загадочным местам на планете |