СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по химии "Химическая лаборатория "Чудеса в пробирке"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по химии "Химическая лаборатория "Чудеса в пробирке"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Чехов-3

с углубленным изучением отдельных предметов





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ Чехов-3

__________________

/Л. В. Красовская/

от «01» сентября 2020 года






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Химическая лаборатория «Чудеса в пробирке»




Срок реализации: 1 учебный год

Возрастная категория: 7 классы

Составитель: Ерёмина Надежда Сергеевна

учитель химии

соответствие занимаемой должности







2020г.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • умение выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих;

  • умение оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

у учащихся могут быть сформированы:

  • умения выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • умения вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

  • признание противоречивости и незавершённости своих взглядов на мир, возможность их изменения;

  • умения использования своих взглядов на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

  • умения использования своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД

учащиеся научатся:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить

  • способы выхода из ситуации неуспеха;

  • оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;

  • строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

учащиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

  • создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности;

  • выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

коммуникативные УУД

учащиеся получат возможность научиться:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории;

  • смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Первоначальные химические понятия. (24 часа).

Предмет химии. Что изучает химия. Понятие вещество и тело. Физические свойства веществ. Вещества в окружающем мире. Характеристики тел и веществ. Краткая история химии. Алхимия.

Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, её получение, анализ и представление его результатов.

Общие правила техники безопасности в химической лаборатории. Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Строение вещества. Кристаллическое состоя­ние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Веще­ства молекулярного и немолекулярного строения. Аморфные вещества. Агрегатные состояния вещества.

Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Расчеты по химическим формулам.

Чистые вещества и смеси. Массовая доля вещества в смеси. Расчет массовой доли вещества в смеси.

Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека. Концентрация. Расчет массовой доли вещества в растворе. Типы среды растворов: нейтральная, кислотная, щелочная. Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы: заваренный чай, сок красной капусты, сок свеклы, лук, чеснок. Синтетические индикаторы: лакмус, фенолфталеин. Изменение цвета индикатора в кислотной и щелочной среде.

Практические работы:

1.Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2. Описание химического элемента по его положению в ПСХЭ.

3. Выращивание кристаллов соли (домашняя)

Лабораторные опыты.

1. Описание физических свойств веществ.

2.Распространение запаха одеколона, духов или дезодо­ранта как процесс диффузии.

3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Диффузия перманганата калия в желатине.

5. Ознакомление с веществами разного строения.

6. Исследование кислотности различных объектов

Домашние опыты.

1. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.

2. Диффузия сахара в воде.

3. Опыты с закрытой пластиковой бутылкой.

4. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих примеси.

5. Исследование кислотности различных объектов при помощи природных индикаторов.

Виды деятельности

Формы организации работы

Познавательная деятельность

Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся, экскурсия в химическую лабораторию

Игровая деятельность

Моделирующая игра

2. Явления, происходящие с веществами (7 часов)

Физические явления в химии: кристаллизация, выпаривание, возгонка веществ, фильтрование. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Признаки химических реакций. Реакции горения. Понятие о качественных реакциях. Роль химии в жизни человека.

Практические работы.

4.Очистка загрязненной поваренной соли.

5.Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.

Лабораторные опыты.

7. Спиртовая экстракция хлорофилла из листьев комнатных растений.

8.Адсорбирующие свойства активированного угля.

9. Признаки химических превращений.

10. Получаем новые вещества.

11. Приготовление известковой воды и опыты с ней.

Домашние опыты.

6. Разделение смеси сухого молока и речного песка.

7. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

8. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

Виды деятельности

Формы организации работы

Познавательная деятельность

Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся

Игровая деятельность

Моделирующая игра



3. Рассказы по химии (3часа).

Ученическая конференция.

«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся). Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

Виды деятельности

Формы организации работы

Познавательная деятельность

Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся

Проблемно-ценностное общение

Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

п/п

урока

п/т

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1: Первоначальные химические понятия (24 часа).

Вводный инструктаж. Методы познания природы.





Предмет химии. Вещества. Общие правила техники безопасности и при работе в кабинете химии.





Роль химии в жизни человека. Круглый стол.





Краткая история развития химии. Алхимия. Конференция.





Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.





Физические свойства веществ.





Физические свойства веществ. Практикум.





Состав вещества. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.





Состав вещества. Атомы и молекулы. Химический элемент.





Простые и сложные вещества.





Строение вещества. Кристаллические решетки.





Аморфные вещества.





Строение вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества. Практикум.





Агрегатные состояния веществ.





Знаки химических элементов.





Периодическая система химических элементов .И.Менделеева.





Химические формулы.





Относительные атомная и молекулярная масса вещества.





Расчеты по химическим формулам.





Чистые вещества и смеси. Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека.





Массовая доля вещества в смеси.





Расчеты на массовую долю вещества в смеси.





Массовая доля примесей.





Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы.





Тема 2. Явления, происходящие с веществами (7 часов).

Физические явления в химии. Способы разделения смесей.





Очистка загрязненной поваренной соли.





Адсорбция.





Химические явления.





Признаки химических реакций.





Понятие о качественных реакциях.





Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.





Тема 3. Рассказы по химии (3 часа).

Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых (по выбору учащихся). Конкурс сообщений учащихся.





Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.





Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.














СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания ШМО

классных руководителей

от_________2020г., № 1.



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ОВВВР _____________

/Р.А.Малюгина/

от _________2020г.