Программа внеурочной деятельности
по курсу «Мой веселый компьютер»
Пояснительная записка
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
Цели изучения информатики в начальной школе:
-освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
-овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении задач и в повседневной жизни;
-воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи учебного процесса:
-формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией;
-формирование умения представлять информацию различными способами, упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям, строить простейшие логические выражения с использованием связок;
-формирование понятий команда, исполнитель, алгоритм и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
-привитие обучающимся необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Место курса в учебном плане
Информатика в курсе для 1-3 классах изучается по одному часу в неделю.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики и информатики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Информатика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение основ ИКТ-компетентности, которые пригодятся в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к информатике как науке, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике и информатике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33-34 занятиях.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с основами ИКТ-компетентности, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Общая характеристика курса
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Требования к результатам освоения содержания курса
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса)
владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
одномерная и двумерная таблицы;
круговая и столбчатая диаграммы;
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
*ИКТ-квалификация
сканирование изображения;
запись аудиовизуальной информации об объекте;
подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
заполнение учебной базы данных;
создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
Требования к подготовке учащихся начальной школы
В результате изучения данного курса учащиеся начальной школы должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- правили работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 ч)
№ урока | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| РАЗДЕЛ 1. Отличительные признаки и составные части предметов |
1 | Компьютер и техника безопасности | Знать: – происхождение слова «информатика»; Технику безопасности. Уметь осознанно работать с информацией | Личностные: - адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, - самоопределение, - смыслообразование, Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, - саморегуляция Познавательные: - использовать знаково-символические средства, - овладеть действием моделирования , - овладеть спектром логических действий и операций, - уметь структурировать знания, Коммуникативные: - учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества. | — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог. — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. | Текущий | |
2 | Цвет предметов. | Знают цвета, умеют выделить цвет, сравнить и проклассифицировать предметы, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных | Беседа | |
3 | Форма предметов | Знают форму предметов, умеют выделить форму, сравнить и проклассифицировать предметы по заданному признаку, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных | |
4 | Какой бывает размер предметов. | Знают название размеров предметов (больше, меньше, высокий, низкий, длинный, короткий и т.д.), умеют выделить размер, сравнить и проклассифицировать предметы по заданному признаку, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении предметов по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных | | | | |
5 | Названия предметов и способы их применения. | Знают названия предметов, обобщающие слова; знают признаки предметов; могут определить название предмета по предложенным признакам | | | Беседа | |
6 | Признаки предметов | Могут выделить существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку. | | | Фронтальный опрос | |
7 | Составные части предметов, детали. | Описывать и определять предметы через их составные части | | | | |
8 | Повторение пройденного материала . Свойства предметов. Аукцион идей. |
9 | Самостоятельная практическая работа. Выпуск стенгазеты. |
| РАЗДЕЛ 2. План действий и его описание |
10 | Понятия «равно», «не равно» | Владеют понятиями «равно», «не равно»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (равны, не равны), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «равно», «не равно» | Личностные: - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации, Регулятивные: - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, Познавательные: - овладеть общими приемами решения задач, - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, Коммуникативные: - кооперация с учителем и сверстниками, - адекватная передача информации. | | | |
11 | Отношения «больше», «меньше» | Владеют понятиями «больше», «меньше»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (больше или меньше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «больше», «меньше» | | | |
12 | Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» | Владеют понятиями «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения, местоположение между ними (правее, левее, ниже, выше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «выше», «ниже», «правее», «левее»; могут выполнить графический диктант | | Фронтальный опрос | |
13 | Действия предметов | Владеют понятием «действия предметов», могут определить действия предметов, доказать свое мнение | | | | |
14 | Последовательность событий и явлений. | Могут определить последовательность событий, явлений природы | | | Фронтальный опрос | |
15 | Порядок действий. | Могут установить порядок действий и составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов | | | | |
16 | Повторение пройденного материала. Решение ребусов. |
| РАЗДЕЛ 3. Множества |
17 | Цифры | Знают названия, прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; могут записать цифры в прямой и обратной последовательности | Личностные: - самоопределение, - смыслообразование, - нравственно-этическая ориентация Регулятивные: - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, Познавательные: - анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), - синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | | |
18 | Порядок. Возрастание. Убывание. | Знают названия, прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; может расставить цифры в соответствии с предложенной последовательностью (по возрастанию, убыванию и т.п.) | | | |
19 | Множество и его элементы. | Владеют понятием «множество», могут дать название множеству, перечислить его элементы; распределить предметы на множества; | | | |
20 | Способы задания множеств. | Владеют понятием «множество» Умеют задавать множества перечислением и выделять общие свойства элементов множества. | | | |
21 | Сравнение множеств. | Владеют понятиями «больше», «меньше», «множество»; умеют проанализировать множества и установить отношения между ними (равны или не равны, больше или меньше, содержит одинаковые предметы или нет и т.д.), привести доказательства; . | | Фронтальный опрос | |
22 | Отображение множеств. Диаграмма Эйлера Венна. | Владеют понятием «множество»; умеют устанавливать соответствие между элементами двух множеств, отображать элементы множеств графически. | | | |
23 | Кодирование. | Владеют понятием «кодирование»; могут закодировать информацию с помощью схемы, знаков и т.п. | | | | |
24 | Симметрия фигур | Владеют понятием «симметрия», могут нарисовать фигуру (рисунок) симметрично предложенной | | | | |
25 | Повторение пройденного материала. |
| Раздел 4. Логические рассуждения |
26 | Высказывания. Отрицание | Владеет понятием «логическое отрицание»; умеют употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать). | Личностные: - адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, - самоопределение, - смыслообразование, Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, - саморегуляция Познавательные: - использовать знаково-символические средства, - овладеть действием моделирования , - овладеть спектром логических действий и операций, - уметь структурировать знания, Коммуникативные: - учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества. | | | |
27 | Понятия «истина», «ложь». | Знает понятия «истина», «ложь»; определяют является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности | | Фронтальный опрос | |
28 | Понятие «дерево». | Владение понятиям «дерево», «следующий», «предыдущий», «вершина дерева»; умеют использовать дерево для перебора всех вариантов, классификации, описания | | | |
29 | Графы | Владеют понятием «граф»; умеют составить графы | | | | |
30 | Комбинаторика | Владеют понятием «комбинаторика»; умеют решать некоторые задачи комбинаторного типа | | | | |
31 | Логические задачи | Закрепить приобретенные навыки в решении задач комбинаторного типа | | | | |
32 | Повторение пройденного материала. Решение логических задач. | |
33 | Самостоятельная работа. Олимпиада. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 ч)
№ урока | Тема | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| РАЗДЕЛ 1. |
1 | Компьютер и техника безопасности при работе с ним. | Уметь: – соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере; – целенаправленно работать с информацией | Личностные: - адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, - самоопределение, - смыслообразование, Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, - саморегуляция Познавательные: - использовать знаково-символические средства, - овладеть действием моделирования , - овладеть спектром логических действий и операций, - уметь структурировать знания, Коммуникативные: - учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества. | - дидактические игры; - работа в парах и по группам; - работа с информационными источниками; - самостоятельная работа. | |
2 | Признаки предметов. | Изучение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.). Обобщение и классификация предметов по какому-либо общему признаку. Уметь находить признаки предмета, классифицировать предметы по какому-либо признаку. | | | |
3 | Описание предметов. | Описывание и определение предметов через из признаки. Сравнение предметов по их признакам. Уметь описывать предмет, сравнивать предметы по их признакам. | | | |
4 | Состав предметов. | Знакомство с понятием составных частей предметов. Описывание предметов через их составные части. Уметь описывать предмет, называя его составные части. | |
5 | Действия предметов. | Определение и называние действия предметов. Обобщение и классификация предметов по их действиям. Уметь определять и называть действия предметов. | Личностные: - адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, - самоопределение, - смыслообразование, Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, - саморегуляция Познавательные: - использовать знаково-символические средства, - овладеть действием моделирования , - овладеть спектром логических действий и операций, - уметь структурировать знания, Коммуникативные: - учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества. | | |
6 | Симметрия. | Закрепление пространственных представлений («вверх», «вправо», «влево»). Введение понятия симметричности фигур, оси симметрии. Уметь ориентироваться в пространстве. Знать расположение оси симметрии. Уметь отличать симметричные фигуры. | | |
7 | Координатная сетка. | Формирование представлений о координатной сетке. Знакомство с локализацией предметов на координатной сетке. Уметь определять координаты предметов. | | | |
| | | | | |
8 | Повторение. |
9 | Самостоятельная работа. Решение логических задач. |
| РАЗДЕЛ 2. |
10 | Действия предметов. | Знакомство с действиями предметов и их результатами. Определение результата действия. Уметь определять действия предметов и их результаты. | Личностные: - самоопределение, - смыслообразование, - нравственно-этическая ориентация Регулятивные: - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, Познавательные: - анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), - синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | | |
11 | Обратные действия. . | Знакомство с понятием «обратное действие». Определение обратного действия. Уметь определять обратное действие. | | | |
12 | Последовательность событий. Закономерность. | Подготовка к введению понятия «алгоритм». Определение последовательности событий. Уметь определять последовательность событий. | | |
13 | Алгоритм. | Введение понятия «алгоритм». Составление и выполнение алгоритма. Поиск ошибок и исправление алгоритма. Уметь составлять и выполнять алгоритм. | | |
14 | Ветвление. | Знакомство с понятием «ветвление» в алгоритме. Составление алгоритма с ветвлением (условием). Уметь составлять алгоритм с ветвлением. | | |
15 | Повторение пройденного материала |
16 | Самостоятельная работа Участие в школьном этапе олимпиады. |
| РАЗДЕЛ 3. Множества. Операции над множествами |
17 | Множество. Элементы множества. | Знакомство с понятием «множество», «элементы множества». Нахождение множества предметов. Уметь находить пересечение, объединение, включение множеств; называть множество, элементы множества, сравнивать множества. | – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; – линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. | |
18 | Способы задания множеств. | Упражнение в задавании множества путем перечисления элементов. Выделение и называние общего свойства элементов множества. Составление множества. Уметь решать задачи путем отображения множеств. | |
19 | Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество. | Сравнение множеств. Знакомство с понятиями «равенство множеств», «пустое множество». | Личностные: - адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, - самоопределение, - смыслообразование, Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, - саморегуляция Познавательные: - использовать знаково-символические средства, - овладеть действием моделирования , - овладеть спектром логических действий и операций, - уметь структурировать знания, Коммуникативные: - учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества. | | |
20 | Отображение множеств. | Сопоставление элементов двух множеств. Решение задач путем отображения множеств. | | |
21 | Кодирование. | Знакомство с понятием «кодирование». Упражнение в кодировании слов разными способами. | | |
22 | Вложенность (включение) множеств.Подмножество. | Знакомство с понятием «включение множеств». Упражнение в составлении множества. | | |
23 | Пересечение множеств. | Понятие «пересечение множеств». Упражнение в нахождении пересечения множеств. | | | |
24 | Объединение множеств. | Понятие «объединение множеств». Упражнение в нахождении и обозначении объединения множеств. | | | |
25 | Повторение пройденного материала |
26 | Самостоятельная работа Участие в городском этапе олимпиады. |
| Раздел 4. Высказывания. Комбинаторика |
27 | Высказывание. Понятия «истина», «ложь». | Понятия «ложь» и «истина». Упражнение в определении истинных и ложных высказываний. Уметь чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Уметь определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или». | | | |
28 | Отрицание. | Понятие «отрицание». Получение отрицания из исходных высказываний путем прибавления частицы «не» и подбора антонимов. | Личностные: - адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, - самоопределение, - смыслообразование, Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, - планировать ее контролировать и оценивать свои действия, - контроль, коррекция, оценка, - саморегуляция Познавательные: - использовать знаково-символические средства, - овладеть действием моделирования , - овладеть спектром логических действий и операций, - уметь структурировать знания, Коммуникативные: - учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества. | | |
29 | Высказывания со связками «и», «или». | Понятия «и», «или». Упражнение в нахождении ответа по данным характеристикам. | | |
30 | Графы. Деревья. | Уточнение представлений о графе. Обучение черчению деревьев. Смысл графов и деревьев. | | |
31 32 | Комбинаторика. (2 часа) | Упражнение в решении задач с помощью приемов комбинаторики. | | |
33 | Повторение пройденного материала |
34 | Самостоятельная работа. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
планируемые | фактические | предметные | метапредметные | личностные |
1 | Компьютер и техника безопасности | 1 | | | | | | |
1. Алгоритмы. | | | | | | | |
2 | Введение. Алгоритм. | 1 | | | – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; – линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; | – понимать построчную запись алгоритмов; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; – понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | |
3 | Схема алгоритма. | 1 | | | |
4 | Ветвление в алгоритме. | 1 | | | |
5 | Цикл в алгоритме. | 1 | | | |
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | | | |
7 | Повторение | 1 | | | |
8 | Повторение | | | | |
9 | Самостоятельная работа | 1 | | | |
2. Группы (классы) объектов. | | | | | | | |
10 | Состав и действия объектов. | 1 | | | – общие названия и отдельные объекты; – разные объекты с общим названием; – разные общие названия одного отдельного объекта; – состав и действия объектов с одним общим названием; – отличительные признаки; – значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; – имена объектов; | – описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; - находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); – именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; – записывать значения признаков в виде таблицы; – описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участвовать в коллективном обсуждении; | |
11 | Группа объектов. Общее название. | 1 | | | |
12 | Общие свойства объектов группы. | 1 | | | |
13 | Особенные свойства объектов группы. | 1 | | | |
14 | Единичное имя объекта. | 1 | | | |
15 | Отличительные признаки. | 1 | | | |
16 | Повторение | 1 | | | |
| | | | | |
| | | | | |
3. Логические рассуждения. | | | | | | | |
17 | Множество. Число элементов множества. | 1 | | | – понятия множество, подмножество; – высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; – отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); – истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или»; – графы и их табличное описание; – пути в графах; – деревья; | – определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); – определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). – отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; – строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; – определять истинность составных высказываний. – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений. | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | |
18 | Подмножество | 1 | | | |
19 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | | | |
20 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | | | |
21 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | 1 | | | |
22 | Истинность высказывания со словами «И», «Или». | 1 | | | |
23 | Граф. Вершины и ребра графа | 1 | | | |
24 | Граф с направленными ребрами. | 1 | | | |
25 | Повторение пройденного материала | 1 | | | |
26 | Самостоятельная практическая работа | 1 | | | |
|
4. Применение моделей (схем) для решения задач. | | | | | | | |
27 | Аналогия. | 1 | | | – игра; – анализ игры с выигрышной стратегией; – понятие аналогии; – понятие закономерности; – аналогичные закономерности; – решение задач по аналогии. | – находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; – находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; – располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; – находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | |
28 | Закономерность. | 1 | | | |
29 30 | Аналогичная закономерность. | 2 | | | |
31 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». | 1 | | | |
32 | Повторение. Выигрышная стратегия | 1 | | | |
33 | Проектная работа | 1 | | | |
34 | Защита проекта. | 1 | | | |
|
Оборудование:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Нетбуки (15 штук)
35