СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по математике

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чебачинская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_______ / Д.Г.Казьмин/

приказ № 56 от 28.08.2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»







Уровень - основное общее образование - 8-9 класс

Учитель - Крутилина Эллина Анатольевна











2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. № 1897

3.Образовательная программа основного общего образования МБОУ Чебачинская СОШ.

4. Учебный план МБОУ Чебачинская СОШ на 2020 -2021 учебный год

5. Положение о рабочей программе учителей МБОУ Чебачинская СОШ, утвержденное приказом № 102 от 28.04.2018 года.



Цель и задачи курса внеурочной деятельности

Программа курса «Математика вокруг нас» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.

 Организация педагогом различных видов деятельности школьников позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по  разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины,  проблемные задания и т.д.

Цель программы:

  • Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

  • Привитие интереса учащихся к математике.

  • Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.

  • Воспитание настойчивости, инициативы.

  • Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.

  • Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.

  • Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).

  • Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.

  • Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

  • Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Формы и методы проведения занятий

Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, а также интернет ресурсов.

Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.

Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.

Важным условием организации процесса обучения на факультативных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.



Формы организации деятельности обучающихся:

-    индивидуально-творческая деятельность;
- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.


Общая характеристика курса

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.





Содержание учебного курса

Решение логических задач. 

Задачи типа "Кто есть кто?" Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач – метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.

Круги Эйлера.Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.

Задачи на переливание.Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

Задачи на взвешивание.Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

 Олимпиадные задания по математике. Задачи повышенной сложности.

Текстовые задачи.

Текстовые задачи, решаемые с конца. Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.

Задачи на движение. Задачи на части. Задачи на проценты. Задачи на сплавы. Работа по теме занятия. Решение задач.

Математическое соревнование (математическая карусель).Объяснение правил математической карусели. Математическая карусель.

Геометрические задачи.

Математика в разные периоды истории. Историческая справка. Архимед. Пифагор и его школа. Головоломка Пифагора Доклад ученика об Архимеде. Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. Лист Мебиуса. Колумбово яйцо. Решение задач на площадь. Геометрические задачи (разрезания). Решение геометрических задач путём разрезания на части. Математическое соревнование.

Математические головоломки

Математические ребусы.Ввести понятие математического ребуса, совместно обсудить решения трёх заданий. Решение математических ребусов.

Принцип Дирихле.Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач. Математический КВН.

Решение олимпиадных задач. Решение задач.



Планируемые результаты освоения курса «Математика вокруг нас»:

В ходе освоения содержания программы факультативных занятий «За страницами учебника математики» ожидаются:

Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса;

Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;

Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений и качеств:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении ма­тематических задач;

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

  • выстраивать конструкции (устные и пись­менные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргу­ментацию, выполнять перевод текстов с обы­денного языка на математический и обратно;

  • стремление к самоконтролю процесса и ре­зультата деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассу­ждений, способов решения задач, рассматри­ваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • разрабатывать простейшие алгоритмы на ма­териале выполнения действий с натуральны­ми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  • сверять, работая по плану, свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • совершенствовать в диалоге с учителем само­стоятельно выбранные критерии оценки.

  • Познавательные УУД:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

  • проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • определять возможные источники необхо­димых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

  • использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии для достижения своих целей;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

  • даватьопределенияпонятиям.

  • Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.



Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Математика вокруг нас», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй — практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания.

Наиболее рациональным способом учета знаний, умений будет проведение необходимого контроля обучающихся после каждого изучаемого раздела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, сертификатов участия в конкурсах, грамот.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Для отслеживания метапредметных и предметных результатов возможно поведение нескольких диагностических работ, которые должны носить так же и обучающий характер, оценка не выражаться пятибалльной системой. Продуктивным так же будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, тематические игры, творческие конкурсы, написание доклада, проекта, выпуск математических газет, мини задачников. Показателем успешности освоения курса можно считать участие и результаты детей в школьных и городских олимпиадах, дистанционных конкурсах.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.

  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.

  3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002

  4. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

  5. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.

  6. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.

  7. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-ом классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.

  8. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2002.

  9. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.

  10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

  11. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.

  12. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.

  13. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

Технические средства обучения

        • Мультимедийный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска магнитная .

  • Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): ли­нейка, транспор­тир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), цир­куль.





Календарно-тематическое планирование

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение внеурочной деятельности на этапе основного общего образования в рамках реализации ФГОС ООО (8-9классы) в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

Кол-во часов в неделю

Количество уч. недель

По программе

Праздничные дни

Итого

1

34

34


34 ч.





Дата

Тема занятия

Решение  логических задач -9ч

1

3.09

Задачи типа «Кто есть кто?»

2

10.09

Метод графов.

3

17.09

Задачи типа «Кто есть кто?». Табличный способ

4

24.09

Круги Эйлера

5

1.10

Задачи на переливание

6

8.10

Задачи на взвешивание

7

15.10

Решение занимательных задач в стихах

8

22.10

Олимпиадные задания по математике.

9

29.10

Математический КВН

Текстовые задачи-6ч

10

12.11

Текстовые задачи, решаемые с конца.

11

19.11

Задачи на движение.

12

26.11

Задачи на части

13

3.12

Задачи на проценты.

14

10.12

Задачи на сплавы

15

17.12

Решение задач разных видов.

Геометрические задачи-12ч

16

24.12

Математика в разные периоды истории

17

14.01

Историческая справка. Архимед

18

21.01

Пифагор и его школа.

19

28.01

Головоломка Пифагора

20

4.02

Формула Пика.

21

11.02

Лист Мебиуса

22

18.02

Колумбово яйцо

23

25.02

Геометрия на клетчатой бумаге

24

4.03

Решение задач на площадь

25

11.03

Решение геометрических задач путём разрезания на части.

26

18.03

Решение занимательных геометрических задач

27

1.04

Математическое соревнование.

Математические головоломки-5ч

28

8.04

Математические ребусы

29

15.04

Ребусы и головоломки

30

22.04

Правила быстрого счета

31

29.04

Принцип Дирихле.

32

6.05

Математический КВН

Решение олимпиадных задач-2 ч

33

13.05

Решение олимпиадных задач «Инфознайка».

34

20.05

Решение задач с конкурса «Кенгуру»





РЕКОМЕНДОВАНО

Протокол заседания МО

№ 1 от 28.08.2020 г.

Руководитель МО

_________/ Е.В.Шашерина /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

/______ / Э.А.Крутилина/

«28» августа 2020 г.