СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по математике для 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа позволяет расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных действий. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений школьника с применением коллективных форм обученияНаправление программы – общеинтеллектуальное. Программа позволяет расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных действий. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений школьника с применением коллективных форм обучения

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике для 7 класс»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Ростовской области





«Утверждаю»

Директор МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С.Пушкина»


Приказ от« » августа 2020г. №


______________ /Демина Л.И. /

ФИО





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по курсу «Занимательная математика»


Уровень общего образования (класс)


Основное общее образование, 7 классы


Количество часов 35 часов в год


Учитель Назарьева Татьяна Николаевна






Программа разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012, в соответствии с требованиями ФГОС.






2020 - 2021 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устав и локальные акты МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- учебный план МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577

« О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897»;

В условиях внедрения ФГОС организация внеурочной деятельности является важнейшей частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.

Направление программы – общеинтеллектуальное. Программа позволяет расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных действий. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений школьника с применением коллективных форм обучения.


Цель программы – развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической грамотности, коммуникативных умений школьников.

Задачи:

  • Углубление и расширение знаний учащихся по математике через решение занимательных, нестандартных задач.

  • Привитие школьникам интереса к математике.

  • Поддержка интереса к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием.

  • Формирование исследовательских умений учащихся.

  • Формирование коммуникативной культуры школьников.


Задачи курса:

  • Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

  • Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию.

  • Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.


Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются:

  • изложение узловых вопросов курса (лекционный метод),

  • собеседования (дискуссии),

  • тематическое комбинированное занятие,

  • соревнование, экспериментальные опыты, игра,

  • сообщения учащихся,

  • решение нестандартных задач;

  • участие в математических олимпиадах,

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой,

  • самостоятельная работа,

  • работа в парах, в группах,

  • творческие практические работы.


Методы обучения:

  • словесный (урок-рассуждение),

  • игровой (ролевые игры),

  • частично поисковый, исследовательский,

  • объяснительно-иллюстративный.


Во внеурочной учебной деятельности базовыми являются следующие технологии, основанные на:

  • уровневой дифференциации обучения,

  • реализации деятельностного подхода,

  • реализации проектной деятельности.


Межпредметные связи курса тесно связаны с уроками экономики, предметами естественного цикла и информатикой.


В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназии имени А.С. Пушкина» на изучение курса занимательной математики выделено в 7-х классах 35 часов в год, 1 учебный час в неделю.

























  1. Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

  • понимание роли математических действий в жизни человека;

  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности;

  • понимание причин успеха в учебе.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

  • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • представления о значении математики для познания окружающего мира.


Метапредметные результаты

Регулятивные: Обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения творческой работы);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, группой находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные: Обучающийся научится:

  • самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

  • создавать математические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные: Обучающийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и заключение, данные и искомые числа (величины),

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,

  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения сложной задачи,

  • обосновывать выполняемые и выполненные действия,

  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом,

  • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными,

  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций,

  • использовать различные способы представления и анализа статистических данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,

  • выбирать наиболее эффективный способ решения задачи,

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно),

  • использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ,

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики,

  • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты,

  • приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов,

  • некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.


  1. Учебно-тематический план

№п/п

Название тем

Количество

часов

1.

Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики

Древнего Востока. Древний Египет

1

2.

Метод равных треугольников – исторически первый геометрический

метод

1

3.

Действительные числа

3

4.

Уравнения с одной переменной

5

5.

Буквенные выражения. Многочлены

5

6.

Уравнения с двумя переменными

6

7.

Решение текстовых, логических олимпиадных задач

6

8.

Комбинаторика. Описательная статистика

6

9.

Итоговое занятие

2


Всего

35


  1. Содержание курса


Тема 1. Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего Востока. Древний Египет. (1ч)

Занятие 1. Историческая справка. Качества необходимые при изучении математики (внимание, воображение, наблюдательность, умение быстро считать, память, воля, нестандартное мышление, умение применять знания в творческих условиях)

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Тема 2. Метод равных треугольников – исторически первый геометрический метод. (1ч)

Занятие 2. Историческая справка. Задачи с треугольниками. Форма контроля: конструирование.

Тема3. Действительные числа. (3ч)

Занятие 3-5. Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.


Тема 4: Уравнения с одной переменной. (5 часов)

Занятия 6-10. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Формы контроля: домашняя практическая работа.


Тема 5. Буквенные выражения. Многочлены. (5часов)

Преобразование буквенных выражений. Деление многочлена на многочлен «уголком». Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Занятия 11-15. Решение нестандартных задач. Деление многочлена на многочлен «уголком». Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Тема 6. Уравнения с двумя переменными. (6 часов)

Занятия 16-21.Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Форма контроля: результаты тестирования.


Тема 7. Решение текстовых, логических олимпиадных задач. (6часов)

Занятия 22-27. Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ. Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом». Решение логических задач. Принцип Дирихле. Задачи на переливание. Решение олимпиадных задач. Задачи на делимость. Задачи, решаемые с помощью графов.

Форма контроля: тестирование.


Тема 8. Комбинаторика. Описательная статистика (6 часов)

Занятия 28-33. Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения

Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.

Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Форма контроля: сообщения, презентация.


Тема 9. Занятие 34-35. Итоговое (2часа) Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, тестов.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Кол-во часов


Тема

Содержание урока

Основные виды деятельности ученика

Отслеживание результатов обученности обучающихся


1.

1

1. Элементы истории математики. Древний Восток. Древний Египет (1час)

Историческая справка. Качества необходимые при изучении математики (внимание, воображение, наблюдательность, умение быстро считать, память, воля, нестандартное мышление, умение применять знания в творческих условиях)


Выполняют тренировочные задания в парах и творческих работ

Беседа, групповое решение занимательных задач, подготовка сообщений и презентаций


2.

1

2. Метод равных треугольников – исторически первый геометрический

метод (1час)

Историческая справка. Задачи с треугольниками.

Выполняют практические задания, конструирование (игра «Треугольник»)

Фронтальный опрос, практическая работа, групповое решение задач, презентации


3. Действительные числа (3часа)


3

1



Числовые выражения. Сравнение

числовых выражений

Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.


Практикум. Самостоятельная работа с взаимопроверкой, решают задачи на проценты

Сообщения

обучающихся,

самостоятельное решение задач

4-5

2

Пропорции. Проценты



Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.



4. Уравнения с одной переменной (5 часов)


6.

1

Уравнения с одной переменной

Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.

Эксперимент (работа на индивидуальных компьютерах) - практическая работа с разными источниками информации.

Выполняют тренировочные задания, тестирование, составляют памятки для решения сложных уравнений

Фронтальный опрос, практическая работа, групповое решение задач, презентации

7-8

2

Решение линейных уравнений с модулем

Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

9-10

2

Решение линейных уравнений с параметрами

Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

5. Буквенные выражения. Многочлены (5часов)


11

1

Преобразование буквенных выражений

Преобразование буквенных выражений.

Работа в группах (по 5 человек).

Представляют материалы проектов, решения задач

Фронтальный опрос, практическая работа, групповое решение задач, презентации

12-13

2

Деление многочлена на многочлен


Деление многочлена на многочлен «уголком».

14-15

2


Возведение двучлена в степень.

Треугольник Паскаля

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

6. Уравнения с двумя переменными (6 часов)

16-17

2


Линейные диофантовы уравнения

Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений.

Подбирают материал для презентации на тему

«Системы уравнений» - работают с различными источниками с использованием интернет ресурсов, решают уравнения и задачи, тестовый контроль

Фронтальный опрос, практическая работа, групповое решение задач, презентации

18-19

2



Системы линейных уравнений с двумя переменными



Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

20-21

2

Решение задач составлением систем уравнений


Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

7. Решение текстовых, логических олимпиадных задач (6часов)


22-24

3


Решение задач дистанционных

олимпиад

Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ. Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом».

Решают дистанционные задачи,

индивидуальная работа (карточки-задания), групповая работа - решают логические задачи. Подготовка докладов - выбор тем,

представляют материал для проектов по теме

«Графы».

Фронтальный опрос, практическая работа, групповое решение задач, презентации тестирование


25-26

2

Задачи на делимость.

Задачи на делимость. Задачи на переливание. Решение олимпиадных задач.


27

1

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

Решение логических задач. Принцип Дирихле.


28

1

Задачи, решаемые с помощью графов


Задачи, решаемые с помощью графов.


8. Комбинаторика. Описательная статистика (6 часов)


29-30

2

Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Решение

комбинаторных задач с помощью графов

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

Решают комбинаторные задачи различными способами, подбирают задачи по

способам их решения,

Решают одну задачу различными способами, решают практико-ориентированные задачи

Фронтальный опрос, практическая работа, групповое решение задач, презентации


31

1

Комбинаторное правило умножения

Комбинаторное правило умножения


32

1

Перестановки. Факториал

Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок


33


1

Статистические характеристики набора

данных

Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.


34-35

2

9. Итоговое занятие (2часа)


Тестирование или защита проектов


Список используемых источников

Для учителя

  • А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2011.

  • А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2014.

  • В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2014.

  • Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

  • Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».

  • Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2011.

  • Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара: Учебная литература, 2011.

  • Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. М.: «Аванта».

  • Информационные ресурсы сети Интернет.

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  • www.fipi.ru

  • http://matematika.ucoz.com/

  • http://uztest.ru/

  • http://www.ege.edu.ru/

  • http://www.mioo.ru/ogl.php

  • http://1september.ru/



Для учащихся

  • Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 2011 г.

  • Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2013 г.

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры.7-8 классы.

  • http://www.mathnet.spb.ru/

  • http://talia.ucoz.com/index/ucheniku/0-18

  • http://math-prosto.ru/

  • http://www.etudes.ru/

  • http://www.berdov.com/

  • http://4-8class-math-forum.ru/























СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

МБОУ г.Шахты «Гимназия

имени А.С. Пушкина»

от « » августа 2020 г. №1


___________ /Косова Т.А./

Подпись руководителя МО, ФИО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР


___________ /Вязникова Н.И./

ФИО


«___» августа 2020г.


СОГЛАСОВАНО


«___» _________20__г.




СОГЛАСОВАНО


«___» _________20__г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!