Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрьевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный математик»
для 5 класса
Составитель: Блохина Татьяна Валентиновна,
учитель математики
1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Актуальность программы
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Программа рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Программа разработана по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов.
Цели и задачи
Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике.
Основные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование:
- мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности;
- творческой инициативности и активности;
- навыков в организации деятельности в составе группы;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
1) решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
2) устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
3) строить логическую цепь рассуждений;
4) выдвигать гипотезы;
5) читать графическую информацию;
6) находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
7) анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
8) различать существенные и несущественные признаки;
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
1) уважение к товарищам и их мнению;
2) понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
3) умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
1) постановке учебных задач занятия;
2) оценке своих достижений;
3) действовать по плану.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
– выделять существенные признаки предметов;
– сравнивать между собой предметы, явления;
– обобщать, делать выводы;
– классифицировать явления, предметы;
– судить о противоположных явлениях;
– давать определения тем или иным понятиям;
– выявлять функциональные отношения между понятиями;
– выявлять закономерности и проводить аналогии.
Проверка результатов проходит в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.).
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимаются во внимание способности каждого ученика.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
– тестирование;
– практические работы;
– творческие работы учащихся;
– контрольные задания;
– соревнования;
– классные и школьные олимпиады;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Числа и вычисления | 9 |
2 | Логика | 10 |
3 | Забавная геометрия | 9 |
5 | Решение нестандартных задач | 6 |
| Итого | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия |
Числа и вычисления (9ч) |
1 | 4.09 | | Запись цифр и чисел у разных народов |
2 | 11.09 | | Правила быстрого счёта |
3 | 18.09 | | Приёмы устных вычислений |
4 | 25.09 | | Составление выражений |
5 | 2.10 | | Задачи на восстановление примеров на сложение и вычитание, в которых пропущено несколько цифр |
6 | 9.10 | | Задачи на восстановление примеров на умножение и деление, в которых пропущено несколько цифр |
7 | 16.10 | | Числовые головоломки |
8 | 23.10 | | Решение олимпиадных задач |
9 | 6.11 | | Решение задач конкурса «Кенгуру» |
Логика (10ч) |
10 | 13.11 | | Истинные и ложные высказывания |
11 | 20.11 | | Круги Эйлера |
12 | 27.11 | | Графы |
13 | 4.12 | | Задачи, решаемые с помощью таблиц |
14 | 11.12 | | Решение задач, в условии которых есть верные и неверные утверждения |
15 | 18.12 | | Решение задач на выбор лишнего предмета или добавление недостающего |
16 | 25.12 | | Задачи, решаемые с конца |
17 | 15.01 | | Принцип Дирихле |
18 | 22.01 | | Решение олимпиадных задач |
19 | 29.01 | | Решение задач конкурса «Кенгуру» |
Забавная геометрия (9ч) |
20 | 5.02 | | Как зарождалась геометрия |
21 | 12.02 | | Геометрические фигуры. Составление фигур с помощью спичек |
22 | 19.02 | | Узоры и орнаменты |
23 | 26.02 | | Задачи на разрезания |
24 | 5.03 | | Задачи на склеивания |
25 | 12.03 | | Задачи на подсчёт кубиков в конструкции |
26 | 19.03 | | Геометрические головоломки |
27 | 2.04 | | Решение олимпиадных задач |
28 | 9.04 | | Решение задач конкурса «Кенгуру» |
Решение нестандартных задач (6ч) |
29 | 16.04 | | Задачи на переливания |
30 | 23.04 | | Задачи на взвешивания |
31 | 30.04 | | Старинные задачи |
32 | 7.05 | | Решение олимпиадных задач |
33 | 14.05 | | Решение задач конкурса «Кенгуру» |
34 | 21.05 | | Математическая викторина |
Информационные ресурсы
Интернет-ресурсы;
CD – диск Кенгуру. Математика для всех. Международный математический конкурс-игра;
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград: Учитель, 2002;
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989;
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984;
Фарков А.В. Математические олимпиады. – М: Экзамен, 2006;
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993;
№ | Тема | Литература |
Числа и вычисления (9ч) |
1 | Запись цифр и чисел у разных народов | Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989; С 12-46; |
2 | Правила быстрого счёта | Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989; С 102-105; |
3 | Приёмы устных вычислений |
4 | Составление выражений | Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989; С 48-49; Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984; С 17-19, 31-33; Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 4-12; |
5 | Задачи на восстановление примеров на сложение и вычитание, в которых пропущено несколько цифр |
6 | Задачи на восстановление примеров на умножение и деление, в которых пропущено несколько цифр |
7 | Числовые головоломки |
8 | Решение олимпиадных задач | |
9 | Решение задач конкурса «Кенгуру» | |
Логика (10ч) |
10 | Истинные и ложные высказывания | Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984; С 54-57; |
11 | Круги Эйлера | |
12 | Графы | |
13 | Задачи, решаемые с помощью таблиц | Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 21-28; Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006; С 73-78; |
14 | Решение задач, в условии которых есть верные и неверные утверждения |
15 | Решение задач на выбор лишнего предмета или добавление недостающего |
16 | Задачи, решаемые с конца |
17 | Принцип Дирихле |
18 | Решение олимпиадных задач | |
19 | Решение задач конкурса «Кенгуру» | |
Забавная геометрия (9ч) |
20 | Как зарождалась геометрия | Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989; С 138-173; Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 16-19, 28-34; |
21 | Геометрические фигуры. Составление фигур с помощью спичек |
22 | Узоры и орнаменты |
23 | Задачи на разрезания |
24 | Задачи на склеивания |
25 | Задачи на подсчёт кубиков в конструкции |
26 | Геометрические головоломки |
27 | Решение олимпиадных задач | |
28 | Решение задач конкурса «Кенгуру» | |
Решение нестандартных задач (6ч) |
29 | Задачи на переливания | Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984; С 29-30; Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 19-21; |
30 | Задачи на взвешивания |
31 | Старинные задачи | Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006; С 51-58; |
32 | Решение олимпиадных задач | |
33 | Решение задач конкурса «Кенгуру» | |
34 | Математическая викторина | Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, С 33-35; |