СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности составлена на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Юрьевская средняя общеобразовательная школа









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный математик»

для 5 класса






Составитель: Блохина Татьяна Валентиновна,

учитель математики

1 квалификационной категории















Пояснительная записка

Актуальность программы

Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Программа рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Программа разработана по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов.

Цели и задачи

Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике.

Основные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование:

- мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности;

- творческой инициативности и активности;

- навыков в организации деятельности в составе группы;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

1) решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

2) устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

3) строить логическую цепь рассуждений;

4) выдвигать гипотезы;

5) читать графическую информацию;

6) находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

7) анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

8) различать существенные и несущественные признаки;

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

1) уважение к товарищам и их мнению;

2) понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

3) умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

1) постановке учебных задач занятия;

2) оценке своих достижений;

3) действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

– выделять существенные признаки предметов;

– сравнивать между собой предметы, явления;

– обобщать, делать выводы;

– классифицировать явления, предметы;

– судить о противоположных явлениях;

– давать определения тем или иным понятиям;

– выявлять функциональные отношения между понятиями;

– выявлять закономерности и проводить аналогии.

Проверка результатов проходит в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.).

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимаются во внимание способности каждого ученика.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

– тестирование;

– практические работы;

– творческие работы учащихся;

– контрольные задания;

– соревнования;

– классные и школьные олимпиады;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Числа и вычисления

9

2

Логика

10

3

Забавная геометрия

9

5

Решение нестандартных задач

6


Итого

34



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Числа и вычисления (9ч)

1

4.09


Запись цифр и чисел у разных народов

2

11.09


Правила быстрого счёта

3

18.09


Приёмы устных вычислений

4

25.09


Составление выражений

5

2.10


Задачи на восстановление примеров на сложение и вычитание, в которых пропущено несколько цифр

6

9.10


Задачи на восстановление примеров на умножение и деление, в которых пропущено несколько цифр

7

16.10


Числовые головоломки

8

23.10


Решение олимпиадных задач

9

6.11


Решение задач конкурса «Кенгуру»

Логика (10ч)

10

13.11


Истинные и ложные высказывания

11

20.11


Круги Эйлера

12

27.11


Графы

13

4.12


Задачи, решаемые с помощью таблиц

14

11.12


Решение задач, в условии которых есть верные и неверные утверждения

15

18.12


Решение задач на выбор лишнего предмета или добавление недостающего

16

25.12


Задачи, решаемые с конца

17

15.01


Принцип Дирихле

18

22.01


Решение олимпиадных задач

19

29.01


Решение задач конкурса «Кенгуру»

Забавная геометрия (9ч)

20

5.02


Как зарождалась геометрия

21

12.02


Геометрические фигуры. Составление фигур с помощью спичек

22

19.02


Узоры и орнаменты

23

26.02


Задачи на разрезания

24

5.03


Задачи на склеивания

25

12.03


Задачи на подсчёт кубиков в конструкции

26

19.03


Геометрические головоломки

27

2.04


Решение олимпиадных задач

28

9.04


Решение задач конкурса «Кенгуру»

Решение нестандартных задач (6ч)

29

16.04


Задачи на переливания

30

23.04


Задачи на взвешивания

31

30.04


Старинные задачи

32

7.05


Решение олимпиадных задач

33

14.05


Решение задач конкурса «Кенгуру»

34

21.05


Математическая викторина





Информационные ресурсы

  1. Интернет-ресурсы;

  2. CD – диск Кенгуру. Математика для всех. Международный математический конкурс-игра;

  3. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;

  4. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград: Учитель, 2002;

  5. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989;

  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984;

  7. Фарков А.В. Математические олимпиады. – М: Экзамен, 2006;

  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993;








































Тема

Литература

Числа и вычисления (9ч)

1

Запись цифр и чисел у разных народов

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989;

С 12-46;

2

Правила быстрого счёта

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989;

С 102-105;

3

Приёмы устных вычислений

4

Составление выражений

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989;

С 48-49;

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984; С 17-19, 31-33;

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 4-12;

5

Задачи на восстановление примеров на сложение и вычитание, в которых пропущено несколько цифр

6

Задачи на восстановление примеров на умножение и деление, в которых пропущено несколько цифр

7

Числовые головоломки

8

Решение олимпиадных задач


9

Решение задач конкурса «Кенгуру»


Логика (10ч)

10

Истинные и ложные высказывания

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984; С 54-57;

11

Круги Эйлера


12

Графы


13

Задачи, решаемые с помощью таблиц

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 21-28;

Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006; С 73-78;

14

Решение задач, в условии которых есть верные и неверные утверждения

15

Решение задач на выбор лишнего предмета или добавление недостающего

16

Задачи, решаемые с конца

17

Принцип Дирихле

18

Решение олимпиадных задач


19

Решение задач конкурса «Кенгуру»


Забавная геометрия (9ч)

20

Как зарождалась геометрия

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М: Просвещение, 1989;

С 138-173;

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 16-19, 28-34;

21

Геометрические фигуры. Составление фигур с помощью спичек

22

Узоры и орнаменты

23

Задачи на разрезания

24

Задачи на склеивания

25

Задачи на подсчёт кубиков в конструкции

26

Геометрические головоломки

27

Решение олимпиадных задач


28

Решение задач конкурса «Кенгуру»


Решение нестандартных задач (6ч)

29

Задачи на переливания

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, 1984; С 29-30;

Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Подумай и реши. – М: ГАЛС, 1993; С 19-21;

30

Задачи на взвешивания

31

Старинные задачи

Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006; С 51-58;

32

Решение олимпиадных задач


33

Решение задач конкурса «Кенгуру»


34

Математическая викторина

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М: Просвещение, С 33-35;