Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЧСОШ № 2
___________ Гармашев С. Н.
Приказ от 31.08.2019 г. № 164
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
Магия математики
(Кружок)
Основное общее образование 7 класс
Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна
п. Чертково
2019 год
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа курса предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 1 год. Программа внеурочной деятельности «Магия математики» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что семиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Не менее важным фактором реализации данной программы является: стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки аргументации, отстаивания собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх, и конкурсах. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.
В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. В процессе изучения данного курса формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов.
Цель данного курса - развитие интереса обучающихся к математике; умения самостоятельно добывать знания и использовать их для достижения собственных целей; развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений; воспитание настойчивости, инициативы, для активного участия в жизни общества.
Задачи:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.
II. Место учебного курса
Календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год предусматривает 35 учебные недели в 7 классе.
В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом школы на 2019-2020 уч. год для основного общего образования на внеурочную деятельность по математике в 7 классе отводится 1 часа в неделю, т.е. 35 часов в год.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками, календарным учебным графиком (приказ от 30.08.2019 г. № 162);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
На дополнительные дни отдыха в 7 «В» классе выпадает занятие 24.02, 09.03, 04.05, 11.05, таким образом, программа рассчитана на 31 час.
III. Содержание учебного курса.
За страницами учебника. – 9 ч.
Из истории математики: как люди научились считать, система счисления. Приемы устного счета. Упражнения с десятичными и обыкновенными дробями. Решение текстовых задач разными способами. Решение логических задач.
Математические развлечения – 7 ч.
Математические загадки, шарады, кроссворды. Задачи в стихах. Слова с математической начинкой.
Математическая логика – 8 ч.
Решение олимпиадных задач на переливания, взвешивание, сравнение, движение. Криптограммы. Логические задачи.
Элементы геометрии – 7 ч.
Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур.
Задачи со спичками. Упражнения с листом бумаги. Лабиринты.
IV. Календарно-тематическое планирование.
Номер занятия | Дата занятия | Тема занятия | Виды деятельности |
I четверть (9 ч.) |
За страницами учебника. |
1. | 02.09 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определение интересов, склонностей учащихся. |
2. | 09.09 | Как люди научились считать. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». |
3. | 16.09 | Система счисления. Почему нашу запись называют десятичн6ой? | Просмотр презентации. |
4. | 23.09 | Интересные приемы устного счёта. | Устный счёт. |
5. | 30.09 | Решение текстовых задач. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач. |
6. | 07.10 | Упражнения с обыкновенными дробями. | Работа с алгоритмами. |
7. | 14.10 | Упражнения с десятичными дробями. | Работа с алгоритмом. |
8. | 21.10 | Учимся отгадывать ребусы. | Решение и составление математических ребусов. |
9. | 28.10 | Решение логических задач. | Самостоятельная работа. |
II четверть (7 ч.) |
Математические развлечения. |
10. | 11.11 | Задачи в стихах. | Решение задач. |
11. | 18.11 | Математические загадки. | Составление загадок, требующих математического решения. |
12. | 25.11 | Математические шарады. | Решение и составление шарад. |
13. | 02.12 | Кроссворды. | Решение и составление кроссвордов. |
14. | 09.12 | Математические головоломки. | Решение и составление головоломок. |
15. | 16.12 | Слова с математической начинкой. | Отгадывание слов и математических терминов. |
16. | 23.12 | Викторина. | Командное соревнование. |
III четверть (8 ч.) |
Математическая логика. |
17. | 13.01 | Переливания. | Решение олимпиадных задач. |
18. | 20.01 | Взвешивания. | Решение олимпиадных задач. |
19. | 27.01 | Возраст. | Самостоятельное решение задач. |
20. | 03.02 | Сравнения. | Решение задач на преобразование неравенств. |
21. | 10.02 | Из пункта А в пункт Б. | Решение задач на движение разными способами. |
22. | 17.02 | Криптограммы. | Решение криптограмм. |
23. | 02.03 | Логические задачи. | Решение задач на установление причинно-следственных отношений. |
24. | 16.03 | «Коварные» проценты. | Решение задач повышенной трудности. |
IV четверть (7 ч.) |
Элементы геометрии. |
25. | 30.03 | Геометрические головоломки. | Предварительный подбор задач и их решение. |
26. | 06.04 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур. Изготовление моделей для практических упражнений. |
27. | 13.04 | Задачи со спичками. | Самостоятельная работа. |
28. | 20.04 | Упражнения с листом бумаги. | Получение наглядного представления о фигурах плоскости и их свойствах. |
29. | 27.04 | Лабиринты. | Геометрическая постановка задачи о лабиринтах. |
30. | 18.05 | Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». | Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. |
31. | 25.05 | Интеллектуальный марафон. | Самостоятельное выполнение теста. |
V. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию,необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
1) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
3) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
4) усвоение основных базовых знаний по математике, её ключевых понятий;
5) улучшение качества решения задач разного уровня сложности;
6) успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примером таких технологий являются игровые технологии.
Итогом данной программы является зачет в форме тестовых олимпиадный заданий по математике.