СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по математики для 7 класса. Магия математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на один год.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математики для 7 класса. Магия математики.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЧСОШ № 2

___________ Гармашев С. Н.

Приказ от 31.08.2019 г. № 164





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

Магия математики

(Кружок)

Основное общее образование 7 класс

Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна











п. Чертково

2019 год



  1. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа курса предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 1 год. Программа внеурочной деятельности «Магия математики» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что семиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является: стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки  аргументации, отстаивания собственной позиции по определённому вопросу.

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх, и конкурсах. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. 

В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. В процессе изучения данного курса формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов.


Цель данного курса - развитие интереса обучающихся к математике; умения самостоятельно добывать знания и использовать их для достижения собственных целей; развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений; воспитание настойчивости, инициативы, для активного участия в жизни общества.


Задачи:

- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.










II. Место учебного курса

Календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год предусматривает 35 учебные недели в 7 классе.

В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом школы на 2019-2020 уч. год для основного общего образования на внеурочную деятельность по математике в 7 классе отводится 1 часа в неделю, т.е. 35 часов в год.

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками, календарным учебным графиком (приказ от 30.08.2019 г. № 162);

- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);

- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);

- по болезни учителя.

На дополнительные дни отдыха в 7 «В» классе выпадает занятие 24.02, 09.03, 04.05, 11.05, таким образом, программа рассчитана на 31 час.







III. Содержание учебного курса.

  1. За страницами учебника. – 9 ч.



Из истории математики: как люди научились считать, система счисления. Приемы устного счета. Упражнения с десятичными и обыкновенными дробями. Решение текстовых задач разными способами. Решение логических задач.

  1. Математические развлечения – 7 ч.



Математические загадки, шарады, кроссворды. Задачи в стихах. Слова с математической начинкой.

  1. Математическая логика – 8 ч.



Решение олимпиадных задач на переливания, взвешивание, сравнение, движение. Криптограммы. Логические задачи.

  1. Элементы геометрии – 7 ч.



Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Задачи со спичками. Упражнения с листом бумаги. Лабиринты.















IV. Календарно-тематическое планирование.

Номер занятия

Дата занятия

Тема занятия

Виды деятельности

I четверть (9 ч.)

За страницами учебника.

1.

02.09

Вводное занятие

«Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся.

2.

09.09

Как люди научились считать.

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».

3.

16.09

Система счисления.

Почему нашу запись называют десятичн6ой?

Просмотр презентации.

4.

23.09

Интересные приемы устного счёта.

Устный счёт.

5.

30.09

Решение текстовых задач.

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач.

6.

07.10

Упражнения с обыкновенными дробями.

Работа с алгоритмами.

7.

14.10

Упражнения с десятичными дробями.

Работа с алгоритмом.

8.

21.10

Учимся отгадывать ребусы.

Решение и составление математических ребусов.

9.

28.10

Решение логических задач.

Самостоятельная работа.

II четверть (7 ч.)

Математические развлечения.

10.

11.11

Задачи в стихах.

Решение задач.

11.

18.11

Математические загадки.

Составление загадок, требующих математического решения.

12.

25.11

Математические шарады.

Решение и составление шарад.

13.

02.12

Кроссворды.

Решение и составление кроссвордов.

14.

09.12

Математические головоломки.

Решение и составление головоломок.

15.

16.12

Слова с математической начинкой.

Отгадывание слов и математических терминов.

16.

23.12

Викторина.

Командное соревнование.

III четверть (8 ч.)

Математическая логика.

17.

13.01

Переливания.

Решение олимпиадных задач.

18.

20.01

Взвешивания.

Решение олимпиадных задач.

19.

27.01

Возраст.

Самостоятельное решение задач.

20.

03.02

Сравнения.

Решение задач на преобразование неравенств.

21.

10.02

Из пункта А в пункт Б.

Решение задач на движение разными способами.

22.

17.02

Криптограммы.

Решение криптограмм.

23.

02.03

Логические задачи.

Решение задач на установление причинно-следственных отношений.

24.

16.03

«Коварные» проценты.

Решение задач повышенной трудности.

IV четверть (7 ч.)

Элементы геометрии.

25.

30.03

Геометрические головоломки.

Предварительный подбор задач и их решение.

26.

06.04

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур. Изготовление моделей для практических упражнений.

27.

13.04

Задачи со спичками.

Самостоятельная работа.

28.

20.04

Упражнения с листом бумаги.

Получение наглядного представления о фигурах плоскости и их свойствах.

29.

27.04

Лабиринты.

Геометрическая постановка задачи о лабиринтах.

30.

18.05

Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим».


Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов.

31.

25.05

Интеллектуальный марафон.

Самостоятельное выполнение теста.























































V. Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.


Метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию,необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


Предметные:

1) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

3) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

4) усвоение основных базовых знаний по математике, её ключевых понятий;

5) улучшение качества решения задач разного уровня сложности;

6) успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.

Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примером таких технологий являются игровые технологии.



Итогом данной программы является зачет в форме тестовых олимпиадный заданий по математике.