СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по МХК "Мир искусства".7-9 классы

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  предназначена учащимся 7-9 классов для  выявления одаренных и мотивированных обучающихся и подготовки их к участию в олимпиаде по МХК и в научно-практических конференциях школьников.  Программа  предназначена учащимся 7-9 классов для  выявления одаренных и мотивированных обучающихся и подготовки их к участию в олимпиаде по МХК и в научно-практических конференциях школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по МХК "Мир искусства".7-9 классы»

Управление образования администрации Северо - Енисейского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»





Принята на заседании Утверждаю:

методического (педагогического) совета Директор МБОУ ДО «ДЮЦ»

от "01" сентября 2019г. Фоминых/ФИО/

Протокол N 2 "1" сентября 2019 г.










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Мир искусства»


(Срок реализации: 1 год, возраст обучающихся – 12-15 лет.)

Автор программы:

Львова И.А.– учитель изобразительного искусства МБОУ ССШ №1 им.Е.С. Белинского

педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДЮЦ»



















гп Северо-Енисейский, 2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы - художественная. Программа предполагает развитие интереса обучающихся к мировой художественной культуре, теоретическую и практическую подготовку обучающихся для участия в олимпиаде по искусству (МХК) и участию в НОУ. Программа предполагает приобретение учащимися расширенных знаний по мировой художественной культуре, привитие интереса к изучению памятников культурного наследия, развитие способности диалогового взаимодействия с произведениями искусства и обучение основам анализа художественных произведений.

Актуальность, новизна программы. Актуальность программы заключается в создании условий для развития одаренных детей, заинтересованных в серьезной подготовке.

Новизна программы заключается в использовании современных педагогических технологий в подготовке к олимпиаде по искусству (МХК), таких как образовательное путешествие, метод диалогового взаимодействия с объектами культурного наследия, метод проектной деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что обучающиеся смогут приобрести знания и навыки по созданию презентаций, овладеть приёмами публичного выступления, участия в конференциях. В программе в сделан акцент на формирование навыков использования полученных знаний в практической деятельности. Большое внимание уделяется освоению различных моделей работы по овладению основами художественного анализа, интереса к исследовательской проектной деятельности и навыков написания творческих и научных работ.

Программа направлена на предоставление учащимся возможности реализовать себя в выбранной профессии.

Адресат программы: возраст обучающихся – 12-15 лет.

Портрет выпускника: ребенок, умеющий творчески мыслить. Может применять полученные знания на практике в исследовательской и проектной деятельности.

Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 144 часа. Срок реализации программы 1 год обучения.

Место реализации программы: МБОУ ССШ №1

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы организации учебной деятельности:

-групповая;

-фронтальная;

-индивидуальная;

-парная.

Формы занятий:

  • Лекции ;

  • игры, викторины, конкурсы;

  • экскурсии;

  • Цель: Создание образовательных условий для формирования опыта применения полученных знаний в решении олимпиадных заданий по искусству (МХК) и участию в НОУ.

Задачи программы:

  • Обучающие:

Научить использовать полученные знания по мировой художественной культуре для участия в олимпиадах по мировой художественной культуре и участию в НОУ.

изучить шедевры мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников.

  • Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умения работать в команде.

  • выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • Развивающие:

познакомить с основными приемами анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

развивать творческое мышление;

подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное диагностическое тестирование

2

-

2

Тестирование.

2.

Искусство древних цивилизаций.

56

46

10

Викторина.

3.

Искусство Средневековья.

20

18

2

Тестирование.

4.

«МИР НОУ»

20

4

16

Защита реферата.

5.

Возрождение.

16

14

2

Викторина.

6.

Искусство Нового времени .

30

28

2

Итоговое тестирование.

ВСЕГО:


144

110

34



  • Содержание учебного плана

  1. Вводное диагностическое тестирование (2 часа).

  2. Искусство древних цивилизаций. (56 часов)

Теория: Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы. Зарождение искусства. Месопотамский зиккурат. Основные декоративные средства искусства Месопотамии. Древний Египет. Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. Древняя Индия. Индуистский храм – мистический аналог тела – жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Буддистские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия. Особенности буддистской пластики и живописи. Китай. Архитектура Древнего Китая. Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и филосовско – религиозных воззрений буддизма. Древняя Америка. Храмовая архитектура индейцев. Скульптура эллинизма. Искусство Древнего Рима.

Практика: Проведение тестирований по темам:

  1. Искусство Древнего Египта.

  2. Древняя Греция.

  3. Искусство Древнего Рима

  4. Особенности буддистской пластики и живописи.

Проведение викторины «Искусство древних цивилизаций»

3. Искусство Средневековья. ( 20 часов)

Теория: Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика. Византийский центрально – купольный храм. Стилистическое многообразие крестово – купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Новый тип шатрового храма. Формирование Московской школы иконописи. Русский иконостас. Западная Европа. Романская культура. Отображение жизни человека средних веков в архитектуре и монументальной живописи. Готический храм – образ мира. Декор храма. Григорианский хорал. Проторенессанс в Италии. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

Практика. Решение олимпиадных заданий по теме раздела.

Проведение тестирования по теме «Средневековье»

4.Мир НОУ. (20 часов)

Теория. Введение в исследовательскую деятельность. Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы. Виды научных работ. Составление аннотаций. Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ. Требования к оформлению результатов работы. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.

Практика: Проработка индивидуальных исследовательских тем. Поиск, накопление и обработка информации. Поиск информации в Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Интервью. Анализ научных работ.

Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные  словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.

Защита исследовательских рефератов.

5. Возрождение. (16 часов)

Теория: Гуманизм-основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение идеи «идеального» города. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Музыка Возрождения. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Мистический характер Возрождения в Германии. Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

Практика: Проведение викторины о искусстве эпохи Возрождения.

6. Искусство Нового времени. (30 часов)

Теория: Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Живопись барокко. Специфика русского барокко.

Искусство классицизма. Большой королевский стиль Людовика XIV. Рококо. Истоки рококо в живописи. Неоклассицизм, ампир Имперский стиль в архитектуре. Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга. Неоклассицизм в живописи. Классические каноны в русской академической живописи. Романтизм. Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика, Экзотика и мистика. Социальная тематика в живописи Русская школа реализма. Передвижники. Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и музыке. Символизм в живописи. Постимпрессионизм. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

Практика: Проведение викторины.

Проведение итогового тестирования.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Осуществляет поиск в различных источниках, в том числе используя ИКТ информацию.

  • Анализирует и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения .

  • Осуществляет синтез (составляет целое из частей).

Коммуникативные:

  • Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  • При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана

  • Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения

Регулятивные:

  • Самостоятельно определяет проблему и цель в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)

  • Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями.

Личностные результаты:

оценивает и выстраивает на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.

Предметные результаты:

Будет знать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

После освоения данной программы учащиеся будут :

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления работ;


Условия реализации программы:


Для реализации данной программы необходимы:

  1. Методическая литература по МХК;

  2. Конспекты учебных занятий;

  3. Кроссворды, тесты;

  4. Технологические карты.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается материал, который дети изучают, анализируют и применяют для решения олимпиадных заданий по МХК и участия в научном обществе учащихся).

  • Исследовательско - поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения заданий, использование различных видов информации )

  • Игровой метод (набор игровых методик развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

  • Практические методы;

  • Метод наглядности;

  • Словесные методы.

Материалы и инструменты

  1. Цифровые образовательные ресурсы.

Форма подведения итогов:

  • По итогам полугодий проходят олимпиады. После изучения тем тестирование, конкурсы.

  • После освоения всей программы проводится итоговое занятие в виде разнообразных форм деятельности. Викторины, конкурсы по изученным темам дают возможность проявить каждому свои знания в области мировой художественной культуры.

Список литературы:

  1. Педагогика искусства. Б. М. Неменский .Просвещение 2008г.

  2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2012.

  3. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2013.

  4. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2013.

  5. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2012.

  6. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2013.

  7. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2012.

  8. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2013.

  9. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2013.

  10. Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 2013.

  11. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2013.

  12. Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2013 г.

  13. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2012.

  14. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2012.

  15. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2013.

  16. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2012.

  17. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2013.

  18. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2013.



























Приложение 1

Диагностическая работа№1

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!