Программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
кружка английского языка «Занимательный английский»
на 2021/ 2022 уч. год
Возраст учащихся 4 класс
Сроки реализации программы 1 год_
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательный английский язык» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Содержание программы «Занимательный английский язык» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №15 г. Балашова Саратовской области. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Наименование программы | Кружок английского языка «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» |
Инновационная составляющая программы | Кружок «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО. В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся в начальной школе, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка. Занятия в данном кружке обеспечивают развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет младшему школьнику проявить себя, преодолеть языковой барьер. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в изучении иностранного языка и применении полученных знаний и универсальных учебных действий на практике, а так же расширить лексический запас младшего ученика. Одна из основных задач образования по ФГОС НОО – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Исходя их этого, в программе предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в динамичную деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность на раннем этапе изучения языка является отличительной чертой проекта. |
Участники занятий | Учащиеся 4 «б» класса |
Цель программы | Создание условий для изучения английского языка; формирование интереса к изучению иностранного языка; формирование ценностного отношения к социальной реальности приобретение социальных знаний развитие эмоциональной сферы обучающихся, творческого воображения и фантазии; воспитания любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается; терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки спектаклей. |
Задачи программы | I. Познавательный аспект: способствовать приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; знакомить детей с культурой стран изучаемого языка (праздники); формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках. II. Развивающий аспект; развивать технику речи, артикуляцию, интонации, двигательные способности детей через драматизацию; развивать учебные умения; формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке. формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке, познакомить их с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене. III. Воспитательный аспект: воспитывать толерантность и уважение к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям; воспитывать личностные качества (умение работать в паре, группе, коммуникабельность); обеспечивать связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки. |
Ожидаемые результаты | В результате реализации данного проекта учащиеся 3 класса будут знать/понимать: основные типы предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания; предметы, действия и явления, встречающиеся в повседневной жизни; Уметь: применять нормы речевого поведения в процессе коммуникации; понимать на слух короткие тексты, читать и выполнять задания к текстам; составлять монологическое высказывание по образцу и сочинять текст на основе плана; понимать смысл адаптированного текста Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • понимать на слух речь учителя, одноклассников; • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге; • сочинять оригинальный текст на основе плана; |
Структура программы | Программа для 4 класса представляет собой 1 модуль, включающий 12 разделов, которые предполагают организацию познавательной и игровой внеурочной деятельности. На занятиях обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с английскими новыми английскими словами, получают начальные представления об англоязычных странах и их культуре. Этот этап обучения английскому языку ответственный и сложный в курсе обучения английскому языку. Основной задачей здесь является овладение учащимися навыкам и умениями чтения и письма, а также говорением и аудированием. В основе деятельности лежит системно-деятельностный подход, игровые технологии и проектная деятельность. Занятия по данной программе способствуют расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, образного и ассоциативного мышления, креативности. |
Формы проведения занятий | Внеурочная деятельность по английскому языку основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (проекты). Проектная деятельность занимает неотъемлемую часть программы. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. |
Виды деятельности | игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры); чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность; прослушивание песен и стихов; разучивание стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. |
Режим проведения занятий | Программа рассчитана на детей 10-11 лет, реализуется за 1 год. Количество обучающихся в группе 10 человек. 3-й год обучения 1 раз в неделю (всего 34 часа) |
Место проведения занятий | Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и библиотеке. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема | Количество часов |
| Всего | Теория (часы аудиторных занятий) | Практика (Часы внеаудиторных активных занятий) |
1. | «Давайте познакомимся!» | 2 | 1 | 1 |
2. | «Учебные принадлежности» | 4 | 2 | 2 |
3. | «Моя семья» | 3 | 2 | 1 |
4. | «Еда» | 4 | 2 | 2 |
5. | «Игры и спорт» | 3 | 1 | 2 |
6. | «Наши любимые животные» | 4 | 2 | 2 |
7. | «Мой дом. Моя квартира» | 4 | 2 | 2 |
8. | «Мое хобби» | 4 | 2 | 2 |
9. | «Мы считаем» | 4 | 2 | 2 |
10. | «Мы путешествуем» | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1 (2 часа)
«Давайте познакомимся!»
Лексический материал: I, am, hi, bye, yes, no, are, you, who, seven, eight, how, old, Russia, America, from, Great Britain, Africa, where, he, she, is, name, my, what, your, his, her, live.
Грамматический материал: личные местоимения: I, you, he, she
Притяжательные местоимения: my, his, her
Глаголы связки: am, is, are
Вопросы: who, how old, what, where.
Требования к знаниям и умениям.
Знакомясь с грамматическими структурами, дети учатся задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Умеют понимать и выполнять команды: Сядь! Встань! Иди сюда! Закройте глаза! Откройте глаза!
Тематика практических работ.
Составление диалога между детьми и сказочными персонажами.
Тема № 2 (4часа)
«Учебные принадлежности»
Лексический материал: a ruler, an exercise book, an eraser, a pencil-case, paints, a text-book, a brush, a pen, a sharpener, a book, a pencil, a calculator, a felt-tip pen, a bag, a desk, a chair, a school.
Грамматический материал: глаголы to have, to be, конструкции there is…/there are…
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны знать названия существительных по теме «Учебные принадлежности», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги.
Тематика практических работ.
Обыгрывание ситуаций «Я –ученик».
Тема № 3 (3часа)
«Моя семья»
Лексический материал: a mother ,a father, a grandmother, a grandfather, a sister, a brother, an aunt, an uncle, a son, a daughter, a friend, a family, love, fine, thanks, a cousin, a grandmother, a grandfather.
Грамматический материал: глагол have/has got
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны уметь называть всех членов семьи, рассказывать о своей семье, отвечать и задавать общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам.
Тематика практических работ.
Составление рассказа о своей семье по рисунку (фотографии).
Тема № 4 (4 часа)
«Еда»
Лексический материал: banana, pear, cherry, orange, grapes, plum, strawberry, apricot, lemon, apple, onion, pea, tomato, red pepper, cucumber, cabbage, рotato, carrot, bacon, butter, marmalade, milk, tea, roll, range, grapefruit, tomato, juice, toasts, coffee, mushrooms, sausage, fried eggs, eat, drink, cook, cake
Грамматический материал: глагол like, речевой образец Would you like some…
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны знать названия по теме «Еда», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик.
Тематика практических работ.
Сюжетно-ролевая игра «In the Shop».
Тема № 5 (3 часа)
«Игры и спорт»
Лексический материал: to play football, to play tennis, to play hockey, to play
tennis, to swim, to jump, to run, to skate, to ski, to toboggan, to play snowballs, to ride a bike, can, Do you like to play?
Грамматический материал: Present Simple.
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны знать названия спортивных игр и игр-забав, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, стоить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик.
Тематика практических работ- рассказ «Мое свободное время»
Тема № 6 (3 часа)
«Наши любимые животные»
Лексический материал: a cat, a frog, a dolphin, a penguin, a dog, a mouse, a horse, a cow, a chick, a hare, a monkey, a pony, a camel, a kitten, a puppy, zoo, a duck, a crocodile, an elephant, a fish, a parrot.
Грамматический материал: I like…, I have….
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны уметь называть животных и их детенышей, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам.
Тематика практических работ.
Рассказ о любимом животном.
Тема № 7 (4 часа)
«Мой дом. Моя квартира»
Лексический материал: a desk, a chair, a bed, a window, a house, a floor, a wardrobe , a carpet , an armchair, a bedroom, a living- room, a dining-room, a curtain, a wall, a hall, a sofa.
Грамматический материал: конструкция there is…/there are….
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны знать названия существительных по теме «Мебель», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик, используя изученные предлоги.
Тематика практических работ.
Рисование «Мой дом. Моя квартира». Составление рассказа по рисунку в пределах 4-5 реплик.
Тема № 8 (4 часа)
«My hobby »
Лексический материал: to swim, to sing, boxing, listen to music, to ride a bike, reading, to play computer games, drawing, to dance
Грамматический материал: Present Simple, like.
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны знать названия слова по теме « Хобби», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги.
Тематика практических работ: рассказ «Мое хобби».
Тема № 9 (4часа)
«Мы считаем»
Лексический материал: one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, many (how many).
Грамматический материал: числительные, местоимение it.
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны уметь считать от 1 до 10 обратно, решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, отвечать на специальный вопрос по пройденной грамматических работ.
Тематика практических работ. Прямой и обратный счет.
Тема № 10 (2 часа)
«Мы путешествуем»
Лексический материал: a car, a plane, a train, a bout, a bike, a motorbike, a bus, sea, a river, a mountain, an ocean, a forest.
Грамматический материал: глаголы go, travel, ride.
Требования к знаниям и умениям.
Дети должны уметь называть виды транспорта, уметь задавать и отвечать на общий вопрос по пройденной грамматической структуре.
Тематика практических работ.
Сюжетно –ролевая игра “The Bus”.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Авторские методики/разработки:
• разработка тем программы;
• описание содержания занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
• презентации по темам;
• видеоматериалы по темам;
• аудиоматериалы по темам;
• иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
• наглядные пособия (таблицы, картинки).
3. Методические материалы:
• методическая литература для учителя;
4. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
цифровой фотоаппарат;
магнитофон;
персональный компьютер
экран
проектор
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Предполагаемые результаты
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.
Список литературы для учителя
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Наглядный английский (Visual English) Начальный курс обучения. Мультимедийное электронное пособие.
Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2010. – 96 с.
Кулясова Н. А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: Вако, 2010.- 144с., [112] с. ил. – (Мастерская учителя иностранного языка)
Миронова О.С. Английский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Верещагиной, О.В. Афансьевой/ авт. – сост. О.С. Миронова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 223 с.
Ушакова О.Д. Грамматика английского языка: Справочник школьника. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.
BBC Muzzy Exercise Book English Level I PDF, 31 pages [электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/1206166/
BBC Muzzy Exercise Book English Level II PDF, 29 pages [электронный ресурс] – URL: http://www.twirpx.com/file/1206167/
Elizabeth Gray. The Express Picture Dictionary for young learners. Student's Book. Express Publishing. New Greenham park, Newbry. 2001
Elizabeth Gray. The Express Picture Dictionary for young learners. Activity book. Express Publishing. New Greenham park, Newbry. 2001
Elizabeth Gray. The Express Picture Dictionary for young learners. Teacher’s activity book. Express Publishing. New Greenham park, Newbry. 2001
Список литературы для учащихся
Английские народные сказки / сост., адаптация теста и коммент. В. А. Верхогляд; упражнения, слов. Л.Т. Добровольской. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 128 с. ил. – (Английский клуб.) – (Домашнее чтение).
Elizabeth Gray. The Express Picture Dictionary for young learners. Activity book. Express Publishing. New Greenham park, Newbry. 2001
Luis Fidge. Reading 3. Comprehension. Macmillan Foundation skills. 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название занятия | Дата проведения план | Дата проведения факт |
1. | «Давайте познакомимся!» 2 ч. | | |
1.1 | Давайте познакомимся! Новая лексика. 1 ч. | 6.09 | |
1.2 | Составление мини-рассказа о себе. 1 ч. | 13.09 | |
2. | «Учебные принадлежности» 4 ч. | | |
2.1 | Учебные принадлежности. Новая лексика. 1 ч. | 20.09 | |
2.2 | Диалоги по теме. 1 ч. | 27.09 | |
2.3 | Рассказ «Я - ученик». 1 ч. | 30.09 | |
2.4 | Решение кроссворда и ребусов 1 ч. | 4.10 | |
3. | «Моя семья» 3 ч. | | |
3.1 | Моя семья. Новая лексика. 1 ч. | 11.10 | |
3.2 | Мои родственники. 1 ч. | 18.10 | |
3.3 | Составление рассказа о семье. 1 ч. | 25.10 | |
4. | «Еда» 4 ч. | | |
4.1 | Еда. Новая лексика.1 ч. | 8.11 | |
4.2 | Составление меню. 1 ч. | 15.11 | |
4.3 | Диалог «В магазине». 1 ч. | 22.11 | |
4.4 | Любимое блюдо в моей семье. Рецепт 1 ч. | 29.11 | |
5 | «Игры и спорт» 3 ч. | | |
5.1 | Игры и спорт. Новая лексика. 1 ч. | 6.12 | |
5.2 | Рассказ по теме «Игры и спорт». 1 ч. | 13.12 | |
5.3 | Поиграем (Настольная игра «Лото») 1 ч. | 20.12 | |
6. | «Наши любимые животные» 4 ч. | | |
6.1 | Наши любимые животные. Новая лексика. 1 ч. | 27.12 | |
6.2 | Диалоги о животных. 1 ч. | 10.01 | |
6.3 | Рассказ о любимом животном. 1 ч. | 17.01 | |
6.4 | Игра «Отгадай животное» 1 ч. | 24.01 | |
7. | «Мой дом. Моя квартира» 4 ч. | | |
7.1 | Мой дом. Моя квартира. Новая лексика. 1 ч. | 31.01 | |
7.2 | Составление диалога по теме.1 ч. | 7.02 | |
7.3 | Рассказ «Мой дом». 1 ч. | 14.02 | |
7.4 | Игра «Лабиринт» 1 ч. | 21.02 | |
8. | «Мое хобби» 4 ч. | | |
8.1 | Мое хобби. Новая лексика. 1 ч. | 28.02 | |
8.2 | Диалоги по теме «Хобби». 1 ч. | 7.03 | |
8.3 | Рассказ «Мое хобби». 1 ч. | 14.03 | |
8.4 | Описание картины. 1 ч. | 21.03 | |
9. | «Мы считаем» 4 ч. | | |
9.1 | Мы считаем. Новая лексика. 1 ч. | 4.04 | |
9.2 | Сколько тебе лет? 1 ч. | 11.04 | |
9.3 | Решение примеров. 1 ч. | 18.04 | |
9.4 | Прямой и обратный счет. 1 ч. | 25.04 | |
10. | «Мы путешествуем» 2 ч. | | |
10.1 | Мы путешествуем. Новая лексика. 1 ч. | 6.05 | |
10.2 | Диалоги по теме. 1 ч. | 13.05 | |
| ИТОГО: | 34 ч. | |